Работа с фразеологизмами на уроках развития речи
статья по русскому языку

Каракулова Татьяна Александровна

Расширение знаний по русскому языку

развитие интереса к предмету

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_frazeologizmami_na_urokah_razvitiya_rechi.docx18.4 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с фразеологизмами на уроках развития  речи .

Речь – важное средство коммуникативной культуры. В речи человек выражает своё внутреннее состояние, свои чувства, своё отношение к окружающему миру. Развитая речь – основа уверенности, стабильности и успеха. Поэтому одной из главных задач учителя является обучение детей умению правильно, чётко, ясно, лаконично выражать свои мысли, чувства,  как в устной, так и в письменной форме. На уроках развития речи учитель добивается не только осознанного усвоения детьми грамматического и синтаксического материала, формирования орфографических, пунктационных и речевых навыков, но и учит детей вслушиваться, вдумываться, вчитываться в каждое слово, учит понимать его лексическое значение и структуру, строить словосочетания и предложения, создавать тексты, и, конечно, правильно, выразительно, орфоэпически верно говорить. Эти уроки помогают активизировать мыслительную деятельность учеников, развить их логическое мышление, речь, память, творческие способности каждого.  

Одним из разделов по развитию речи учащихся является работа над фразеологизмами, которая начинается уже со второго класса .Её можно организовывать на уроке в игровой форме в виде путешествия на » Поляну фразеологизмов» :  

  1. Вставьте слова ,всегда употребляющиеся в составе данных фразеологизмов:   

Делить шкуру неубитого медведя ………………..  

Купить ……………….. в мешке.  

………………. в мешке не утаишь.    

Беречь как …………………  ока.  

Выйти ………………….  из воды.  

Надулся как …………….  На крупу.  

2.Фразеологический зверинец(вместо точек вставьте названия животных)   

Голоден как …………….  

           Нем как  …………………..

Хитер как ………………..

Здоров как …………….     

         Болтлив как …………..  

         Колюч как ……………..    

          Упрям как ……………..  

3. Найдите ошибку(иногда одна буква меняет смысл всего предложения)  

Первый блин колом.    

Своя ноша не тонет.

Не в деньках счастье.  

Нет козы без шипов.  

  4.Укажите фразеологизмы со значением:  

а) бездельничать б) обманывать в) быстро  

1.сломя голову                    5. Бить баклуши

2.сидеть сложа руки            6.Водить за нос

3.втирать очки                       7.Вводить в заблуждение

4.во все лопатки                    8.Со всех ног  

      5.» Одинаковые слова» (вставить во фразеологические обороты пропущенные одинаковые слова)   

1.Из ………………..  вон плохо.  

Сбыть с  ……………. .  

Мастер на все  ………… .

Сидеть сложа  ………….. .  

2.Среди ……………….. дня.  

Сказка про …………………бычка.  

………………  нитками шито.  

Чёрным по …………..  .  

3.Как в ……………..  канул.  

Толочь  …………….. в ступе.  

Решетом  ……………черпать.  

Тише  …………, ниже травы.  

Много  …………. утекло.  

Выйти сухим из  ………….  .  

4. Смотреть во все …………… .

В  ……………..   рябит.  

Не в бровь, а в …………… .  

………….. на лоб полезли.  

Выплакать все   …………..  .

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словарик фразеологизмов к урокам развития речи

В электронном ресурсе представлены разделы: "Живописные произведения", "Музыкальные произведения", "Словарики синонимов, антонимов, фразеологизмов", "Теоретический материал", "Памятки по работе над со...

Методическая разработка по теме: Работа над речью слабослышащих учащихся на уроках развития речи в младших классах

Содержание :  I.    Понятие о речевом общении. II. Требования к построению работы по развитию устной речи слабослышащих учащихся. III.  Обучение диалогиче...

Работа над сочинением на уроках развития речи

В данной статье раскрывается работа над сочинением по картине. Рассматриваются возможные пути по улучшению развития речи у учащихся, обогащение словарного запаса....

Материалы для контрольных работ по предметам «Чтение и развитие речи» и "Письмо и развитие речи"

Подборка контрольных работ по  предметам "Письмо и развитие речи" и "Чтение и развитие речи" для 4 класса (8 вид) в условиях инклюзии....

РАБОТА С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ – ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ.

Аннотация: Статья посвящена  работе с текстом на уроках развития речи учащихся с ОВЗ. В ней описаны виды работ и задания, формирующие связную речь детей с ТНР. Ключевые слова, понятия: работа с т...

РАБОТА С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ – ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ.

Статья посвящена видам работы с текстом. Содержатся виды работ, задания, формирующие связную речь у детей с нарушениями речи....

Урок развития речи в 3 классе по теме "Употребление фразеологизмов"

Данная разработка урока поможет обучающимся познакомиться с новыми фразеологизмами, понять смысл, научиться использовать их в активном словаре. Использование активных методов обучения даёт возможность...