Личные местоимения.Обобщение.3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Закрепление знаний о местоимении 3 класс.Учебная программа "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx33.99 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: русский язык. Класс  3. Учебник (УМК) КанакинойВ.П., ГорецкогоВ.Г, «Школа России»

Составила учитель начальных классов МБОУ «СОШ №2 им. Г.В Кравченко» – Ткаченко Е.А

Тип урока: урок закрепления

Тема урока: Личные местоимения. Закрепление.

Оборудование:  учебник, тетрадь, раздаточный материал (карточки с заданием),ноутбук,проектор.

Цель урока: Закрепить знания о части речи «Местоимение»

  Задачи урока:

  • развитие умений определять признаки местоимений
  • формирование алгоритма разбора местоимения как части речи умений проводить его в нужной последовательности
  • совершенствование умений устной и письменной речи: нахождения речевых ошибок и их устранение (редактирование текста)
  • развитие умений работать с текстом
  • развитие умения выражать свои мысли в устной и письменной форме
  • развитие коммуникативных умений и навыков
  • воспитание любви к природе и бережного отношения к ней

Предметные результаты: Учащиеся научатся :распознавать местоимения в тексте и правильно их употреблять; учащиеся получат возможность научится: заменять имена существительные местоимениями(редактировать текст)  

Метапредметные  результаты:

Личностные УУД: выражают положительные отношение к процессу познания: проявляют внимание, желание больше узнать.

РегулятивныеУУД: определяют и формулируют цель деятельности на уроке, проговаривают последовательность действий на уроке, анализируют собственную деятельность.

Познавательные УУД: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; находят ответы на вопросы, используя учебник, мультимединные средства обучения; формируют выводы в процессе коллективного решения учебной проблемы.

КоммуникативныеУУД: высказывать и аргументировать свою точку зрения, учебное сотрудничество в парах.

Ход урока

Этап урока.

Время этапа

Задачи этапа

Формы, методы, методические приёмы учебного взаимодействия

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Формируемые

УУД и предметные действия

1.Мотивационно-

Целевой (организационный момент 1 мин.

Эмоционально настроить учащихся на  урок, проверить готовность к уроку.

Фронтальный.

Словесный.

Ребята, я рада видеть вас на нашем уроке, надеюсь, что вы будете внимательными, организованными и дружелюбными. Посмотрите, сегодня к нам на урок пришло много гостей, давайте им улыбнёмся, и покажем, как мы умеем хорошо работать. Желаю всем успехов и творческих удач. Тихонечко садимся.

Приветствуют учителя, гостей, организуют своё рабочее место.

КоммуникативныеУУД: сотрудничать с одноклассниками и учителем.

Регулятивные УУД:

Контролировать свою готовность к уроку, самоорганизация внимания.

2. Постановка учебной задачи

Выявить уровень имеющихся знаний

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

С какой частью речи мы с вами познакомились? Сегодня мы должны обобщить все наши знания об этой части речи.

-На какие вопросы мы должны дать ответы?

1. Что такое местоимение

2. Роль в речи.

3.Грамматические признаки местоимения.

Познавательные УУД: поиск и выделение нужной информации.

-Умение строить речевое высказывание в устной форме.

Личностное УУД: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

3. Чистописание

Закрепить умения определять грамматические признаки

Фронтальная

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Минутка чистописания

На доске записаны соединения букв. Пропишите красиво и правильно слоги.

ЛОГ –ОР - НИ – ТО

-Составьте из этих слогов новое слово, поменяв местами части слова.

-Какое слово у вас получилось?

Запишем это слово

- Что оно обозначает?

-Это ученый, который занимается изучением жизни птиц и их охраной. 1 апреля международный день птиц.

Как мы с вами можем помочь птицам, особенно зимой?

Открывают тетради , записывают число . классная работа.

-Записывают слоги.

- Орнитолог.

-Записывают слово

-Подкармливать

-делать кормушки и скворечники

- не разорять птичьи гнезда

Познавательные УУД:

Поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний.

Личностные УУД:

Сотрудничать с одноклассниками и учителем.

Коммуникативные УУД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3.Контроль знаний и способов действий.

Словарные слова

Выявить уровень имеющихся знаний

Индивидуальная

Практический.

Словарный диктант.

Предлагаю вам составить птичий словарь, смотрим на экран, угадываем птицу и записываем её.

Записываем с новой строчки, с красной строки, ставим ударение, подчеркиваем непроверяемую безударную гласную.

Синица, воробей, ворона, сорока, снегири.

-Проверим свою работу. Оцениваем себя.

-Кто не допустил ни одной ошибки?

Нарисуйте весёлый смайлик на полях.

Кто допустил ошибки рисуем грустный смайлик, исправляем ошибки.

_ Что общего у всех этих слов?

-Определите род имён существительных.

- Какие слова помогли нам в определении рода?

-Какой частью речи являются эти слова?

Угадывают птицу, записывают, подчёркивают, ставят ударение.

-Сверяют свою работу с образцом, оценивают себя. Рисуют весёлые и грустные смайлики.

Это имена существительные. одушевленные.

Определяют род.

Он, она, они.

-Местоимением.

Познавательные УУД:

-поиск и выделение необходимой информации; контроль и оценка процесса и      результатов деятельности. Регулятивные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний.

Личностные УУД:

Сотрудничать с одноклассниками и учителем.

4. Применение знаний и способов действий. Работа с паспортом.

Выявить уровень имеющихся знаний у учащихся.  

Фронтальная

Беседа

Словесный

Работа с паспортом

Откройте учебники на стр.98 «Проверь себя»

Смотрим упр. 1.

-Предлагаю вам ответить на эти вопросы, заполнив паспорт части речи местоимение.

Давайте проверим, что у нас получилось.

У вас на столах смайлики, если не допустили ни одной ошибки, поднимите жёлтый смайлик.

Если допустили ошибки, поднимите красный смайлик.

-Какие ошибки допустили, над чем нам предстоит еще поработать?

Открывают учебник, читают задание.

Работают с паспортом, заполняют  недостающие данные.

-Сверяют свой паспорт с образцом, анализируют свою работу, оценивают свои знания.

- Поднимают смайлик.

Познавательные УУД:

Поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний.

Личностные УУД:

Сотрудничать с одноклассниками и учителем.

Коммуникативные УУД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Физкультминутка

Профилактика утомления.

Коллективная

Практический.

В небе ясном солнце светит.

Стая птиц летит к нам с юга.

Чтоб скорее прилетать,

Надо крыльями махать.

А внизу леса, поля.

Расстилается земля.

Птички начали спускаться,

На поляне все садятся.

Предстоит им долгий путь.

Надо птичкам отдохнуть.

И опять пора в дорогу, Пролететь им надо много.

Вот и дом. Ура! Ура!

Приземлятся нам пора.

-Садимся за парты.

Выполняют движения под руководством учителя.

5. Обобщение знаний и способов действий.

Развитие учебно – языковых и орфографических умений.

Индивидуальная

Фронтальная

Работа с текстом.

Гуляя по улицам нашего города я заметила на деревьях очень много кормушек и скворечников для птиц, сделанных ребятами. Придя домой, я решила составить небольшой текст, для вас. Вот что у меня получилось.

Зима. Стоит чудесный денек. Ребята сделали для птиц кормушку. Ребята насыпали хлебных крошек. Петя повесили кормушку на березу.  Петя привязал на дерево кусочки сала. К кормушке прилетели снегири, воробьи, голуби.

-Удачно ли я составила текст.

- Какая часть речи поможет нам избежать повторов?

-Поработайте над текстом и отредактируйте его.

Давайте проверим, что у вас получилось.

-Какой вывод можем сделать, для чего в нашей речи мы используем местоимения?

Как можно озаглавить этот текст?

-Какая главная мысль данного текста

-Найдите в тексте слова с безударной проверяемой гласной, подберите к ним проверочные слова.

Найдите в тексте словарные слова.

Какие орфограммы ещё встретились в тексте?

-Озаглавьте текст и спишите его без речевых ошибок.

-В четвертом предложении найдите и подчеркните грамматическую основу.

- Какой частью речи является подлежащее.

- В пятом предложении определите у местоимения число и род.

-Нет. Есть повторы имен существительных.

-Местоимение или синонимы.

-Работают с текстом, редактируют его.

-Зачитывают тексты.

-Они разнообразят нашу речь, употребляем, чтобы не было повторов в текстах. Заменяют существительные.

-Кормушка.

-Что надо помогать птицам.

-Зима -зимы,  стоит -стоя, привязал – вяжет, кормушка-корм, прилетели -прилёт, дерево- деревья.

-Ребята, голуби, воробьи, снегирь, берёза.

- Чудесный, сделали, повесил.

Озаглавливают, списывают текст в тетрадь.

-Ребята насыпали.

- Подлежащее выражено местоимением.

- В предложениях местоимение может быть и подлежащим и второстепенным членом.

- Личное местоимение, мужского рода, единственного числа.

Познавательные УУД:

-поиск и выделение необходимой информации; контроль и оценка процесса и      результатов деятельности. Регулятивные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний.

Личностные УУД:

Сотрудничать с одноклассниками и учителем. Коммуникативные УУД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Фронтальная

Словесный

Беседа

-Наш урок заканчивается, подведём итоги урока.

-Вспомните,  на какие вопросы мы должны были с вами ответить в начале урока?

-Ответили мы на них или нет?

А как вы усвоили новую часть речи, проверим с помощью небольшого теста.

Взаимопроверка в парах.

-Кто не допустил ни одной ошибки и справился с тестом на отлично, поднимите жёлтый смайлик?

 Кто допустил ошибки, поднимите красный смайлик.

-Значит, нам с вами надо еще поработать над этой темой.

Наш урок окончен, спасибо всем за хорошую работу.

Повторили, что такое местоимение, его грамматические признаки, научились его использовать вместо существительного.

-Да

Выполняют тест.

Обмениваются в парах тестами, осуществляют проверку, сверяясь с образцом.

-Оценивают  работу соседа.

- Поднимают  смайлики.

Познавательные УУД:

- осознано строить  речевое высказывание в устной форме.

Регулятивные УУД:

-оценивать результат своей работы, оценивать правильность выполнения действий напарника.

Личностные УУД: воспроизводить нормы речевого этикета и соблюдать их при построении диалога с одноклассниками и осуществлять рефлексию.

-осознание значимости полученных знаний и необходимости их применения.

7. Домашнее задание

Повторение и закрепление знаний.

Словесный

Фронтальная

Запишем домашнее задание.

Записывают, слушают учителя

Приложения:

Паспорт.

  1. Местоимение это__________________
  2. Употребляется вместо________________
  3. Не называет предмет, а________________
  4. Личные местоимения___________________

______________________________________

                  Ед.ч.                           мн.ч

  1. 1 лицо ________________________________

2 лицо_________________________________

3 лицо_________________________________

  1. Местоимения 3-го лица, ед.ч изменяются по

______________

Ж.р________

М.р________

Ср.р_________

  1. В предложении может быть_________________

________________________.

Паспорт.

  1. Местоимение это__________________
  2. Употребляется вместо________________
  3. Не называет предмет, а________________
  4. Личные местоимения___________________

______________________________________

                  Ед.ч.                           мн.ч

  1. 1 лицо ________________________________

2 лицо_________________________________

3 лицо_________________________________

  1. Местоимения 3-го лица, ед.ч изменяются по

______________

Ж.р________

М.р________

Ср.р_________

  1. В предложении может быть_________________

________________________.

Текст.

Зима. Стоит чудесный денек. Ребята сделали для птиц кормушку. Ребята насыпали хлебных крошек. Петя повесил кормушку на березу.  Петя привязал на дерево кусочки сала. К кормушке прилетели снегири, воробьи, голуби.

        Текст.

Зима. Стоит чудесный денек. Ребята сделали для птиц кормушку. Ребята насыпали хлебных крошек. Петя повесил кормушку на березу.  Петя привязал на дерево кусочки сала. К кормушке прилетели снегири, воробьи, голуби.

Тест: 
1. Найди лишнее: 
а) я 
б) ты 
в) и 
г) она 
2. Найди признак  местоимения: 
а) Называет предмет 
б) Указывает на предмет, не называя его 
в) Указывает на действие предмета 
г) Служит для связи слов в предложении 
3. Каким членом предложения является местоимение? 
Он долго ходил около школы. 
а) Сказуемым 
б) Подлежащим 
в) Второстепенным членом 
4.Сосчитай количество местоимений: 
Как, без, он, у, я, ты, от, мы, до, вы, про, они. 
а) 4     б) 5     в) 6     г) 7

Тест: 
1. Найди лишнее: 
а) я 
б) ты 
в) и 
г) она 
2. Найди признак  местоимения: 
а) Называет предмет 
б) Указывает на предмет, не называя его 
в) Указывает на действие предмета 
г) Служит для связи слов в предложении 
3. Каким членом предложения является местоимение? 
Он долго ходил около школы. 
а) Сказуемым 
б) Подлежащим 
в) Второстепенным членом 
4.Сосчитай количество местоимений: 
Как, без, он, у, я, ты, от, мы, до, вы, про, они. 
а) 4     б) 5     в) 6     г) 7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по русскому языку "Личные местоимения" 3 класс

Презентация по русскому языку "Личные местоимения" 3 класс...

Карточка по теме "Местоимение. Обобщение" 4 класс

Используется для индивидуальной работы на уроке...

Тема "Местоимение. Обобщение". 4 класс.

Педагогическая цель урока: "Создать условия для развития умений учащихся самостоятельно составить памятку "Порядок разбора личного местоимения"; пользуясь памяткой разбирать личное мест...

Тема урока: «Личные местоимения». Обобщение и закрепление изученного.

Вам фрагмент урока русского языка в рамках семинара по теме «Создание личностно – ориентированных ситуаций  на уроках и во внеурочной деятельности» Предлагаю Вам несколько эффек...

4 класс. Местоимения. Обобщение

Технологическая карта урока и презентация...

Технологическая карта урока русского языка «Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. Лицо и число личных местоимений», 3 класс, УМК «Школа России»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Тема урока «Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. Лицо и число личных местоимений» Тип урока: «открытие» нового знания Ц...