Урок русского языка 4 класс "Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже единственного числа""
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Екатерина Геннадьевна Медведева

Урок в технологии смешанного обучения "ротация станций", использование образовательной платформы ЯндексУчебник

УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок русского языка 4 класс94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже.

МОУ ИРМО «Ширяевская СОШ» учитель начальных классов Медведева Екатерина Геннадьевна

Тип урока

Освоение нового материала

Педагогические задачи

Создать условия для ознакомления с правилом написания окончаний имен существительных в дательном падеже; совершенствовать умение правильно писать безударные окончания имен существительных в дательном падеже; способствовать развитию орфографической зоркости; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные
результаты

Познакомятся с правилом написания окончаний имен существительных в дательном падеже; научатся правильно писать безударные окончания имен существительных в дательном падеже; определять склонение имен существительных.

Метапредметные УУД

Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; составлять сложный план текста; анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя); регулятивные: использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; предвидеть последствия коллективных решений

Личностные
результаты

Осознавать личностный смысл учения, проявлять устойчивый учебно-познавательный интерес к изучению языка,

к языковой деятельности, чтению и читательской деятельности; воспринимать русский язык как одну из основных национально-культурных ценностей российского народа, понимать его значение в процессе получения школьного образования, осознавать себя носителем этого языка; понимать то, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; владеть навыками сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке

Технологии развития УУД, используемые в рамках урока:

 Технология смешанного обучения (модель «ротация станций»)

Здоровьесберегающие технологии

Ресурсы:

 Образовательная платформа Яндекс Учебник,  видеоуроки, тесты, учебник карточки с заданиями, интернет- ресурсы

Формы урока

фронтальная, групповая, индивидуальная

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты:

формируемые УУД

Организационный момент

Эмоциональный настрой учащихся на работу.

Прозвенел звонок веселый,
Мы начать урок готовы .
Будем слушать , рассуждать
И друг другу помогать.

(выработка на личностного   значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности )

Личностные:
-сформированность потребности в самовыражении а самореализации,
-сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

Коммуникативные:
- умение передавать информацию интонацией,
- слушать,
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми,
- умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации,
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: 
- умение  строить речевое высказывание,
- анализ объектов с целью выделения признаков,

Регулятивные:
- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний

Этап актуализация знаний учащихся

-Какой раздел начали изучать?  

На доске прикреплены карточки со словами:

Огонь, красный, дружный, смелый.

Женский, дательный, средний, мужской

- Посмотрите на карточки Назовите лишнюю в первой строке.

- Назовите лишнюю во второй строке.

Учитель вывешивает лишние картинки отдельно.

-Какую часть речи обозначает это слово?

-Докажите?

-Что обозначает это слово?

-Назовите признаки дательного падежа имен существительных в единственном числе? (Отвечаю на вопросы кому? чему?)

 

Личностные:
- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов , учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и "незнания".

Коммуникативные:
-учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные:
- выделение существенной информации,
- формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы,
- поиск разнообразных способов решения задачи, 
- структурирование знания.

Этап создания проблемной ситуации. Постановка учебной задачи.

- Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке, глядя на запись. Сможем ли мы записать поставленные окончания, что мы не знаем

Сестре –  к дедушк_

Кольцу – к друг_

Любви – к помощ_

(О правописании окончаний имен существительных в дательном падеже)

- Какие учебные задачи мы поставим перед собой?

Завершите фразы:

Вспомнить признаки дательного падежа, научиться правильно писать безударные падежные окончания имён существительных в дательном падеже.)

- Сегодня на уроке я предлагаю вам стать исследователями. Это значит надо внимательно слушать, думать, размышлять, вспоминать, высказываться, и тогда выполним все поставленные задачи.

Отвечают на вопрос.

Отвечают на вопрос, делают вывод

Формулируют тему урока, ставят вопросы..

Этап реализации построенного проекта,

поиск решения проблемы (открытие нового знания)

Технология смешанного обучения, модель «Ротация станций»

1 станция: станция работы с учителем.

2 станция: станция онлайн-обучения:

3 станция: станция проектной работы:

1 станция: станция работы с учителем - работа с 1 группы «Зелёные»

—  Рассмотрите таблицу.

—  Перечислите признаки дательного падежа.

—  Какие окончания имеют существительные 1, 2 и 3-го склонения в дательном падеже?

—  Как определить, какую букву нужно писать в безударном окончании существительного в дательном падеже?

—  Имена существительные какого склонения в дательном падеже имеют окончание -и? (3-го склонения.)

—  Имена существительные какого склонения в дательном падеже имеют окончание -el (1-го склонения.)

—  Какие есть способы проверки написания безударных окончаний? (1) Вспомнить окончание имени существительного данного типа склонения в дательном падеже; 2) подобрать имя существительное этого же склонения с ударным окончанием в дательном падеже.)

Вопросы

Предлоги

Окончания

1-е

скл.

2-е скл.

3-е скл.

Д. п.

(куда? где?) кому? чему?

к, по

сестре

кольцу

любви

Выполнение упр. 210 два предложения у доски по желанию учеников

2 станция: станция онлайн-обучения  (работа детей 2 группы «Синие») Учитель организует просмотр видеоурока по теме «Дательный падеж», выполнение заданий на карточке.

https://youtu.be/qk1Mra-cRQY

3 станция: станция проектной работы (работа детей 3 группы «Красные») Учащиеся работают с информацией на карточках, читают информацию, анализируют в группе, после чего составляют схему-алгоритм «Как правильно написать безударное окончание имени прилагательного в дательном падеже» (задания в приложении)

-Учащиеся Участвуют в дискуссии, отвечают на вопросы, делают умозаключения, выполняют задания

При работе с видеоуроком добывают новую информацию, знакомятся с способами написания безударных окончаний имен существительных в дательном падеже, анализируют полученный материал, делают выводы, выполняют задания на карточках.

Составляю схему-алгоритм

Личностные:
- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов , учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и «незнания».

Коммуникативные:
- формулирование собственного мнения (позиции),
- использование речи для регуляции своего действия,
- построение монологического высказывания.

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- учёт правила в планировании и контроле способа решения, различение способа и результата действия.

Познавательные:
- использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач,
- поиск разнообразных способов решения задач,
Установление причинно-следственных связей.

этап первичного закрепления

1 станция: станция работы с учителем  - работа 2 группы «Красные».

Учитель проводит опрос

  —  Прочитайте слова.

По ветк., к маечк., по улиц., по дорог., к ноч..

—  Какой звук слышится в окончании существительных? —  Как вы думаете, одинаковые ли будут окончания? (Ответы детей.)

 —  Что нужно определить, чтобы ответить на этот вопрос? (Падеж и склонение этих существительных.) 

—Определите падеж существительных. Как вы будете это делать? (Поставим вопрос, можно определить по предлогам.) 

—  В каком  падеже употреблены слова? (В дательном)

-Определите склонение существительных и поставьте правильно окончание ( самостоятельно, проверка)

Работа с карточками в тетради

1-2 ученика у доски остальное самостоятельно

Рад встрече ( 1 скл., Д.п.)

Подошел к чаще (1скл., Д.п.)

Отвечал по математике (1скл. Д.П.,)

Прийти к ночи(

2 станция: станция онлайн-обучения  (работа 3 группы «Зелёные»)

Просмотр видеоролика и выполнение теста на компьютере:

3 станция -  станция проектной работы  

(работа 2 группы «Синие»)

Учащиеся работают в паре, заполняют кластеры «Составь словосочетания правильно», после выполнения, проверяют работу по образцу ( в приложении)

Учащиеся отвечают на вопросы, делают выводы.

Учащиея анализируют ситуация, делают умозаключения.

 

Личностные:
- формирование мотивов достижения целей,
Формирование границ «знания» и «незнания».

Коммуникативные:
- понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной,
- ориентировка на позицию партнёра,
- стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,
- умение договариваться, приходить к общему решению,
- контроль действий партнёра,
- построение понятных для партнёра высказываний, учитывающих, что он знает, а что нет,
- использование речи для регуляции своего действия.

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- учёт правила в планировании и контроле способа решения,
- различение способа и результата действия.

Познавательные:
- структурирование знаний,
- построение речевого высказывания в устной и письменной форме,
- установление причинно-

этап включения в систему знаний и повторения

1 станция: станция работы с учителем  - работа  3 группы «Синие»

—  Прочитайте.  —  Составьте пословицы. —  Что их объединяет? (Общая тема.) —  О чём эти пословицы? (О лени, о ленивых людях.) —  Сформулируйте главную мысль пословиц. (Комментированное письмо. Обоснование написания падежных окончаний имён существительных разными способами.) —  Придумайте рассказ или сказку по одной из пословиц. (Проверка. Заслушиваются несколько текстов.)

2 станция: станция онлайн-обучения  (работа 3 группы)

Выполнение задания на компьютере

Выполнение теста на компьютере:

Образовательная платформа Яндекс Учебник «Задания от учителя»

3 станция -  станция  проектной  работы  

(работа 1 группы)

Прочитайте задание на карточке

—  Что такое адрес?

—  Объясните значение этого слова с помощью толкового словаря.

—  Запишите слово адрес в словарик, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.

—  Найдите в толковом словаре слово адресат. Что оно означает? (Тот, кому адресованы письмо, телеграмма, посылка и т. д.)

(На данном этапе урока можно использовать школьные словарики: орфографический, толково-этимологический, словарик трудностей русского языка.)

—  В каком падеже записывают имя и фамилию адресата? (В дательном.)

—  От чего будет зависеть выбор окончания при записи фамилии и имени адресата и отправителя? (От склонения имён существительных.)

—  Напишите адреса, фамилии и имена адресата на конверте.

(Выборочная проверка.)

Отвечают на вопросы, ищут соответствия, аргументируют свой ответ, объясняют свой выбор.

Личностные:
- развитие самооценки личности,
- формирование адекватной позитивной самооценки,
- формирование границ собственного «знания» и «незнания».

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- различение способа и результата действия,
- оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки,
- выполнение учебных действий в материализованной громкоречевой и умственной форме.

Познавательные:
- структурирование знаний,
- построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях,
- доказательство.

этап рефлексии учебной деятельности на уроке

-Достигли цели урока?

- Что узнали? Чему научились?

- Как полученные знания могут пригодиться в жизни?

Продолжают высказывания:

•  У меня получилось…

•  Я научился…

•  Сегодня на уроке я смог…

•  Урок дал мне для жизни…

•  За урок я…

Оцени свою работу на уроке используя сигнальные карточки

Отвечают на вопросы, делают выводы, оценивают  свою работу

Личностные:
- формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия,
- формирование границ собственного «знания» и «незнания».

Регулятивные:
- восприятие оценки учителя,
- адекватная самооценка.

Познавательные:
- построение речевого высказывания в устной и письменной форме,
- анализ,
- синтез,
- установление причинно-следственных связей

Домашнее задание

Ребята получают конверт с заданием, выполнив задание на карточке, кладут его в конверт и конверт подписывают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка «Варианты окончаний имен существительных во множественном числе» (УМК «Перспектива», 2 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление с вариантами окончаний имен существительных во множественном числе; повторение темы «Имя существительное»Планируемые результатыПредметные:Знать: как...

Конспект урока русского языка "Безударные окончания имен существительных в единственном числе" (УМК «ПНШ», 3 класс)

Цели деятельности учителя: закрепление навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе, закрепление знаний о склонениях имен существительных.Планируемы...

Технологическая карта урока русского языка «Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен существительных»

Данная разработка технологической карты предназначена для проведения урока русского языка в 4 классе на тему: "Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен с...

Конспект урока русского языка "Падежные окончания имен существительных в дательном падеже" 4 класс. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: Правильно писать окончания существительных в Д.п., осознанно работать по алгоритму для правильного написания падежных окончаний имён существительных в Д.п.Планируемые резуль...

Технологическая карта урока русского языка "Падежные окончания имен существительных в дательном падеже" (УМК "Школа России", 4 класс 1 часть)

Цель урока: формирование представления у обучающихся о падежных окончаниях имен существительных в дательном падежеЗадачи урокаПланируемые результатыДидактические:1 Познакомить с правилом написания око...

Технологическая карта урока по русскому языку "Падежные окончания имен существительных в предложном падеже"

Тип урока: открытие нового знания Цель урока: формирование представления у обучающихся о падежных окончаниях имен существительных в предложном падежеЗадачи урока Дидактические:1) Познакомить...

Урок русского языка "Безударные окончания имён существительных в творительном падеже", 4 класс

Цель: познакомить с окончаниями имен существительных в творительном падеже....