Рабочая программа по русскому родному языку 2 класс ФГОС, О.М. Александрова
рабочая программа по русскому языку (2 класс)

Мирошкина Татьяна Александровна

Бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска

«Средняя общеобразовательная школа №132»

 

 

РАССМОТРЕННО

на заседании МО

 

_____________ /О.В. Кононова

Руководитель МО

 

Протокол №______

от «____»___________2021г.

 

 

СОГЛАСОВАННО

Заместитель директора

 

 _____________ /Н.Е. Фильчакова

 

«_____» ____________2021 г.

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор БОУ г. Омска «СОШ № 132»

 

 _____________ И.A. Мишина

 

 Приказ № ____________

«_____» ____________2021 г.

 

 

Рабочая программа по

русскому родному языку

на 2021–2022 учебный год

для учащихся 2 класса  

(18 часов в год, 1 час в неделю)

Уровень начального общего образования

Срок реализации: 2021-2022 учебный год

 

Рабочая программа составлена на основе

 Примерной программы по предмету «Русскому родному языку» и на основе авторской про­граммы под редакцией:

Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И., Казакова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю..

в рамках проекта УМК «Школа России»

УМК учебник:

  1. О.М. Александрова Русский родной язык: 2 класс: учебник для учащихся

общеобразовательных учреждений / О.М. Александрова.-М., Просвещение, 2020г.-144с.

 

Составитель: Мирошкина Татьяна Александровна,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

 

 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Русский родной язык» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Программа составлена к предметной линии учебников УМК «Школа России» авторов Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И., Казакова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю..

Рабочая программа ориентирована на использование учебного комплекта:

- учебник для общеобразовательных организаций «Русский родной язык», 2 класс, О.А. Александрова и др.М: Просвещение: Учебная литература 2020.-144с.

- Щеголева Г.С. Моя письменная речь: учеб. тетрадь.2 класс/Г.С.Щеголева. – СПб: Специальная Литература.

-Русский родной язык: 2 класс: методическое пособие/ [О.М.Александрова, М.И.Кузнецова, Л.В.Петленко и др.; под редакцией О.М.Александровой]. – М.: Учебная литература.

 

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

 

Личностные результаты:

Учащийся получит возможность для формирования:

 представления о своей этнической принадлежности;

 развития чувства любви к Родине, чувства гордости за свою Родину, народ, великое достояние русского народа – русский язык;

 представления об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);

 осознания положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родному языку;

 представления о своей родословной, достопримечательностях своей малой родины;

 положительного отношения к языковой деятельности;

 заинтересованности в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;

 развития чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;

 этических чувств (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, совести и др.); понимания чувств одноклассников, учителей;

 развития навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

Учащийся научится:

 принимать и сохранять цель и учебную задачу;

 высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;

 планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

 учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – в памятках) в планировании и контроле способа решения;

 выполнять действия по намеченному плану;

 проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

 оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

 адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, другими лицами;

 понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;

 выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные:

Учащийся научится:

 осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

 воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);

 ориентироваться в учебных пособиях (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);

 работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;

 осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебных пособиях;

 пользоваться словарями и справочным материалом учебных пособий;

 осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);

 составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя;

 составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;

 осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя);

 ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;

 находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;

 осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;

 обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);

 делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

 подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения;

 осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя);

 по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;

 устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.

Коммуникативные:

Учащийся научится:

 слушать собеседника и понимать речь других;

 оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

 принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);

 выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;

 задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;

 признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;

 формулировать собственное мнение и аргументировать его;

 работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;

 строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи.

 

Предметные результаты

-научится:

 -распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (одежда, еда, домашняя утварь, детские забавы, игры, игрушки),

-понимать значение устаревших слов по указанной тематике;

 -использовать словарные статьи учебника для определения лексического значения слова;

 -понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;

 -понимать значения фразеологических оборотов, связанных с изученными темами;

-осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;

-произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);

-осознавать смыслоразличительную роль ударения;

 -проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;

 -пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова;

 -пользоваться орфографическим словарем для определения нормативного написания слов.

-различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;

-владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;

-использовать коммуникативные приемы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;

-использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;

-владеть различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;

-анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста:

-отделять главные факты от второстепенных;

-выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между фактами;

-создавать тексты-инструкции с опорой на предложенный текст;

-создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках.

 

 

 

 

 

2. Содержание учебного предмета, курса

 

 Русский язык: прошлое и настоящее (8 часов). По одёжке встречают. Ржаной хлебушко калачу дедушка. Если хорошие щи, так другой пищи не ищи. Каша – кормилица наша. Любишь кататься, люби и саночки возить. Делу время, потехе час. В решете воду не удержишь. Самовар кипит, уходить не велит

Язык в действии (6 часов). Помогает ли ударение различать слова? Для чего нужны синонимы? Для чего нужны антонимы? Как появляются пословицы и фразеологизмы? Как можно объяснить значение слова? Встречается ли в сказках и стихах необычное ударение?

Секреты текста и речи (4 часа). Учимся вести диалог. Составляем развёрнутое толкование значения слова. Устанавливаем связь предложений в тесте. Создаём тексты-инструкции и тексты-повествования.

 

Результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего образования должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать:

1.Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа:

            осознание роли русского родного языка в постижении культуры своего народа;

     осознание языка как развивающегося явления, связанного с историей народа;

     осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского языка;

     распознавание слов с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями  между людьми; слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта; фольклорная лексика);

            понимание традиционных русских сказочных образов, понимание значения эпитетов и сравнений  и особенностей их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; правильное уместное употребление  эпитетов и сравнений  в речи;

            понимание значения фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта; уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);

            понимание значений русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; правильное их употребление в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);

            понимание значений устаревших слов с национально-культурным компонентом (в рамках изученного).

2. Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике:

            осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;

            соотнесение собственной и чужой речи с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);

            соблюдение на письме и в устной  речи  норм  современного  русского литературного языка (в рамках изученного);

            обогащение активного и пассивного словарного запаса, расширение объёма используемых в речи языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка:

            произношение слов с правильным ударением (расширенный перечень слов);

осознание смыслоразличительной роли ударения на примере омографов;

соблюдение основных лексических норм современного русского литературного языка:

            выбор из нескольких возможных слов того слова, которое наиболее  точно соответствует обозначаемому  предмету или явлению реальной действительности;

            проведение синонимических замен с учётом особенностей текста;

            выявление и исправление речевых ошибок в устной речи;

            редактирование письменного текста с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла;

соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного языка:

            употребление отдельных грамматических форм имен существительных: словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных;

            употребление отдельных глаголов в форме 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени, замена синонимическими конструкциями отдельных глаголов, у которых нет формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени;

            выявление и исправление в устной речи типичных грамматических ошибок, связанных с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);

            редактирование письменного текста с целью исправления грамматических ошибок;

соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка (в рамках изученного в основном курсе):

            соблюдение изученных орфографических норм при записи собственного текста;

            соблюдение изученных пунктуационных норм при записи собственного текста;

совершенствование умений пользоваться словарями:

            использование учебных толковых словарей для определения лексического значения слова,  для уточнения нормы формообразования;

            использование учебных фразеологических  словарей, учебных словарей синонимов и антонимов для уточнения значения слова и в  процессе редактирования текста;

            использование учебного орфоэпического словаря для определения нормативного произношения слова, вариантов произношения;

            использование учебных словарей для уточнения состава слова; использование учебных этимологических словарей для уточнения происхождения слова;

            использование орфографических словарей для определения нормативного написания слов;

3. Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма), соблюдение норм речевого этикета:

            владение различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;

            владение различными видами чтения (изучающим и поисковым) научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;

            чтение и смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.), определение языковых особенностей текстов;

            умение анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных;  выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между фактами;

            умение соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; составлять план текста, не разделённого на абзацы; приводить объяснения заголовка текста; владеть приёмами работы с примечаниями к тексту;

            умения информационной переработки прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица;

            уместное использование коммуникативных приемов устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;

            уместное использование коммуникативных приемов диалога (начало и завершение диалога и др.), владение  правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;

            умение строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ-добавление, комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад;

            создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации;

            создание текстов-повествований (например, заметки о посещении музеев, о путешествии по городам; об участии в народных праздниках; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами);

            создание текста как результата собственного мини-исследования; оформление сообщения в письменной форме и представление его в устной форме;

            оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

            редактирование собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов.

соблюдение основных норм русского речевого этикета:

            соблюдение принципов этикетного общения, лежащих в основе русского речевого этикета;

            различение этикетных форм обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации.

 

 

3.Тематическое планирование, в том числе с учётом рабочей программы воспитания с указанием

 количества часов, отводимых на освоение каждой темы

№ п\п

 

№ урока в разделе

Дата

Тема урока

Кол-во часов

 

 

Примечание

РУССКИЙ ЯЗЫК (ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ (8 ч.)

1

1

 

По одёжке встречают…

1

с.4-14

2

2

 

Ржаной хлебушко калачу дедушка

1

с.14-21

3

3

 

Если хорошие щи, так другой пищи не ищи.

1

с.21-26

4

4

 

Каша – кормилица наша.

1

с.26-33

5

5

 

Любишь кататься, люби и саночки возить

1

с.34-41

6

6

 

Делу время, потехе час

1

с.41-53

7

7

 

В решете воду не удержишь

1

с.53-61

8

8

 

Самовар кипит, уходить не велит

1

с.61-73

ЯЗЫК В ДЕЙСТВИИ  (6 ч.)

9

1

 

Помогает ли ударение различать слова?

1

с.74-79

10

2

 

Для чего нужны синонимы?

1

с.80-83

11

3

 

 Для чего нужны антонимы?

1

с.83-86

12

4

 

Как появляются пословицы и фразеологизмы?

1

с.87-98

13

5

 

Как можно объяснить значение слова?

1

с.98-103

14

6

 

Встречается ли в сказках и стихах необычное ударение?

1

с.103-107

СЕКРЕТЫ РЕЧИ ТЕКСТА  (4 ч.)

15

1

 

Учимся вести диалог

1

с.107-115

16

2

 

Составляем развёрнутое толкование значения слова

1

с.115-121

17

3

 

Устанавливаем связь предложений в тесте

1

с.121-132

18

4

 

Создаём тексты-инструкции и тексты-повествования.

1

с.132-141

Темы проектов по курсу «Родной (русский) язык»

 

Исследование слова «Доброта»

Родственные слова в фольклоре.

Великий, могучий русский язык?

Говорить правильно – красиво, престижно!

Грамотным быть - модно!

Диалог и монолог – в чём различия?

Интересные многозначные слова – как не запутаться.

Мини – сборник пословиц «О Родине».

Родственные слова в фольклоре.

Фразеологизмы - неизменные спутники нашей жизни.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска

«Средняя общеобразовательная школа №132»

РАССМОТРЕННО

на заседании МО

_____________ /О.В. Кононова

Руководитель МО

Протокол №______

от «____»___________2021г.

СОГЛАСОВАННО

Заместитель директора

 _____________ /Н.Е. Фильчакова

«_____» ____________2021 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор БОУ г. Омска «СОШ № 132»

 _____________ И.A. Мишина

 Приказ № ____________

«_____» ____________2021 г.

Рабочая программа по

русскому родному языку

на 2021–2022 учебный год

для учащихся 2 класса  

(18 часов в год, 1 час в неделю)

Уровень начального общего образования

Срок реализации: 2021-2022 учебный год

Рабочая программа составлена на основе

 Примерной программы по предмету «Русскому родному языку» и на основе авторской программы под редакцией:

Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И., Казакова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю..

в рамках проекта УМК «Школа России»

УМК учебник:

  1. О.М. Александрова Русский родной язык: 2 класс: учебник для учащихся

общеобразовательных учреждений / О.М. Александрова.-М., Просвещение, 2020г.-144с.

 

Составитель: Мирошкина Татьяна Александровна,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Русский родной язык» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Программа составлена к предметной линии учебников УМК «Школа России» авторов Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И., Казакова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю..

Рабочая программа ориентирована на использование учебного комплекта:

- учебник для общеобразовательных организаций «Русский родной язык», 2 класс, О.А. Александрова и др.М: Просвещение: Учебная литература 2020.-144с.

- Щеголева Г.С. Моя письменная речь: учеб. тетрадь.2 класс/Г.С.Щеголева. – СПб: Специальная Литература.

-Русский родной язык: 2 класс: методическое пособие/ [О.М.Александрова, М.И.Кузнецова, Л.В.Петленко и др.; под редакцией О.М.Александровой]. – М.: Учебная литература.

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Личностные результаты:

Учащийся получит возможность для формирования:

 представления о своей этнической принадлежности;

 развития чувства любви к Родине, чувства гордости за свою Родину, народ, великое достояние русского народа – русский язык;

 представления об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);

 осознания положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родному языку;

 представления о своей родословной, достопримечательностях своей малой родины;

 положительного отношения к языковой деятельности;

 заинтересованности в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;

 развития чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;

 этических чувств (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, совести и др.); понимания чувств одноклассников, учителей;

 развития навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

Учащийся научится:

 принимать и сохранять цель и учебную задачу;

 высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;

 планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

 учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – в памятках) в планировании и контроле способа решения;

 выполнять действия по намеченному плану;

 проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

 оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

 адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, другими лицами;

 понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;

 выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные:

Учащийся научится:

 осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

 воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);

 ориентироваться в учебных пособиях (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);

 работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;

 осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебных пособиях;

 пользоваться словарями и справочным материалом учебных пособий;

 осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);

 составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя;

 составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;

 осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя);

 ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;

 находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;

 осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;

 обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);

 делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

 подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения;

 осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя);

 по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;

 устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.

Коммуникативные:

Учащийся научится:

 слушать собеседника и понимать речь других;

 оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

 принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);

 выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;

 задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;

 признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;

 формулировать собственное мнение и аргументировать его;

 работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;

 строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи.

Предметные результаты 

-научится:

 -распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (одежда, еда, домашняя утварь, детские забавы, игры, игрушки),

-понимать значение устаревших слов по указанной тематике;

 -использовать словарные статьи учебника для определения лексического значения слова;

 -понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;

 -понимать значения фразеологических оборотов, связанных с изученными темами;

-осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;

-произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);

-осознавать смыслоразличительную роль ударения;

 -проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;

 -пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова;

 -пользоваться орфографическим словарем для определения нормативного написания слов.

-различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;

-владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;

-использовать коммуникативные приемы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;

-использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;

-владеть различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;

-анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста:

-отделять главные факты от второстепенных;

-выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между фактами;

-создавать тексты-инструкции с опорой на предложенный текст;

-создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках.

2. Содержание учебного предмета, курса

 Русский язык: прошлое и настоящее (8 часов). По одёжке встречают. Ржаной хлебушко калачу дедушка. Если хорошие щи, так другой пищи не ищи. Каша – кормилица наша. Любишь кататься, люби и саночки возить. Делу время, потехе час. В решете воду не удержишь. Самовар кипит, уходить не велит

Язык в действии (6 часов). Помогает ли ударение различать слова? Для чего нужны синонимы? Для чего нужны антонимы? Как появляются пословицы и фразеологизмы? Как можно объяснить значение слова? Встречается ли в сказках и стихах необычное ударение?

Секреты текста и речи (4 часа). Учимся вести диалог. Составляем развёрнутое толкование значения слова. Устанавливаем связь предложений в тесте. Создаём тексты-инструкции и тексты-повествования.

Результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего образования должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать:

1.Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа:

        осознание роли русского родного языка в постижении культуры своего народа;

        осознание языка как развивающегося явления, связанного с историей народа;

        осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского языка;

        распознавание слов с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями  между людьми; слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта; фольклорная лексика);

        понимание традиционных русских сказочных образов, понимание значения эпитетов и сравнений  и особенностей их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; правильное уместное употребление  эпитетов и сравнений  в речи;

        понимание значения фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта; уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);

        понимание значений русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; правильное их употребление в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);

        понимание значений устаревших слов с национально-культурным компонентом (в рамках изученного).

2. Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике:

        осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;

        соотнесение собственной и чужой речи с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);

        соблюдение на письме и в устной  речи  норм  современного  русского литературного языка (в рамках изученного);

        обогащение активного и пассивного словарного запаса, расширение объёма используемых в речи языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка:

        произношение слов с правильным ударением (расширенный перечень слов);

осознание смыслоразличительной роли ударения на примере омографов;

соблюдение основных лексических норм современного русского литературного языка:

        выбор из нескольких возможных слов того слова, которое наиболее  точно соответствует обозначаемому  предмету или явлению реальной действительности;

        проведение синонимических замен с учётом особенностей текста;

        выявление и исправление речевых ошибок в устной речи;

        редактирование письменного текста с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла;

соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного языка:

        употребление отдельных грамматических форм имен существительных: словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных;

        употребление отдельных глаголов в форме 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени, замена синонимическими конструкциями отдельных глаголов, у которых нет формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени;

        выявление и исправление в устной речи типичных грамматических ошибок, связанных с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);

        редактирование письменного текста с целью исправления грамматических ошибок;

соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка (в рамках изученного в основном курсе):

        соблюдение изученных орфографических норм при записи собственного текста;

        соблюдение изученных пунктуационных норм при записи собственного текста;

совершенствование умений пользоваться словарями:

        использование учебных толковых словарей для определения лексического значения слова,  для уточнения нормы формообразования;

        использование учебных фразеологических  словарей, учебных словарей синонимов и антонимов для уточнения значения слова и в  процессе редактирования текста;

        использование учебного орфоэпического словаря для определения нормативного произношения слова, вариантов произношения;

        использование учебных словарей для уточнения состава слова; использование учебных этимологических словарей для уточнения происхождения слова;

        использование орфографических словарей для определения нормативного написания слов;

3. Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма), соблюдение норм речевого этикета:

        владение различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;

        владение различными видами чтения (изучающим и поисковым) научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;

        чтение и смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.), определение языковых особенностей текстов;

        умение анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных;  выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между фактами;

        умение соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; составлять план текста, не разделённого на абзацы; приводить объяснения заголовка текста; владеть приёмами работы с примечаниями к тексту;

        умения информационной переработки прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица;

        уместное использование коммуникативных приемов устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;

        уместное использование коммуникативных приемов диалога (начало и завершение диалога и др.), владение  правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;

        умение строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ-добавление, комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад;

        создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации;

        создание текстов-повествований (например, заметки о посещении музеев, о путешествии по городам; об участии в народных праздниках; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами);

        создание текста как результата собственного мини-исследования; оформление сообщения в письменной форме и представление его в устной форме;

        оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

        редактирование собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов.

соблюдение основных норм русского речевого этикета:

        соблюдение принципов этикетного общения, лежащих в основе русского речевого этикета;

        различение этикетных форм обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации.

3.Тематическое планирование, в том числе с учётом рабочей программы воспитания с указанием

 количества часов, отводимых на освоение каждой темы

№ п\п

№ урока в разделе

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Примечание

РУССКИЙ ЯЗЫК (ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ (8 ч.)

1

1

По одёжке встречают…

1

с.4-14

2

2

Ржаной хлебушко калачу дедушка

1

с.14-21

3

3

Если хорошие щи, так другой пищи не ищи.

1

с.21-26

4

4

Каша – кормилица наша.

1

с.26-33

5

5

Любишь кататься, люби и саночки возить

1

с.34-41

6

6

Делу время, потехе час

1

с.41-53

7

7

В решете воду не удержишь

1

с.53-61

8

8

Самовар кипит, уходить не велит

1

с.61-73

ЯЗЫК В ДЕЙСТВИИ  (6 ч.)

9

1

Помогает ли ударение различать слова?

1

с.74-79

10

2

Для чего нужны синонимы?

1

с.80-83

11

3

 Для чего нужны антонимы?

1

с.83-86

12

4

Как появляются пословицы и фразеологизмы?

1

с.87-98

13

5

Как можно объяснить значение слова?

1

с.98-103

14

6

Встречается ли в сказках и стихах необычное ударение?

1

с.103-107

СЕКРЕТЫ РЕЧИ ТЕКСТА  (4 ч.)

15

1

Учимся вести диалог

1

с.107-115

16

2

Составляем развёрнутое толкование значения слова

1

с.115-121

17

3

Устанавливаем связь предложений в тесте

1

с.121-132

18

4

Создаём тексты-инструкции и тексты-повествования.

1

с.132-141

Темы проектов по курсу «Родной (русский) язык»

Исследование слова «Доброта»

Родственные слова в фольклоре.

Великий, могучий русский язык?

Говорить правильно – красиво, престижно!

Грамотным быть - модно!

Диалог и монолог – в чём различия?

Интересные многозначные слова – как не запутаться.

Мини – сборник пословиц «О Родине».

Родственные слова в фольклоре.

Фразеологизмы - неизменные спутники нашей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку 1 класс ФГОС

Рабочая программа по русскому языку для 1 класса составлена с учётом требований ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс ФГОС УМК "Школа России"

Рабочая программа по русскому языку 1 класс с учетом требований ФГОС УМК "Школа России"...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс ФГОС

Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с ФГОС. УМК "Школа России" Содержит раздел "обучение письму" (по Канакиной)...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс ФГОС ШКОЛА РОССИИ

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта  Начального Общего Образования, Примерной  основной образовательной программы ОУ, авторс...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...