Что ты знаешь о словах?
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Щербакова Ирина Николаевна

Урок русского языка на тему  "Что ты знаешь о словах"  поможет закрепить закрепить лексическое и грамматическое значение слов,      развить речь и мышление детей, умение правильно употреблять слова в речи и на письме,  работать  со словами в предложении.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа с. Наровчат

Конспект

открытого урока  

русского  языка

в 3 классе

«Что ты знаешь о словах?»

Урок провёл

учитель начальных классов

МБОУ СОШ с. Наровчат

Пензенской области

Щербакова Ирина Николаевна

2015 год

Открытый урок русского  языка

в 3 классе

Тема урока: «Что ты знаешь о слове?»

 Цель урока:  закрепить лексическое и грамматическое значение слов,      развивать речь и мышление детей, умение правильно употреблять слова в речи и на письме,  работа со словами в предложении.

  1. Орг. момент.

Прозвенел в коридоре звонок

Он позвал нас друзья на урок

Улыбнитесь друг другу скорей

И за парту садитесь быстрей.

- Добрый день ребята, гости. Сегодня у нас урок русского языка.

  1. Мотивация. Создание проблемной ситуации

- Ребята, мы  говорим, общаемся, сообщаем что-то новое и уже известное. Как назвать то, что происходит между нами? (речь)

- Какая бывает речь? (устная и письменная)

- Из чего она состоит? (из предложений)

- Предложение – это единица речи, но тема нашего урока не речь, не предложение, а самая минимальная, маленькая единица речи.

- Как вы думаете, как она называется? (слово)

  - Как вы думаете, какова тема нашего урока. Сформулируйте её. ( Слово)

- Какие задачи вы поставите перед собой на урок?

- Как вы  считаете,  всё ли вы уже знаете о словах?

- Зачем мы это будем делать? ( чтобы улучшать наши знания).

 Да, мы будем совершенствовать наши знания.

- Давайте посмотрим словарь Ожегова  и уточним, что значит слово «совершенствовать».

 ( Работа со словарём.  Один из детей зачитывает толкование данного слова)

- Итак, тема нашего урока  « Что ты знаешь о слове?». (Слайд    )

- На какие  группы можно разделить слова по количеству слогов? (односложные и многосложные) Приведите примеры односложных и многосложных слов на тему «Море»

3. Словарно-орфографическая работа.

- А сейчас откроем тетради и проведём словарно-орфографическую работу. Я вам буду диктовать слова, а вы их будете записывать, Если возникнут затруднения, оставляйте окошки: (морской, моряк, море, мореплаватель)

- Что о них вы можете сказать? ( однокоренные, родственные., имеют орфограмму в корне слова). Докажите. Отметьте орфограммы (комментируя)

4.Логическое задание « Давай подумаем»  (Слайд        )

- Какое слово здесь « лишнее». Почему?

- По какому признаку определили?

- Как вы понимаете смысл слова «мореплаватель»?

К какой части речи оно относится? Докажите.

5. Работа со схемами слов.    (Слайд         )

 - А сейчас я предлагаю вам рассмотреть схемы к словам:

                                                           а

                    _________________  о

                       

                            _____________    

                ________________   и

- Какой частью речи могут быть слова на схемах ?

- Если это имя существительное, что можно сказать о нём, его форме?( ед.ч., ж.р.)

        - Если глагол? (п.в., ед.ч., ж.р.)

- Какое значение  передано в схеме: значение основы или значение окончания? (Значение основы - лексическое, значение окончания – грамматическое).

        

- Запишите к каждой схеме по одному существительному и глаголу, подходящему по смыслу на морскую тему.

- Что у нас получилось?

- Объясните, какие получились предложения по цели высказывания, по интонации, по наличию второстепенных членов. Распространите второе  предложение.( устно)  

- Какую часть речи вы использовали?

6. Работа по учебнику. Работа со сложными словами.

- Ребята откройте учебники на стр.94, упр.551.(работа в тетради на печатной основе)

- А теперь посмотрите на экран. Перед вами схемы слов. (Слайд      )

________ о _________

________ е __________

- Какие слова соответствуют схемам? (произносим)

- Докажите. Какие это слова?

-Мы встречались сегодня со сложным словом?

- Как  называют слово, состоящее из двух корней?  

 

7. Физминутка.

8. Коллективная работа.    (на доске)

А сейчас я предлагаю вам поработать коллективно над пониманием значения слов. У нас на доске записаны в три столбика слова с окошками.

- Напишите для слов с окошками глаголы, которые отражают смысловое значение данных слов, поставив гласную под ударение.

Зап..вать (  ) лекарство.

Зап..вать (  ) песню

Птичка св..ла (  ) гнездо

Мама св..ла (  ) дочку по ступенькам

Мальчик сл..зал  (   ) с крыши

Кот сл..зал (   ) сметану

- Как вы считаете, помогает ли понимание значения слов разобраться в их написании?

9. Работа в группах. (Слайд          )

Мы с  вами изучаем русский язык и должны правильно употреблять в речи и на письме слова, а это мы сможем сделать, зная правильное написание слов. Помогите  исправить ошибки. Подчеркните главные члены предложения, объясните орфограммы.

Наш корабль стоял на якоре.

День был прекрасный.

С моря дул свежий ветер.

К  вечеру погода изменилась.

Дети захотели искупаться.

Капитан разрешил  в парусе устроить купальню.

10. Самостоятельная работа. ( по вариантам задания на карточках)

Из рассыпанных слов составить предложения. Подчеркнуть главные члены предложения. Указать части речи.

1 вариант: по, плывут, небу, тучи, низкие. ( Низкие тучи плывут по небу)

2 вариант: листва, на, ветках, последняя, шелестит. (Последняя листва шелестит на ветках)

11. Итог урока.

- Над чем мы работали на уроке?

- Зачем надо изучать слова? Где эти знания вам понадобятся в жизни?

12. Оцените свою работу. (              )

У вас на столах лежат смалики .

 Если  вам было всё понятно , то….

Если возникли небольшие затруднения, но вы нашли пути их решения, то…

Если вам….

13. Д/З  Упр. 553 (Слайд    )

14. Оценки за урок.

Список  используемой  литературы:

  1.  Учебник русского языка для 3 класса «Русский язык»  М.С.Соловейчик,  Н.С.Кузьменко,

    2. Тетрадь на печатной основе «К тайнам нашего языка»,

  1. Отрывок из произведения Л.Толстого «Прыжок»,

  1. Словарь Ожегова.

Дополнительно используемые ресурсы:

  1. Видеозапись фрагмента песни группы «Барбарики» -  «Волна»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка 3 класс Что ты знаешь о словах?

Слайд 2

Давайте подумаем! Море, моряк, морской, мореплаватель

Слайд 3

_______ _______ _______ _______ А О И

Слайд 5

_____О_____ _____Е______

Слайд 6

1 вариант: Низкие тучи плывут по небу

Слайд 7

2 вариант: Последняя листва шелестит на ветках.

Слайд 9

Угадай слово! Й ’ О Л К А М ’ А Ч ’ Н ’ А Н ’ А П ’ А Т ’ Л ’ И С А ёлка мяч пять няня лиса

Слайд 10

А я придумал слово, простое слово «плим»… Вот прыгает и скачет плим, плим, плим И ничего не значит – плим, плим, плим. «Плим» - это слово ?

Слайд 11

Самостоятельная работа Решите орфографические задачи. Если выполните верно, то сможете прочесть слово. Из данных слов составим мудрое изречение.

Слайд 12

Рефлексия

Слайд 13

Домашнее задание Упр.554


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Знаешь ли ты животных?", презентация к уроку окружающий мир, 1 класс

Данную презентацию можно использовать на уроке окружающего мира. Загадки сопровождаются красочными картинками....

«Знаешь ли ты деревья русского леса?» Тест № 2

Знакомство с русской природой.  Проверка знаний учащихся по данной теме....

«Знаешь ли ты деревья русского леса?» Тест № 1

«Знаешь ли ты деревья русского леса?» Тест № 1...

Викторина "Знаешь ли ты сказку?"

Викторина "Знаешь ли ты сказку?"...

Знаешь ли ты?

Викторина по окружающему миру для 2 класса....

А ты знаешь? Подумай!

Можно использовать на уроках и внеклассных мероприятиях....

Викторина "Знаешь ли ты свой край родной?"

Викторина целеполагает проверку знаний о Донском крае....