Разработка урока по русскому языку 4 класс " Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Урок изучения нового материала. Он знакомет учащихся с правописанием безударных падежных окончаний имен существительных в творительном падеже, способствует развитию умения применять правило при написание безударных падежных окончаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже .

Цели урока: 1.Ознакомить с правописанием безударных падежных окончаний имён существительных в творительном падеже.

2.Развивать умения применять правило  при написании безударных падежных окончаний имён существительных в творительном падеже.

3.Воспитывать навыки самостоятельной работы, навыки культурного поведения.

Формируемые УУД:

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, сравнение , классификация объектов по выделенным признакам;

Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; 

Регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и иуровня усвоения материала;

Личностные: установление связи между цельюучебной деятельности и её мотивом.

Оборудование: презентация.

                                       Ход урока .

1. Организационный момент.

-Проверь, дружок

 Готов ли ты начать урок?.

 Всё ль на месте, всё ль в порядке:

 Книжка, ручка и тетрадка?

 Проверили? Садитесь!

Открыли свои тетради. Записали число, классная работа

2. Минутка  чистописания.

– А сейчас узнаем написание какой буквы будем отрабатывать.

-Что такое антонимы?

-К словам подберите антонимы.

плохойхороший   

трусливый- храбрый

толстый- худой

горячий- холодный

– Охарактеризуйте эту букву. (показываю, как пишется)

Х х с, ух, под, за, ах, ох, над, эх, между

– Прочитайте слова .

– Назовите  междометия.

– Прочитайте. Что они обозначают?

Междометия – это часть речи, которая включает неизменяемые слова, служащие для выражения чувств, ощущений, эмоций . 

–Что можете сказать об остальных словах?

– А вот с каким падежом употребляются эти предлоги, мы узнаем чуть позже.

3. Словарная работа.

- Сегодняшний урок, на котором мы продолжим углублять знания о падежах, я предлагаю продолжить словарной работой.

- Запишите слова в два столбика.

* учащийся у доски комментирует запись слов.

Пейзаж, алмаз, дорожка, едкий, жемчуг.

Рисунок, аллея, берёза, окраина, тянулись, явление, госпожа, аромат.

- Что объединяет слова 1 столбика? (орфограмма- парный согласный )

- Какое слово может быть лишним? (едкий – прилагательное)

- Какое лишнее слово во втором столбике? Почему? (тянулись – глагол)

- Выделите карандашом в столбиках первые буквы слов. Какие слова у вас получились?

Падеж- работяга.

4. Постановка проблемного вопроса.

- Какие вопросы у вас возникли?

- Какой падеж взял себе такой псевдоним?

- Почему его так назвали?

5. Поиск решения проблемы.

- Чтобы найти ответы на ваши вопросы, я предлагаю записать ассоциативный ряд к слову работяга.

*Запись на доске оформляет ученик.

Падеж – работяга,  труд, работа ,творить.

- По какому слову вы догадались, что так называют творительный падеж? (По слову творить.)

-Что такое синонимы?

- Подберите синонимы к этому слову. (Создавать, делать, совершать, осуществлять)

- А почему этот падеж назвали «творительным», вы узнаете из статьи, которую написал Лев Успенский. 

"Творительный" падеж очень часто используется, когда говорят о том орудии, которым что-то делают, творят: рубят топором, болтают языком, работают руками. Очень подходящее название, - недаром в других языках сходный падеж так и зовут: "инструментальный", "орудийный".

- Итак, почему же творительный падеж оказался самым трудолюбивым среди всех падежей?

-Существительные в творительном падеже обозначают предметы, которыми выполняют работу

- С тем, - заявил Творительный,

Я только лишь в ладу,

Кто очень уважительно относится к труду.

- Орудия учеников – ручка, карандаш, линейка, кисточка. В Т.п. – пишем (чем?) ручкой, чертим (чем?) карандашом.

6. Физминутка  «Близнецы»

Дети встают между партами, , кладут друг другу руки на плечи и закрывают глаза. По сигналу учителя выполняют команды:

- присесть;

- встать;

- наклониться вправо;

- наклониться влево

- постоять на правой ноге, согнув левую ногу в колене;

- постоять на левой ноге, согнув правую ногу в колене:

7. Самоопределение к деятельности..

 -Послушайте стихотворение

        Вот север, тучи нагоняя,

        Дохнул, завыл – и вот сама

        Идёт волшебница зима.

        Пришла, рассыпалась; клоками

        Повисла на суках дубов;

        Легла волнистыми коврами

        Среди полей, вокруг холмов;

        Брега с недвижною рекою,

        Сравняла пухлой пеленою;

        Блеснул мороз. И рады мы

        Проказам матушки зимы…

- Кто автор этого произведения?

- Какому времени году посвятил эти строки А.С. Пушкин?

- Об этой чудесной поре писали многие поэты: И. Бунин, Н. Рубцов,С. Есенин. Я предлагаю прочитать строки уже известного вам автора Ивана Захаровича Сурикова.

        И под утро снегом

        Поле забелело,

        Точно пеленою

        Всё его одело.

- О чём эти строки?

С чем сравнивает поэт снег? (пелена – сплошной покров). Найдите слова в творительном падеже.

– Кто готов сформулировать тему нашего урока.?(“Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в творительном падеже.”) 

- Какие задачи мы поставили перед собой на этом уроке? (Расширить знания об особенностях творительного падежа .)

8. Изучение нового материала.

1)Повторение знаний.

- Что мы  уже знаем о творительном падеже ?

- Назовите вопросы существительных в Т.п. (кем? чем? где? куда?)-

 -Предлоги Т.п. (с, за, под, над, между)

-  Каким членом предложения является? (второстепенным)

-  Что ещё нужно знать?  (окончания 1,2,3скл.)

2)Определение окончаний существительных в творительном падеже.

-Послушайте сказку 

- «Жил-был Король. У него было две дочери – принцессы. И как-то раз решили они отправиться в зоопарк, который находился около дворца. Сначала принцессы любовались слоном , потом зеброй,медведем. И вот они подошли к террариуму и стали разглядывать его обитателей.

- Ребята, а кого они могли там увидеть? (Змею, ужа, удава, крокодила…)

Старшая принцесса просунула руку в террариум. Король сначала восхитился смелостью дочери. Но вдруг она погладила ужа. Король от страха закричал: «Это хорошо, что сейчас ты встретилась с ужом».

Почему хорошо? (Потому что уж не ядовит.)

«Будь умницей, отойди от террариума, а я угощу тебя вкусной сливой». Младшая принцесса в это время стояла за елью, потому что она очень боялась змей. Король повел принцесс домой и обещал осенью пойти с ними в цирк». 

- Вот такая сказка. Прочитайте на экране имена существительные.

- Что вы заметили? (Они стоят в форме творительного падежа.)

 - На какие группы мы можем разбить эти слова? (Имена существительные 1, 2, 3-го склонения.)

 - Спишем эти существительные в три столбика по склонениям, выделяя окончания. (Работа выполняется с комментированием.)

          1 скл.                                2 скл.                               3 скл.

        зеброй                              слоном                              смелостью

        сливой                             медведем                           елью

       умницей                             ужом                               осенью  

- Ребята, сделайте сами вывод о том, какие окончания пишутся у имен существительных в творительном падеже.

1 склонение

2 склонение

        3 склонение

- ой / - ей

- ом / - ем

 - ю

3)Упр.219 стр.117(по заданию устно)

- Вставим окончания в словосочетания.

-Что нужно сделать, чтобы правильно написать окончания в творительном падеже?

Закрыло тучей         (Т.п. 1 скл.) 

Тянуло ветром        (Т.п. 2 скл.)

Спрятался под елью  (Т.п. 3 скл.)

4)Правописание окончаний существительных в творительном падеже.

Творческая работа.

Составить предложение из слов. Указать склонение и падеж существительных.

Укрыла, землю, пушистым, зима, белым, ковром.

- Как поступить, чтобы правильно определить безударные окончания существительных?

5.Упр.221 стр.118(самостоятельно)

9. Рефлексия. «Роза ветров»

- Обозначьте своё направление ветров

Много узнал

Было очень хорошо

Мало узнал

 Плохо

       

          10.Итог.

        - Какую задачу мы ставили перед собой?

        - Что же мы узнали на уроке?

        - Что вам понравилось сегодня на уроке?

        11.  Домашнее задание, инструктаж по её выполнению.

с. 108 сведения,  упр. 213


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация по русскому языку "Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже" 4 класс В.П. Канакина УМК "Школа России"

презентация к учебнику "Русский язык" 4 класс В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого УМК  "Школа России" выполнена на основе  "Поурочные разработки по русскому языку" 4 класс Т.Н. Ситников...

презентация " Упражнения в правописании окончаний имён существительных в творительном падеже" к учебнику "Русский язык" 4 класс В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого УМК "Школа России"

презентация к учебнику "Русский язык" 4 класс Канакина В.П. Горецкий В.Г. УМК "Школа России" выполнена на основе пособия "Поурочные разработки по русскому языку 4 класс" Т.Н. Ситникова и др....

Технологическая карта урока "Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже"

Цель урока: через формирование  УУД познакомить с правилами написания безударных окончаний имён существительных в творительном падеже 1,2,3 склонений.Задачи урока: познакомить с окончаниями имён ...

Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже; конспект урока.

Конспект урока по русскому языку 4 классаУрок 61. Правописание окончанийимён существительных в творительном падежеЦели: познакомить с окончаниями имён существительных в творительном падеже; разви...

Урок «Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже».

Урок по русскому языку в 4 классе,Тема: «Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже»....

Разработка урока русского языка на тему "Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже"

Тема урока "Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже" Программа "Школа России"Цели "познакомить учащихся с окончанием имён существительных в творитель...

Урок молодого специалиста по теме: "Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже"

Урок молодого специалиста по теме: "Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже"...