Урок- проект по теме "Семья слов"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Красноперова Людмила Николаевна

Разработка включает в себя определей целей и задач урока; описание планируемых результатов, форм и методов работы; технологическую карту урока с характеристикой деятельности учителя и учеников; формируемыми УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_semya_slov._3_klass.docx46.79 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет

Русский язык

Класс

3 класс

УМК

Образовательная система «Школа России», «Русский язык», автор Канакина В.П.

Тема урока

Проект «Семья слов» (Раздел: «Состав слова», 16 урок)

Форма проведения

Урок-проект

Тип урока

урок закрепления и отработки навыков решения учебных задач.

Современные образовательные технологии:

технология проблемного обучения, личностно-ориентированные технологии

Методы обучения:

 методы проектно-исследовательской деятельности, наглядно- иллюстративный  метод, частично - поисковый метод,  методы  стимулирования к обучению,  методы контроля и самоконтроля  

Формы организации познавательной деятельности: 

фронтальная, индивидуальная, парная.

Оборудование

  • Учебник. «Русский язык. 3 класс». В.П.Канакина, В.Г.Горецкий
  • Толковый словарь, орфографический словарь.

Дидактическая цель

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия: создание готового продукта проектной деятельности: группы родственных слов.

Образовательная цель: обобщение и систематизация знаний о родственных словах и отработка умения применять полученные знания на практике

Развивающая цель: формировать способность к  творческому мышлению, сравнению, анализу; совершенствовать исследовательские  навыки

Воспитательная цель: уважение к русскому языку, к одноклассникам.

Межпредметные связи

Изобразительное искусство, окружающий мир.

                                                                                           Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Формулировать определения однокоренных слов и корня слова. Различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, наблюдать над группами однокоренных слов и способами их образования; обсуждать алгоритм разбора слов по составу,

формулировать определение окончания, основы, корня, приставки, суффикса выделять все части слова, доказывать  их значимость  в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Проводить разбор слов по составу.

Уметь работать над проектом. 

Анализировать  модели разбора слова по составу и подбирать слова по этим моделям.

Формировать орфографическую зоркость; работать с толковым и орфографическим словарями 

1.Регулятивные

  • осознавать, формулировать и удерживать  учебную задачу в процессе коллективной работы;
  • осуществлять взаимоконтроль  и  самоконтроль в индивидуальной работе, работе в парах и группах;
  • уметь договариваться в паре, группе  в ходе работы над заданием;
  • учиться оценивать свои достижения в работе над проектом;
  • учиться корректировать, вносить изменения, дополнения по результатам оценки своей деятельности;
  • коллективно, под руководством учителя планировать свои действия в процессе работы  на отдельных этапах урока;
  • ориентироваться в учебнике ;

2.Познавательные

  • пользоваться  приемами анализа и синтеза  при работе над словами;
  • сравнивать и сопоставлять между собой родственные слова;
  • строить рассуждение по теме урока под руководством учителя (2-4 предложения);
  • овладевать способами классификации (группировки) в работе над родственными словами.
  • выбор способов и форм для выполнения проектных и творческих работ с помощью взрослых.

3.Коммуникативные

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

- нравственно-этическая ориентация: формировать ценностное отношение к русскому языку 

учить уважительно относиться к результату труда одноклассников. 

-личностное самоопределение

( осознание себя носителем русского языка, формирование позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)

-смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

Формирование мотивов достижения и социального признания

Формирование границ собственного знания и «незнания»

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент.

Эмоциональный настрой

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует на успешную работу.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам.

-Мне очень хочется пожелать доброго утра всем-всем, каждому из вас. 
- Доброе утро, ребята! 
(метод стимулирования к обучению)

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Личностные: самоопределение

2.Предпроектный этап

(вхождение в проектную деятельность)

2.1.Самоопределение к деятельности.

- На доске ребус 7Я

-Что для вас семья?

-Расскажите, как вы относитесь к своей семье?

- Где еще встречается понятие семья?

- А почему мы стали говорить о семье на уроке русского языка?

 - Откройте учебник на странице 101, прочитайте тему урока.

- Определите, что вы будете сегодня делать?

- Предположите, какой будет урок?

-Почему вам предложили именно такой проект?

- Что вы должны знать и уметь, чтобы хорошо выполнить проект «Семья слов»?

- Составим план работы на уроке (Фиксация на доске)

- Желаю вам хорошо поработать на уроке.

( Подводящий к теме диалог)

-Дети отгадывают

-Семья

-Дают определение семьи.

-Высказывают отношение к своей семье, сколько в семье членов.

-Делятся опытом (волчья стая, улей пчел, муравейник)

- Делают предположения.

Открывают учебник на странице 101,читают:

Наши проекты. Семья слов.

-Будем работать над проектом «Семья слов»

-Интересный, необычный, познавательный.

- Мы закончили изучать раздел «Состав слова, родственные слова».

- Что такое  родственные слова, уметь определять состав слова.

1. Подготовка к проекту.

2. Создание проекта.

3. Защита проекта.

4. Оценка проекта.

Познавательные УУД

Постановка и решение проблемы. Выдвижение гипотез

Регулятивные УУД

Учатся прогнозировать, принимать и сохранять учебную задачу.

Планирование деятельности на уроке.

Коммуникативные УУД

Учатся строить доказательство правильности выполнения задания, излагать мысль чётко и ясно.

2.2.Повторение и систематизация знаний

  Начнем подготовку к проекту

1.-Проверим ваши знания по теме «Состав слова».

Послушайте внимательно стихотворение и запишите  группы родственных слов.

     На лесной полянке

     Летом, спозаранку

     Собрался лесной народ –

     Все водили хоровод.

     Перепуталась родня,

     Не поймут, где, чья семья.

     Долго вёлся разговор,

     Разгорелся даже спор!

     Тут сова на ветку села,

     Всем молчать она велела

     И сказала: « Я, друзья,

     Расскажу, где, чья семья.

     Ёж, ежонок и ежиха,

     Слон, слонёнок и слониха,

     Лис, лисёнок и лисица,

     Гусь, гусёнок, гусеница»

     Молодец, сова, умна,

     Но ошиблась и она.

     Догадайтесь же, друзья,

     Чья не встретилась семья?

Проверка, коррекция, рефлексия

- Что надо помнить, когда записываете родственные слова?

-Молодцы, вы знаете, что такое родственные слова и готовы к следующему заданию           (частично-поисковый, проблемный диалог)

Учащиеся вспоминают понятие родственные слова:

Однокоренные слова - это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением.

 Слушают стихотворение и самостоятельно записывают группу однокоренных слов.

Проверка:

Ёж, ежонок и ежиха,

Лис, лисенок, лисица,

Слон, слоненок, слониха,

Гусь, гусенок.

Не хватает слова – гусыня.

Слово гусеница – лишнее. Подбирают родственное слово - гусеничка

Доказывают, что это родственные слова. Выделяют корень, объясняют лексическое значение слов.

Повторяют правило: Корень-это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

- Корень слова всегда пишется одинаково, кроме чередования согласных в конце корня.

Корректируют ошибки (методы контроля и самоконтроля)

Регулятивные УУД

Учатся принимать и сохранять учебную задачу. Учатся осуществлять контроль, проверять , корректировать и оценивать результаты своей деятельности.

Познавательные УУД 

Логические УД: анализ, построение логической цепи рассуждения, сравнение, доказательство.

Коммуникативные УУД

Учатся взаимодействовать с учителем  и одноклассниками во время работы по наблюдению за однокоренными словами, отвечать на вопросы по материалу, формулировать несложные выводы, излагая свою мысль грамотно.

 2.Изучите задание №1 на стр. 101.

Коллективная работа

- Сколько слов можно образовать от одного корня?

-Можно ли эти слова назвать семьей?

Докажите, объясните значение всех слов. Работаем « цепочкой»

-Обратим внимание на слова лесник и лесовод.

Что делать, если вы не знаете значение слова?

Прочитайте задание  №2.

Проверка.

- Какие предложения понравились вам? Какие надо исправить?

( частично-поисковый, проблемный диалог)

Дети анализируют задание

- Много. Для каждого слова свое количество.

Рассматривают рисунок, читают внимательно слова.

- Да, это родственные слова.

Объясняют значение каждого слова.

- Посмотреть в толковом словаре или в Интернете,  или спросить у взрослого.

-Дети самостоятельно составляют предложения с любым родственным словом.

- Желающие читают предложения.

Познавательные УУД

Осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

 Логические УД: анализ, построение логической цепи рассуждения, сравнение, доказательство.

Учатся находить информацию в толковом словаре.

Регулятивные УУД

Учатся принимать учебную задачу и следовать ей в познавательной деятельности, контроль, коррекция, оценка.

Коммуникативные УУД

Учатся взаимодействовать с учителем  и одноклассниками во время работы по наблюдению за однокоренными словами,  отвечать на вопросы по материалу, формулировать несложные выводы, излагая свою мысль грамотно.

Физкультминутка

-Представим, что мы  в лесу.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо,

Ветерок все тише, тише,

Деревцо все выше, выше.

Учащиеся выполняют упражнения

3.Выполняем задание №3

- Что надо знать и уметь, чтобы выполнить это задание?

- С чего начинаем разбор слова по составу?    (Выстраивание схемы на доске - моделирование)

Работа в парах

Проверка у доски. Корректировка.

( проблемно-поисковые методы)

- Надо знать обозначения корня, приставки, суффикса, основы и окончания. Уметь делить слово по составу.

1.Находим в слове окончание. Для этого изменяем слово. Изменяемая часть и будет окончанием. Окончание- это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении.

2. Выделяем в слове основу. Основа- это часть слова без окончания.

3.Находим в слове корень. Для этого подбираем однокоренные слова.

4.Находим в слове приставку, для этого подбираем однокоренные слова без приставки или с другой приставкой. Приставка - это значимая часть слова, которая стоит   перед корнем и служит для образования слов.

5. Находим в слове суффикс. Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.

-Найдем слова на рисунке, которые подходят к данным схемам.

Лесной, лесок, лесище, лесистый, C:\Documents and Settings\Пользователь1\Рабочий стол\Копия ry2.jpg

Перелесок.C:\Documents and Settings\Пользователь1\Рабочий стол\Копия ry2.jpg

ЛесC:\Documents and Settings\Пользователь1\Рабочий стол\Копия ry2.jpg

Для четвертой схемы слова нетC:\Documents and Settings\Пользователь1\Рабочий стол\Копия ry2.jpg

Лесостепь, лесоводC:\Documents and Settings\Пользователь1\Рабочий стол\Копия ry2.jpg

методы контроля и самоконтроля

Познавательные УУД

Общеучебные:

Моделирование.

Осознанное построение речевого высказывания в устной  форме.

Логические УД: анализ, построение логической цепи рассуждения, сравнение, доказательство.

Личностные УУД

Учатся уважительно относиться к результату труда одноклассников.

Регулятивные УУД                      

Учатся принимать учебную задачу.  Учатся осуществлять совместный контроль, проверять и оценивать результаты деятельности в паре.

контроль, коррекция, оценка.

Коммуникативные УУД

Учатся договариваться в паре и приходить к общему ответу в совместной деятельности, учатся владеть диалогической формой речи.

Учатся формулировать собственное высказывание.

3.Создание продукта проектной деятельности  

- Как думаете, вы, готовы сделать собственный проект? Что вам надо для проекта?

Нарисуйте свое дерево с однокоренными словами

- Как хотите работать: самостоятельно, в парах и группах?

- Как надо работать, чтобы в словах не было ошибок?

( задания творческого характера, проблемно-поисковые методы)

Самостоятельная работа учащихся по созданию продукта проектной деятельности

- Возьмем листы бумаги, нарисуем дерево, возле корня напишем главное слово, на дереве или около, напишем родственные слова.

Дети выбирают форму работы, составляют    « дерево» родственных слов.

-Вспоминать изученные орфограммы, пользоваться орфографическим словарем.

Познавательные УУД

Решение проблемы творческого характера

Коммуникативные УУД

Умение вести монолог и диалог

Личностные УУД

Учатся быть доброжелательными, терпимыми друг к другу.

Регулятивные УУД

Учатся принимать и сохранять учебную задачу.

4.Защита проекта

- Кто справился с проектом?

- Кто уже готов защитить свой проект?

Рефлексия.

- Как можно еще доработать проект?

(методы контроля и самоконтроля)

Желающие защищают свои проекты.

Дети дают оценку своему проекту и проектам одноклассников.

- Украсить рисунками, дополнить другими словами

Регулятивные УУД

Учатся самостоятельно адекватно оценивать степень усвоения учебного материала, изученного на уроке.

Коммуникативные УУД

Умение вести монолог и диалог

Личностные УУД

Учатся уважительно относиться к результату труда одноклассников.

Познавательные УУД

Осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

5.Итог урока. Рефлексия

- Подведём итог урока:  

- Что мы делали на уроке?

Продолжите предложения:

*Было интересно…

*Теперь я могу…

*Мне понравилось…

Кто считает, что может ответить на главный вопрос урока, поднимает руку.

- Готовились к проекту.

- Делали проект.

-Защищали проект.

(методы  самоконтроля)

Регулятивные УУД

Учатся самостоятельно адекватно оценивать степень усвоения учебного материала, изученного на уроке.

Коммуникативные УУД

Учатся отвечать на вопросы, строить понятные высказывания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Волшебная сила слов и поступков. Рассказы В.А.Осеевой (обобщающий урок литературного чтения по теме проекта: «Волшебная сила слов и поступков») 4 класс

Подготовка.1. Определяются следующие этапы работы:– мотивационный (учитель заявляет общий замысел, ученики обсуждают его, предлагают собственные идеи);– планирующий – подготовительный (определяе...

Технологическая карта Урок-проект по русскому языку 3 класс Тема урока: Проект «Семья слов».

Технологическая картаУрок-проект по русскому языку 3 классТема урока: Проект «Семья слов»....

Урок-проект "Рассказ о слове"

Предмет: русский языкТема: Проект «Рассказ о слове»Тип урока: комбинированныйФорма проведения урока: урок - проектУчастники: ученики 3 классаЦель: обогащение, уточнение и активизация словарного состав...

Урок -проект "Рассказ о слове"

Призентация к уроку русского языка 3 класса по Канакиной .Урок - проект "Рассказ о слове"...

Обобщающий урок-проект по разделу «Слова, которые отвечают на вопросы кто? что?»

Обобщающий урок по русскому языку во 2 классе УМК Песпектива...

Урок-проект "Рассказ о слове"

Урок разработан по программе "Школа России"  по учебнику В.П. Канакиной 3 класс...

Урок – проект "Рассказ о слове"

Данный материал представляет разработку краткосрочного проекта " Рассказ о слове". В ходе урока учащиеся составят словарную статью о слове "товарищ"....