Изменение имен прилагательных по числам
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Дербушева Александра Юрьевна

Конспект урока по русскому языку по теме "Изменение имен прилагательных по числам" в 3 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izmenenie_imen_prilagatelnyh_po_chislam.docx59.33 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык.

Класс:3 

Тема: изменение имен прилагательных по числам

Тип урока: урок закрепления.

Цель: закреплять знания о том, что прилагательные изменяются по родам только в единственном числе; развивать умение правильно писать окончания прилагательных во множественном числе, выделять в предложении словосочетания.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать: основные грамматические признаки имени

прилагательного (число).

Понимать: изменение имен прилагательных по

 числам.

Уметь: определять  число имен прилагательных.

Применять: подбирать имена  прилагательные для сравнения предметов.

Анализировать: уметь правильно писать окончание имен прилагательных.

Синтез: составлять предложения и словосочетания с прилагательными.

Оценка: функции  имени прилагательного в речи,

знания правила о правописании  окончаний

имён прилагательных для грамотной письменной

 речи.

Метапредметные:

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности; соотносить результат своей деятельности с образцом и оценивать деятельность.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; анализировать, классифицировать для получения необходимого результата.

Коммуникативные: договариваться с собеседниками, согласуя с ними свои интересы и взгляды; умение работать в парах, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Личностные:

Формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир

Основные понятия: имя прилагательное, число, окончание.

Методы, технологии: беседа, упражнения.

Ресурсы урока: учебник «Русский язык, 2 часть», наглядный материал (презентация).

Для учителя: учебник «Русский язык, 2 часть».

Для учащихся: учебник «Русский язык, 2 часть», тетрадь, пенал, дневник

Оформление доски:на уроке используется презентация и доска

Ход урока:

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

1.  Актуализация  необходимых знаний

  • Здравствуйте, ребята! .
  • Приветствуют учителя.
  • Проверьте своё рабочее место, у вас на партах должны лежать: учебник «Русский язык», тетрадь, пенал, дневник. Садитесь.
  • Сегодня на уроке нас ожидает много интересных заданий. Для их выполнения потребуются ваши знания и ваше внимание.
  • Проверяют рабочее место, затем присаживаются на места.

2. Организация познавательной деятельности

  • Откройте тетради. Запишите: «Сегодняшнее число. Классная работа.»

  • Минутка чистописания
  • Составьте цепочку букв для минутки чистописания из окончаний имён прилагательных в единственном числе, начиная с м.р., ж.р., ср.р. (Учитель комментирует соединения и показывает, как они пишутся на доске)

  • Словарная работа
  • Ребята, вы наверное многие любите животных? А как вы думаете, что обозначает слово животное? Животное- живой организм, существо, обладающее способностью двигаться и питаться. Как считаете, от какого слова оно могло быть образовано? Слово животное произошло от слова живот, которое в старину имело значение «жизнь».
  • Напишите  слово, проговаривая его по слогам, поставьте знак ударения выделите орфограмму.
  • Допишите и выделите окончание у имен прилагательных:

Животное (какое?) свирепое, огромное-….

  • Придумайте и запишите  предложение с этим словом.

Табличку со словом на доску    ЖИВОТНОЕ

  • Формулировка темы и целей урока
  • На слайде выведен текст:

Ярк…   солнечн… луч всюду заводил музыку весны. Птицы и вода подпевали на разн… голоса. Перв… весенн… дожди умыли  гол..деревья и кусты.

  • Прочитайте текст. О чём говорится в тексте?
  • В словах какой части речи пропущены буквы? В какой части слова?
  • В каком числе и роде употреблены прилагательные? Докажите.

  • Что мы повторим сегодня на уроке?
  • Вернёмся к тексту.

  • Дети по цепочки объясняют, какие окончания вставляем. Если им трудно объяснить, Учитель задает вопросы. (Какое окончание напишем в первом прилагательном? Что нужно сделать, чтобы правильно написать окончание? Как определить число и род прилагательного? К какому слову относится прилагательные яркий и солнечный? В форме какого

 числа и рода стоит существительное луч? Какие окончания имеет прилагательное в форме единственного числа в мужском роде?)

  • Запишите словосочетания через запятую, вставляя и выделяя пропущенные окончания.

  • Работа по теме урока.

  • Упражнение 140.

(Один ученик читает задание)

  • Ребята, для того, чтобы ответить на первый вопрос, прочтите текст глазами.

  • Спишите текст, вставляя и подчеркивая пропущенные буквы и выделяя окончания имен прилагательных.

  • Ребята, обратите  внимание, что над словом «жить» стоит цифра  «1» это звуко-буквенный разбор слова.  (Учащийся выходит к доске для разбора, остальные выполняют в тетради)

(Ребенок, который вышел к доске для разбора, комментирует свою работу, остальные дети работают самостоятельно, но при этом внимательно слушают и реагируют на ошибки, если они есть, также параллельно следит учитель.)

  • Повторили орфограммы: проверяемые безударные гласные гласные и непроверяемые безударные гласные; окончания имен прилагательных в единственном  и множественном числе. Закрепили звуко-буквенный разбор.

  • Физминутка
  • Если я назову имя существительное, вы делаете одно приседание. Если назову имя прилагательное, делаете один прыжок на месте.

Машина, учебник, красный, цветок, веселый, веселье, маленький, сильный, дерево, капуста, весенний, весна, черный, круглый, окно, золотая.

  • А теперь другое задание: попробуйте мимикой и жестами изобразить мои слова.

Большой, горячий, узкий, веселый, высокий, маленький, грустный, круглый, шумный, тихий.

  • Молодцы, а теперь тихонько садимся за парту и продолжаем.

  • Работа по теме урока (по карточкам)

  • (Подготовлены карточки с разными уровнями сложности: красные – сложное задание; желтые         - среднего уровня сложности; белые – легкие. Работа проводится самостоятельно каждым учеником, учитель работает индивидуально с учащимися, помогает выявить место и причины затруднений. Работы собираются и проверяются учителем дома )
  • Ребята, у меня для вас подготовлены карточки с разными уровнями сложности, где красные – сложное задание; желтые  - среднего уровня сложности; белые – легкие. Поднимите пожалуйста руки кому красные, желтые, белые.

К-1(белые)

Подчеркни имена прилагательные в словосочетаниях, укажи их число. Последний снег, тёплое солнышко, синие кувшинчики, зелёная травка.

К-2(желтые)

Прочитай. Найди имена прилагательные, вставь пропущенные окончания, определи число. Ласков.. и весенн..  солнце согревает всё вокруг. По небу плывут лёгк.. облака. Слышен звонк.. голос синички.

К-3(красные)

Прочитай. Вставь пропущенные имена прилагательные, определи число. Наступает … время года. Набухают … почки. В вершинах деревьев шумит … ветерок. На полянках появляется … травка.

Слова для справок: зелёная, пахучие, радостное, весенний.

(Учитель работает индивидуально с учащимися, помогает выявить место и причины затруднений).

  • Передайте пожалуйста свои работы на первые парты, обязательно проверю ваши работы.

  • Оформление работы ученика. Учащиеся открывают тетради, записывают: «Двадцать второе марта.  Классная работа»

  • -ой, -ый, -ий, -ая, -яя, -ое , -ее

  • Учащиеся отвечают на вопросы устно.

  • Один ученик выходит к доске и прописывает слово.

  • Дети записывают по два прилагательных, после этого несколько учеников зачитывают свои варианты.

  • Устно дети проговаривают свои предложения, записывают свое или любое понравившееся из услышанного.

  • О весне, о солнечных лучах
  • В прилагательных
  • В единственном и во множественном числе
  • Чтобы определить число имён прилагательных, надо найти имя существительное, от которого зависит имя прилагательное

  • Будем определять число имён прилагательных
  • Сначала разбираете, потом все записывают словосочетания в тетради.

Луч (ед.ч., какой?) яркий, солнечный; голоса (мн.ч. какие?) разные; дожди

( мн.ч.какие?) первые, весенние;  деревья и кусты (мн.ч. какие?) голые.

  • Как автор описывает птиц? Почему дятлы получили такие названия?

Спишите, вставляя пропущенные буквы и выделяя окончания имен прилагательных.

Перед тем как записать каждое предложение, дети называют слова, в которых пропущены буквы, и объясняют орфограмму. Потом читают прилагательные и называют окончания.  

В наших лесах живут большой пёстрый дятел и малый пёстрый дятел. Большой дятел - со скворца, малый - чуть больше воробья. У обоих - красные шапочки на голове. Оперение тоже пёстрое: перья и черные, и белые, и красные.

  • живу́т→[жывут]

В слове «живу́т»: слогов—2 (жи-вут), букв—5, звуков—5:

ж

[ж]

:

согласный, парный звонкий, непарный твёрдый

и

[ы]

:

гласный

, безударный

в

[в]

:

согласный, парный звонкий, парный твёрдый

у

[у]

:

гласный

, ударный

т

[т]

:

согласный, парный глухой, парный твёрдый

  • Дети встают и выполняют упражнения.

  • Дети выбирают карточки и приступают к самостоятельной работе.

  • Последний(ед.ч) снег, тёплое(ед.ч) солнышко, синие(мн.ч) кувшинчики, зелёная(ед.ч) травка.

  • Ласковое(ед.ч.)и весеннее(ед.ч)  солнце согревает всё вокруг. По небу плывут лёгкие(мн.ч)облака. Слышен звонкий(ед.ч.) голос синички.

  • Наступает радостное(ед.ч) время года. Набухают пахучие(мн.ч.) почки. В вершинах деревьев шумит весенний(ед.ч.) ветерок. На полянках появляется зеленая(ед.ч.) травка.

3. Подведение итогов:

  • Как определить число имени прилагательного?(найти имя существительное, с которым оно связано по смыслу, определить его число. Имя прилагательное всегда стоит в том же числе, что и имя существительное)
  • На какой вопрос отвечают имена прилагательные во множественном числе? (какие?)
  • Какие окончания имеют имена прилагательные во множественном числе? (-ие, ые)
  • Что можете сказать об именах прилагательных во множественном числе?( не изменяются по родам)

4. Рефлексия:

(Экран с незаконченными предложениями)

Сегодня я узнал(а)…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял(а) задания…

Я понял(а), что…

Теперь я могу…

  • Ребята, по желанию выберете фразу, закончите ее самостоятельно, записав в тетрадь. (Несколько человек могут озвучить вслух)

А теперь открываем дневник и записываем домашнее задание стр. 81 упр. 142

Спасибо за урок. Я желаю Вам успехов в учёбе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

изменение имен прилагательных по числам

презентация к уроку русского языка 3 класс...

Урок русского языка во 2 классе по теме "Изменение Имен прилагательных по числам"

Урок русского языка во 2 классе по теме "Изменение Имен прилагательных по числам"...

Конспект открытого урока по русскому языку "Изменение имен прилагательных по числам"

Конспект открытого урока по русскому языку "Изменение имен прилагательных по числам"...

Конспект урока русского языка по теме: "Изменение имен прилагательных по числам" 2 класс "Школа России".

Технологическая карта к уроку русского языка по теме: "Изменение имен прилагательных по числам" 2 класс "Школа России". Презентация к данному уроку....

Презентация к уроку русского языка "Изменение имен прилагательных по числам"

Презентация к уроку русского языка 2 класс " Изменение имен прилагательных по числам"...

Урок русского языка в 3 классе по теме "Изменение имен прилагательных по числам".

Урок-обощение по теме  "Имя прилагательное, изменение по числам". Программа "Школа России"...

Конспект урока. Тема: "Изменение имен прилагательных по числам" 3 класс УМК "Школа России"

Конспект урока по русскому языку на тему: "Изменение имен прилагательных по числам" 3 класс...