Тренажёр для учащихся. Теория и практика. Русский язык 1 четверть.
тренажёр по русскому языку (4 класс)

Белёва Вера Петровна

В помощь учащимся прописано содержание материала по учебнику В.В.Репкина с заданиями. Учащиеся могут самостоятельно выполнять задания, проверить уровень усвоения и понимания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание материала  1 четверти          4 кл.

Что должен ученик знать

Что должен уметь

Упражнения

1

Морфемы

Морфемы – это наименьшие значимые части слова.  Это приставка, корень, суффикс, окончание.

Корень – это общая однокоренных слов.

Приставка – это часть слова, кото-рая стоит перед корнем. С помощью  приставок образуются новые слова.

Окончание – это изменяемая часть слова.

Суффикс – это часть слова, которая стоит между корнем и окончанием. С помощью суффиксов образуются новые слова.

  1. Выделять морфемы. (другими словами «разбирать слова по составу»

Порядок работы:

1). Выделить окончание  (изменить слово:  

«предметы»: по числу, падежу;

«признаки»: по числу, падежу, роду.

«действия»: по числу, по лицу, по времени.

2). Выделить корень (подобрать родственные слова).

3) Выделить приставку и суффикс(ы).

1. Выделить морфемы

место,  местечко, местный, местность, рябина,  изба, избушка, рябинка,  рябинушка, сосенка,  сосновый, домик, домовой, домашний, грибок, грибной, ёлочка, ель, ёлка,  тропинка, тропа, тропка, цветок, соль, бег, бегун, пробежка, цветочек, цвет,  цветочки, цветной, утро, вечер, вечерний, утренний, свежий, гром, дуб, дубок, гремит, погремушка, чёрный, крепкий, слеза, слезинка,  сладкий,  сладость, лесной, лесник, снежок, снежинка, сложный, подснежник, подосиновик,  яблоко, подберёзовик,  осень, перебежка, красный, беленькая, голубой, голубь, голубок, травинка, стальные,  из стали, под ёлкой, с еловыми шишками, под  деревьями,  с плетёной корзинкой, у крепкого дуба, с шоколадными конфетами, на высоких соснах,    от дальнего озера, ласкового слова

  1. У слов, отвечающих на вопрос КАК?   нет окончаний, они  не изменяются. У них суффикс О и Е

ласков-о, медлен-о

Выделять суффикс(ы).

ярк-о    

медл-енн-о   (2 суффикса)

весел…,  торжественн…, приветлив…, одинаков…, одинок..,  решительн…,  морозн…, сказочн.., богат.., немедленн.., ужасн.., опасн.., интересн..,  част…, ярч..,  чащ.., богач…,  дальш…, выш.., тоньш…,  ниж..

  1. У слов, называющих действия (глаголов)  суффикс  -л-   полете-л

Вылелять суффикс -л- отдельно.

полетели,  пробежали, подумала, заиграли, решили, спела, сыграла, погоревали, услышали, подъехала

  1. Глаголы (действия) в неопреде- лённой форме (в инфинитиве), на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ? имеют

окончания –ТЬ, -ТИ, -ЧЬ

Выделять окончания у глаголов в инфинитиве.

спе-ть,  нес-ти, сбере-чь

прилететь,  полетать, везёт, отвезти, привезти, несёт, принести, взглянуть, сжечь, стеречь, сберечь, катать, качать, испечь, пересмотреть, наколоть, разбить, склеить, услышать,  увидеть, ненавидеть

  1. Некоторые глаголы (действия) заканчиваются на  -СЯ (-СЬ).  Это ПОСТФИКС (после слова). умываться

 Постфикс не является морфемой, т.к. бывает не у каждого слова, и его можно отбросить (мыться, мыть).

Выделять морфемы и постфикс.

Постфикс выделяется так:  СЯ

умылись, умывается.

улыбается,  улыбаться,  умывается,   умываться,

(он) учится – надо учиться

(он) находится – стали  находиться, (суп) сварится,  

обновляется,  волнуется,   волноваться,

раскинулся,  пробежался, пробежались,  задумались,  записалась,  качаются, качаться

Что должен ученик знать

Что должен уметь

Упражнения

2

Сложные слова

Сложные слова – это слова, в которых 2 корня.

Части сложного слова соединяются гласными О и Е. Эти соединительные гласные называются ИНТЕРФИКС. 

Выделять оба корня и интерфикс.

Выделяется так:           О

лес + рубить         сам + летает

л е с о р у б             с а м о л ё т

красная + кожа

к р а с н о к о ж и й      

1.  Выделить  морфемы: самолёт, вертолёт,  рыболов, белоснежный, лесовоз,  путешествие,  ледоход, чернокожий,  чернослив, сороконожка, пылесос, камнепад, скалолаз,  вездеход, водолаз,  водопад, книголюб, рыжеволосый, мореход,  широкоплечий,    голубоглазый,  мореплаватель,   кареглазый,  листопад

2.  Выписать в 1-й столбик сложные слова, во 2-й – с одним корнем. Вставить буквы.

сам…свал, зуб..чистка,  шелк….вистый, пеш….ход, друж…любный, безобл….чный,  огн…тушитель,  сков….рода, кор…ед,  хол…дильник,   люб…пытный,  снег…пад,   лун…ход,   пог….ворка, перв….проходцы, пов….док (собаки),  красн…ватый, длинн….ногий,  

3

Приставки,

 заканчива-ющиеся  

на  З   и С

….З-   ?  ...С-      

С-

Приставка, закачивающаяся на З, пишется перед звонким согласным, с буквой С – перед глухим согласным.

Есть приставка С-, приставки «З» в русском языке нет.

рас-ступились   раз-гребать

1. Определять приставки и выделять их.

2. Уметь отличать слова с приставками от слов без приставок. Типа: здоровье, здесь, здание,  здороваться

1. Выделить приставки:  расцвести,  размазать,  сбить, испечь, измельчить,  вспыхнули,  взбесились, сжечь, беззаботный,  бесполезно,  исследование,  изменить, распечатать, раскинулись, раздвинулись

  1. Разделить слова в столбики:  …з    и   ….с,  с- 

(лишние слова – в третий столбик)

ра….сказ,   ра…..лад, ..жать,  и….пользовать, в…бить, и….мерить,  в…думать,  в…порхнула,  ,  ра…сердиться,  …делать, ра…говорчивый,  ….бить,  …гибается,  …тереть,  ..шить, ра…ъехаться,  ра….сыпались,  …доровье,  ра…ставить, ра….творились, ра…колоть, бе…покойный, …дёрнуть, бе…шумно, бе…прерывный (дождь), ра….плата,  ра….права, и…бавиться, и..печь, и…полнить, …клеить,  …хватить,  …дешний

4

Приставки  

ПРИ-   ПРЕ-

Выбор букв И, Е не знаем. Смотрим в словаре, спрашиваем, ставим «?».

  1. Уметь определять приставки при-, пре-, отличать от слов,  где при, пре входят в корень.
  2. Уметь пользоваться словарём, спрашивать написание приставок.
  1. Определить приставки при-, пре-, выделить их.

пришкольный,  премудрая, прикрепить, прилетели, предобрая, прелестная, привет, приставка, преграда, пригород, приморский, пребывать в настроении, прибывать на вокзал, приоткрыть,  преломить, пре-зидент, приспособиться, приковать, преобладает, призакрыть, пригрозить, прервать, преграда

Что должен ученик знать

Что должен уметь

Упражнения

5

Корни-нарушители

  1. Есть в русском языке корни,

которые нельзя проверить по закону русского письма (ударением) . Они пишутся по особому правилу.

Например, заря-зорька

  1. Находить слова с корнями -нарушителями.

горит – загар                                 сгореть – угарный

растут - рос

  1. Определить слова с корнями –нарушителями, выписать их и выделить корни.  

зарница – зорька                          роли – - растение

ленивый- ленится                        ударять – удар

дорогой – дороже                       города - город

прикасаться-прикоснуться        читка – читать

приложить – прилагать              катит- кататься

приложить – прилагать             касание – коснусь

косить – косы                                косой - косо

гористая – горы                            говорить – говор

6

Лексическое и грамматическое значение слова.

1. Лексическое значение слова выражается по его основе. (Основа – это часть слова без окончания).

2. Грамматические значения  слова можно узнать только в связи с другими словами. Грам. значения выражаются его изменениями.  Такие изменения называются словоформами ( или изменениями одного и того же слова)

1. Узнавать лексическое значение слов по  толковому словарю.

7

Грамматические значения слов

  1. Как изменяются слова:

                           Ч

                           П

  кто?           Р      

  что?

                        Ч

                        П

какой?           Р

                           Ч

                           Л

 что делать?    В

        (в П.в.-род)

  1. По «падежам» изменяются только «предметы» и «признаки».  
  2. Лицо и время бывают только у «действий»        

  1. Определять грамматические значения слов:  число, падеж, род, время, лицо

Что должен ученик знать

Что должен уметь

Упражнения

Падежи

  1. В русском языке 6 падежей.

(именит.п)   И.п.  есть кто? что?

(родит.п.)    Р.п.  нет кого? чего?

(дател.п.)    Д.п.  рад  кому? чему?

(винит.п.)    В.п. вижу кого?  что?

(творит.п.)   Т.п.  доволен  кем?  чем?

(предл.п.)   П.п.  думаю о ком? о чём?

  1. В  И.п. бывает главное слово в предложении «кто (что) совершает действие».  На слово, на которое направлено действие стоит в В.п.
  2. У слов, называющих признаки,  

падеж тот же, что и у слова, к которым признаки относятся.

  1. Определять падежи.
  2. Отличать И.п. и В.п.

И.п.                           В.п.

  Мама  пишет  письмо.

    В.п.                             И.п

Книгу   читает   мальчик.

    И.п.                                        В.п.

Снег    ложится   на    землю.

  1. Определять падежи.

идти по дорожке (по чему? (кому? чему?) – Д.п.; живёт в лесу (где? в чём? – о ком? о чём?) – П.п.

у голубого озера  (у чего? кого? чего? – Р.п), признак так же в Р.П.

  1. Вставить буквы, указать падежи:  лежит в портфел… - ___, вышли из рощ… -___,  шёл по тропинк…-____,  вернуться из поездк…-___,  пришёл к другу-___,  был в библиотек… -___ , растут на клумб…-___, показал рукой-____, прилетели  с юга- ____, поймал щуку - ____, светит в  небе-___, сидит под ёлкой-____, любоваться природой -___, приготовили на костре -____,  гостил у бабушк…-___, отдыхал в Турци…  и  Испани…
  2. Вставить пропущенные буквы. Указать падежи.  1.На земле л..жит снег.  2. Туристы слуш..-ли пение сол..вья.  3. Ребята выступают на сцен….  4. В неб..  плывут лёгкие облака.  5.  Около ел… росли грибы.  6. На ветк…  берёзы  сидят  синицы.  7.  В за-ле стояла ёлка с  нарядн..ми игрушк..ми.   8. На сто-ле стоял кувшин с мол..ком.   9. Девочки на каток пришли со своими к..ньками.  10.  Мальчики к..та-ются с горки на лыжах.  11.  В аквариум.. плавает зол..тая рыбка.  12. На столе в ваз.. стоит сирень.  13.  На пенёчк…  сидел старич..к  с бородой.  

Время, лицо

  1. У слов, называющих, действия (глаголов) есть 3 времени:

настоящее вр. – действие происходит сейчас (что делает? поёт);

прошедшее вр. –действие происходило  вчера  (что делал? пел, пела);

будущее  вр. - действие  будет происхо-

дить или произойдёт завтра (что будет делать, что сделает?) споёт, будет петь.

2. У действий (глаголов) есть 3 формы лица. Они выражаются с помощью указательных слов:

             ед.ч.                              мн.ч.

1 л.   – я  пою                           мы  поём

2л.   – ты  поёшь                    вы  поёте

3л. – он (она, оно) поёт         они  поют

  1. Определять время.

Например:

любишь- ед.ч.; 2 л.; наст.вр.

полюбили -  мн.ч.; 3 л.; прош.вр.

полюблю – ед.ч.; 1 л.; буд.вр.

  1. Определить грамматические признаки слов, называющих действия (глаголов).

рису-ет - __ ч., ___л., ___вр.   (число, лицо, время)

смотр-ишь - ___ч., ___л., __ вр.

делаете –                      спросят –

подумают –                  улыбнёшься –

 подъеду –

  1. Изменить слова, поставить во 2 лицо, ед.ч.:

ехать,  не слышать,  переспросить, не  построить,  взглянуть,  гонят, не увидят,  клеят,  нарисовать, ненавидеть,  купаться, улыбаться,  светит, приближаться, вырастать,  качаться, строить, любить, просыпаться, держать,  красить,  прыгать, спросить,  сберечь, дышать,  наклоняться,  не зависеть,  кататься  

Что должен ученик знать

Что должен уметь

Упражнения

8

Словоформа (или форма одного и того же слова)

  1.  Словоформа – это изменение одного и того же слова.
  2. Словоформы отличаются оконча-ниями  (море-моря-морю-морем).
  3. В основах слова могут происходит чередования звуков:

уши – ухо, бежать - бегу

  1.  При изменении слов в корне слов  могут появиться беглые гласные О или Е:  

есть ложк-а  - нет ложек,  

есть лодк-а  - нет лодок

  1. Отличать словоформу от родственных слов.

словоформа

родств.слова

глаз

глаза

глазу

глазом

глаз

глазок

глазной

глазница

  1. Выделять корень, где есть чередующиеся звуки:

гляд-е-ть – гляж-у

  1. Выписать  только родственные слова.

а)  гриб – грибы – грибок – грибной – грибная

б)  зима – зиме – зимой – зимушка – зимний

в)  листья – лист – листьев – листочки – листики

г)  поле – поляна – полюшко – поля – полю

д)  сосна – сосной – сосне – сосенка - сосновый

е)   ягода – ягодка – ягодки – ягодный – ягодная

2.  Выделить корни в парах слов:

а)  гладить - глажу, освободить – освобожу, резать – режу, ездить – езжу, победить – побеждаю,  писать - пишу, беречь – берегу, стеречь – стерегу, казаться – кажется,  огурец – огурцы, у колодца –колодец

9

Чередование звуков в корне слова

В корне слов происходит чередование звуков. Обозначается так:  крик – крич-а-ть     к     ч

  1. Выделять корень, где есть чередующиеся звуки:

птица – птичьи

мороз - мороженое

золото – позолоченный

  1. Выделить корни: медведь – медвежьи, берегу – бережливый,  книга – книжный, снег – снежок, пух – пушок, река – речной, близко – ближний, рассказ – скажу, сердитый – сержусь,  круг – кружок, короткий – короче, орудие – оружие,  мрак – мрачный,  , рабо-та – рабочий, чистый – чище, месяц – месячник,  го-род – горожане, Волга – волжский, бумага – бумаж-ный, рука – ручной, корень – корешок, подруга – дру-жить, пирог – пирожок, рог – рожок, петух – петушок, неряха – неряшливый, дышать – дыхание – вздох

10

Краткая форма слов-признаков

(имён прилагательных)

1.У некоторых слов –«признаков» бывает краткая форма.Она отличает-ся от полной формы окончаниями.

полная форма

какой? какая? какое? какие?

краткая форма

каков?  какова?

каково? каковы?

свеж-ий

свеж-ая

свеж-ее

свеж-ие

свеж-

свеж-а

свеж

свеж

  1. Краткая форма не изменяется,

употребляется только в И.п.

  1. Ь после шипящих не пишется.
  1. Отличать краткую форму слов-«признаков» (прилагательных)  от полной.
  2. Выделять окончания.

  1. Подчеркнуть краткую форму слов-«признаков», выделить окончания.

а). В комнате было свежо.  б). Тиха украинская ночь.  в). Вопрос мне был ясен.  г). День выдался ясный. д). Лёд был прозрачен.  е). Ягода была красная.  

  1. Вставить буквы, указать над словами краткую форму слов-«признаков», выделить окончания.

а). Семья была дружна.  б). Ребята были молоды.  в). Пауза была коротка.   г). Корзинка была пустая.  д).  Поделки были хороши. е).  Дорожки были чисты.  ж).  Мороз был креп…к.  з). День был яс…н. и). Ветер был  могуч?.   к).  Мороз был трескуч?.  л). Хлеб был свеж?.   м). Песок был сыпуч?.  

Что должен ученик знать

Что должен уметь

Упражнения

11

Части  речи

  1. Модели частей речи (грамматические признаки, общее грамматическое значение (предмет, признак, действие или процесс), вопросы

                           Ч

                           П

  кто?           Р      

  что?

имя существительное

                        Ч

                        П

какой?           Р

имя прилагательное

                           Ч

                           Л

 что делать?    В

        (в П.в.-род)

глагол

?

  1. Определять части речи.
  2. Порядок действия:

а)  общее грамматическое значение (что слово называет)

б)  вопрос

в) отличие по грамматическому признаку:

постоянный род – значит имя существительное;

время, лицо – глагол;

зависимые число, падеж, род-

прилагательное.

  1. Определять часть речи по грамматическим признакам в предложениях на несуществу-ющем языке.

Калушата присяпали и бутявку стрямкали.

  1. Записать слова в 4 столбика:  сущ., прил., глаг.,  ?

варежки,  облачко,  сияет,  сиреневый, чудесный,  короткий,  исчезнет, гремит, гром, мы,  всякий, лёд, окрестность,  вкусный, вкус, сияние, твои, иней, твой, отвечать,  ответ, красивый,  красуется,  какой, сколько, пиджак,  чернила, чернеет, чёрный

  1. Указать над словами части речи.

а).  Подуло свежим ветерком.  б). Лишь  кузнечики нарушали общую тишину.   в).  Деревья покрыты инеем.  г). Семена одуванчика быстро созревают и превращаются в пушистый шарик.  д). Росла в лесу дикая яблоня.  е). На липовых цветках зажужжали пчёлы.  ж). На вечернем небе показались яркие звёзды.   з).  Ребята весело играли и педи песни.

и). Бруклый  мильнач  промберо  бишкетил  в  мове.

к). Кабутя бурыкнул и тямно притабутился к дунке.

Упр. 70 (№ 1), упр.93 упр.117, упр.50

12

Развитие речи

Текст-описание и текст-повествование

  1. В тексте –описании описываются признаки какого-то предмета или явления. От перестановки частей текста не разрушают текст.
  2. В тексте-повествовании рассказывается (повествуется) о каком-либо событии. Переставить части текста в повествовании нельзя.
  1. Отличать текст-описание  от текста-повествования.
  1. Указать типы текстов.  Озаглавить оба текста.

________________________

А)  У больших дорог, у лесных тропинок всё лето цветут одуванчики. Они похожи на маленькое солнце с золотыми лучами. Семена одуванчика быстро созревают и превращаются в пушистый шарик. Дунешь на шарик, и поплывут в воздухе лёгкие пушинки. Вот почему назван этот цветок одуванчиком.

_________________

Б)   У нас жил ручной тигрёнок Васька. Однажды после дождя Васька вышел гулять. Он обходил лужи и лениво зевал.

     Вдруг тигрёнок увидел наседку с цыплятами. Хищник приготовился к прыжку. Наседка распушила ерылья и загородила цыплят. Она дрожала от страха, но наскакивала на тигрёнка, стараясь клюнуть его в глаз.

     Васька испугался и пустился бежать. Наседка за ним. Васька вскочил на крыльцо и забился под лавку. Курица повернулась и гордо пошла к цыплятам.

ОРФОГРАММЫ

Что должен ученик знать

Что должен уметь

Упражнения

1

Ъ  ?  Ь

  1. Правило

 ..  согл.   Ъ          Ь       Ь

  1. Работа Ъ и Ь – сохранять звук [Й']

Ъ пишется после приставок, заканчивающихся на согласный звук.

Ъ и Ь  пишутся перед гласными  

Я, Е, Ё, Ю    (Ь  ещё и перед И)

подъём        соловьи

  1. Определять в слове приставку, определять, есть ли звук [Й'], т.е. определять орфограмму Ъ? Ь.
  1. Разделить слова в два столбика «Ъ» и «Ь»:

суч….я,  ожерел…е,   в…ехать,  под…ёмный,  л…ёт,  поб…ётся,  варен…е,  прут…я,  под..езд,  с…ездить,  пер…я,  клоч…я,  в…юга,  об…явление,  об…яснить,  с…едобный,  корен…я,  руч…и, полен…я,  перел…ёт, с…ёмный,  под…юбник,  дерев…я, брат…я, сем…я

  1. Выписать только те слова, где есть орфограмма Ъ и Ь.  Вставить Ь и Ъ.    под….езжать,  подо…браться, кошач…я, под…одеяльник, крыл..я,  раз…ёмный, об…яснить,  об…валился

2

ШИП. + Ь

Правило

Ь пишется:

1). Во всех словах-действиях:

спишь, смажь, сжечь

2).В слова- предметах  Ж.Р., ед.ч.

рожь, тишь, полночь, дочь

3).Слова на вопрос КАК?  

сплошь, навзничь, наотмашь,  (исключение: уж, замуж, невтерпёж)

  1. Разделить слова в два столбика:  с Ь,   без Ь

помощ….,  едеш…,   сжеч….,   среж….те,  брош….,  камыш….,  кирпич..,  любуеш…ся,  скажеш….,  лещ…,  грач…, доч…,  ключ…, врач…, ноч…, молодёж…,  дич…, колюч…,  скрипуч…, пять задач.., куст колюч…, душ…,  сбереч…, с плеч…, горяч…., хорош…, нет  туч…,  много  луж….,  нет лыж…., стереч…,  упасть навзнич…., сжеч.,  проч….,  вещ…., сторож…, намаж…те,  отреж…те,  мёд тягуч…., воздух свеж…., нож…, скотч…,  репортаж…, плащ…, дрож…, неуклюж…., расскажеш…, сыграеш…, испечёш…. , сыч…,  

  1. клукая  дряч…. ,  упроный   фроч…,  тирный  кеч..,  тюльчиш…ся  модювкой,  вумная туреч…

3

ШИП. + О  ?  Ё

                                        I                I                            

          О  ?   Ё          О            О    предмет

                                                      признак

                                               Ё   действие

  1. Разделить слова в два столбика:  

испеч…..т,   ж…лтый,   ш..л,  ш…рох,   круж….к,  сч….ты,    зайч….нок,    медвеж….нок,   крюч….к,   сбереж….т,   сожж….т,   ч…..рствый,   ч….тный,   щ….тка,   Ж…..ра,  ж….лудь,  ш….рстка,   верблюж….нок,  друж….к,  ч..лка, волч…..нок,   галч….нок,   прыж…к,  сж….г,  горяч….,   плащ…..м,   с товарищ…..м,  за границ….й,   больш….й,   саранч….й, стереж….т,   с калач….м,   с обруч….м,   душ….й,   меш….к,  пч…лка,  скач….к, с меч…м,   с мяч….м,  извлеч…..т,  с лещ….м, ч…ртик, струч…к


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренажёр."Итоговая аттестация в 4 классе. Русский язык."

Тренажёр поможет подготовить детей к итоговому тестированию в начальной школе....

Олимпиадные задания для учащихся начальной школы по русскому языку

Олимпиадные задания для 1-4 классов по русскому языку...

Памятка для учащегося начальной школы по русскому языку УМК Школа 2100 Работа над ошибками Орфограммы, изученные в 1-2 классе

"Как выполнять работу над ошибками" . Памятка для учащихся 1-2 классов по русскому языку. Работа над ошибками  . Орфограммы, изученные в 1-2 классе...

Проектная деятельность учащихся. Мультимедийное занятие по русскому языку для учащихся 3 класса по теме:" Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением".

Мультимедийное занятие по русскому языку для учащихся 3 класса на тему " Безударная гласная в корне слове, проверяемая ударением" включает тренажеры, задания повышенной сложности, упражнения на развит...

Рабочая программа. Филология «Язык и речевая практика» (Русский язык и литературное чтение) 1 дополнительный, 1 – 3 классы. (Для глухих обучающихся по варианту 1.2)

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, адаптированной основн...