Правописание частицы НЕ с глаголами
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Клеба Светлана Анатольевна

Конспект урока во 2 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_chastitsa_ne.docx22.62 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык. «Правописание частицы НЕ с глаголами» 2 класс

УМК «Школа России»

Цель: создание условий на уроке для организации деятельности обучающихся по знакомству с правописанием частицы НЕ с глаголами.

Задачи:

образовательная:

  • исследовать частицу НЕ;
  • познакомиться с правилом написания частицы НЕ с глаголами;
  • формировать умение раздельно писать частицу НЕ с глаголом;

развивающая:

  • способствовать развитию речи, орфографической зоркости, мышления, внимания;

воспитательная:

  • воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной работе, работе в паре.

Формирование УУД:

Регулятивные УУД:

  • умение определять и сохранять учебную задачу урока;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем; оценивание своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Познавательные УУД:

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные УУД:

  • умение оформлять свои мысли в устной форме;
  • слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
  • выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Технология: смысловое чтение

Оборудование: учебник Русский язык 2 класс 2 часть В.П. Канакина, В.Г.Горецкий

Ход урока

  1. Организационный момент.

Здравствуйте , ребята!

Проверьте, пожалуйста, всё ли у вас готово к уроку, порядок ли на парте, нет ли чего лишнего.

Садитесь, пожалуйста.

 II. Актуализация знаний.

  1. Минутка чистописания.

Сядьте правильно, тетрадочку положите под наклоном, возьмите ручку. Запишите число. Классная работа.

Учащиеся прописывают заглавные и строчные буквы Н и Е.

2. Словарная работа.

Игра “Гласные сбежали”

- Из слов сбежали гласные. Догадайтесь какие. Запишите словарные слова, вставляя пропущенные гласные, подчеркните орфограммы. (слова записаны на доске)

Пнл, крндш, врбй, ттрдь, лстк

Какое слово лишнее, почему (ластик-не словарное, воробей-одушевлённый предмет, не школьная принадлежность)

Найдите в словарных словах слово, состоящее из 3 слогов. Составьте предложение с этим словом по схеме:

Кто? Что делает?  Что?  Где?

Прочитайте предложение. Подчеркните грамматическую основу. Какое слово является подлежащим? Могу ли я утверждать, что у всех ребят предложения разные, а подлежащее одинаковое? (Да) Почему ( у всех слово ВОРОБЕЙ)

Какая это часть речь? Какой частью речи выражено сказуемое? (глагол)

Давайте мы с вами вспомним, все то, что изучили о глаголе. Для этого встаньте, пожалуйста.

- Я вам буду говорить вам фразы. Если вы согласны, вы приседаете, если нет-подпрыгиваете. Будьте внимательны, сначала подумайте.

  1. Глагол – это часть речь, обозначающая действие. (да)
  2. Глагол отвечает на вопрос кто? что? (нет)
  3. Глаголы могут быть только в единственном числе. (нет)
  4. В предложениях глагол является сказуемым.  (да)
  5. Красивый, солнечный, деревянный – это глаголы. (нет)
  6. Глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать? (да)

III. Постановка темы и целей урока.

- Я называю вам слова, а вы будете непослушными ребятами и постоянно будете мне перечить, то есть не соглашаться.

Слезь со стула!

- Не хочу!

- Упадёшь!

- Не упаду!

- Отойди!

- Не отойду!

- Приедешь?

- Не приеду!

- Придешь?

- Нет, не приду!

- Услышишь?

- Не услышу!

- Найдёшь?

- Нет, не найду!

- Молчишь?

- Нет, не молчу!

- Конфетку, может, хочешь?

- Нет! Да, хочу, хочу!   (Шибаев А.)

- Какой частью речи являются эти слова? (глаголы)

Какая частица помогала вам со мной не соглашаться? (НЕ)

Какой смысл эта частица придавала слову? (отрицание)

Как вы думаете, как частичка НЕ пишется с глаголами слитно или раздельно? Почему?

Как вы думаете какая у нас сегодня тема урока?

Что м сегодня сможем узнать? Чему можем научиться?

- Откройте учебник на стр.78. Прочитайте стихотворение. Вспомним правила выразительного чтения.

Кто хочет прочитать стихотворение вслух выразительно? (Читает желающий или сильный ученик.)

- Кто готов ответить на вопрос в конце упражнения?

- Прочитайте и посмотрите, правильно ли мы определили тему сегодняшнего урока? Как тема обозначена в учебнике? Какова цель сегодняшнего урока?

Просмотр видео фрагмента «Сказка  о частице НЕ»

IV. Работа по теме урока.

 Чтобы узнать, как пишется частица НЕ с глаголами, найдите и прочитайте правило в учебнике. Правило из учебника стр. 78 Правильно ли мы предположили?

- С какой частью речи употребляется частица НЕ?   Какой смысл вносит частица НЕ? (отрицательный, все отвергает)  

- Как вы думаете, как пишется частица НЕ с глаголом?

Работа по ученику стр.78 упр.136

- О чем говорится в пословицах? Как вы понимаете смысл первой, второй, третьей?

- О каких человеческих качествах мы здесь узнаем? (умение общаться с людьми)

- Какие слова на новое правило нам встретились? (не хвались, …).

- Какая из этих пословиц больше всего подходит к нашему уроку?

- Запишем эту пословицу. (1 у доски, подчеркнуть частицу, надписать часть речи, число).

V. Физкультминутка.

Я вам буду говорить упражнения, а вы будете делать все наоборот, то есть продолжать мне перечить
(руки вперед)    (руки вверх)
(рука правая вверх, левая вниз)

 (рука левая вверх, правая вниз)

Встали на цыпочки    Присели

Наклон вперед    Наклон назад

Наклон вправо    Наклон влево

VI. Первичное закрепление материала.

Работа в парах

Упр. 137, с.79

(Самостоятельно читают текст. В парах объясняют, что такое рифма, находят рифмующиеся слова... Записывают текст по заданию. Взаимопроверка)

VII. Итог урока.

- С каким правилом сегодня познакомились на уроке?

-Что такое НЕ?Какой оттенок придаёт частица НЕ значению слова?

- С какой частью речи она употребляется?

Посмотрите на доску и прочитайте предложение.

еН  елинсь, а чуись!

Понятен ли смысл написанного?

Почему? Какое задание надо выполнить, чтобы понять смысл написанного? Поменяйте буквы местами, какое предложение получилось.

Не ленись, а учись!

Запишите это предложение, подчеркните нашу орфограмму.

VIII. Рефлексия.

Сегодня я узнал … .

Я научился … .

Мне было интересно…, потому что… .

Теперь бы я хотел ещё узнать о…, потому что… .

IX. Домашнее задание.

Упр.140, выучить правило на стр.78


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание частицы не с глаголами

Урок русского языка в 3 классе по теме "Правописание не с глаголами" (программа "Школа 2100" )...

Презентация к уроку "Правописание частицы не с глаголами"

Данная презентация подготовлена к уроку русского языка в 3 классе "Првописание частицы не с глаголами"...

Правописание частицы НЕ с глаголом.

Форма урока:сюжетно - ролевая игра : "Помощь Глагольному капитану". Коллективные работы,сюжетно - ролевые игры позволяют наилучшим образом учитывать индивидуальные особенности обучающихся.Грамматическ...

Конспект урока с презентацией по русскому языку в 3 классе по теме: Правописание частицы не с глаголами.

Программа  Русский язык. Т. Г. Рамзаева.  Тема: Правописание частицы не с глаголами ....

Урок русского языка "Правописание частицы не с глаголами"

На уроке учащиеся познакомятся с отрицательной частицей – не,  научатся правильно писать частицу – не – с  глаголами,познакомятся с глаголами- исключениями....

Урок русского языка "Правописание частицы не с глаголами"

На уроке учащиеся познакомятся с отрицательной частицей – не,  научатся правильно писать частицу – не – с  глаголами,познакомятся с глаголами- исключениями....