"Винительный падеж одушевленных имен существительных" 4класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Доржиева Жаргалма Сырен-Доржеевна

конспект урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информационная карта урока в соответствии в ФГОС

1

Тип урока

Урок открытия новых знаний (ОНЗ)

2

Класс

4 «А»

3

Тема

Винительный падеж одушевленных имен существительных

4

Образовательная программа, автор

«Школа России»  Канакина В.П., Горецкий В.Г.,3 класс, часть 2, 2- изд., М.: «Просвещение», 2012 г.

5

Определение места урока в изучаемой теме, разделе, курсе

Раздел «Имя существительное»

6

Цели урока

Содержательная цель: создать условия для распознавания учащимися Р.п. и В.п. одушевлённых имен существительных множественного числа

Деятельностная цель: учиться различать формы винительного и родительного падежей одушевленных имен существительных множественного числа

7

Планируемые результаты:

Личностные:

- выразить положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать на уроке

Предметные:  овладеют способами различения  Р.п. и В.п. одушевлённых имен существительных множественного числа;   получат возможность научиться употреблять в речи имена существительные множественного числа, склонять их.

Метапредметные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

8

Обоснование выбора содержания учебного материала, методов, форм работы на уроке

Основные дидактические  методы:

словесный, наглядный,практический.

Частные методы, формы и приемы: языковой разбор, работа в парах, самостоятельная работа.

9

Описание применяемых образовательных технологий, обоснование их использования

Информационно-коммуникационные, технология развивающего обучения, личностно-ориентированного обучения.

10

Описание методов оценивания, применяемых на уроке

Оценка учителя, самооценка, взаимооценка.

11

Средства

Презентация, интерактивная доска, компьютер, учебник , тетради, листы с заданием.


Ход урока

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Примечание, время этапа, УУД

1. Мотивационный этап.

- Здравствуйте, ребята!

- Прочитайте предложения.

У меня нет коня. Мне подарили коня.

- Как вы думаете, выделенные существительные употреблены в одинаковых падежах?

- Здравствуйте!

 2 мин.

2. Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия.

1. Минутка чистописания.

- Проведем минутку чистописания.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

- Букву, которую мы сегодня будем писать, вы определите сами.

- Она в начале важных слов:

Мир, Москва и мама.

Она в начале вкусных слов:

Мороженое, мёд.

Её увидишь у метро,

Ведь там она живёт.

- Назовите слова, в которых вы слышите звук [м].

- Назовите слова, в которых вы слышите звук [м҆ ].

- Какой буквой обозначаются звуки [м], [м҆ ] на письме?

- Специальных букв для обозначения мягких согласных в русском алфавите нет. Как же обозначается мягкость согласного на письме в словах мир, мёд, метро?

- Какие ещё буквы могут обозначать  мягкость согласных?

- На минутке чистописания будем писать букву М прописную и букву м строчную. Вспомним требования к письму.

Требования к письму букв

1. Одинаковый наклон.

2. Одинаковая высота букв.

3. Одинаковая ширина букв.

4. Правильная форма букв

5. Одинаковое расстояние между буквами и словами

- Напишите цепочку, которая состояла бы из нескольких пар букв. В каждую пару должны входить буква прописная буква м и по очереди находящиеся в группах буквы в алфавитном порядке

- Оцените свою работу. Кто смог при письме соблюсти все требования к письму – поднимите руку.

Кто допустил небольшие нарушения – поднимите руку.

Кто старался, но у него не все получилось – поднимите руку.

- Записывают число, классная работа.

1) Москва, мама, мороженое

2) Мир, мёд, метро

Буквой М, м.

- С помощью букв и, ё, е,.

Буквы ь, ю, я

Прописывают букву «М».

Ма Мб Мв – (на доске) – продолжите ряд букв

7 мин.

слайд

(по очереди)

На слайде

Слайд с требованиями к письму букв.

2. Словарно- орфографическая работа

– Послушайте сказку.

В некотором царстве, в некотором государстве, называется оно «Морфология» жил-был царь. И было у него шесть сыновей, их имена начинались на такие буквы:

И Р Д В Т П

- Что это за буквы?

Жили они дружно, весело, то и дело был слышен смех, шутки. Они очень любили разыгрывать придворных, потому что никто их не мог различить.

– Однажды принцам захотелось посмотреть мир, и они отправились в путешествие. Заглянули они и к нам. Давайте встретим их на вокзале.

Запишите слово вокзал,

Какие ещё словарные слова по этой теме нам знакомы? Запишите их самостоятельно.

- Проверьте себя по слайду.

Перрон, вагон, билет, багаж, пассажир.

- Что такое перрон? Багаж?

- Какое слово отличается от других? Почему?

Это начальные буквы падежей.

Записывают слова.

Самопроверка по слайду

Перрон, вагон, билет, багаж, пассажир.

Слово пассажир.

Одушевлённое

3. Пробное действие

- Запишите предложения.  Определите падеж выделенных имён существительных.

  • Неподалеку я заметил людей. (пассажиров)
  • Вокруг не было людей. .(пассажиров)
  • Полезные советы помогают в трудных ситуациях.
  • Учитель дал полезные советы детям.

Переписывают и определяют падежи

слайд

3. Этап выявления затруднения.

- Где возникает затруднение?

- Почему трудно различить эти падежи?

- Какого же знания нам недостает, чтобы определить падеж сущ. людей и советы?

- Трудно различить

1) родит или винит. падежи одушевл. сущ. мн.ч.

- Потому что в этих падежах одуш. имена сущ. мн.ч. отвечают на одинаковые вопросы и имеют одинаковые окончания.

- Мы не знаем способы различения

родит или винит. падежи одушевл. сущ. мн.ч.

Слайд с И.и В. п., Р.иВ. п

4. Этап построения проекта выхода из затруднения.

- Какова цель нашего урока?

- Откройте учебники на с. 138. Прочитайте тему урока.

- Что нужно сделать, чтобы научиться различать формы винительного и родительного падежей одушевленных имен существительных множественного числа.

-Будем учиться различать формы винительного и родительного падежей одушевленных имен существительных множественного числа.

- Узнать способ различения слов в этих падежах и упражняться в применении этого способа.

5 мин.

5.Этап реализации построенного проекта.

- Как вы думаете, у неодушевлённых имён существительных формы родительного и винительного падежа тоже совпадают или это характерно только для одушевлённых имён существительных?

- У нас возникли разные мнения. Как определить, кто прав?

-Давайте проведём исследование.

Запишите данные имена существительные в  родительном и в винительном падежах, выделите окончания.

Работу выполняем по вариантам: 1 вариант – машины,

2 вариант – кошки.

-Поработайте в парах. Сравните записи и сделайте вывод.

- Что предлагаете делать, чтобы достичь поставленной цели?

- В ед. числе тоже было трудно отличить Р.п. от В.п. у имен существительных 2 склонения.

Как мы действовали?

- А ещё каким способом можно воспользоваться?

-Давайте попробуем.

Гордость за учеников  В.п.

Праздник для городских жителей   Р.п.

-Проверить.

1 вариант

     дома        

Р.п. (чего?) машин

В.п. (что?) машины

2 вариант

    белки      

Р.п. (кого?) кошек

В.п. (кого?) кошек

- Формы родительного и винительного падежа совпадают только у одушевлённых имён существительных.

- Попробуем, как и в ед. числе  подставлять имя существительное 1 склонения.

-Задать сразу два вопроса.

1 способ. Задаём два вопроса: гордость за кого? за что? В.п.

2 способ. Подставляем имя сущ. 1 склонения сестра

Гордость за сестру-окончание у имеет В.п

10 мин.

- Прочитайте задание.

- - Признаки какого падежа указаны в первой строчке?

- Во второй строчке?

- Во третьей строчке?

- Запишем начальные буквы этих падежей в столбик и их признаки.

- Прочитайте 1-ый столбик слов.  Что общего в этих словах?

- Прочитайте 2-ой столбик слов.  Что общего в этих словах?

- Запишите данные слова именительном, родительном, винительном падежах. Вначале запишите одушевленные имена существительные, а затем неодушевленные. (на слайде – 1-ая строчка – сущ. в им падеже)

- Выделите окончания.

-Какие имена существительные и в каких падежных формах имеют одинаковые окончания?

-Как определить падеж имен существительных с одинаковыми окончаниями?

Именительный падеж

Родительный падеж

Винительный падеж

- Неодушевленные имена существительные множественного числа.

- Одушевленные имена существительные множественного числа.

Проверьте себя по слайду

Выполняют упражнение:

И.п.- книги, дома, вещи,

          белки, волки, мыши;

Р.п.- книг, домов, вещей,

       белок, волков, мышей;

В.п.- книги, дома, вещи,

      белок, волков, мышей;

-Неодушевленные имена существительные в И. и в В.п. имеют одинакоые окончания –ы, -и, -а, -я

Одушевленные имена существительные в Р. и в В.п имеют одинаковые окончания: нулевое окончание или –ов, -ей

-с помощью слов-помощников

6. Первичное закрепление нового знания.

Упр. 266, стр.138

Р.п-

5 мин.

7. Самостоятельная работа и проверка по эталону.

Работа на карточках:

1. Перевозка пассажиров  

2. Выводят птенцов  

3. Охотится на мышей  

4. Корм для комнатных животных  

Определяют падеж имен существительных

3 мин.

8. Включение в систему знаний и умений.

- Запишите словосочетания с данными существительными. Обозначьте падеж имён существительных.       Вижу (кого?) (братья)____________
Теплые (что?) (дни)____________ принес (Что? (перо)____________
Крыша(Чего?) (дома)___________- Проверка на слайде. - Давайте подведем итоги:-  У кого нет ошибок? У кого 1, 2 ошибки? У кого более 2 ошибок?
                                   - Где допустили ошибку?

- Выполнение задания и проверка на слайде

1)Вижу братьев-В.п

2) Теплые дни-И.п

3) Принес перо-В.п

4) Крыша домов-Р.п

7 мин.

9. Этап  рефлексии УД на уроке.

 - Вспомним, какова была наша цель?

- Кто считает, что научился различать …..

- Закончите предложения…

Сегодня на уроке я (мне) :

  • научился(лась) …
  •  было интересно …
  •  было трудно …
  •  больше всего понравилось …

- Подводят итоги урока.

3 мин.

10. Д/з

Выполнить упр. 267 на стр. 138

. - Записывают д/з в дневник.

1 мин.

И.п.

Есть

кто?

что?

белки

волки

мыши

книги

дома

вещи

Р.п.

нет

кого?

чего

белок

волков

мышей

книг

домов

вещей

В.п.

вижу

кого?

что?

белок

волков

мышей

книги

дома

вещи

  Р.п.

нет

кого?

людей

В.п.

вижу

кого?

людей

И.п.

Есть

что?

советы

В.п.

вижу

что?

советы

.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Склонение имен прилагательных во множественном числе. Правописание падежных окончаний. Различие именительного и винительного падежей.

Цель урока: формирование умения склонять и употреблять прилагательные во множественном числе, научить правильному написанию окончаний  прилагательных во множественном числе, развивать интеллектуа...

Именительный, родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных.

Конспект  урока  по  теме  "Именительный,  родительный и  винительный  падежи  одушевленных  имен  существительных."...

"Распознавание именительного, родительного и винительного падежей неодушевленных имен существительных"

Методы: репродуктивный, частично-поисковый, словесные, наглядные и практические.Приемы:- положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничеств...

Поурочное планирование урока по русскому языку для 4 класса «Распознавание именительного, родительного и винительного падежей неодушевленных имен существительных»

Поурочное планирование урока по русскому языку для 4 класса«Распознавание именительного, родительного и винительного падежей неодушевленных имен существительных»...

Упражнение в распознавании дательного, винительного, творительного падежей одушевленных имен существительных.

Цель урока: развивать умение распознавать падежи имён существительных по вопросам, предлогам, роли в предложении; учить распознавать неодушевлённые имена существительные в дательном, творительном...