Урок русского языка по теме " Значение приставок"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Урок закрепления знаний по теме. Вид урока - исследование. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Значение приставок.

Класс:  3

Тип урока: закрепление

Цель: закреплять знания о роли приставок в словах, умения находить приставки в словах, разбирать слова по составу.

Задачи:

  1. Обучающая: получить углубленные знания о приставке как значимой части слова; развивать умение образовывать новые слова с помощью приставок.
  2. Развивающая: развивать память, умение выделять главное, проводить анализ, делать выводы, способствовать развитию речи учащихся.
  3. Воспитательная: воспитывать умение совместной деятельности при работе в парах, прививать любовь к родному языку.

Вид урока: исследование.

Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Результаты:

предметные: выделять приставки в словах; определять (в простых случаях) их значение.

- метапредметные: развивать у учащихся умение выделять главное при определении орфограммы; обобщать изученное, развивать самостоятельность учащихся, используя проблемные вопросы, творческие задания, развивать речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; развивать умения самоконтроля, взаимоконтроля

личностные: совершенствовать навыки этичного межличностного общения, воспитывать бережное отношение к слову.

Оборудование: мультимедийный проектор учебник «Русский язык» В.П. Канакина. В.Г. Горецкий.

Ход урока

1. Организация начала урока.

Мы сегодня снова будем наблюдать,

делать выводы и рассуждать,

а чтобы урок прошел каждому впрок,

активно в работу включайся дружок.

- Садитесь.

- Руки … (на месте)

- Ноги… (вместе)

- Спина … (прямая).

2. Словарная работа.

- Сначала откройте тетради, запишите число, классная работа.

3. Актуализация знаний. ( групповая работа)

Какую тему мы изучаем? (Мы изучаем части слова).

- Назовите изученные части слова. (Корень, окончание, приставка).

- Что вы знаете о корне. 

Для чего нужно уметь выделять корень? (Для того, чтобы проверять безударный гласный в корне)

- Проверим, умеем ли мы выполнять эту работу.

- НАДО распределить слова по группам.

1 группа ( с безударной гласной  -О)

В…зить, к…лоть, х…дить, г…нять, см…треть.

2 группа ( с безударной гласной – А)

С…довник, м…стерить, м…хать, оп…дать ,

 3 группа (с безударной гласной – Е)

 Б…жать, л…тать,

4 группа (с безударной гласной – И)

 Х…трит, кр…чит, л…зать, л…стать.

-МОЛОДЦЫ!

4 . Постановка проблемы.

- А как Вы думаете, что это?

В-

ВЫ-

У-

ОТ-

ЗА-

ДО-

ПРИ-

ПО-

-  Как называется эта часть слова? Что вы знаете об этой части слова?

Вот слова - ( хотеть, писать, петь, клеить, ходить).

-Образуйте новые слова с помощью приставок.

- Молодцы. Вы справились с заданием.

- А с какой частью речи можно  спутать приставки?

- Как отличить приставку от предлога?  

5. Постановка цели урока.

Англичане утверждает, что приставки, не столь уж необходимы, без них вполне можно обойтись, ведь главное значение несёт в себе корень слова.

Мы проведем исследование нужны ли приставки и какую работу выполняют.

- Какая тема урока? (значение приставок).

- Сформулируйте каждый для себя цель урока.

- Моя цель урока – вместе с вами разобраться как приставка влияет на значение слова.

6. Исследовательская работа.

Прочитаем шуточное стихотворение.

Бим как - то раз в саду сидел,

Вдруг, Бом весёлый прилетел.

Бом низко-низко пролетел,

А Бим поймать его хотел.

Бим крался, Бим дышать не смел,

А Бом на крышу залетел.

Бим лез по лестнице, пыхтел,

Но со ступенек полетел.

Бим от обиды заревел,

И тут же Бом к нему слетел.

Так подружились Бим и Бом

В саду сидят они вдвоём.

- Прочитайте какие действия выполнял Бом.

Эти слова какое действие обозначают? (действие полета)

- Какой здесь корень?

- Какая часть слова уточняет значение действия? (Приставка) Назовите приставки.

- Запишите слова в тетрадь, выделите корень и приставку.

- Проверяем работу. Поднимите руку, кто сделал без ошибок?

- Молодцы.

- Кто понял, для чего нужны приставки в словах? (Они уточняют значение действия).

ВЫСКАЗЫВАНИЕ Чуковского

Вывод (записан  на доске) Приставки уточняют значение слова (читают несколько учеников)

Физкультминутка!!!

С ПРИ - приставкою присесть,

С ПО - приставкою подняться,

С ПОД - подпрыгнуть, подмигнуть,

С ПО - приставкой посмеяться,

С ВЫ - вытягиваем руки,

С О - опустим их опять.

Вот и все настало время

С ПО - зарядку повторять.

С ЗА - зарядку завершать.

Групповая работа.

Карточки для групповой работы

Задание для 1 группы

…бежал за угол

…бежал из дома                  

…бежал первым

          …бежал через дорогу          

                                                …бежал от края

Подсказка:

За -     вы -    при -    пере -      от -       про -

Задание для 2 группы

…читал маме

…читал вслух

…читал снова

…читал в журнале

…читал до конца

Подсказка:

За -     про -     пере -   вы -  до -

Задание для 3 группы

...писал письмо

… писал рассказ

…писал в тетрадь

…писал красиво

…писал из словаря

Подсказка:

На -   до -      за -    пере -    вы - 

7. Работа по учебнику. Упр. 158 с. 87

8. Формулировка выводов.

Какой вывод можем сделать из проделанной работы? (Каждая приставка имеет своё значение и уточняет значение слова. Если меняется приставка – меняется значение слова)

9. Закрепление материала.

Я буду описывать действие, а вы попробуйте заменить его одним словом.

                    Попасть внутрь комнаты. (Войти, зайти)

                   Сделать работу заново (Переделать)

                   Сделать пол чистым (Помыть)

                    Сделать рисунок цветным (Раскрасить)

Представим, что мы сидим перед телевизором.

-   Я называю приставку – в.

Что нужно сделать с телевизором?                      (Включить).

А если я скажу пере?                (Переключить на другую программу).

Вы- .                                                 (Выключить телевизор.)

                 10. Работа в парах

Карточки для работы в паре

Вставьте подходящие по смыслу приставки:

…ступила осень. В воздухе …холодало. Вода в водоемах …темнела. С кустов и деревьев …летает листва. …летные птицы …бираются …летать в теплые края.

Работа в парах. 

- На столе у вас карточки. Работаем в парах. Записываем в эти карточки недостающие приставки.

(Слайд 14)
Дописать недостающую по смыслу часть слова. 
бежал за угол, …бежал из дома, …бежал первым, …бежал через дорогу, …бежал от края. 

11. Подведение итогов.

Ребята, мы сегодня проделали большую работу.

- Выполнили цель урока?

- Какой вывод мы сделаем?

Вывод: В русском языке приставки нужны, они очень влияют на значение слова. Если в однокоренном слове изменить приставку – изменится значение слова.

         - Это далеко не все приставки в русском языке. На следующих уроках мы продолжим начатую работу и узнаем о значении других приставок.

                                    Тест

1.        Приставка – это:

а) главная часть слова  

б) значимая часть слова  

2. Приставка стоит:

а) перед корнем  

б) после корня

 

3. Приставка служит:

а) для связи слов в предложении  

б) для образования новых слов

 

4. Приставка – это:

а) изменяемая часть слова  

б) неизменяемая часть слов

5. Чтобы найти приставку в слове надо:

а) изменить форму слова

б) подобрать однокоренные слова

6. В каком слове есть приставка:

а) записка

б) замок

- Что получается? Какой вывод можно сделать? (У каждой приставки свое значение. Она вносит это значение в слово)

- Нужны ли нам эти знания? Зачем?

Итог на рефлексивной основе.

Что нового узнали на уроке о приставках?

- Чему могли бы научить других?

- Какие задания вызывали затруднения? Почему?

Оценивание

Домашнее задание: стр. 87 упр. 160 выполнить задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Правописание приставок" для 3 класса

Конспект урока русского языка по теме "Правописание приставок"...

Урок русского языка по теме "Правописание приставок и предлогов" 3 класс

Данный урок – это сочетание трёх факторов: обучения, развития, воспитания, с приоритетом развивающих форм обучения. Использовались инновационные приемы и техники Технология личностно - деятельностн...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание приставок и предлогов"

Технологическая карта урока русского языка для з класса по теме:"Правописание приставок и предлогов". УМК "Школа России". Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС....

Презентация к уроку русского языка по теме "Правописание приставок и предлогов"

: фФормировать умения различать предлоги и приставки, правильно писать их и употреблять в речи,За учить различать приставку и предлог на письме; группировать орфограммы по типу орфограммы.РаРазвивать ...

Презентация к уроку русского языка по теме "Правописание приставок в глаголах"

Материал может быть использован на уроке русского языка в 4 классе УМК "Начальная школа 21 века"...