Тема урока: Знакомство с правилом правописания сочетаний -чк-, -чн-
учебно-методический материал по русскому языку (1 класс)

Масленникова Ольга Владимировна

Планируемые результаты:

Предметные: научатся различать твёрдые и мягкие согласные звуки, кратко характеризовать звуки русского языка, правильно писать сочетания -чк-. -чн-; получат возможность научиться выявить  слова, значение которых требуют уточнения, уточнять их с помощью толкового словаря.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русский язык

1 класс

УМК «Начальная школа XXI века»

Урок №43

Тема урока: Знакомство с правилом правописания сочетаний -чк-, -чн-

Цель: Создать условие для выявления слов, значение которых нужно уточнять; учить различать твёрдые и мягкие согласные звуки, правописание слов с сочетаниями -чк-. -чн-.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся различать твёрдые и мягкие согласные звуки, кратко характеризовать звуки русского языка, правильно писать сочетания -чк-. -чн-; получат возможность научиться выявить  слова, значение которых требуют уточнения, уточнять их с помощью толкового словаря.

УУД

Познавательные: составлять монологические высказывания о театре, уяснение правила правописания сочетаний -чк-. -чн-

Регулятивные: применять и сохранять учебную задачу, составлять план и последовательность работы, оценивать собственную речь и речь собеседников.

Коммуникативные: использовать в речи языковые средства, стремиться к деловому сотрудничеству, оформлять свою мысль в устной и письменной форме.

Личностные: обнаруживает настойчивость в преодолении трудностей.

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Формируемые способы деятельности

Орг. момент

Я рада вас приветствовать ребята. А вам предлагаю поздороваться глазами, при этом прошу глазами показать, какое у него сегодня настроение. Желаю вам хорошего настроения на весь урок и предлагаю начать урок с небольшой зарядки .

 -Левой рукой берёмся за кончик носа, а правой - за противоположное ухо, т.е. левое. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук "с точностью до наоборот".

«Поздоровайся глазами» Приветствуют учителя, готовятся к уроку.

"Ухо-нос".Нейробика

Л.

Чистописание

Письмо заглавной и строчной буквы Ч, ч.

Повторение пройденного.

Посмотрите на экран. Какая буква встречается в каждой строчке?

Какой звук она обозначает?

Дайте характеристику звука, который обозначает эта буква.

Повторим начертание букв.

Прочитайте и запишите слова: чашка, часы, туча.

Какое правило нужно вспомнить

 вспомнить, чтобы не допустить ошибку в правописании.

Почему после  буквы ч не пишем  букву я?

Какое сочетание в словах?

Какую букву пропишем

Буква Ч.

Буква ч обозначает звук [ ч].

Звук [ч]- согласный, непарный, мягкий, глухой.

Пишут заглавную и строчную букву Ч, ч.

Записываем слова, формулируют правило.

Звук [ч]-   мягкий,  непарный и для обозначения мягкости буква я не нужна.

Л. Р.

Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений

Работа над новым материалом

  1. Весна вступает в свои права

Давайте вспомним признаки весны

О каком виде мы говорили на окружающем  мире

Самое красивое насекомое

Предлагаю посмотреть видео

Знаете ли вы название этой бабочки .

Для того чтобы узнать её название нужно хорошо поработать на уроке. За каждое верно выполненное задание у вас будет возможность открыть одну букву в названии

Первою часть работы вы уже выполнили дали характеристику звуку «Ч» и написали букву. Поэтому оцените свою работу на 1 этапе –закрасьте квадратик цветом.

Найдите букву

Следующее задание--  запишем слово бабочка в тетрадь.

Проверьте с записью на доске

Возникла ли сложность?

Есть ли здесь опасное место

Почему?

Проверьте

Запишем в тетрадь

Нужно ли писать, давайте прочитаем правило.

ТЕМА УРОКА.

Цель

оцените свою работу на 2 этапезакрасьте квадратик цветом

Найдите букву.

 Прослушайте текст выделите на слух слова с сочетанием ЧК. Девочка  подошла к столу.

На  тарелке лежал сочный апельсин.

Давайте запишем эти слова

Под диктовку.

Как записали ?

Какое опасное место

Физминутка

Предлагаю вам сыграть в игру. Я буду называть слова и если в этом слове есть сочетание –чк- вы хлопните в ладоши, ,-чн-присядете.

Послушайте внимательно,

Различайте не спеша.

Отыщите обязательно

Все слова с сочетанием ЧН–ЧК-

Сказочный, дочка, бабочка, мальчик, девочка, аптека, аптечка, улица, уличный, задача, задачка, удача, точка.

Таетлёд..просыпаются и оживают животные

насекомые

бабочка

бабочка

сверим с образцом

 ЧК

Можно написать мягкий знак

Потому что звук Ч мягкий

Составляют  слово.

Формулируют тему урока.

ЧК, ЧН-   без Ь

 ДЕВОЧКА , сочный

Без мягкого знака

СочетаниеЧК-пишется без мягкого знака

П.К. Р.

Выявление места и причин затруднения

Первичное закрепление с проговариванием в устной речи

Самостоятельная работа с проверкой

Писать или нет ь?

Вернёмся к началу урока, что мы говорили о звуке [ч]-?

Сформулируйте правило.

Игра «Отгадай, кто это?»

  1. Работа в паре

Прочитайте скорговорки. Подчеркните слова с сочетанием  --чк-, -чн-.

Сколько слов вы подчеркнули?

Под деревцем грибочки растут в лесу на кочке

Отгадывают загадки.

Звук [ч]-   мягкий,  непарный и для обозначения мягкости буква ьне нужна.

тучка, удочка.

В сочетаниях -чк-, -чн- ь не пишется.

Записываем слова:

Подчёркивают слова с сочетаниями –чк-, -чн-.

Р. П. К.

Закрепление знаний и способов действия в изменённой ситуации

Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

1.Колючие ёлочки берегут иголочки.

2.Сочный перчик стал мягче и легче.

2 этапе –закрасьте квадратик цветом

Найдите букву

  1. Самостоятельная работа

1. Выполнить звуковой анализ подчёркнутого слова из второго предложения , указать количество звуков и букв

4. Переписать одну любую считалочку в тетрадь

3 слова.

Работают в группе. Зачитывают слова.

Формулируют правило.

Записывают слова в тетрадь. Проверяют по эталону.

Формулируют правило.

П.К. Р.

Подведение итогов занятия.

Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Рефлексия

О чём сегодня говорили?

Какое правило изучили?

 Продолжите фразу

оцените свою работу на 2 этапе –закрасьте квадратик цветом

Найдите букву

Мы очень хорошо поработали и узнали название бабочки

Если на ваших листах самооценки есть 4 зелёных квадратика- ставьте себе зелёный квадратик в дневник.

Отвечают на вопросы, продолжают фразу.

Павлиний глаз

П. Р.Л.



Предварительный просмотр:

Русский язык

1 класс

УМК «Начальная школа XXI века»

Урок №43

Тема урока: Знакомство с правилом правописания сочетаний -чк-, -чн-

Цель: Создать условие для выявления слов, значение которых нужно уточнять; учить различать твёрдые и мягкие согласные звуки, правописание слов с сочетаниями -чк-. -чн-.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся различать твёрдые и мягкие согласные звуки, кратко характеризовать звуки русского языка, правильно писать сочетания -чк-. -чн-; получат возможность научиться выявить  слова, значение которых требуют уточнения, уточнять их с помощью толкового словаря.

УУД

Познавательные: составлять монологические высказывания о театре, уяснение правила правописания сочетаний -чк-. -чн-

Регулятивные: применять и сохранять учебную задачу, составлять план и последовательность работы, оценивать собственную речь и речь собеседников.

Коммуникативные: использовать в речи языковые средства, стремиться к деловому сотрудничеству, оформлять свою мысль в устной и письменной форме.

Личностные: обнаруживает настойчивость в преодолении трудностей.

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Формируемые способы деятельности

Орг. момент

Я рада вас приветствовать ребята. А вам предлагаю поздороваться глазами, при этом прошу глазами показать, какое у него сегодня настроение. Желаю вам хорошего настроения на весь урок и предлагаю начать урок с небольшой зарядки .

 -Левой рукой берёмся за кончик носа, а правой - за противоположное ухо, т.е. левое. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук "с точностью до наоборот".

«Поздоровайся глазами» Приветствуют учителя, готовятся к уроку.

"Ухо-нос".Нейробика

Л.

Чистописание

Письмо заглавной и строчной буквы Ч, ч.

Повторение пройденного.

Посмотрите на экран. Какая буква встречается в каждой строчке?

Какой звук она обозначает?

Дайте характеристику звука, который обозначает эта буква.

Повторим начертание букв.

Прочитайте и запишите слова: чашка, часы, туча.

Какое правило нужно вспомнить

 вспомнить, чтобы не допустить ошибку в правописании.

Почему после  буквы ч не пишем  букву я?

Какое сочетание в словах?

Какую букву пропишем

Буква Ч.

Буква ч обозначает звук [ ч].

Звук [ч]- согласный, непарный, мягкий, глухой.

Пишут заглавную и строчную букву Ч, ч.

Записываем слова, формулируют правило.

Звук [ч]-   мягкий,  непарный и для обозначения мягкости буква я не нужна.

Л. Р.

Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений

Работа над новым материалом

  1. Весна вступает в свои права

Давайте вспомним признаки весны

О каком виде мы говорили на окружающем  мире

Самое красивое насекомое

Предлагаю посмотреть видео

Знаете ли вы название этой бабочки .

Для того чтобы узнать её название нужно хорошо поработать на уроке. За каждое верно выполненное задание у вас будет возможность открыть одну букву в названии

Первою часть работы вы уже выполнили дали характеристику звуку «Ч» и написали букву. Поэтому оцените свою работу на 1 этапе –закрасьте квадратик цветом.

Найдите букву

Следующее задание--  запишем слово бабочка в тетрадь.

Проверьте с записью на доске

Возникла ли сложность?

Есть ли здесь опасное место

Почему?

Проверьте

Запишем в тетрадь

Нужно ли писать, давайте прочитаем правило.

ТЕМА УРОКА.

Цель

оцените свою работу на 2 этапезакрасьте квадратик цветом

Найдите букву.

 Прослушайте текст выделите на слух слова с сочетанием ЧК. Девочка  подошла к столу.

На  тарелке лежал сочный апельсин.

Давайте запишем эти слова

Под диктовку.

Как записали ?

Какое опасное место

Физминутка

Предлагаю вам сыграть в игру. Я буду называть слова и если в этом слове есть сочетание –чк- вы хлопните в ладоши, ,-чн-присядете.

Послушайте внимательно,

Различайте не спеша.

Отыщите обязательно

Все слова с сочетанием ЧН–ЧК-

Сказочный, дочка, бабочка, мальчик, девочка, аптека, аптечка, улица, уличный, задача, задачка, удача, точка.

Таетлёд..просыпаются и оживают животные

насекомые

бабочка

бабочка

сверим с образцом

 ЧК

Можно написать мягкий знак

Потому что звук Ч мягкий

Составляют  слово.

Формулируют тему урока.

ЧК, ЧН-   без Ь

 ДЕВОЧКА , сочный

Без мягкого знака

СочетаниеЧК-пишется без мягкого знака

П.К. Р.

Выявление места и причин затруднения

Первичное закрепление с проговариванием в устной речи

Самостоятельная работа с проверкой

Писать или нет ь?

Вернёмся к началу урока, что мы говорили о звуке [ч]-?

Сформулируйте правило.

Игра «Отгадай, кто это?»

  1. Работа в паре

Прочитайте скорговорки. Подчеркните слова с сочетанием  --чк-, -чн-.

Сколько слов вы подчеркнули?

Под деревцем грибочки растут в лесу на кочке

Отгадывают загадки.

Звук [ч]-   мягкий,  непарный и для обозначения мягкости буква ьне нужна.

тучка, удочка.

В сочетаниях -чк-, -чн- ь не пишется.

Записываем слова:

Подчёркивают слова с сочетаниями –чк-, -чн-.

Р. П. К.

Закрепление знаний и способов действия в изменённой ситуации

Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

1.Колючие ёлочки берегут иголочки.

2.Сочный перчик стал мягче и легче.

2 этапе –закрасьте квадратик цветом

Найдите букву

  1. Самостоятельная работа

1. Выполнить звуковой анализ подчёркнутого слова из второго предложения , указать количество звуков и букв

4. Переписать одну любую считалочку в тетрадь

3 слова.

Работают в группе. Зачитывают слова.

Формулируют правило.

Записывают слова в тетрадь. Проверяют по эталону.

Формулируют правило.

П.К. Р.

Подведение итогов занятия.

Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Рефлексия

О чём сегодня говорили?

Какое правило изучили?

 Продолжите фразу

оцените свою работу на 2 этапе –закрасьте квадратик цветом

Найдите букву

Мы очень хорошо поработали и узнали название бабочки

Если на ваших листах самооценки есть 4 зелёных квадратика- ставьте себе зелёный квадратик в дневник.

Отвечают на вопросы, продолжают фразу.

Павлиний глаз

П. Р.Л.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метапредметный урок "Знакомство с правилом правописания сочетаний -ЧК- -ЧН-"

УМК: «Начальная школа 21 века»Продолжительность урока: 45 минут.Тип урока: урок усвоения новых знаний.Тема урока: Знакомство с правилом правописания сочетаний -ЧК-, -ЧН-.Цель урока: сформировать...

ФГОС. 1 класс. Урок русского языка. "Повторение правописания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу".Мультимедийная презентация.

ФГОС. 1 КЛАСС.РУССКИЙ ЯЗЫК.Тема: «Повторение написания буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ в словах»Цель: создать условия для повторения и закрепления навыка употребления буквосочетаний жи-ши, ча-ща, ч...

Обучение грамоте. 1 класс. Тема: звук [Ж ] , буква Ж . Правописание сочетания ЖИ .

1.Актуализация знаний.   Задача учителя на этой стадии - вызвать уже имеющиеся у учащихся знания (на данном уроке      это : умение назвать буквы, дифференцировать и...

"Речевой этикет: слова извинения в различных ситуациях. Знакомство с правилом правописания проверяемого безударного гласного в корне слова"

В конспекте урока использованы разные виды работы по развитию речи учащихся и грамматической зоркости. Урок построен в игровой форме с учётом интересов детей. На уроке особое внимание уделяется сбереж...

Урок русского языка в 1 классе : «Знакомство с правилом правописания безударного проверяемого гласного в корне слова»

Урок по учебнику С.В.Иванова.По концепции автора на уроке рассматриваются две линии: речевая и правописание. Ученики учатся использовать в речи языковые средства, соответствующие коммуникативным услов...

урок по русскому языку Правописание сочетаний жи - ши

урок по русскому языку Правописание сочетаний  жи - ши...

Тема урока: «Знакомство с творчеством поэтов С. А. Есенина и М. А. Волошина. Знакомство со стихотворениями С. Есенин «С добрым утром!», М. Волошин «Сквозь сеть алмазную зазеленел восток…». Тренировка в заучива-нии». Класс: 4

Образовательные:Знакомство с творчеством поэтов С. А. Есенина и М. А. Волошина;Разучивание стихотворения С. А. Есенина «С добрым утром!», проверка ранее разученных стихотворенийРазвивающие...