Обобщение знаний по теме "Имя прилагательное", 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Гаврюшкина Наталия Евгеньевна

Систематизировать знания учащихся  об имени прилагательном как о части речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое учреждение

«Управление образования Администрации города Бийска»

Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 34»

 

Технологическая карта урока

 

русского языка в 3 классе

Тема урока: Обобщение знаний по теме «Имя прилагательное»

 

 

 

                                                                                  Автор:  Гаврюшкина Наталия Евгеньевна

                                                                                Должность: учитель начальных классов

 

                             

         Бийск

2021

Технологическая карта.

УМК

«Школа России»

Тема урока

«Обобщение знаний по теме «Имя прилагательное»

Педагогическая цель

Систематизировать знания учащихся  об имени прилагательном как о части речи.

Тип урока

Уроки отработки умений и рефлексии

Планируемые результаты (предметные)

- повторить морфологические признаки имени прилагательного;

- повторить роль имен прилагательных в тексте;

- повторить изученные орфограммы по теме «Имя прилагательное».

Личностные результаты

- развитие положительного отношения к учению, желанию приобретать новые знания;

- развивать умение осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению,

- развивать способность к самооценке своих действий.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

-способствовать формированию умения работать в паре, в группе, воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи;

- побудить учащихся к ведению диалога, изложения своего мнения, аргументации своей точки зрения;

- акцентировать внимание учащихся на контроле и самоконтроле, оценке;

- развитие умения ставить учебную цель, планировать ее реализацию.

Оборудование

Проектор, компьютер, экран, слайдовая презентация, карточки с заданием для работы в парах, группах и для индивидуальной работы.

Тема урока        «Обобщение знаний по теме «Имя прилагательное»

Ход урока

Этапы урока

Номер слайда

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

2

3

4

I

 Мотивация

Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок

 1 мин 

Слайд 2

Приветствие учащихся.

Пусть сегодня для нас всех,

На урок придёт успех!

Поприветствуем гостей,

С ними нам вдвойне теплей,

Пожелайте нам удачи,

И успешности в придачу!

Мы урок наш начинаем,

Что учили, повторяем!

Девизом нашего урока я предлагаю слова  французского философа Рене Декарта

 «Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять» 

-Как вы понимаете эти слова?

Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

II  

Актуализация знаний

1 мин.

— С каким настроением вы пришли сегодня на урок?

- Слова какой части речи вы употребили, когда отвечали на мой вопрос?
— Почему оно так называется?


- Вы уже догадались, какая тема нашего урока? О чем будет разговор на уроке?

-С веселым,  радостным, хорошим, бодрым, замечательным

Имя прилагательное

-Это слово к чему-то прилагается, присоединяется.

-Имя прилагательное

III Самоопределение к деятельности

2 мин

Слайд 3

Слайд 4

- Сформулируйте тему урока.

- Какие цели мы перед собой поставим.

- Что относится к морфологическим признакам?

- Чтобы узнать, чему научились,  нам поможет

Лист  самооценки

Критерии  

Что знаю? (+/?)

Что узнал? (+/?)

Что такое ИП?

Род ИП

Число ИП

Падеж ИП

- Каждый из вас сделает себе вызов.

- Отметьте во втором столбике, что вы знаете и умеете определять у имени прилагательного.

- Имя прилагательное

- Обобщить знания об имени прилагательном

- Повторить морфологические признаки имени прилагательного

-Род, число, падеж

Отмечают во втором столбике предположения о том что они знаю-не знают.

IV

Закрепление знаний и способов действия

1) 2 мин

2) 3 мин

3) 5 мин

4) 2 мин

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Настало время осмыслить, что на самом деле вы знаете.

  1. - Ребята, что такое имя прилагательное?  

(работа в паре)

Карточка №1

Имя прилагательное это -_______________, обозначает ____________ и отвечает на вопросы _________________.

2. Минутка чистописания

Прочитайте  буквосочетания на доске:

              -ая, -яя, -ий, -ый, -ой, -ое, -ее

 -  Что они напоминают?

 -  Запишите эту строчку к себе в тетрадь, простым карандашом разделите эти буквосочетания на группы.

-Какой совет вы дадите однокласснику при написании буквосочетаний?

Запишите дату и вид работы:

                           Двадцать пятое февраля

                                 Классная работа

- На какие группы разделили?

- На какие вопросы отвечает прилагательное каждого рода?

 -ая, -яя,           -ий, -ый, -ой,       -ое, -ее        

 

     ж.р.                  м.р.                          ср.р.            

   (какая?)        (какой?)                   (какое?)        

     

3.Прочитайте слова. Вставим пропущенные буквы.

Назовите орфограмму

Косм.с,   ов.щи,    ж.лезо.

- К какой части речи они относятся?

- Как образовать от существительного прилагательное?

- Образуйте от слов однокоренные имена прилагательные и запишите их вместе с подходящими  по смыслу именами существительные. Укажите род и выделите окончание.

Работа по рядам в тетради.

Проверка и самооценка в таблице.

Космический , космическая, космическое

Овощной, овощная, овощное

Железный, железная, железное

- Оцените себя в таблице(учитель на доске на общей таблице)

Сделаем вывод: как изменяются имена прилагательные?

4.-Что можно еще определить у этих прилагательных?

-Что вам известно про число имен прилагательных?

- На какой вопрос отвечают имена прилагательные во множественном числе?

-Поставьте устно имена прилагательные в форму множественного числа.

-Какой вывод сделаем?

- Как еще изменяются имена прилагательные?

- Оцените себя в таблице.

Записывают  правило в паре

Это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы:  какой? какая? какое? какие?

- Окончания имен прилагательных.

Читают и записывают в тетради

ж.р., м.р., ср.,р

-Безударные гласные непроверяемые

-Имя существительное

-При помощи суффикса

Дети пишут в тетради словосочетания

Один называет, остальные проверяют и оцениваю себя в таблице.

-По родам

-Число

-Единственное и множественное число.

-Какие?

- Во множественном числе род у имен прилагательных не определяют.

- По числам.

V

Физкультминутка.

2 мин.

Если я произнесу словосочетание, в котором слова мужского рода, то приседает первый ряд. Если я произнесу словосочетание, в котором слова женского рода, то приседает второй ряд. Если я произнесу словосочетание, в котором слова среднего рода, то приседает третий ряд ряд.

Белая берёза,    яркое солнце,    холодный ветер, буйные ветры,    хитрая лиса,  хорошее здоровье, солнечный зайчик,    морозное утро,  

красные ягоды,    сильная буря,    высокий дом.

Выполняют физкультминутку 

1 ряд – м.р.

2 ряд – ж.р.

3 ряд – ср.р.

VI

Закрепление знаний и способов действия

(продолжение)

5) 5 мин

6) 5 мин

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд13-15

5. Практическая работа в группе.    (зелёная карточка)

- Прочитайте стихотворение.

Как-то раз с большого клёна оторвался лист зеленый
И пустился вместе с ветром путешествовать по свету.
Закружилась голова у
зелёного листа.
Ветер нёс его и нёс, бросил только на мосту.
В тот же миг весёлый пёс шмыг
 - к зелёному листу,
Лапой - хвать
зелёный лист, дескать, поиграем.
“Не хочу” - парашютист головой качает…
Ветер вмиг с
листом зелёным над землёй взметнулся снова,
Но шалун - листок упал…
Я пишу в саду под клёном стих о том
листе зелёном.

- Какое прилагательное повторяется?

-Что меняется у прилагательного?

- Как еще изменяется имя прилагательное?

 - Определи падеж словосочетания зелёный лист, выделите окончание. Как определить падеж имени прилагательного?

-Объединитесь в группы и определите падеж имени прилагательного

Сверить задание с доской, исправить ошибки.

Сделаем вывод: как еще изменяются имена прилагательные и как определить падеж прилагательного?

6.Игра «Третий лишний».  

- Вы любите, и, наверное, хорошо знаете сказки.

Попробуйте догадаться, какие сказки я загадала.

На слайде:

1. великолепного бала Р.п, хрустальную туфельку, добрую фею. В.п.

2. белыми лошадьми, отважной девочкой Т.п., о снежной королеве П.п..

3.  пышным нарядам Д.п.,  лягушачью кожу,  мудрую царевну.В.п.

-К каким средствам художественной выразительности можно отнести эти прилагательные?

В переводе с греческого эпитет – это приложение, прибавление.

-Кто догадался, почему эпитеты  - чаще всего прилагательные?

- Спишите «лишнее» словосочетание из каждой группы.

Поверка.

- Оцените себя в таблице.

Вывод: Как может изменяться имя прилагательное?  

- От чего зависит род, число и падеж имени прилагательного?

- Зеленый

-Окончания

-Имя прилагательное изменяется по падежам.

- По падежу имени существительному

Групповая работа

Проверка

лист зеленый- И.

у зелёного листа – Р.

к зелёному листу – Д.

зелёный лист – В.

с листом зелёным – Т.

о листе зелёном – П.

-Имя прилагательное изменяется по падежам.

- По падежу имени существительному

("Золушка" Шарль Перро)

 

("Снежная королева" Г.Х. Андресен)

("Царевна – лягушка", русская народная сказка)

- Эпитеты

-Прилагательные делают нашу речь более яркой, выразительной.

Дети выписывают и определяют падеж  великолепного бала                       Р.п.

 О снежной королеве                      П.п.

 пышным нарядам                           Д.п.

Сверяют с доской.

 Оценивают в таблице

- по числам, родам и падежам

- от рода, числа и падежа имени  существительного

VII

Рефлексия.

 3 мин

Слайд 6

 Игра «да-нет»  

1. Имя прилагательное обозначает предмет?

2. Имя  прилагательное женского рода имеет окончания –ая, -яя?

3. Чтобы определить падеж прилагательного нужно определить падеж у существительного, с которым связано это прилагательное?

4. У прилагательного во множественном числе всегда можно определить род?

5. В словосочетании «вкусным вареньем» имя прилагательное употреблено в предложном падеже?

6. Верно ли, что безударное окончание прилагательного можно проверить по окончанию вопроса, заданного к этому прилагательному?

7. Верно ли, что прилагательное в предложении чаще всего является второстепенным членом – определением?

Взаимопроверка.

1.  2.  3.  4.  5.  6.  7.

-    +  +   -    -    +  +

VIII

 Подведение итогов

5 мин

Слайд 7

 Работа в группах.
Творческая работа. 

Очень занимательное – имя прилагательное.
Трудно будет без него, если пропадёт оно.
Будем спорить, говорить, веселиться и шутить.
Что тогда получится? Стоит разве мучиться?
Не скажем мы “прекрасное”, не скажем “безобразное”,
Не скажем маме: милая, красивая, любимая.
Отцу, и брату, и сестре не сможем говорить нигде
Эти замечательные прилагательные,
Чтобы всем отлично стало, разных признаков немало.
Будем всюду замечать и к месту в речи их вставлять.

Сделайте рекламу имени прилагательного.

IX Д/з 1 мин.

Стр. 47, упр. 102+ грамматическое задание на выбор

(в зависимости от ошибок, сделанных на уроке):

1.Указать род имен прилагательных.

2.Указать число имен прилагательных.

3.Указать падеж имен прилагательных.

X Итог урока

Слайд 18

Сегодня на уроке:

  • Я узнал……..
  • Я повторил ……..
  • Я научился ………….
  • Было трудно …………..

Приложение 1

Карточка №1

Имя прилагательное это -_________________________________,

обозначает ______________________________________________ и

отвечает на вопросы ______________________________________.

--------------------------------------------------------------------------------------

Карточка №1

Имя прилагательное это -_________________________________,

обозначает ______________________________________________ и

отвечает на вопросы ______________________________________.

--------------------------------------------------------------------------------------

Карточка №1

Имя прилагательное это -_________________________________,

обозначает ______________________________________________ и

отвечает на вопросы ______________________________________.

--------------------------------------------------------------------------------------

Карточка №1

Имя прилагательное это -_________________________________,

обозначает ______________________________________________ и

отвечает на вопросы ______________________________________.

--------------------------------------------------------------------------------------

Приложение 2

Лист  самооценки

ФИ_______________________________________________

Критерии  

Что знаю? (+/?)

Что узнал? (+/?)

Что такое имя прилагательное?

Род имени прилагательного.

Число имени прилагательного.

Падеж имени прилагательного.

Лист  самооценки

ФИ_______________________________________________

Критерии  

Что знаю? (+/?)

Что узнал? (+/?)

Что такое имя прилагательное?

Род имени прилагательного.

Число имени прилагательного.

Падеж имени прилагательного.

Приложение 3

Определи падеж выделенного имени прилагательного.

Как-то раз с большого клёна оторвался лист зеленый
И пустился вместе с ветром путешествовать по свету.
Закружилась голова у
зелёного листа.
Ветер нёс его и нёс, бросил только на мосту.
В тот же миг весёлый пёс шмыг
 - к зелёному листу,
Лапой - хвать
зелёный лист, дескать, поиграем.
“Не хочу” - парашютист головой качает…
Ветер вмиг с
листом зелёным над землёй взметнулся снова,
Но шалун - листок упал…
Я пишу в саду под клёном стих о том
листе зелёном.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку по теме "Обобщение знаний об именах прилагательных и существительных" (4-й класс)

Цели урока:обобщить  и систематизировать знания детей по теме «Имя прилагательное»; сопоставить прилагательное с существительным, выявляя сходства и различия данных частей речи; соверш...

Конспект урока русского языка В 4 «А» классе. Тема: «Обобщение знаний об имени прилагательном».

Тема урока: Обобщение знаний об имени прилагательном.Форма проведения урока: урок-семинар.Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний.Технологии: самооценка.Цель урока: обобщит...

Проект урока по русскому языку "Обобщение знаний об имени прилагательном"2 класс

Данный урок стоит седьмым в разделе тематического планирования. Урок составлен с учетом ФГОсов, а также с использованием технических средств обучения. В уроке использованы раз...

урок русского языка в 4 классе "Обобщение знаний учащихся о прилагательном как части речи"

На уроке происходит обобщение и систематизация знаний учащихся об имени прилагательном как части речи, происходит развитие умения устанавливать связь имени прилагательного с именем существительным, за...

Конспект урока по теме: «Обобщение знаний об имени прилагательном. Морфологический разбор имени прилагательного.» (2 класс).УМК Школа России

Цели деятельности учителя: понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;  работать с Памяткой 2 «Порядок разбора имени прилагательного»; разбирать имя прилагательное как часть р...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Обобщение знаний об имени прилагательном. Проверочная работа «Имя прилагательное». ( УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: закрепление полученного знанияЦель урока: обобщение полученных знаний об имени прилагательном; совершенствование умений находить в тексте имя прилагательное; определение числа имени прилага...