Урок -проектная задача
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Лысенко Елена Владимировна

Урок русского языка в 3 классе по теме "Сложные слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_na_konkurs.docx21.4 КБ
Файл prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx1.27 МБ
Microsoft Office document icon samoanaliz_uroka.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Сложные слова

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Цель урока: знакомство с понятием "сложные" слова, образованием сложных слов.

Задачи:

-сформировать представление о сложных словах и со способами их образования;

-способствовать развитию умения находить в словах корень и распознавать однокоренные слова;

-развивать навыки работы в группе.

Планируемые результаты:

Предметные:

— знакомятся  со способом образования сложных слов;

личностные УУД:

—  определяют общие для всех правила поведения;

— определяют правила работы  в группах;

— устанавливают связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

 —  учащиеся учатся определять и формулировать цель деятельности на уроке;

— учащиеся учатся формулировать учебные задачи;

-  учащиеся учатся планировать свою деятельность на уроке;

— учащиеся умеют отличать верно выполненное задание от неверного;

— учащиеся учатся осуществлять самоконтроль;

— учащиеся учатся совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

— учащиеся учатся развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

— учащиеся учатся строить речевое высказывание в устной форме;

— учащиеся умеют выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов;

— учащиеся учатся устанавливать причинно-следственные связи;

— учащиеся учатся делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;

— учащиеся учатся моделировать информацию;

— учащиеся учатся  определять уровень усвоения учебного материала.

Коммуникативные УУД:

 — учащиеся умеют слушать и понимать речь других;

— учащиеся учатся развивать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

— учащиеся учатся  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

1. Орг. момент.Педагог нацеливает на успех.

  1. - Доброе утро, ребята, уважаемые члены жюри! Сегодня у меня настроение немного волнительное и радостное. И я надеюсь, что  на уроке у нас все получится, и мы доставим нашим гостям минуты радости от общения с нами. 

2. Постановка проблемы (10м)

Вы третий год   изучаете  русский язык, в котором много тайн. На каждом уроке вы делаете много открытий. Выполнив все задания, вы сможете очередной раз разгадать тайну русского языка.

Для новых открытий  вы объединились в группы по 5 человек.

- Прочитайте слова, которые записаны на доске: вода водный падает, водопад, водичка, падение, упаду.

-Подумайте, как можно распределить слова на 2 группы.

-Кто готов это показать? (2 чел)

-Почему не взяли слово водопад? -Поднимите руку, кто считает, что оно относится к первой группе?

- Поднимите руку, кто считает, что оно относится ко второй группе?

- А кто считает иначе?

-Что вас удивило?

- Какой возник вопрос?

-Что обозначает слово водопад? (стремительно падающий с высоты поток воды)

-Как образовалось данное слово?

-Как вы могли бы называть такие слова?

-Это и есть тема нашего урока «Сложные слова».

-Какую цель мы поставим перед собой?  (знакомство со сложными словами)

-Посмотрите на слова, данные на доске,  и попробуйте сформулировать задачи нашего урока

Слайд №1        Узнать ……

                          Научиться….

                          Запомнить….

Слайд №2   3. Замысел проектной задачи. (15м)

Дед Федот приобрел для своего сада много разных саженцев (корни) разных деревьев. Начал сажать и растерялся, перепутал все саженцы, но остались задания, с помощью которых можно определить корень дерева.

-Ребята, поможем Федоту вырастить деревья? (да).

 Саженцы деревьев разные.

- Как организовать работу, чтобы справиться быстрее? (работа в группах)

 Слайд №3   - Наша проектная задача будет называться "Словесный сад"

4. Выполнение заданий

Каждая группа получает  инструкцию по выполнению проектной задачи и файлы с заданиями.

Вспомните правила работы в, группе. (Слайд №4)

Инструкция по выполнению проектной задачи «Словесный сад»

  1. Открой файл №1, прочитайте инструкцию, выполните задание, соберите крону дерева, приклейте.
  2. Открой файл №2, прочитайте инструкцию, выполните задание, оформите листьями крону дерева.
  3. Открой файл №3, прочитайте инструкцию, выполните задание, приклейте к дереву плоды.
  4. Открой файл №4, прочитайте инструкцию, выполните задание, посели на дерево обитателя леса.
  5. Подготовить защиту проекта, используя Приложение 1
  6. Оцени работу других групп, используя Приложение №2

Файл №1

На каждом элементе прочитай и отгадай загадку. Отгадку запиши ниже.

а) Есть у нас в квартире робот,

 У него огромный хобот,

 Любит робот чистоту

 И гудит, как лайнер "ТУ".

 Он охотно пыль глотает,

 Не болеет, не чихает. (Пылесос)

б) Стоит толстячок,

 Подбочившись бочок,

 Шипит и кипит,

 Всем пить чай велит. (Самовар)

в) Несмотря на непогоду,

Делает сквозь льды проходы.

Режет их, как масло нож.

Как корабль назовешь? (ЛЕДОКОЛ)

г)Есть специалист такой

Для работы под водой.

Раз надел костюм – ко дну,

Кто он? В толк я не возьму? (ВОДОЛАЗ)

Файл №2

Составьте на листочках сложные слова с данными корнями: -лес-, -ход-, -снег-, -вар-, -лёд-

Физминутка.

В саду фруктовом яблоня (машут руками над головой)
Посажена была. («сажают» яблоню)
Она цветами белыми (руки подняты вверх, ладони изображают бутон)
Весною расцвела. («цветок» распускается)
Следил наш старый дедушка, (изображают дедушку)
Известный садовод,
Чтоб наливала яблоня (машут руками над головой)
Румяный сладкий плод. (пощипывают щеки)

Файл №3

Соедини корни, чтобы получилось сложное слово.

звезд        

сос

мор

вар

стал

пад

пыл

ход

Файл №4

В данных словах выдели корни, подчеркни соединительную гласную -о- или -е-

Птицелов, снегоход, снегопад, стеклорез,  садовод, землекоп, самолет, овощевод, камнепад.

Подготовка к защите проекта

Приложение 1

Защита проекта:

  1. Как работала группа над проектной задачей?
  2. С какими заданиями вы легко справились?
  3. Какие задания вам показались тяжёлыми?
  4. Какие выводы вы сделали по теме урока «Сложные слова»?

5. Защита «продукта» (10 м)

Приступаем к защите своего "продукта", не забудьте оценить работу других групп.

6. Итог урока

-С какими словами познакомились на уроке?

-Как образуются сложные слова?

-По вашему мнению  лучшая в правильности выполнения задания была...... группа; лучше всех оформила работу группа ......; лучшая группа в защите "продукта" ......; лучше всех отвечали на вопросы ребята, работавшие в ..... группе.

7. Рефлексия

У нас осталось еще одно дерево, Дерево Возможностей. У каждого из вас есть фрукт, на обратной стороне напишите, продолжите предложение Я могу.... по теме нашего урока и приклейте на Дерево Возможностей.

-Спасибо за урок!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Узнать…. Научиться…. Запомнить….

Слайд 3

Проектная задача «Словесный сад»



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока

Тема урока: Сложные слова

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Раздел программы 

Мною была поставлена цель урока: знакомство с понятием "сложные" слова, образованием сложных слов.

На уроке решались следующие задачи:

-сформировать представление о сложных словах и со способами их образования;

-способствовать развитию умения находить в словах корень и распознавать однокоренные слова;

-развивать навыки работы в группе.

Планируемые результаты:

Предметные:

— знакомятся  со способом образования сложных слов;

личностные УУД:

—  определяют общие для всех правила поведения;

— определяют правила работы  в группах;

— устанавливают связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

 —  учащиеся учатся определять и формулировать цель деятельности на уроке;

— учащиеся учатся формулировать учебные задачи;

-  учащиеся учатся планировать свою деятельность на уроке;

— учащиеся умеют отличать верно выполненное задание от неверного;

— учащиеся учатся осуществлять самоконтроль;

— учащиеся учатся совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

— учащиеся учатся развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

— учащиеся учатся строить речевое высказывание в устной форме;

— учащиеся умеют выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов;

— учащиеся учатся устанавливать причинно-следственные связи;

— учащиеся учатся делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;

— учащиеся учатся моделировать информацию;

— учащиеся учатся  определять уровень усвоения учебного материала.

Коммуникативные УУД:

 — учащиеся умеют слушать и понимать речь других;

— учащиеся учатся развивать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

— учащиеся учатся  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Урок был структурирован следующим образом:

- организационно-мотивационный этап

- актуализация знаний;

- создание проблемной ситуации, формулировка темы, определение задач урока;

-решение проектной задачи "Словесный сад"

-защита полученного "продукта"

-оценка выступления групп.

-итог урока

-рефлексия

Структура урока соответствует типу урока «урок открытия новых знаний» 

На следующем этапе  было предложено несколько слов, образованных разными способами словообразования, которые надо было распределить на две группы. С целью развития умения находить в словах корень и распознавать однокоренные слова.  Для  организация изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового материала побуждающего к проблемному объяснению нового знания.

Затем учащимся была предложена проектная задача "Словесный сад" и способы ее решения. В первом задании были предложены загадки для формирования представления о сложных словах. Во втором задании были даны корни из которых надо было образовать сложные слова, с целью знакомства со способом образования сложных слов (сложение двух корней). В третьем задании надо было соединить корни, чтобы получилось нрвре слово, тоже с целью знакомства с образованием новых слов. В четвертом задании надо было выделить корень и подчеркнуть соединительные гласные -о-, -е-.. что способствовало развитию умения находить в словах корень.

На занятии я использовала данный метод обучения потому, что поставив перед учениками проблему, которую можно было решить, выполнив задания и создав "продукт". Дети последовательно выполнять шаги. В результате совместной работы ученики самостоятельно, на уровне своего понимания материала сделали обобщение в виде суждения о результатах наблюдений. Диалог на уроке проходил не только между учителем и учениками, а учеников друг с другом, т.е. мои усилия были направлены на развитие у детей коммуникативной компетентности, которая помогает им успешно обучаться.

В начале работы мною были выявлены потребности и интересы учащихся, оценено владение учащимися учебным материалом, намечены цели в овладении знаниями по теме «Сложные слова».

На заключительном этапе, для оценки успешности каждого ребенка, мною была проведена рефлексия. Ученики сами сделали выводы, оценили свою работу на уроке, осознали необходимость полученных знаний Учебное время на занятии использовалось эффективно, запланированный объем выполнен.

Интенсивность занятия была оптимальной с учетом возрастных особенностей младших школьников.

 Использование мультимедийного оборудования позволило организовать зрительное восприятие учащихся в соответствии с требованиями гигиены зрения.

Для увеличения двигательной активности я применяла физкультминутки.

Внимание учащихся на уроке было мобилизовано различными способами:

-связывая изученный материал с жизнью школьника;

-с помощью использования занимательной информации и проблемных ситуаций. Словесное оценивание, похвала,поддержка учащихся также имели место на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология работы над проектной задачей. Урок - проектная задача. Математика 3 класс. Симметрия.

Статья и пример конспекта урока в технологии работы над проектной задачей. Урок математики. 3 класс. Симметрия....

урок проектной задачи "Выпускной"

При разработке  федеральных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование общеучебных  умений и навыков, а также способов деятельности, ...

Открытый урок "Проектная задача", 4 класс

Данная разработка подходит для учеников 4 класса, любого предмета. Так как используются задания, связанные с математикой, русским языком и литературным чтением. Задания можно изменять под уровень знан...

Урок-проектная задача "Сладкая бухгалтерия"

Открытие способа умножения многозначных чисел на 10,100,1000;запись вывода с помощью  формул,  конструирование общего алгоритма по умножению многозначных чисел на 10,100,1000....

Конспект урока. Проектная задача по русскому языку "Паспорт имени прилагательного", 4 класс

Конспект урока.  Проектная задача по русскому языку "Паспорт имени прилагательного", 4 класс...