Конспект урока русского языка 3 класс "Правописание безударных гласных в корне слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Котова Ульяна Сергеевна

Конспект урока русского языка "Правописание безударных гласных в корне слова" 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka_3_klass.docx25.06 КБ

Предварительный просмотр:

Разрешаю: __________

Допускаю: __________

Оценка за урок: __________

План-конспект

урока русского языка,

проведённого в 3 «В» классе

обучающейся Котовой Ульяны Сергеевны

Дата: 19.11.2021г.

Консультация методиста: __________

Консультация учителя: __________

Конспект урока русского языка

УМК: «Школа России», 3 класс

(учебник «Русский язык» ч. 1 В. П. Канакина, В. Г. Горецкий стр. 104-106.)

Организационно-деятельностный компонент:

Дата: 19.11.2021г.

Время: 11:10-11:55

Класс:

Целевой компонент урока:

Тема урока: правописание безударных гласных в корне слова

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель урока: организация деятельности обучающихся по изучению и первичному закреплению знаний и умений о  способах проверки безударных гласных в корне слова 

Задачи:

Образовательные: способствовать усвоению и первичному закреплению знаний и умений о  способах проверки безударных гласных в корне слова; уметь проверять безударную гласную в корне слова.

Развивающие: способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, логического мышления, произвольного внимания, орфографической и пунктуационной грамотности, каллиграфических навыков письма, расширению словарного запаса; выделять главное, сравнивать, обобщать, формулировать выводы.

Воспитательные: воспитывать позитивное отношение к предмету средствами учебного занятия; формировать положительную мотивацию к учебной деятельности; интерес к русскому языку; бережное отношение к родному языку, слову, окружающему миру; формировать качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, внимательность, честность, уважение к одноклассникам, способность к сотрудничеству, ответственность за продукт собственной деятельности.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.

Планируемые результаты:

Личностные: умение ценить и принимать следующие базовые ценности: терпение, совместный труд и уважение к мнению одноклассников; умение актуализировать личностный смысл к изучению темы; осознавать ценность совместной работы, ответственность за продукты собственной деятельности; проявлять интерес к русскому языку, этические чувства: уважение, доброжелательность, уверенность; осознавать богатство русского языка, его величие и многогранность.

Метапредметные:

Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение ориентироваться в учебнике, осознавать познавательную задачу, сравнивать, обобщать, классифицировать, делать выводы; умение строить логическую цепочку рассуждений, выдвигать гипотезы и обосновывать их, осуществлять анализ, синтез, сравнение, устанавливать причинно-следственные связи.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение контролировать свою готовность к уроку, организовывать своё рабочее место, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивать выполненные действия, умение выполнять учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися, ставить цель, осуществлять оценку результативности.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение строить монологическую и диалогическую речь на заданную тему, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии задачами; умение слушать, понимать обращённую речь, следовать инструкциям, адекватно реагировать на замечания учителя, участвовать в диалоге при обсуждении изучаемого материала.

Предметные: умение подбирать способы проверки безударных гласных в корне слова; проверять безударную гласную в корне слова

Организация пространства: фронтальная, работа в паре, индивидуальная.

Основные образовательные ресурсы: УМК «Школа России», русский язык, В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, 3 класс, тетрадь.

Содержательный компонент урока:

I. Организация начала урока.

1. Приветствие.

У: Здравствуйте, ребята! Сегодня урок русского языка у вас проведу я. Меня зовут Ульяна Сергеевна.

2. Проверка готовности к уроку.

У: Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка и простой карандаш.

3. Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.

У: Сегодня у нас не просто урок русского языка, а урок-путешествие в страну Русского языка. А мы не ученики, а путешественники.

Мы должны дойти до главного города этой страны, до города «Грамотеевск». Дорога будет нелёгкая, нам пригодятся наши знания, мы должны будем много трудиться. Наши тетради – это записные книжки путешественников. В них мы будем записывать свои открытия.

Весь урок за нашей работой будет наблюдать главный житель города «Грамотеевск» профессор Грамотейкин.

II. Актуализация умений и знаний.

1. Минутка чистописания.

У: Начнём  наш урок с минутки чистописания. Откройте свои тетради, каллиграфически запишите число и классная работа.

Посмотрите на доску. Прочитайте слова про себя.

зАсверкать, перЕзимовать, вазОчка, розОчка

В каких частях слова выделены орфограммы?

О: корень, приставка, суффикс

У: Самостоятельно, в тетради, разделите эти слова на 2 столбика. Поменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте, правильно ли разделили слова.

 У: Критерии:

 0 ошибок-«5»

1-2 ошибки- «4»

3 ошибки- «3»

2. Словарно-орфографическая работа.

У: Вы не забыли, что мы с вами сегодня путешественники? Кто такой путешественник? Найдите это слово в толковом словаре В.И. Ожегова.

О: Толковый словарь В.И.Ожегова: путешественник (-ница), путешествователь-странствователь; кто находится на пути, на перепутье, в езде, в ходьбе или кто много ездил по чужим местам.

У: Запишите слово в тетрадь. Поставьте ударение, выделите непроверяемую безударную гласную в корне слова.  Запомните!

III. Открытие новой темы. Целеполагание.

У: Посмотрите на данные слова и скажите, чем они похожи?

 сн…жок, сн…говик, сн…гопад, сн…жинка, сн…гоход, Сн…гурочка

Как их можно назвать?

О: однокоренные

У: Какое слово может быть проверочным для всех этих слов?

О: снег

У: Данные слова запишите в тетрадь и подберите к каждому проверочное слово

О:  з…ма - зИмы, сн…га - снЕг, г…ра - гОры, в л…су - лЕс

Проверка.

Критерии:

 0 ошибок-«5»

1-2 ошибки- «4»

3 ошибки- «3»

У: В какой части слова вам встретилась орфограмма?

О: в корне

У: Что вы делали, чтобы правильно написать пропущенную букву? О: подбирали проверочное слово с ударной гласной, а именно: подбирали однокоренное слово снег, или изменяли форму слова.

У: Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока?

О: Правописание безударной гласной в корне слова

У: Поставим цель, при помощи «слов-помощников»: будем учиться, познакомимся.

О: Будем учиться  писать слова с безударной гласной в корне слова

IV. Открытие новых умений, знаний.

У: сейчас мы с вами поработаем по цепочке.

На доске даны слова.

 дворы, стрела, вода, трава, холмы, жара, свеча, пчела, гнездо, чижи, дожди, шкафы

Вам нужно подобрать проверочные слова, изменив форму слова и подобрать однокоренное слово

(например: дворы – двОр, двОрник). Начинаем со слова стрела.(стрела – стрЕлы, стрЕлочка, вода – вОды, подвОдный, трава – трАвы, трАвка, холмы – хОлм, хОлмик, жара – жАр, жАркий, свеча – свЕчи, свЕчка, пчела – пчЁлы, пчЁлка, гнездо – гнЁзда, гнЁздышко, чижи – чИж, чИжик, дожди – дОждь, дОждик, шкафы – шкАф, шкАфчик)

У: Итак, как мы можем подобрать проверочное слово?

О: изменив форму слова, или подобрав однокоренное слово

У: Откройте учебники на стр. 104 и прочитайте правило в рамке.

Какие 2 способа проверки безударной гласной есть в правиле?

О: изменить форму слова или подобрать однокоренное слово

Как обозначаются ударные и безударные гласные звуки в корнях однокоренных слов и в формах одного и того же слова?

О: одинаковой буквой

У: Кто сможет, не глядя в учебник, повторить правило?

Алгоритм выполнения упражнений по русскому языку:

1. Откройте учебник на странице 105.

2. Прочитайте задание (обучающиеся читают задание).

3. Как вы поняли задание?

4. Выполните задание устно.

5. Выполните задание самостоятельно письменно в тетради.

6. Проверьте, как вы справились с заданием (самопроверка, взаимопроверка, самоанализ, анализ, проверка учителя).

7. Оценка учителя (отметочная или безотметочная система оценивания), комментирование.

У: Открываем учебник на странице 105. Упражнение 196.

Прочитайте предложения. Рассмотрите рисунки. Найдите в каждом предложении слова, которые произносятся одинаково. Объясните написание этих слов. Выполните письменное задание к упражнению.

Прочитаем слово с пропущенной буквой и слово, поясняющее правильное значение.

О: отварить картошку (варить), отворить окно (открыть); слизал пломбир (лизать), слезал с забора (лезть); увидал в окно (видеть), увядал куст (вянуть)

У: Откройте страницу 106, упр. 197.

Прочитайте стихотворение. Что такое север, юг?

О: стороны света

У: На какое правило выделены буквы?

О:безударные гласные проверяемые и непроверяемые ударением

У: Спишите. В каком слове написание выделенной безударной гласной надо запомнить?

О: север

У: Подберите проверочные слова для объяснения написание других орфограмм.

О: сады – сАд, цветы – цвЕт, снега – снЕг, холода – хОлод, холОдный

У: Какие способы проверки безударных гласных вы использовали?

О: изменяли форму слова, или подбирали однокоренное слово

У: Назовите антонимы. Какие слова называют антонимами?

О: слова, имеющие противоположные значения

У: Назовите еще антонимы, которые вы знаете?

О: день-ночь, белый-черный, легкий-тяжелый.

V. Физминутка.

1. И.п. - стоя, руки на поясе.

1 - правую руку вперед, левую вверх.

2 - переменить положения рук.

Повторить 3 - 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

2. И.п. - сидя, руки вверх.

1 - сжать кисти в кулак.

2 - разжать кисти.

Повторить 6 - 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

VI. Закрепление изученного материала

У: Упр.198. Прочитайте. Как вы понимаете смысл этих выражений?

Спишите, самостоятельно вставляя пропущенные буквы. Обозначьте в словах ударение. Подчеркните непроверяемые орфограммы.

Ученик работает на доске. Проверка по эталону.

Какие типы безударных гласных встретились в упражнении?

О: проверяемые и непроверяемые ударением

Работа в паре

Правила работы в паре:

1. Говори тихо и спокойно.

2. К своим товарищам относись с уважением, внимательно слушай партнёра.

3. Старайся не перебивать товарища, выслушай его до конца.

Задание: списать текст с доски, вставить пропущенные буквы, подобрать проверочное слово.

Ветер на м.ре  гуляет

И кораблик подг.няет,

Он б.жит себе в в.лнах

На раздутых п.русах.

Работа по карточкам.

Задание: списать предложения с карточки, вставить пропущенные буквы, подобрать проверочное слово.

  1. Остров на м_ре л_жит, град на острове ст_ит.
  2. Под _кном Гвидон с_дит, молча на м_ре гл_дит.
  3. И в лазоревой д_ли пок_зались корабли.

  1. С башни князь Гвидон сб_гает, д_рогих г_стей встр_чает.
  2. Гости умные м_лчат, спорить с бабой не х_тят.
  3. Месяц под к_сой бл_стит, а во лбу зв_зда горит.

Самопроверка.

 Критерии:

 0 ошибок-«5»

1-2 ошибки- «4»

3 ошибки- «3»

VII. Итог урока. Рефлексия.

У: Наш урок подходит к концу. У вас на столах лежат карточки, раскрасьте окно с утверждением, которое совпадает с вашим мнение об уроке.

Урок был …

Я на уроке …

Сегодня я …

интересный и познавательный

Работал

понял материал

Скучный

Отдыхал

узнал больше, чем знал

Бесполезный

помогал другим

не понял материал

У: Над чем работали на уроке?

О: Мы работали над  правописанием безударной гласной в корне слова

У: Как думаете, все ли узнали о правописании безударной гласной в корне слова?

О: Нет.

У: Нас еще ожидает много интересного.

VIII. Инструктаж о  выполнении домашнего задания 

Повторить правило  на стр. 104. Стр. 106, упр. 199

У: Мне было очень приятно с вами работать! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Способы проверки написания безударных гласных в корне слова"

Цель урока: применять различные способы проверки безударных гласных в корне слова при выполнении различных упражненийЗадачи урока:а) выполнить упражнения в написании слов с безударными гласными,...

Урок русского языка "Правописание безударных гласных в корне слова"

На этом уроке идёт   формирование   умения  видеть   орфограмму в   корне  слова;   совершенствуются   знания  учащихся   в ...

Конспект урока 2 класса. Тема: "Безударная гласная в корне слова. Обобщение.".

2 классКонспект урока по теме:"Безударная  гласная в корне слова". Обобщение....

Конспект урока русского языка "Проверка безударных гласных в корне слова.»

Урок можно использовать на уроке русского языка во 2 классе по УМК "Школа России"....

Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »

Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...

Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »

Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...