Мастер-класс "Языковые единицы речи"
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Федорова Людмила Николаевна

Данный мастер-класс был проведён на Международном фестивале педагогических инноваций в области преподавания русского языка как иностранного Монголия г. Улан –Батор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fyodorova_l.n.docx18.61 КБ

Предварительный просмотр:

Л. Н. Фёдорова

учитель начальных классов МБОУ

 «Кяхтинская средняя общеобразовательная школа № 4»,

г. Кяхта Кяхтинский район, Республика Бурятия

МАСТЕР КЛАСС

 УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА.

Тема: Языковые единицы речи - слово, словосочетание, предложение, текст. Повторение и актуализация полученных знаний.

Цели: повторение и актуализация знаний о языковых единицах языка - слове, словосочетании, предложении, тексте и их существенных признаках, закрепление умений выделять языковые единицы речи, различать их  по основным признакам.

Формирование:

- коммуникативных УУД через работу в группах, аргументацию собственного мнения, построению монологических высказываний;

- регулятивных УУД через постановку целей и задач урока, контроль и оценку себя и товарищей по группе;

- познавательных УУД через анализ, сравнение, преобразование и обобщение информации, ИКТ;

Развивать  орфографическую зоркость; мышление, внимание, умение работать над лексическим значением слова по словарю;  работать в группах и самостоятельно; формировать речевую активность обучающихся, обогащать словарный запас детей; способствовать воспитанию  интереса к  русскому языку; уважения и понимания партнёра по группе, желания  соблюдать правила дорожного  движения.

Оборудование: учебник русского языка 4 класс (в 2-х частях) Автор: А. В. Полякова, презентация, листы самооценки, листы с вопросами для обобщения знаний о языковых единицах  речи, толковый словарь русского языка.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент

Добрый день. Я очень рада встрече.

Улыбнемся друг другу, улыбка

улучшает настроение, помогает при общении. Спасибо.

Сегодня будем работать с листами самооценки, оценивать свою работу будем, используя смайлики.

Отметьте свое настроение в начале урока.

  1. Знакомство со словарным словом.

а) Отгадайте загадку.

Неживая, а идёт

Неподвижная, а ведет. (дорога)

Проверим, верно ли наше предположение, разгадаем ребус.

дом, рога (рисунок) (дорога)

Какая буква орфограмма в слове? Назовите её.

б) История слова

Какое задание нужно выполнить?

Давайте рассуждать.

Вывод: От какого слова образовано слово дорога?

               Оцените свою работу.

  1. Наблюдение над однокоренными  словами.

Выполним задание 2. Прочитайте. Есть вопросы.

Выполняем самостоятельно.

Вывод: Корни в однокоренных словах пишутся одинаково.

Проверим. Оцените работу.

  1. Классификация слов.

Прочитайте задание 3.

Выполним его.

Вывод: Как называется языковая единица, с которой работали? Какое значение имеют слова в русском языке?

  1. а) Составление словосочетаний.

Догадайтесь, какое задание нужно выполнить?

Что называется словосочетанием?

Проверим.  Оцените свою работу в листах самооценки.

б)  Определение значения слов.

Записанные словосочетания можно разделить  на две группы. Какие?

Вывод: В словосочетании жизненная дорога слово дорога употреблено в переносном смысле, потому что такой дороги нет, имеется ввиду продолжительность жизни человека.

С какой языковой единицей работали?

Что называется словосочетанием?

  1.  Работа над предложением.

а)  Составление предложения.

                   Прочитайте предложение.

                        Что нужно сделать, чтоб составить  предложение?

Дорога должна быть безопасной.

Что мы составили и записали?

Из чего состоит предложение?

б)  Выполнение разборов.

  1. Выполните разбор предложения по членам предложения,  частям речи, дайте характеристику  предложению.
  2. Выполним морфологический  разбор слова дорога.

Вывод: Выполняя разбор слова, определили  грамматическое значение слова.

  1. Определение лексического значения слов.

Определите лексическое значение слова дорога.

Мнения разные у нас. Как можем

проверить?

Какой словарь нам нужен для работы?

                  Поработаем со словарём.

Что можно  сказать о количестве лексических значений слова дорога?

Предположите, как могут называться такие слова?

А слова, у которых одно лексическое значение?

Вывод. Что  повторили о словах?

  1. Беседа о соблюдении ПДД.

Почему дорога должна быть безопасной?

Как люди  могут влиять на  безопасность движения?

Вывод: С какой языковой единицей работали?

  1. Прочитайте историю.

Почему ничего не понятно?

                  Какое задание нужно выполнить?

                  Сколько предложений записано?

                     Как называется  данная языковая  единица?

                  Какой из предложенных заголовков подходит  к тесту?

                        Вывод: Что называем тестом?

                         Как озаглавить текст?

  1.  Итог урока.

Назовите  языковые единицы по порядку.

Есть ли между ними связь?

Как это  можно  обозначить?

Получилась схема, прочитаем её.

  1.  Работа в группах (обобщение, систематизация знаний о языковых единицах речи)  

         Группы выступают   у доски, обобщают  знания о   языковых единицах.

Итог урока:  Определите  тему урока. Наш урок подошел к концу. На партах у вас лежат  смайлики  красного и синего цвета.

– Красный смайлик  – это означает, что вам на уроке было интересно и у вас от урока осталось хорошее настроение, вы многое для себя с урока взяли поучительного.

– Синий смайлик  – это означает, что вам на уроке было не очень интересно и у вас плохое настроение, вы для себя с урока не взяли  ничего поучительного (дети анализируют свою работу, берут  смайлик  и приклеивают на свои оценочные  листы)

Улыбаются.

Отгадывают загадку.

Разгадывают ребус.

Отвечают. (расшифровать запись)

Дор - дорога.

Работают самостоятельно.

Проверяю, оценивают свою работу.

Работа по слайду.

Выполняют задание, проверяют работы друг друга.

Отвечают.

Работа по слайду.

Записывают словосочетание.

Проверяют, оценивают работу.

Высказывают предположения.

Оценивают работу.

Это отдельные слова записаны.

Переставить слова так, чтоб они были связаны по смыслу.

Оценивают свою работу.

Работают самостоятельно.

Оценивают работу.

Выполняют задание, проверяем, оценивают в листах самооценки.

Высказывают предположения.

Нужен толковый словарь русского языка

Объясняют, как найти нужное слово в словаре.

Отвечают.

Многозначные

Однозначные

Отвечают на вопросы.

Предложения не связаны по смыслу.

Тест.

Рассуждают, озаглавливают текст.

Работают в группах.

Читают схему:

Работа в группах по предложенным планам,  обсуждение, запись пропущенных слов.

Обобщение знаний о языковых единицах речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Обобщение знаний о предложении и тексте как единицах речи"

Презентация к уроку русского языка по теме "Обобщение знаний о предложении и тексте как единицах речи". УМК "Школа России". 2 класс...

Электронное пособие "Единицы речи"

Цель – активизация новых форм образовательного процесса при помощи использования ИКТ для обеспечения технической поддержки уроков русского языка.Задачи:Способствовать совершенствованию детьми знаний о...

Предложение как единица речи. Границы предложения. Схемы.

Научить различать предложение от набора слов, выделять границы предложения на письме и при чтении....

Урок "Предложение и текст как единица речи"

Урок-обобщение русского языка во 2 классе из цикла "Сказка на уроке"...

Урок русского языка во 2 классе «Речь. Единицы речи» (обобщение пройденного).

Описание работы.Автор: Нейжмак Марина Николаевна -  учитель начальных классов, 2  категории, Сальский район с. Бараники.МОУ «средняя общеобразовательная школа №46 Преподаваемый предмет: Учит...

Текст как единица речи

Урок проведенный в 3 классе, помогает сформировать учащихся общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков....

Урок русского языка 2 класс Предложение как единица речи.

Создать условия для ознакомления учащихся с использованием предложения в речи и его признаками.Способствовать развитию внимания, развитию речи учащихся.Воспитывать культуру учебного труда....