Упражнение в распознавании дательного, винительного, творительного падежей одушевленных имен существительных.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Чепурко Марина Валентиновна

Цель урока: развивать умение распознавать падежи имён существительных по вопросам, предлогам, роли в предложении; учить распознавать неодушевлённые имена существительные в дательном, творительном и винительном падежах.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka_4_klass.docx22.7 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Упражнение в распознавании дательного, винительного, творительного падежей одушевленных имен существительных.

Цель урока: развивать умение распознавать падежи имён существительных

по вопросам, предлогам, роли в предложении; учить распознавать неодушевлённые имена существительные в дательном, творительном и винительном падежах.

Предметные результаты: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; умение сопоставлять дательный, винительный   творительный падежи;

Метапредметные УУД

Личностные: желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно оценивать свои достижения.

 Познавательные: понимать информацию, представленную в изобразительной, модельной форме.

Коммуникативные: выявлять, идентифицировать проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение проблемы, вести диалог с учителем.

Оборудование:

                                               Ход урока.

1.Организационный момент..

Мы пришли сюда (…учиться)

Не лениться, а (…трудиться)

Только тот, кто много (знает)

В жизни что-то (…достигает)

- А чего вы хотите достичь, какими мы хотим стать?

- Что значит быть успешными?

Ну, давайте тогда начнем наш урок.

2. Актуализация опорных знаний.

а) Каллиграфическая минутка: Пп, Пп, Тт, Тт, по, то,  уп, ут, тло, тел

б) Какие буквы мы будем сегодня прописывать? Какие звуки они обозначают? Дайте характеристику этим звукам.

в) Словарная работа.

ПЕНАЛ, ПЕТУХ, ПЕСОК, ПОЕЗД, ПОМИДОР, ПИРОГ, ПАЛЬТО, ПЛАТОК.

Уч. Что вы можете сказать об этих словах? (они словарные)

Уч. Докажите? (их нельзя проверить, их нужно запомнить)

Уч. Какую работу мы проделываем со словарными словами?

(называем ударную гласную и выделяем опасное место).

Уч. Посмотрите внимательно еще раз на слова и скажите, какие слова здесь  могут быть лишними и почему?

( петух –одушевленное; поезд и пальто –  количество звуков  не соответствует кол. букв; пальто- имеет форму единственного  числа;

поезд – ударный первый слог, у остальных слов последний;

поезд и пирог -  на конце непроизносимая согласная;

помидор – 3 слога;)

2) . Игра «Угадай слово».

БЕГ

1.Спортсмен, занимающийся бегом.

2.Слово, обозначающее действие, с этим корнем.

 3. Дорожка для бега.

 (Бегун, бегать, беговая.)

ЗВОН

1. Предмет, издающий

2.Слово,обозначающее признак,

  с корнем -звон-.

3. Издавать звон.

  (Звонок, звонкий, звонить)

Определите части речи.

Над какой частью речи мы сейчас работаем?

Какую тему мы разбирали на прошлом уроке?

Уч. Какое слово в нашем словаре обозначает одушевленное?(Петух)

Уч. А что мы можем сделать с этим словом?( Составит предложение)

Уч.  Составьте 3 предложения, где слово петух, будет  главным и второстепенным членом предложения. Выделите основу предложения и укажите падежи.

1.В огороде   гуляли  петух и куры.(И.п).

2.Брат ушел  насыпать  зерна  петуху.(Д.п.)

3.Кот  Тимофей  всегда  играет  с  нашим  петухом. (Т.п.)

3.Сообщение темы и цели урока.

Уч. Сформулируйте тему нашего урока ( учиться распознавать  дательный, винительный, творительный  падежи одушевленных  имен существительных)

Уч. Какие цели сегодня каждый из вас поставит перед собой на уроке?

-как различать  Д.п., В.п., Т.п.?

- научиться правильно определять падежи?

- научиться правильно задавать вопросы?

4.Работа над темой.

1.(Работа в парах.)

– Запишите словосочетания с карточки, в парах определите падежи, обозначьте падежи имен существительных, подчеркните предлоги.

Пролетели над лесом, притаились около куста, приближался к опушке, дошел до дома, перелез через изгородь, рассказал о друге, остановился около школы.

2.  Выполнение упражнений   147   с заданиями.

3. Письмо под диктовку. Определение падежей.

                                        ЖУРАВЛИНЫЙ КРИК

Я стоял на опушке и слушал привольную песню леса. С неба упал журавлиный крик. Птицы летели косяком. Вдруг строй рассыпался. Что случилось в небе? Почему тревожно закричали журавли?

Вот птицы построились в круг. Они минут десять кружили над Волгой. Журавли попрощались с родным краем и скрылись за горизонтом. Мне было грустно. Я осмотрел местность. Осенний лес провожал тёплые солнечные дни. На пороге стояла дождливая осень.

Слова для справокрассыпался, построились.

5. Самостоятельная работа.

(Работа по карточкам)

Задание: Определите и обозначьте падеж слов. Выполняется по вариантам:

Вариант I – дело;

Вариант  II – труд.

В а р и а н т  I

От слова до дела – целая верста.

И умен, и пригож, и в деле гож.

Велик телом, да мал делом.

Дело шуток не любит.

Делу – время, потехе – час.

В а р и а н т  II

Белые ручки чужой труд любят.

Труд кормит, а лень портит.

Дерево ценно плодом, а человек – трудом.

Суди о человеке по его труду.

В труде рождаются герои.

5.Итог урока. Рефлексия.

С какой темой работали на уроке?

Чему учились на уроке?

Какой была цель урока? Мы достигли цели урока?

6.Домашнее задание ( СТР. 87 УПР. 149.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Распознавание имен существительных в дательном, винительном, творительном падежах"

развивать умение распознавать падежи имён существительных по вопросам, предлогам, роли в предложении; учить распознавать неодушевлённые имена существительные  в дательном, творительном и винитель...

Именительный, родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных.

Конспект  урока  по  теме  "Именительный,  родительный и  винительный  падежи  одушевленных  имен  существительных."...

"Распознавание именительного, родительного и винительного падежей неодушевленных имен существительных"

Методы: репродуктивный, частично-поисковый, словесные, наглядные и практические.Приемы:- положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничеств...

Поурочное планирование урока по русскому языку для 4 класса «Распознавание именительного, родительного и винительного падежей неодушевленных имен существительных»

Поурочное планирование урока по русскому языку для 4 класса«Распознавание именительного, родительного и винительного падежей неодушевленных имен существительных»...