Конспект урока родного руссоко языка в 1 классе "Вежливые слова"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Минишева Дарья Евгеньевна

Данный конспект предназначен для учителей начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vezhlivye_slova.docx254.29 КБ

Предварительный просмотр:

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд 

Описание слайда: 

2 слайд 

Описание слайда: 

3 слайд 

Описание слайда: 

4 слайд 

Описание слайда: 

5 слайд РАССМОТРИ ФОТОГРАФИИ. ПОДУМАЙ: КАК ВЕЖЛИВО ОБРАТИТЬСЯ К ВЗРОСЛОМУ? К РОВЕСТНИ

Описание слайда: 

РАССМОТРИ ФОТОГРАФИИ. ПОДУМАЙ: КАК ВЕЖЛИВО ОБРАТИТЬСЯ К ВЗРОСЛОМУ? К РОВЕСТНИКУ ИЛИ К ТОМУ, КТО МЛАДШЕ ТЕБЯ? КОМУ МОЖНО СКАЗАТЬ «ТЫ», А КОМУ СЛЕДУЕТ ГОВОРИТЬ «ВЫ»? ВЫ ТЫ

6 слайд РАССМОТРИ РИСУНКИ. РАССКАЖИ, ГДЕ ПРОИСХОДЯТ СОБЫТИЯ, КОТОРЫЕ НА НИХ ИЗОБРАЖЕН

Описание слайда: 

РАССМОТРИ РИСУНКИ. РАССКАЖИ, ГДЕ ПРОИСХОДЯТ СОБЫТИЯ, КОТОРЫЕ НА НИХ ИЗОБРАЖЕНЫ. КТО В НИХ УЧАСТВУЕТ? ПРЕДСТАВЬ, ЧТО МОГУТ ГОВОРИТЬ ДРУГ ДРУГУ ЭТИ ЛЮДИ. КАКИЕ СЛОВА ПОМОГАЮТ ВЕЖЛИВО ПОПРОСИТЬ, ИЗВИНИТЬСЯ, ПОБЛАГОДАРИТЬ?

7 слайд Разыграйте ситуации, изображённые на рисунках.

Описание слайда: 

Разыграйте ситуации, изображённые на рисунках.

8 слайд Из истории языка. Слово благодарить (благодарю) произошло от двух слов: от сл

Описание слайда: 

Из истории языка. Слово благодарить (благодарю) произошло от двух слов: от слова благо, которое означает «добро», и слова дарить. Благодарить – значит выражать признательность за помощь, внимание или добрый поступок. Слово спасибо произошло от выражения спаси Бог. Когда так говорили, то не просто благодарили, а просили Бога спасти человека за добро, которое он сделал.

9 слайд Из истории языка

Описание слайда: 

Из истории языка

10 слайд Мудрость в пословицах. Как вы понимаете это выражение? Своего «спасибо» не жа

Описание слайда: 

Мудрость в пословицах. Как вы понимаете это выражение? Своего «спасибо» не жалей, а чужого не жди.

11 слайд Расскажи, что делают люди, которые изображены на рисунках. Представь, что мог

Описание слайда: 

Расскажи, что делают люди, которые изображены на рисунках. Представь, что могут говорить эти люди. Какие слова помогают похвалить, утешить? Какие слова было бы приятно услышать тебе в похожих ситуациях?

12 слайд Что случится, если исчезнут все вежливые слова?

Описание слайда: 

Что случится, если исчезнут все вежливые слова?

13 слайд Как вы думаете, какие слова больше «весят»? Назовите вежливые слова и раскрас

Описание слайда: 

Как вы думаете, какие слова больше «весят»? Назовите вежливые слова и раскрасьте коробку с соответствующим названием.

14 слайд Рассмотрите рисунки и придумайте по ним правила общения с друзьями. Раскрасьт

Описание слайда: 

Рассмотрите рисунки и придумайте по ним правила общения с друзьями. Раскрасьте картинки, где дети поступают правильно.

15 слайд Подберите по рифме вежливое слово или выражение.

Описание слайда: 

Подберите по рифме вежливое слово или выражение.

16 слайд СПАСИБО ЗА УРОК!

Описание слайда: 

СПАСИБО ЗА УРОК!

Урок родного языка.

Тема: Вежливые слова.

Цель урока:

-формировать у детей нравственное представление о “вежливости”.

-воспитывать умение использовать вежливые формы обращения в общении с людьми.

-воспитывать умение сопоставлять собственное мнение о своих качествах с мнением окружающих людей.

-привитие детям потребности культурного поведения.

Задачи:

-Развивать навыки культурного поведения в общественных местах.

-Формировать положительные моральные качества.

-Формировать умение давать само - и взаимооценку поступкам, высказывать свое мнение по теме.

Планируемые результаты:

Предметные: ученики познакомятся с понятиями «вежливые слова», на основе предыдущего жизненного опыта научатся различать слова приветствия, прощания, извинения, благодарности.

Личностные: развитие самопознания, осознание себя и своего места в окружающем мире; формирование внутренней позиции на основе положительного отношения к окружающим людям; культуры поведения; развитие навыков сотрудничества со сверстниками; этических чувств ( доброжелательности и эмоциональной отзывчивости).

УУД:

Регулятивные: научатся правильно употреблять вежливые слова в соответствии с ситуацией.

Познавательные: узнают правила поведения в отношениях с окружающими людьми, секрет общения, помогающий устанавливать дружеские отношения;

Коммуникативные: уметь слушать и слышать другого человека; участвовать в беседе, быть внимательным к самому себе и окружающим; понимать чувства и настроение другого, осмысливать свои поступки и поступки другого человека.

Ход урока

  1. Организационный момент

- Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.

Возле парт вам нужно встать

И урок пора начать.

Поприветствуем гостей, 
С ними нам вдвойне теплей! 


-Дети,
поздоровайтесь с гостями,садитесь.Сейчас вы сказали гостям здравствуйте

2.Формулирование темы урока

-Прочитает стихотворение про это замечательное слово (Быковская Т.)

Читает ребёнок

Что такое «здравствуй»?

Лучшее из слов.

Потому что «здравствуй»

Значит «будь здоров».

Правило запомни,

Знаешь- повтори.

Старшим это слово

Первым говори.

Вечером расстались,

Встретились с утра,

Значит, слово «здравствуй»

Повторить пора.

-Так что мы пожелали гостям, когда здоровались?(Здоровья) Раньше наши предки говорили «здравия тебе желаю», «здравствуйте же многие лета» ,«доброго здоровья» и при прощании тоже желали здоровья: «Будь здоров». Этим пожеланием русские люди отличались от многих европейцев, у которых смысл приветствия заключался в пожелании радости, счастья и добра. Русский человек все это видел в здоровье.

-Есть еще немало слов, которые приятно слышать каждому человеку.

-Послушайте внимательно стихотворение, запомните слова, о которых в нём говориться.

- Добрый день! – тебе сказали.
- Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали –
Теплоты и доброты.

- Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
- Здравствуй! – улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку,
И здоровым будет много лет.

За что мы говорим “спасибо”?
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы –
Кому сказали, сколько раз?

Отменить, 
что ли, слово “пожалуйста” -
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что, без “пожалуйста”
Нам становится неуютно.

Слова чудеснейшие эти

Услышать каждый очень рад.

Добреют взрослые и дети

И улыбнуться вам спешат.

Стихи о вежливых словах А.Кондратьева. 

-Назовите эти чудесные слова,которые вы запомнили.(Добрый день,здравствуйте,спасибо,пожалуйста).Как ещё их

называют? Назовите одним словом(Вежливые)


-Попробуйте сформулировать тему нашего урока .Какие слова мы будем изучать?

Тема:вежливые слова

Цель:узнаем,что такое в.с.;

познакомимся с вежливыми словами;

узнаем,когда их употребляют .

  1. Изучение нового материала

1)-И сегодня мы с вами отправимся в страну «Вежливых слов».

Чтобы открылисьворо́та вы должны ответить на вопросы:

- Как называют человека, который в своей речи употребляет «вежливые» слова?  Вежливый).

-Сможете ли вы ответить на вопрос, какого человека считают вежливым?

-А более точно поможет нам ответить на этот вопрос мудрая книга,которая называется «Толковый словарь» Ожегова?

(Толковым его называют потому что он нам толкует,т.е. объясняет значение слова)

Давайте обратимся к толковому словарю:

"Вежливый " — от древнерусского "вежа" — «знаток», знающий, сведущий; ученый, образованный тот, кто знает правила приличия, общепринятые формы выражения доброго отношения к людям. 

- ВЕЖЛИВЫЙ, -ая, -ое; -ив. Соблюдающий правила приличия, воспитанный, учтивый. Невежа – это грубый человек с плохими манерами, не умеющий себя вести в обществе. Это производное от слова «невежливый».

  1. Невежда – это малообразованный человек, не сведущий в какой-либо области, обладающий поверхностными знаниями, профан, неуч. Это производное от слова«не ведает» (не знает).

- Про вежливого человека говорят, что он внимательный, обходительный, почтительный, предупредительный, услужливый, участливый, учтивый, воспитанный, любезный, обязательный, приветливый. Вежливый человек уважительно относится к людям, он всегда может оказать помощь каждому, кто в ней нуждается.

2)-Нам предстоит далёкая дорога,и мы отправляемся чтобы помочь зацвести цветку вежливых слов.Псмотрите,какой он грустный и на нём нет ни одного лепестка.

-Вот мы очутились в стране вежливых слов.

И встречает нас кот в сапогах.Почему он снял шляпу?Он нас приветствует.

-Сейчас вы прослушайте стихотворение и скажите,какие

слова приветствия может говорить вежливый человек. Добрый день!

Добрый вечер!

Я вас рада видеть очень!

Мы не виделись сто лет

Как дела?

Здравствуйте!

Этими словами мы украсим аллею приветливых слов.

-Посмотрите,а на нашем цветке появился лепесток.

Вы узнали слова приветствия.

-А рядом находится озеро Прощания

-Какие слова из стихотворения может сказать кот при прощании

До свидания

До встречи

Прощай

Всем пока

Будь здоров!

-О,вот ещё один лепесток появился у цветка

3)-А мы идёт дальше.И оказываемся в доме Благодарностей .

-Когда мы благодарим? Слово «благодарю» произошло от двух слов:от слова благо,которое означает добро,и слова дарить.Благодарить-значит выражать признательность за помощь,внимание или добрый поступок.

Какие слова благодарности мы знаем

Большое спасибо

Благодарю

Спасибо

Я рад

Я признателен

Своя история у слова благодарности спасибо. Вначале при встрече говорили «Спаси вас Бог», что подразумевало спасение от всяких неприятностей, болезней, от какого-либо зла. Со временем это приветствие сократили и вместо «Спаси Бог» стали говорить «спаси – бо».

-Посмотрите,у нашего цветка появился ещё один лепесток.

4) -Рядом с домом есть замок Извинений

-Когда мы просим прощение? Слово «извините» по происхождению связано со словом вина.Мы произносим это слово ,когда признаём свою вину и просим простить нас за проступок.

Послушаем стихотворение «Простите»

Папа разбил
Драгоценную вазу.
Бабушка с мамой
Нахмурились сразу.
Но папа нашелся;
Взглянул им в глаза,
И робко и тихо
«Простите» — сказал.
И мама молчит, улыбается даже.
— Мы купим другую,
Есть лучше в продаже…
«Простите!»
Казалось бы,
Что в нем такого?
А вот ведь какое чудесное слово!

- Почему мама с бабушкай быстро простили папу?

Он попросил прощения.Как он это сделал?

- Какие слова живут в этом замке?

Простите

Извините

Прошу прощения

Виноват

Мне очень жаль

-Посмотрите,а у цветка появился ещё один лепесток.

5)Гора Просьбы

Пожалуйста

Будьте добры

Будьте любезны

Вывод:

-Какие слова называют вежливыми?Слова,которые произносит воспитанный человек.

-Но среди людей встречаются и невежливые люди, которые не умеют себя вести.

-Сейчас давайте с вами попробуем понять умеете ли вы отличать поступки вежливых и невежливых людей

Физминутка

Условия игры:

Если вы посчитаете, что поступок вежливый, то хлопайте в ладоши.

Если  считаете, что поступок невежливый, то топайте ногами.

  • Поздороваться при встрече.
  • Толкнуть, не извиниться.
  • Помочь поднять упавшую вещь.
  • Громко разговаривать в общественных местах.
  • Обозвать обидным словом одноклассника.
  • Не уступить место пожилому человеку.
  • Отвечать на телефонный звонок во время урока.
  • Помочь донести сумку незнакомой старушке.
  • Рассказать доверенную тебе тайну.
  • Стараться говорить громче собеседника.
  • Похвалить хозяйку (маму) за вкусный обед.

-Значит,вы понимаете как себя ведут вежливые и невежливые люди.

- Почему некоторые слова называют волшебными? Тому, кто говорит их, никогда не откажут в просьбе и в помощи, простят нечаянный проступок и даже обиду. Культурный человек всегда говорит такие слова, общаясь с родными и друзьями, с незнакомыми людьми. Знаешь ли ты такие слова?Сейчас проверим

4.Работа с учебником.

Составление кластера

1)-Сегодня мы с вами попробуем вырастить цветок. Но он необычный. Это цветок вежливых слов. Каждый его лепесток будет появляться, после того, как вы будете называть ситуации,в которых могут употребляться вежливые слова.

-Откройте учебник на стр.11.

1)-Что изображено на рисунке слева?(Мышонок здоровается с котом.Видно,что они хорошие друзья,они улыбаются др.другу)

-Какие слова должны они сказать друг другу?(Здравствуй,привет)

-Как называют такие слова?(Слова приветствия)

2)Мышонок подарил коту подарок,и к. говорит «спасибо» м-ку.Слова благодарности

3)М.просит сыр.»Дай, пожалуйста» Слова просьбы

4)К.наступил м.на хвост.Слова извинения

5)К.говорит мышонку «не огорчайся,не расстраивайся» Слова утешения

6)К.прощается с мышонком.Слова прощания

2)Слова надо уметь произносить.Их говорять спокойным голосом,глядя человеку,которому они адресованы,прямо в глаза.

- А ещё слова нужно говорить,учитывая возраст человека,с которым вы говорите.

5.Работа в тетради

1)Соедените фото с нужным словом

На доске две карточки ТЫ и ВЫ и фото людей

Давайте распределим на группы эти фото.

-К кому вы будете обращаться на вы?А кому скажете ты?

Сверстникам и младше себя говорим «ты», а взрослым «Вы»

Послушайте стихотворение и скажите,кому и когда вы будете говорить эти слова?

2)Найди где изображены поступки вежливого человека ,обведи эти рисунки.

6.Закрепление изученного материала

1)Работа в парах

Раздать карточки с различными ситуациями,изображёнными на рисунках.Дети должны их разыграть.(Приготовить карточки).

-Представьте,что люди могут говорить друг другу

VII. Рефлексия

     ( На доске записаны слова).

Спасибо, доброе утро, завтра, спокойной ночи, пожалуйста.

Найдите лишнее слово.

- Как называются все остальные слова?

- Для чего в речи нужно употреблять «вежливые» слова?

- Как называют человека, который употребляет в своей речи такие слова? Как приятно видеть улыбающееся лицо, слышать ласковые, обращенные к тебе слова. И тогда твое настроение становится приподнятым, веселым. Так же и людям приятно услышать от тебя ласковые, добрые слова.

- Как называют грубого, невоспитанного человека?

- А кто такой невежда и невежа?

А сейчас почитаем и стихотворение и вставим пропущенные слова.

Встретив зайку, ёж-сосед

Говорит ему: «…» (Привет!)

А его сосед ушастый

Отвечает: «Ёжик, …» (Здравствуй!)

Неуклюжий песик Костик

Мышке наступил на хвостик.

Поругались бы они,

Но сказал он «…» (Извини!)

Говорит Лиса Матрёна:

«Отдавай мне сыр, ворона!

Сыр большой, а ты мала!

Всем скажу, что не дала!»

Ты, Лиса, не жалуйся,

А скажи: «…» (Пожалуйста!)

Толстая корова Лула

Ела сено и чихнула.

Чтобы не чихала снова,

Мы ей скажем: «…» (Будь здорова!)

Муха Жу, хоть не хотела,

В скорый поезд залетела.

Ей букашки Фло и Фти

Скажут: «…» (Доброго пути!)

Дал Ивану царь Гундей

За спасенье пять гвоздей,

А Иванушка царю

Говорит: «…» (Благодарю!)

Катя пупсика Игнатку

Уложила спать в кроватку –

Больше он играть не хочет,

Говорит: «…» (Спокойной ночи!)

Олениху в два часа

Навестить пришла лиса.

Оленята и олень

Ей сказали: «…» (Добрый день!)

Трясогузка с бережка

Уронила червяка,

И за угощенье рыба

Ей пробулькала: «…» (Спасибо!)

-Как ты понимаешь пословицу

Своего «спасибо» не жалей, а чужого не жди.

VIII. Подведение итогов урока 

-Для чего же нужны вежливые слова?

(Помогают найти друзей; помогают дружить, помогают мириться)

-Какие вежливые слова бывают?

Обратиться к кластеру

В конце урока раздать детям «Памятку вежливого человека»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока родного (татарского) языка в 4 классе по теме "Кимлек дәрәҗәсендәге сыйфатлар".

Башкортстан республикасының татар мәктәпләре өчен дәрес конспекты...

Конспект урока родного (нанайского) языка по теме "Жилища животных" в 3 классе

Материалы урока родного (нанайского) языка по теме "Жилища животных" в 3 классе, в помощь учителям родного (нанайского) языка...

Конспект урока по предмету: Конспект урока по русскому языку (4 класс) «Слова, обозначающие действие предмета»

Конспекты уроков были составлен для детей, обучающихся по1 и по 2 варианту адаптированной основной общеобразовательной программы.Для учащихся характерна повышенная утомляемость. Нарушено переключение ...

конспект урока родного (русского) языка на тему "ЗАЧЕМ ЛЮДЯМ ИМЕНА " (1 КЛАСС)

Конспект урока родного (русского) языка на тему "ЗАЧЕМ ЛЮДЯМ ИМЕНА " (1 КЛАСС).ЦЕЛЬ: на примерах показать,  зачем  людям имена, познакомить с именами, которые могут носить и девочк...

Конспект урока родного(татарского) языка в 4 классе по теме "Кушма сүзләр"

Конспект урока татарского языка в 4 классе по теме "Кушма сүзләр"....

конспект урока родного (русского) языка на тему ": Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).

Цель урока: познакомить со словами, называющими предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник); развивать речь , ло...

Конспект урока родного руссоко языка в 1 классе "Как люди общаются друг с другом"

Данная разработка предназначена для учителей 1 класса....