Урок русского языка "Безударные окончания имён существительных в творительном падеже", 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Соловьева Марина Анатольевна

Цель: познакомить с окончаниями имен существительных в творительном падеже. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvoritelnyy_padezh_konspekt.docx22.5 КБ

Предварительный просмотр:

"Безударные окончания в творительном падеже", 4 класс

Цель: познакомить с окончаниями имен существительных в творительном падеже.

1. Орг. момент

2. Чистописание

На экране пословица: Не спеши языком, а торопись делом.

У: Прочитайте пословицу. Как вы ее понимаете?

У: Спишите буквы, обозначающие твердые согласные звуки из данной пословицы.

3. Актуализация знаний

У: Прочитайте пословицу еще раз. Какие орфограммы присутствуют в ней?

У: Запишите ее по памяти.

На доске снова образец (написан от руки).

У: Какое это предложение по цели высказывания? (побудительное)

У: По интонации? (невосклицательное)

У: Определите падеж и склонение имен существительных в нем.

У: На какие вопросы отвечает Т.п.?

У: С какими предлогами употребляется Т.п.? (над, за, под, перед, с, со, между).

У: Вы, наверно, догадались, с  каким падежом мы подробно сегодня будем работать.

Я - творительный падеж.

Исполнен  всяческих  надежд.

Творите! - чем?

Творите! - с кем?

Я подскажу вам - без проблем!

У: Творительный падеж часто используется, когда говорят о том орудии, которым что-то делают, творят: рубят топором, бьют молотком, работают пилой и т.д.

У: На какие вопросы отвечает сущ. В Т.п.?

У: С какими предлогами употребляется?

У: Откройте учебники на с.117, рассмотрите таблицу. Проверим наши знания.

1. Отвечает на вопросы "Кем?", "Чем?", "Где?", "Куда?".

2.  Предлоги с, за, под, над, между.

3. Окончания:

1 склонение - ой, ою, ей, ею.

2 склонение -  ом, ем, ём.

3 склонение - ю

4. Самоопределение к деятельности 

У: На экране сейчас будут фотографии предметов. Ваша задача - написать слова-названия предметов в Т.п.  Можно использовать предлоги творительного падежа.  

1. газета

2. победа

3. билет

4. тарелка

5. телефон

Проверка.

Газет...й, побед...й, билет...м, тарелк...й, телефон...м.

У: Какие сведения о творительном падеже мы недостаточно изучили? (окончания)

У: Какую цель урока поставим? (будем учиться правильно писать окончания сущ. в творительном падеже)

5. Работа по теме урока

На доске:

(чем?) зарей   (чем?) зеркалом

(кем?) мамой  (чем?) сиренью

У: Прочитайте.  В каком падеже употреблены данные имена существительные?

У: Тогда почему у них разные окончания? Сделайте вывод (окончание зависит от склонения).

У: Так что нужно сделать, чтобы определить безударное окончание имени сущ.? Сделайте вывод (определить падеж и склонение).

Алгоритм на доске.

1. Определяем падеж имени сущ.

2. Определяем склонение.

3. Вспоминаем окончание.

У: с. 118, упр.220.  Прочитайте.

Читаем вслух.

У: Докажите, что выделенные имена сущ. стоят в творительном падеже.

У: Почему у них разные окончания? (разные склонения)

У: Определите склонение сущ. Докажите, что окончания написаны верно.

У: Первый вариант списывает первую часть, второй вариант - вторую. Выделите окончания существительных.  Укажите падеж имени сущ.

У: Повторим наш алгоритм.

Работа в группах

1 группа

Составьте словосочетания так, чтобы имя существительное стояло в Т.п. Проверьте окончание существительного.

советоваться бабушка

стоять дверь

2 группа

Составьте словосочетания так, чтобы имя существительное стояло в Т.п. Проверьте окончание существительного.

горжусь друг

наслаждаться песня

3 группа

Составьте словосочетания так, чтобы имя существительное стояло в Т.п. Проверьте окончание существительного.

горжусь герой

пролетать небо

4 группа

Составьте словосочетания так, чтобы имя существительное стояло в Т.п. Проверьте окончание существительного.

писать ручка

мыть тряпка

5 группа

Составьте словосочетания так, чтобы имя существительное стояло в Т.п. Проверьте окончание существительного.

рядом мама

доволен обед

6 группа

копать лопата

звенеть колокольчик

Проверка  (выходят к доске по одному представителю из команд).

Физ. минутка

Кто ловит мяч, тот встает и отвечает на мой вопрос. Но в ответе нужно использовать только имена сущ. в творительном падеже.

У: С чем ты любишь пить чай? (с молоком, сахаром, конфетой и т.д.)

У: С кем ты дружишь? (с Сашей, Петей и т.д.)

У: С чем едят хлеб? (с супом, с мясом и т.д.)

У: С кем ты пойдешь гулять? (С Аней, Полиной и т.д.)

У: Чем ты любишь рисовать? (красками, карандашами и т.д.)

Хлопки (повторить учащимся за учителем).

У: Послушайте внимательно сказку. Когда услышите имена существительные в Т.п., хлопните.

        Жил-был король. У него было две дочери-принцессы. И как-то раз решили они отправиться в зоопарк, который находился около дворца. Сначала принцессы любовались слоном, затем зеброй, а потом медведем.  И вот они подошли к террариуму.

У: С кем они могут встретиться в террариуме? (со змеей, с крокодилом, с  питоном,  с удавом).

        Старшая дочь просунула руку в террариум. Король сначала восхитился смелостью дочери. Но вдруг она погладила ужа. Король от страха закричал: "Это хорошо, что сейчас ты встретилась с ужом". 

У: Почему хорошо? (уж не ядовит).

        Будь умницей, отойди от террариума, а я угощу тебя вкусной сливой.  Младшая принцесса стояла за елью. Король повел принцесс домой и обещал осенью пойти с ними в цирк.  

У: Какие имена существительные в форме Т.п. встретили?  Запишите их.

Слоном, зебр...й, медвед...м, смелостью, с уж...м, умниц...й, слив...й, за елью, осенью.

У: Запишите имена сущ. в Т.п., вставьте нужную гласную в безударное окончание. Докажите.

У: Выделите окончания.

Проверка.

У: От чего зависит окончание имени существительного? (от падежа и склонения).

У: Повторим алгоритм.

Работа в парах

Вставьте пропущенные безударные окончания. Укажите падеж и склонение существительных.

Я вареники леплю, я вареники люблю,

С творог.....  люблю, с клубник......,

С мяс....., с вишн....  и с черник......  .

С ежевик..... и  морошк......,

Но сильней всего - с картошк.....!

Проверка.

У: На экране сейчас будут различные картинки. Ваша задача - записать словосочетания по данным картинкам  так, чтобы имя сущ.стояло в Т.п. Выделите окончания имен сущ.

1. Копать лопатой

2. Суп с хлебом

3. Писать ручкой

4. Красить кистью

5. Чай с лимоном         

Проверка.

6. Итог

У: Какую цель урока ставили? (учиться правильно писать безударные окончания существительных в Т.п.)

У: Что закрепили на уроке?

Отметки

7. Рефлексия

У: Оцените свои достижения. Если вы достигли цели урока - покажите желтый смайлик. Если были затруднения - синий. Если остались на уроке собой недовольны - красный.

У: Спасибо за урок, ребята.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация по русскому языку "Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже" 4 класс В.П. Канакина УМК "Школа России"

презентация к учебнику "Русский язык" 4 класс В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого УМК  "Школа России" выполнена на основе  "Поурочные разработки по русскому языку" 4 класс Т.Н. Ситников...

презентация " Упражнения в правописании окончаний имён существительных в творительном падеже" к учебнику "Русский язык" 4 класс В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого УМК "Школа России"

презентация к учебнику "Русский язык" 4 класс Канакина В.П. Горецкий В.Г. УМК "Школа России" выполнена на основе пособия "Поурочные разработки по русскому языку 4 класс" Т.Н. Ситникова и др....

Технологическая карта урока "Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже"

Цель урока: через формирование  УУД познакомить с правилами написания безударных окончаний имён существительных в творительном падеже 1,2,3 склонений.Задачи урока: познакомить с окончаниями имён ...

Разработка урока по русскому языку 4 класс " Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже"

Урок изучения нового материала. Он знакомет учащихся с правописанием безударных падежных окончаний имен существительных в творительном падеже, способствует развитию умения применять правило при написа...

Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже; конспект урока.

Конспект урока по русскому языку 4 классаУрок 61. Правописание окончанийимён существительных в творительном падежеЦели: познакомить с окончаниями имён существительных в творительном падеже; разви...

Разработка урока русского языка на тему "Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже"

Тема урока "Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже" Программа "Школа России"Цели "познакомить учащихся с окончанием имён существительных в творитель...