План-конспект по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Маликова Эльвира Петровна

Урок по русскому языку на тему "Словари-незаменимые помощники" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slovari-nezamenimye_pomoshchniki.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

        Русский язык

Тема:

 «Словари- незаменимые помощники»  

Цель: Познакомить учащихся со словарями нового вида.

Задачи:

1.Формирование умения у детей пользоваться словарями.

2.Расширение словарного запаса учащихся.

3.Прививать интерес к родному языку.

 Оборудование:

  • 1.Словари
  • 2.конверт с пословицами
  • 3.Карточки с названиями словарей
  • 4. Листы разного цвета с заданиями.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Вступительное слово учителя

 Откройте, пожалуйста, тетради. Начинаем урок русского языка. На доске записана пословица. Запишите её и подумайте над её смыслом.

«Хромое слово – кривая речь» - гласит русская пословица.

Чтобы хорошо понять  прочитанное, чтобы речь была не кривой, а красивой, надо знать много слов, уметь с ними обращаться.

А вы не задумывались, сколько слов в русском языке? (ответы учащихся)

Так вот, учёные предполагают, что в русском языке более 500 000 слов. Наверное, нет ни одного человека, который знал бы все эти слова. А сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство с самыми умными и  многознающими книгами. Они помогают нам правильно писать слова, расширяют кругозор, приобщают к культуре. Без этих книг трудно обойтись школьнику и студенту, преподавателю и учёному, художнику и писателю.

Это словари. (слайд – тема урока)

3. Актуализация знаний

Запишите тему сегодняшнего урока.

С какими словарями мы уже знакомились на уроках русского языка? (Орфографический, толковый).

В мире существуют тысячи словарей всевозможных видов и назначений. А самое главное, принимая подсказку словаря, мы не краснеем, не стыдимся, а гордимся тем, что удалось избежать ошибки.

 слайд (цитата) «Словарь – это вселенная, расположенная в алфавитном порядке». Анатоль Франс

Перед вами словари, которые есть в нашей школьной библиотеке. (Выставка словарей, прокомментировать).

На ваших столах лежат словари уже известные вам и карточки с заданиями. Для начала мы должны угадать слово, которое нам поможет начать работу.

Внимание, на экран! (слайд – появляется алфавит)

  • Что это…….? (русский  алфавит)
  • Как вы думаете, почему алфавит поможет нам в  работе? (ответы учащихся)
  • Да вы, действительно, правы.

-

4. Работа над новым материалом.

К какому словарю надо обратиться для того, чтобы правильно написать слово «АЛФАВИТ?

 (К орфографическому словарю) ( слайд «орфографический словарь») (по мере ответов детей на слайде появляются название словарей)

  • Вспомним («орфос»-правильный, «графос»- пишу )
  • Найдите это слово в словаре, прочитайте. Проверьте (вылетает слово АЛФАВИТ)  
  • В орфографическом словаре мы проверяем правильность написания слова.
  • Исходя из того, что («орфос» - правильный, «эпос» -речь). Что мы будем проверять в орфоэпическом словаре? (ответы учащихся)
  • Что значит правильно произнесённое слово? (ответы учащихся)
  • Это значит правильно поставленное ударение, правильно произнесённые звуки.

Орфоэпический словарь помогает нам в этом.

Так как же правильно АЛФАВИТ или АЛФАВИТ? ---Узнайте. Проверьте. Запишите.

А для чего служит толковый словарь? (ответы) 

Теперь давайте заглянем в толковый словарь (вылетает название «толковый словарь») и найдём  толкование слова АЛФАВИТ 

Проверьте (вылетает толкование слова). Запишите.

А как вы думаете можно ли подобрать синонимы к слову «Алфавит»? Если заглянуть в  словарь синонимов, выясняется, что это АЗБУКА

«Азбука»

Правильно. Запишите это слово.

Пользуясь словарём пословиц и поговорок можно подобрать пословицы к слову алфавит и азбука (слайд).

-Азбука к мудрости ступенька. Аз да буки избавят нас от скуки.

-Как вы понимаете смысл этой пословицы. –

   На следующей строчке запишите эту пословицу.

5. Физминутка

6.Рефлексия.

На каждой парте помимо словарей, есть карточки с названиями словарей (на карточках определённого цвета написаны названия словарей, это позволяет провести фронтальную проверку)

Попробуйте правильно ответить на вопросы, посовещайтесь  (слайд)

Каким словарём будете пользоваться, если:

  • Только затрудняетесь в написании какого-либо слова (орфографический словарь).
  • Вам нужно узнать толкование, какого либо слова (толковый словарь).
  • Вам нужно узнать, как правильно ставится ударение, произносится слово (орфоэпический словарь).
  • Вам нужно объяснить смысл той или иной пословицы (словарь пословиц и поговорок).

7.

А теперь ещё раз давайте вспомним алфавит. Возьмите листок голубого цвета. Переверните его  (детям предлагается алфавит с пропущенной буквой).

 Среди 33 букв алфавита, помещённых в круг, одна пропущена. ( слайд) Какая? Впишите её в свободный фрагмент. Посовещайтесь. Проверьте. (слайд) 

Вам предлагаются слова, пользуясь словарём,  нужно правильно записать, поставить ударение и произнести эти слова. ( слайд)

Работу будем выполнять  в  группах

  • Звонит
  • Документ
  • Квартал
  • Диалог

При выполнении задания воспользуйтесь сигнальной карточкой. Проверьте.

8.Физминутка 

9. Что такое синонимы

Найдите в словаре синонимы слова.

Запишите эти слова.

На уроках мы часто разбираем слова по составу. На помощь к нам придёт словообразовательный словарь.

Найдите однокоренные слова к словам город, игра, земля, мороз, весна

10. Работа в группах - Предлагаю выполнить следующее задание

У вас в конверте находятся слова, из которых надо составить пословицу.

1 группа

 Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь

2 группа

 Лучше оступиться, чем оговориться

3 группа

              Умные речи приятно и слушать

Проверим( слайд) 

-Воспользуйтесь словарём пословиц и поговорок. Пролистайте его и подумайте, как можно найти значение той или иной пословицы (ответы). Каков смысл ваших пословиц? Узнайте. Зачитайте по словарю. Запишите эти пословицы в тетрадь.

11. Итог

-Давайте подведём итог нашего урока.

Что нового сегодня узнали на уроке?

С чем познакомились?

 Разговор о словарях безграничен. Мы познакомились только с некоторыми из них. Научившись пользоваться словарями ,вы обязательно полюбите их и согласитесь с С.Я.Маршаком ( слайд)

 Усердней каждый день смотрю в словарь:

В его столбцах мерцают искры чувства.

 В подвалы слов не раз сойдёт искусство,

Держа в руке свой потайной фонарь.

(слайд) (запись домашнего задания  на слайде)

Домашнее задание.

12. Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

План- конспект урока по русскому языку во 2 классе.

План- конспект урока по русскому языку во 2 классе по учебнику Т.Г.Рамзаевой по теме " Правописание жи-ши" .  В конспекте представлены задания для закрепления и проверки  правописания орфогр...

план- конспект урока по русскому языку в соответствии с ФГОС 2-го поколения

Урок по русскому языку , проводимый в первом классе по теме " Устная и письменная речь" по УМК " Школа России" был разработан в соответствии с ФГОС второго поколения. здесь хорошо прослеживаются крите...

План конспект урока по русскому языку 2 класс (по ФГОС) на тему "Род имени существительного"

Конспект урока по ФГОС в виде презентации с подробным описанием предметных, метапредметных и личностных целей и УУД....

План-конспект урока по русскому языку 3 класс

План-конспект урока по русскому языку. Базовый учебник Рамзаева Т.Г. 3 класс с применением ЭОР по теме "Упражнение в проверке безударных гласных.  . На данном уроке закрепляется и обобщается прав...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Урок русского языка «Безударные гласные в корне слова» план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Урок по теме «Безударные гласные в корне слова" по учебнику А.В. Поляковой....