Дидактический материал
учебно-методический материал по русскому языку

Шакирова Зульфия Хайдаровна

Дидактический  материал

по русскому языку

по теме «Безударные гласные в корне»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon дидактические материалы86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Девятернинская основная общеобразовательная школа имени Лябиба  Айтуганова Агрызского муниципального района Республики Татарстан»

Дидактический  материал

по русскому языку

по теме «Безударные гласные в корне»

Автор составитель: Шакирова Зульфия Хайдаровна,

учитель начальных классов,

первая категория

Девятерня, 2020

ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Кто любит науки, тот не знает скуки.

(Русская пословица)

В данной работе представлен дидактический материал по русскому языку для учащихся 2 класса в соответствии с ФГОС НОО. Задания разработаны по  учебнику «Русский язык. 2 класс» В.П.Канакиной и В.Г.Горецкого по теме «Безударные гласные в корне».

Эта работа   решает следующие задачи:

- отрабатывать умения и навыки по теме «Безударные гласные в корне";

- проектирование учебного процесса, организационных форм взаимодействия учителя и ученика, обеспечивающих гарантированные результаты обучения;

- создание условия для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учёта и развития индивидуальных особенностей школьников;

- развитие способностей школьников, их творческого потенциала, аналитического и творческого мышления, желания и умения учиться, в том числе учиться самостоятельно.

        ЦЕЛЬ: умение ставить ударение, различать  ударный и  безударный гласные звуки. Наблюдать  за   написанием  и  произношением слов  с безударным гласным звуком в  корне. Подбирать проверочные слова, контролировать правильность.

         Данная методическая  разработка предназначена учителям начальных классов общеобразовательных учреждений, использующим в своей практической деятельности идеи дифференцированного обучения. Она призвана помочь учителям при подготовке уроков  и проведении диагностики знаний учащихся. Этот материал можно использовать для проведения орфографических минуток, а так же для закрепления, повторения материала,  может быть использован в самостоятельной работе и в работе в парах.

1. Прочитай. Как произносятся выделенные слова в каждом предложении? Выпиши эти слова. Поставь ударение. Обозначь точкой  гласную в безударном слоге.

        1)Несет меня лиса в далекие леса.

2) В речке утром я сама поймала большого сома.

3)  В море грозные валы, а на лугу стоят волы.

2.  Прочитай слова. Спиши. Обозначь точкой гласную в безударном слоге.

След – следы.                    Враг – враги.                    Море – моря.

Мяч – мячи.                  Перья – перо.                Войны – война.

Пчёлы – пчела.                Земли – земля.                   Глаз – глаза.

3. Спишите. Вставь пропущенную букву.

Зонт – з…нты.                Звёзды – зв…зда.                Стол – ст…лы.

Ряд – р…ды.                        Пилы – п…ла.                Стриж -  стр…жи.

4. Вставь пропущенные буквы, поставь ударение:

1)  Избы —…бушка, окна — …кошечко, бревнышко — бр…вно, весла — в…сло, польза — п…лезный, заварка — в…рить, вёдра — в…дёрочко, сестрин — с…стрица, озеро — ….зера, гости — уг…стил, скрип — скр…петь.

2)   Корка – к…ра, трость — тр…стник, клен — кл…новый, почта — п…чтальон, осенний — ос…нь, сторона — ст…ронка, , смотр — посм…трел, спешка — сп…шить, темный — пот…мнело, сельди — с…ледка, чижик — ч…жи, половодье — в…да, глядя — подгл…дел.

3) Полюшко — п…лянка, лежа — пол…жать, ядрышко — …дро, стрелка — стр...лок, свист — св…сток, мостик — м…стовая, мед — м…довый, черный —ч…рнеть, узнали — узн…вать, море — м…ря, бедность — б…дняк, травушка — тр…ва, часики — ч…совой, чистка — выч…стить, сброс — бр…сать, указка — ук…зать.

4) Носик — н… сы, плот — пл…тина, девушка — д… вица, цепи — приц…пил, черви —ч...рвячок, треск — тр… скучий, повозка — в…зить, починка —поч...нить, столб — ст…лбы, цены — ц…на, водный — в…дяной, цвет — цв…тут, лить —

 пол …вать, пилит — отп…лить.

5) Пчелка — пч…ла,  галки — г...лчата,  дальше — д…лекий, норка — н...ра, сказка – подск…зать, петли — п…тельки, плата — упл...тить, больно — б...леть, помог — пом…гать.

5. Спишите скороговорку.  Научитесь её правильно и быстро говорить. Обозначь точкой безударные гласные, которые нужно проверить.

На дворе трава, на траве дрова.

6.  Прочитай. О каких   зверях и животных  здесь идёт речь?

…….. днём плохо видит.

……..живут под землёй.

………. – первые вестники весны.

У …......острые иголки.

……….. живут стадом.

У ……  короткий клюв и длинные острые крылья.

Слова для справок: слон, крот, совы, ёж, грач, стриж.

Спиши, вставляя нужное слово. Подчеркни гласную в безударном слоге.

7.  Спиши слова, вставляя пропущенные буквы. Раздели их для переноса  всеми возможными способами.

К…рмушка, т…жёлый, дв…рями, л…дяной, с…рдечко, к…фейник, с…довник.

8.  Прочитай. Запиши слова в алфавитном порядке. Вставь пропущенную букву. Обозначь в словах ударение.

Зв…нят,  в…да,  сн…говик,  тр…ва,  пл…чо,  л…цо.

9. Спиши. Подчеркни буквы гласных звуков, написание которых требует проверки.

Стена, лицо, весло, трава, плечо, вода, зима, яйцо, дрова.

10. Вставь пропущенные буквы. Запиши слова  в два столбика.

Кто?

Что?

   

С…ва, с…стра, к…ньки, к…злёнок, ст…кло, п…ла, в…да, св…нья, к…чели, зм…я, ст…рик, п…сьмо.

11. Вставь пропущенные буквы, выделите корень, безударную гласную, подчеркните проверочное слово.

С…ды, сад, с…довник.

Поле, п…ля, п…левая.

Слон, сл…нёнок, сл…ниха, сл…ны.

Сл…ва, слово, сл…варь.

Тр…ва, травы, тр…вяной.

Зверь, зв…рята,зв…риный.

12.Вставьте пропущенные буквы, найдите и напишите проверочные слова

Вр…мена

Под…рил

Гл…зной

Д…чурка

Гл…ток

Др…вишки

Гн…здо

Др…зды

Г…ра

…ловый

Д…нёк

Ж…рища

Д…тёныш

Ж…лток

Д…ждливый

Д…лёкий

З…лёный

Поз…лота

З…ркальный

Л…вец

13. Выпиши слова с безударными гласными звуками, подчеркни эти буквы.

1) Варенье, ноги, повар, котик, каток, танкист, поле, сосны, больница, боец, домашний,  козы, реки.

2) Трава, доска, деньги, рельсы. Весы, гнездо, лето, зима, время, дрозды, дела, беда.

3)  Стадо, страна, голубка, ерши, дом, винты, молчание, ведро,  снежный, моряк, море, птенец, танк.

14. Вставь пропущенные буквы, напиши проверочные слова, вставь ударение.

1) К….ра, м….ря, м…сты, м….тла , сл….ды, п….ро, р….ка, п…сьмо, н…жи, н…ра, н….га. пл….ды.

2) Тр…ва, др…ва,  д…ска, гн…здо, в…сна, к…ты, к…за, ч…сы, в…сы,  ш…ги, дв…ры, зв…зды.

15.  Выбери нужную букву и проверь по словарю. Запиши  слова правильно.

1)  М(е,и)две(д,т)ь, в(о,а)рона, к(о,а)тёнок, л(и,е)сица, с(а,о)рока, к(о,а)рова.

2) В(а,о)р(о,а)бей, с(о,а)бака, за(я,е,и)ц,с(е,и)ница, п(е,и)тух, г(о,а)лубка.

16. Вставь подходящие по смыслу слова с безударным гласным. В скобках запиши проверочное слово.

Слова для справок: заболела, лиса, леса, золотое.

1) Снесла курочка яичко, да не простое ______________ (__________)

2) Несёт меня _____________(_________________) в далёкие ____________(_______________).

3) Добрый доктор Айболит, у меня сын ____________ (________________).

17. Выпиши слова  с безударным гласным звуком в корне. Напиши проверочные слова.

1) На лесной поляне живёт лесник. Вдали виднелись верхушки тополей.

2) Марат кормил голубей. Бабушка сварила варенье.

3) Раз царица на лугу,

    На зелёном берегу

    Ручейка, была одна,

    Горько плакала она.      ( В.А.Жуковский)

18. Дополни  данные строки ещё одним словом из словаря.

Птицы : сорока, ворона, ……….

Дикие животные: заяц, олень, ………

Деревья:  осина, тополь, ………

Домашние животные: собака, корова, …….

Месяц: декабрь, октябрь, …….

Учебные принадлежности: карандаш, пенал, …….

19.а) Составьте и напишите предложения с данными ниже словами. Вставьте пропущенные буквы. 

Дует, х….лодные, ветры.

Часто, д…жди, идут.

С п…лей, д…вно, хл…ба, убрали.

б) В первом предложении подчеркните главные члены.

В) Слова второго предложения  разделите для переноса.

Г) В третьем предложении подчеркните слова с двумя гласными.

20. а) Подберите к данным словам проверочные,  запишите их.

В….рхушка, кр…вой, зв….нит, л….нейка. б….жит, гр….бы, с….сна. хв….лил, н…..сил.

Б) выделите корень.

В) Составьте предложение со словом зв…нит. Подчеркните главные члены предложения.

Г) Подберите к словарным словам тетрадь, карандаш, пенал по три слова, отвечающих на вопрос какой?

21. а) прочитайте цепочки слов. Найдите лишнее.

 К остальным подберите проверочные слова. Запишите их, выделите корень.

 Сделайте звуко-буквенный анализ к слову змея.

1) Бр….сок, д….чурка, з….мовка.

2)  Зм…я, л….чит, кр…винка.

22. Спишите, вставив пропущенные гласные. В скобках напишите проверочные слова.

        Ст…ляр сделал стол. Дв…рняшка стережёт двор. С…довник вырастил сад. В к…рмушке был корм. В с….лонку насыпали соли. Из к….нюшни вышел конь.

В первом, во втором предложении выделите главные члены. Во всем тексте подчеркните предлоги.

23. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

        Хор…шо в л…су. П…ют ч…жи. Св…стит иволга. Л…сные тр…пинки т….нисты. В т….ни цв…тут  кр….сивые фиалки.

В первом предложении подчеркните гласные.

Во втором предложении подчеркните слово, где звуков больше, чем букв. В третьем предложении подчеркните звонкие согласные. Пятое предложение разберите по членам.

24. Исправьте ошибки. Запишите проверочные слова перед проверяемыми. Обозначьте орфограмму.  

1) Цвиток, краты, казёл, осинь, тешина, звирёк, дажди.

2) Бижал, кречал, дражал, сматрел, паля, зема.

3) Катёнок, сасна, марская вална, ваздушные шоры, диревья.

25. Выбери проверочное слово. Вставь пропущенные буквы.

1)  Стеклышко, застеклил — ст … кло; ледяной, лед — л …. док; снег, снеговик — сн …. жинка; котята, котик — к.. . теночек; говорил, говор – разг.. . вор; пляска, расплясался — пл . ..сать; заварка, заварить — св ... рить; следим, след — насл….дил.

2) Бобовый, боб — б . ..бы; сторож, сторожит — ст … рожка; кольца, колечко — к ... льцо;  ночлег, ноченька — н ….чевать; стойка, стоять — пост. ..ять; тянут, тянучка – пот. .. нули.

3)  Пастушок, пас — п…стух; поделка, деловой — д …ла; зелень, зеленоватый — з…леный; кормушка, накормит — к…рмить; скрип, скрипучий — заскр…пел; читать, прочитанный — поч…тать.

26. Подбери одно проверочное слово

1)    . . .— м . сник,    . . .— л . дник,      . . .— В . силий,      . . . — к . лючий,     ... —

б ….нтовать,  . . .— торм . зить, . . . — расч . сать,  . . . — к . фейник

2)  . . .— с . довник,  . . . — б . рега,   . . . —пл . хой,  . . . — . грать,  . . .— прил…тел,   . . . — к . зленок.

3) . . .— ч . рника,    . . . — гн . здо,    . . . — т . желый,   . . . — кр . чать, . . . .— пл . ды,

  .. . .— гр . зовая,  . . — стр . жи, . . . — п . чник.

27. Запиши слова в два столбика: в первый  - слова с буквами безударных гласных в первом слоге, а во второй – проверочные слова.

Ползет – полз, лечит – лечил, чинил – чинит, ходил – ходит, кормит – кормил, писал – пишет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Занимательные примеры по математике" (дидактический материал для 1 класса)

"Занимательные примеры по математике" (дидактический материал для 1 класса)...

Дидактический материал по развитию речи. Тема: "Предложение. Текст."

Работа над связной речью в начальной школе требует отдельного внимания. Важную роль в этом процессе играют тренировочные упражнения. Цель представленных заданий: формирование умения отличать текст от ...

Дидактический материал к урокам русского языка в начальной школе

Дидактический матерал к урокам русского языка....

Дидактический материал по истории г Санкт-Петербурга

Интересные загадки и репродукции картин помогут изучить наш город....

Математическая игра от 1 до 10 "Цифра - слово - количество" (раздаточный дидактический материал для детей от 4 до 9 лет). Авторская разработка. Иллюстративный материал из архива автора.

Данная игра поможет в игровой форме запомнить числовой ряд от 1 до 10 и обратно, учит детей соотносить цифру и количество предметов, соотносить цифру с её написанием, способствует развитию навыков счё...

Геометрическая игра "Чтение целыми словами и счёт фигур от 1 до 10" (раздаточный дидактический материал для детей от 5 до 11 лет). Авторская разработка. Иллюстративный материал из архива автора.

С помощью игры дети учатся распознавать геометрические формы и сопоставлять их. Расширяются знания об образах и свойствах фигур. Разнообразное расположение фигур на плоскости способствует ориентации в...