Рабочая программа по русскому родному языку 1 класс
рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Бутузова Валентина Павловна

Программа составлена с учётом возможностей учебно-методической системы «Школа

    России» и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

  1. О. М. Александрова, Л. А. Вербицкая, С. И. Богданов и др.   Русский родной язык: учебник для общеобразовательных учреждений.  1 класс / О. М. Александрова, Л. А. Вербицкая, С. И. Богданов. - М.: Просвещение, 2018.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkij_rodnoj_jazyk_1_klass_peredel.doc223 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Коршуновская средняя общеобразовательная школа»

D:\sony\Saved Games\Desktop\2020 - 2021 уч.год\мои титульники 20 - 21\печать.jpeg                   

Рабочая программа

по русскому родному языку

( базовый уровень)

на 2020 – 2021 учебный год

1 класс

                                                   Составила: Бутузова Валентина Павловна

                                                                                      учитель начальных классов

                                                                  высшей квалификационной категории                                                                        

с. Коршуновка, 2020

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (с последующими изменениями и дополнениями), утверждён приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 года № 373;
  •  Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Коршуновская СОШ»;
  • Авторская программа по русскому родному языку О.М. Александровой, М.И. Кузнецовой, Л.В. Петленко, В. Ю. Романовой, Л. А. Рябининой, О. В. Соколовой. Русский родной язык. Примерные рабочие программы. 1 – 4 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций под редакцией О.М. Александровой.  – М.: Просвещение, 2020.
  • Положение «О рабочих программах», действующее в МОУ «Коршуновская

СОШ» (приказ директора от 01.09.2018).

    Программа составлена с учётом возможностей учебно-методической системы «Школа

    России» и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

  1. О. М. Александрова, Л. А. Вербицкая, С. И. Богданов и др.   Русский родной язык: учебник для общеобразовательных учреждений.  1 класс / О. М. Александрова, Л. А. Вербицкая, С. И. Богданов. - М.: Просвещение, 2018.

Изучение курса «Русский родной язык» направлено на достижение следующих целей:

  • формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка;
  • формирование речевых способностей обучающихся, культуры речи, интереса к родному языку,  уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре.

Задачи:

 

  • освоение знаний русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения;
  • овладение умением  работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; овладение культурой межнационального общения; владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
  •  развитие языковой компетентности, коммуникативных умений, диалогической и монологической речи; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России;
  • применение приобретенных знаний, умений и навыков в учебной деятельности и повседневной жизни.

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Родной русский язык»

      Изучение предмета «Русский родной язык» в 1-м классе должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно знаниями, умениями, навыками, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Русский родной язык» в 1-м классе.

       

Предметные результаты

     Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.

      В конце первого года изучения курса русского родного языка в начальной школе обучающийся научится:

  • при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»:

- распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (дом,

  одежда), понимать значение устаревших слов по указанной тематике;

- использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического

  значения слова;

- понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами.

  • при реализации содержательной линии «Язык в действии»: 

- произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);

- осознавать смыслоразличительную роль ударения;

  • при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»: 

- различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой

  ситуации;

- владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;

- использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на

   родном языке адекватно ситуации общения;

- владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных

   текстов об истории языка и культуре русского народа;

- анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нём

  наиболее существенные факты.

Метапредметные результаты

Обучающийся получит возможность для формирования следующих регулятивных УУД:

  • принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения

 (определённому этапу урока), с помощью учителя;

  • понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном

  материале учебника – в памятках) при работе с учебным материалом;

  • высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;
  • проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих

  основу осваиваемой деятельности (опираясь на предложенный алгоритм);

  • оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий,

  вносить соответствующие коррективы.

Обучающийся получит возможность для формирования следующих познавательных УУД:

  • целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;
  • ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в

  оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);

  • осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и

 учебных пособиях;

  • понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных

  пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);

  • работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица,

 схема), под руководством учителя;

  • понимать текст, опираясь на содержащуюся в нём информацию, находить в нём

  необходимые факты, сведения и другую информацию;

  • преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели) в

  словесную форму под руководством учителя;

  • понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
  • составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме, (рисунку);
  • анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков,

  осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством

 учителя);

  • осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по

  заданному признаку (под руководством учителя);

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово,

  обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные

  принадлежности и др.);

  • осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под

  руководством учителя).

Обучающийся получит возможность для формирования коммуникативных УУД:

  • слушать собеседника и понимать речь других;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или

  небольшого текста);

  • принимать участие в диалоге;
  • задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
  • принимать участие в работе парами и группами;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное

  мнение;

  • оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в

  общении правила вежливости.

Личностные результаты

Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
  • ценностного отношения к родному языку как отражению культуры;
  •  включение учащихся в культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красоты и величия русского языка;
  • представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа;
  • представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.);
  • первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности.

Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому родному языку

     Изучение предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» должно обеспечивать:

 воспитание ценностного отношения к родному языку как отражению культуры, включение учащихся в культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красоты и величия русского языка;

 приобщение к литературному наследию русского народа;

 обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

 расширение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

     Результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего образования должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать:

  1. Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа:

 осознание роли русского родного языка в постижении культуры своего народа;

 осознание языка как развивающегося явления, связанного с историей народа;

 осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского языка;

 распознавание слов с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта; фольклорная лексика);

 понимание традиционных русских сказочных образов, понимание значения эпитетов и сравнений и особенностей их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; правильное уместное употребление эпитетов и сравнений в речи;

 понимание значения фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта; уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);

 понимание значений русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; правильное их употребление в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);

 понимание значений устаревших слов с национально-культурным компонентом (в рамках изученного).

  1. Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике:

 осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;

 соотнесение собственной и чужой речи с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);

 соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка (в рамках изученного);

 обогащение активного и пассивного словарного запаса, расширение объёма используемых в речи языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения; соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка:

 произношение слов с правильным ударением (расширенный перечень слов);

 осознание смыслоразличительной роли ударения на примере омографов; соблюдение основных лексических норм современного русского литературного языка:

 выбор из нескольких возможных слов того слова, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;

 проведение синонимических замен с учётом особенностей текста;

 выявление и исправление речевых ошибок в устной речи;

 редактирование письменного текста с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла; соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного языка;

 употребление отдельных грамматических форм имён существительных: словоизменение отдельных форм множественного числа имён существительных;

 употребление отдельных глаголов в форме 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени, замена синонимическими конструкциями отдельных глаголов, у которых нет формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени;

 выявление и исправление в устной речи типичных грамматических ошибок, связанных с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);

 редактирование письменного текста с целью исправления грамматических ошибок; соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка (в рамках изученного в основном курсе):

 соблюдение изученных орфографических норм при записи собственного текста;

 соблюдение изученных пунктуационных норм при записи собственного текста; совершенствование умений пользоваться словарями:

 использование учебных толковых словарей для определения лексического значения слова, для уточнения нормы формообразования;

 использование учебных фразеологических словарей, учебных словарей синонимов и антонимов для уточнения значения слова и в процессе редактирования текста;

 использование учебного орфоэпического словаря для определения нормативного произношения слова, вариантов произношения;

 использование учебных словарей для уточнения состава слова;

 использование учебных этимологических словарей для уточнения происхождения слова;

 использование орфографических словарей для определения нормативного написания слов.

  1. Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма), соблюдение норм речевого этикета: 

 владение различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;

 владение различными видами чтения (изучающим и поисковым) научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;

 чтение и смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.), определение языковых особенностей текстов;

 умение анализировать информацию прочитанного и прослушанного текстов: отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами;

 умение соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; составлять план текста, не разделённого на абзацы; приводить объяснения заголовка текста; владеть приёмами работы с примечаниями к тексту;

 умение осуществлять информационную переработку прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица;

 уместное использование коммуникативных приёмов устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;

 уместное использование коммуникативных приёмов диалога (начало и завершение диалога и др.), владение правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;

  умение строить устные сообщения различных видов: развёрнутый ответ, ответ-добавление, комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад;

 создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации;

 создание текстов-повествований (например, заметки о посещении музеев, о путешествии по городам; об участии в народных праздниках; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами);

 создание текста как результата собственного мини-исследования; оформление сообщения в письменной форме и представление его в устной форме;

 оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

 редактирование собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов; соблюдение основных норм русского речевого этикета:

 соблюдение принципов этикетного общения, лежащих в основе русского речевого этикета;

 различение этикетных форм обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации.

Содержание курса, учебного предмета

      Содержание курса «Русский родной язык» направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Русский родной язык» не ущемляет права тех обучающихся, которые изучают иные (не русский) родные языки, поэтому учебное время, отведённое на изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса «Русский язык». В содержании курса «Русский родной язык» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность, что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.

         Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из основных характеристик литературного языка. Программой предусматривается расширение межпредметного взаимодействия в обучении русскому родному языку не только в филологических образовательных областях, но и во всём комплексе изучаемых дисциплин естественно-научного и гуманитарного циклов.

     Школьный курс русского родного языка опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литературное чтение», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русского языка в начальной школе, но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер.

     В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки:

Первый блок – «Русский язык: прошлое и настоящее» – включает содержание, обеспечивающее расширение знаний об истории русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребительных слов. Данный блок содержит сведения о взаимосвязи языка и истории, языка и культуры народа, сведения о национально-культурной специфике русского языка, об общем и специфическом в языках и культурах русского и других народов России и мира.

Второй блок – «Язык в действии» – включает содержание, обеспечивающее наблюдение за употреблением языковых единиц, развитие базовых умений и навыков использования языковых единиц в учебных и практических ситуациях; формирование первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка, развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться словарями. Данный блок ориентирован на практическое овладение культурой речи: практическое освоение норм современного русского литературного языка (в рамках изученного); развитие ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни.

Третий блок – «Секреты речи и текста» – связан с совершенствованием четырёх видов речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков младших школьников (умениями определять цели общения, адекватно участвовать в речевом общении); расширением практики применения правил речевого этикета. Одним из ведущих содержательных центров данного блока является работа с текстами: развитие умений понимать, анализировать предлагаемые тексты и создавать собственные тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.

        

Содержание учебного предмета в 1 классе

     В Примерной программе по учебному предмету «Русский родной язык» и в рабочих программах всё содержание обучения в 1-м классе распределено по трём разделам: «Русский язык: прошлое и настоящее», «Язык в действии», «Секреты речи и текста». Внутри каждого из разделов заложена логика последовательного освоения содержания. Но в первые месяцы обучения первоклассники ещё не могут письменно выполнять упражнения, поэтому учебное пособие для 1-го класса начинается и заканчивается параграфами раздела «Секреты речи и текста». При этом в начале учебного года главной задачей является осмысление роли языка в жизни человека, его важнейшей функции – выступать средством общения, а также развитие устной речи учащихся. В конце года работа в рамках раздела направлена на развитие письменной речи.

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (6 ч.)

Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита. Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности.    Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами. Расположение слов в алфавитном порядке. Красная строка и абзацные отступы как смысловые сигналы частей текста.

Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок. Практическая работа: «Оформление буквиц и заставок».  

Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: 1) Дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т.д.). 2) Как называлось то, во что одевались в старину: (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т.д.)  

Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках).

Проектное задание: «Словарь в картинках».

Раздел 2. Язык в действии (5 ч.)

Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов).

Смыслоразличительная роль ударения.

Звукопись в стихотворном художественном тексте.

Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов).

Раздел 3. Секреты речи и текста (5 ч.)

Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма устной речи.  Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание).

Общение. Значение речи в жизни человека, общества. Для чего люди общаются. Слово веселит, огорчает, утешает. С помощью слова люди могут договориться о выполнении совместной работы, организовать игру. Виды общения. Устное и письменное общение (чем различаются). Словесное и несловесное общение. Говорение. Жесты, мимика, голос, его окраска, темп, громкость в устной речи. Виды речевой деятельности. Слушание. Правила для слушающего. Правила для собеседников.

Азбука вежливости, речевой этикет. Способы выражения (этикетные формы) приветствия, прощания, благодарности, извинения.

Текст. Речевые жанры. Текст как смысловое и тематическое единство. Тема и основная мысль текста. Текст и заголовок текста. Ключевые (опорные) слова.

Приветствие, прощание, благодарность, извинение, поздравление, письмо как разновидности текста.

Разнообразие текстов, которые встречаются в жизни: скороговорки, считалки, загадки, их произнесение с учётом особенностей этих текстов.

Календарно - тематическое планирование уроков русского родного языка. 1 класс

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

План

Факт

Секреты речи и текста (4 ч)

1-2

Язык как средство общения.

Как люди общаются друг с другом

2

15.01

22.01

3

Вежливые слова

1

29.01

4

Как люди приветствуют друг друга

1

05.02

5

Зачем людям имена

1

12.02

Язык в действии (5ч)

6

Спрашиваем и отвечаем

1

19.02

7

Выделяем голосом важные слова

1

05.03

8

 Как можно играть звуками

1

12.03

9

Где поставить ударение

1

19.03

10

Как сочетаются слова

1

02.04

Русский язык: прошлое и настоящее (6 ч)

11

Как писали в старину

1

09.04

12

Как писали в старину

1

16.04

13

Дом в старину: что как называлась

1

23.04

14

Дом в старину: что как называлась

1

30.04

15

Во что одевались в старину

1

07.05

14.05

16

Во что одевались в старину

1

14.05

Секреты речи и текста (1 ч)

17

Сравниваем тексты

1

21.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому родному языку для 4 класса на 2019 – 2020 учебный год

Рабочая программа составлена на основе «Примерные рабочие программы. 1–4 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [О. М. Александрова и др.] под ред. О. М. Александровой...

Рабочая программа по русскому родному языку. 1 класс, Александрова

Рабочая программа по Русскому родному языку, 1 класс. Александрова...

Рабочая программа курса «Русский родной язык» , 1 -4 класс

Программа учебного предмета «Русский родной язык»  направлена на достижение результатов освоения ООП НОО в части требований,  заданных ФГОС НОО к предметной области «Родной...

Рабочая программа по русскому родному языку 2 класс

Рабочая программа по учебному предмету «Русский родной  язык» для 2 класса  составлена в соответствии с ФГОС, ООП НОО на 2019 – 2023, согласно учебному плану МОУ &la...

Рабочая программа курса «Русский родной язык» в 4 классе

Рабочая программа по курсу изучения " Русский родной язык" по учебнику О.М.Александрова ,предназначена для 4 класса...

Рабочая программа по русскому (родному) языку 2 класс 2019

    Рабочая программа по русскому (родному)  языку разработана с учетом федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом...

Адаптированная рабочая программа по русскому родному языку 2 класс, 2019

    Адаптированная рабочая программа по русскому (родному)  языку для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) разработана на основе основополагающих до...