Знаки препинания в предложениях с прямой речью 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

: научиться различать прямую речь и слова автора, составлять схемы предложений с прямой речью; читать предложения с прямой речью с правильной интонацией; правильно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью; объяснять языковые явления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_4_klass.docx21.43 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока :Знаки препинания  в предложениях с прямой речью
Цели:
 - познакомить с особенностями строения  и пунктуации предложений с прямой речью на примере простейшей конструкции «слова автора + прямая речь»

- развитие наблюдательности, умения классифицировать и обобщать

- развивать беглость и гибкость мышления

- уметь правильно формулировать свои мысли  в процессе общения

 - воспитание дружеских отношений в процессе общения

Планируемые образовательные результаты

Предметные: научиться различать прямую речь и слова автора, составлять схемы предложений с прямой речью; читать предложения с прямой речью с правильной интонацией; правильно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью; объяснять языковые явления.

Метапредметные УУД:

-коммуникативные: Развиваем умение слушать и понимать других.-
-Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
-Оформлять  свои мысли в устной форме.
- Умение работать в паре.

-регулятивные: Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

познавательные: Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования предложений с прямой речью.

Личностные УУД: Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Оборудование

• Компьютер.
• Проектор.
• Экран.
• Презентация Microsoft Office PowerPoint.

                                            Ход урока

1 Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Вы любите преодолевать трудности?

– Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.

– Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

– Давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас?

 Я вижу ,что у всех хорошее настроение ,поэтому мы начнём наш урок.

Запишите дату в тетради.

2.Актуализация знаний.

 А сейчас мы проведём графический диктант. Ваша задача прослушать вопрос  и как можно быстрее ответить на  него, записав его в тетради. Итак,    приступаем!

- Пунктуационный знак ,похожий на знак деления…

-Звук , парный звуку « с»

- Сколько хвостов у рыбы?

- В слове грамматика удвоенная …..

-  В народе говорят «Один ум  хорошо ,а...

- Цифра эта без очков. состоит из двух крючков…..

- Безударная   гласная в слове синева…..

Вот на лампочке колпак

Разделяет свет и мрак.

По краям его ажур –

Это дивный... абажур ( Назовите гласную,с которой начинается слово)

-    Давайте проверим ( сверяются с экраном на слайде)

: з1м23иа

   Классификация по признаку. Полученную информацию разделите по группам. Дети работают в группах , на столе лежат карточки.  Капитаны каждой микрогруппы  показывают  распределение.

1 группа- числа  (1,2,3)

2 группа пунктуационные знаки (:)

З группа  буквы (змиа)

 Каллиграфическая минутка.

Два раза пропишите  данные сочетания ,следите за правильным соединением.

 Из данных букв составьте слово, запишите его : зима. Какая здесь орфограмма ? (Безударная гласная) Показ картины зимы на  проекторе.  За каждое выполненное задание группы будут получать снежинки. Посмотрите внимательно на картину  Составьте предложения о зиме. Самое красивое предложение мы запишем.

Какие зимние месяцы вы знаете?

- Декабрь, январь ,февраль.

Какое задание предпологаете? Обобщить признаки.(Работа в парах)

А какие  пословицы вы знаете о зимних месяцах ?

Теплый февраль приносит холодную весну.

 Запишите предложение, дайте характеристику .( Повествовательное ,невосклицательное, простое ,распространённое )

-Какое предложение по конструкции? (Простое .повествовательное)

- А если в предложении две грамматические основы? (СП)

 А если его записать так  В народе говорят : «Теплый февраль приносит холодную весну».

Какое это будет предложение?

 Когда мы используем такие предложения? Из чего они состоят? Что показывают слова автора?

3. Постановка проблемы.

 Можете ли вы графически  оформить  предложение ?

Чему мы должны научиться на уроке?

 Тема нашего урока «Знаки   препинания  в предложениях с прямой речью»(Слайд)

4. Открытие новой темы.

 Чтобы    открыть секрет нашей темы вы должны выполнить задания

 Каждой группе даю карточки.

 Карточка .

 Прочитай задание. Найди слова автора и прямую речь.  

Мама сказала : «Зимний лес такой красивый и таинственный»

Подчеркни слова автора красным карандашом, а  прямую речь синим карандашом.

Сделайте вывод о постановке знаков препинания  в предложениях с прямой речью.

 Спасибо.

  Какой вывод можно сделать?

Давайте проверим свои  предположения ,дети читают правило в учебнике.  Вы правильно сделали вывод?

 Физминутка

Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем

.По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем

.И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.

На коньках по льду летим, мы летим, мы летим

.И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.

Гостью зиму любим мы, любим мы, любим мы.

 Можно ли объяснить орфограмму графически? Подумайте как ? Работают ,обсуждают в группах. Сравниваю с проектором. Встаньте те, кто выполнил задание верно.

5. Первичное закрепление.

  А теперь попробуем составить графическую схемы   Отрабатываем  постановку знаков препинания.

 Карточки

 Спиши предложения, поставь знаки препинания. Нарисуй схему каждого предложения.

Учительница спросила  (Какие звери ложатся в спячку зимой)

 Дима написал ( Бобры делают деревянные завалы у своих нор)

 Коля спросил (А что делают мыши?)

 В народе говорят(Что летом уродится, зимой пригодится.)

 Давайте проверим вашу работу. Ученики выходят с планшетами, проверяем схемы

 Какое предложение показалось интересным? .

 Что делают мыши?( небольшой рассказ о жизни мышей зимой) (слайд)

 Творческая работа.  Послушайте стихотворение  о зиме.  (Читает ученица)

 Месяц зимний и холодный.

Бродит волк в лесу голодный,

Спят в берлоге теплой мишки,

Скачут белые зайчишки,

 Посреди сугробов — елки,

Солнце светит с неба колко,

Снег искрится, но не тает,

Путь поземка заметает.

 Давайте попробуем быть авторами. Составьте предложение с прямой речью о зиме.

  Самостоятельная работа.

 Хотите проверить свои знания по этой теме Для этого  надо выполнить тест ,ваша задача- выбрать правильное утверждение.( Ученики работают на индивидуальных карточках)

Выбери  верное утверждение

  1. Прямая речь в предложении  передаёт:

А) примерный смысл сказанного

       Б) дословно то ,что сказано

  1. Слова автора показывают

а) кому принадлежит речь

б) кому адресована прямая речь

3   Прямая речь  заключается :

А) в скобки

 Б) кавычки

4. Первое слово в прямой речи  пишется :

А) с маленькой буквы

Б) всегда с большой буквы

5.Слова автора пишутся с большой буквы , после них ставится:

А) тире

Б) двоеточие

 Проверка самостоятельной работы. Сверка с образцом. (слайд) Оценили свои работы.

1.б

2.а.

3.б

4.б

5.б

6. Домашнее задание.

  1. Задание по учебнику.

2     Придумать  предложения о животных с прямой речью.

 7.Итог.
 Я узнал…

 Я вспомнил…

 Я должен знать….

 8. Рефлексия.

На доске висят три сердечка. Повесьте рядом с сердечками снежинки, покажите нам ваше настроение. Красное – всё отлично   Зелёное –уверены в своих силах.

Жёлтое- плохо.

Наш урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку, 4 класс,"Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора"

 Тема: "Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора"Развитие умения ставить знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после сл...

Урок русского языка в 4 классе по теме:"Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, сложном и в предложении с прямой речью"

Представлен подробный конспект урока ро русскому языку, 4 класс " Школа  2100". Данный урок может быть  проведен с использованием мультимедийного устройства....

Урок по русскому языку в 4 классе "Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора"

Цель: развитие умения ставить знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора....

Тема: ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ, КОГДА ПРЯМАЯ РЕЧЬ СТОИТ ПЕРЕД СЛОВАМИ АВТОРА.

Пояснительная запискаПреподаватель: Птащенко Людмила БорисовнаТема урока: «Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора.Тип урока: урок изучения нового мате...

Конспект урока по русскому языку. Закрепление по прямой речи. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Цель: закрепить и систематизировать знания учащихся о предложениях с прямой речью, о постановке в них знаков препинания.Задачи:1.     Образовательные:- повторить, что такое прямая ...