Метапредметный урок "Знакомство с правилом правописания сочетаний -ЧК- -ЧН-"
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

 

УМК: «Начальная школа 21 века»

Продолжительность урока: 45 минут.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Тема урока: Знакомство с правилом правописания сочетаний -ЧК-, -ЧН-.

Цель урока: сформировать знания о правописании сочетаний -чк-, -чн-.

Задачи урока: воспитывать интерес к изучению русского языка; формировать потребности к новым знаниям; прививать бережное отношение к природе;  помочь детям усвоить, что звук [ч'] всегда мягкий, поэтому его мягкость не нужно дополнительно обозначать мягким знаком; учить писать слова с сочетаниями -чк-, -чн-; развивать устную письменную речь учащихся, внимание, мышление, фонематический слух, воображение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metapredmetnyy_urok.doc41 КБ
Office presentation icon smurfiki.ppt984 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Грушевская Нина Викторовна

Должность: учитель начальных классов

Образовательное учреждение: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Киселёвского городского округа «Лицей № 1».

Класс: 1.

УМК: «Начальная школа 21 века»

Продолжительность урока: 45 минут.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Тема урока: Знакомство с правилом правописания сочетаний -ЧК-, -ЧН-.

Цель урока: сформировать знания о правописании сочетаний -чк-, -чн-.

Задачи урока: воспитывать интерес к изучению русского языка; формировать потребности к новым знаниям; прививать бережное отношение к природе;  помочь детям усвоить, что звук [ч'] всегда мягкий, поэтому его мягкость не нужно дополнительно обозначать мягким знаком; учить писать слова с сочетаниями -чк-, -чн-; развивать устную письменную речь учащихся, внимание, мышление, фонематический слух, воображение.

Ход урока

1. Организационная часть.

- Ребята, улыбнитесь друг другу.

Руки? – На месте.

Ноги? – На месте.

Локти? – У края.

Спина? – Прямая.

- Итак, начнём урок.

Звучит музыка из кинофильма «Смурфики».

2. Сообщение темы урока.

- Есть на свете место, где не знают, что такое грусть и злоба, где синеют только от радости. Тут живут крохотные синие существа, в 3 яблока ростом, смурфики. Это место запрятано в глубине заколдованного леса, за старинной деревушкой. Многие думают, что оно выдумка и существует только в книгах и в детском воображении. Сегодня смурфики приглашают нас к себе в гости.

3. Графическая минутка.

- Смурфики нам оставили карту, при помощи которой мы сможем добраться до их заколдованного леса. Но маршрут показан не до конца. Давайте восстановим карту (у каждого обучающегося в тетрадь вклеена карта, на которой они должны, проводя различные линии, восстановить маршрут).

- Молодцы, у всех получился правильный маршрут.

4. Актуализация знаний.

- Ребята, а как вы думаете, что нового нам смогут поведать наши новые друзья? (предположения детей)

- А смогут ли они нам рассказать о каких – либо правилах русского языка, с которыми мы ещё не знакомы?

5. Повторение изученного.

1). Беседа о правилах поведения в лесу.

- Посмотрите ребята, как красиво! Прежде чем войти в этот сказочный лес, давайте повторим правила поведения в лесу.

- Не бросать мусор.

- Не разжигать огонь.

- Не рвать цветы.

- Не ломать деревья, кустарники.

- Не разрушать птичьи гнёзда..

- Не разорять муравейники.

2). Правописание  сочетаний -жи-, -ши-, -ча-, -ща-, -чу-, -щу-.

- Нас встречают замечательные смурфики. Давайте, познакомимся с ними. Они написали нам свои имена, но пропустили некоторые буквы. Вставьте пропущенные буквы и запишите полученные имена в тетрадь.

Ворч_н, Смельч_к, Весельч_к, Ж_знерадостный, Молч_н.

- Ребята, расскажите, какому правилу соответствует правописание имён смурфиков?

6. Физкультминутка.

Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимали ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенёчки.
Кто из нас вот так шагал-
Не споткнулся, не упал.
Вот мы в лес пришли,
Белый гриб нашли.
Вот грибок, другой грибок.
Положу их в кузовок.

7. Изучение нового материала.

1). Знакомство с названиями грибов и ягод.

- Обратите внимание, в каких интересных домиках живут наши друзья. Это большие грибы. Давайте попробуем отгадать названия каждого гриба. А смурфики нам обязательно помогут.

- Белый гриб. В некоторых местностях его называют боровик, беловик, коровник.

- Осиновик. Этот гриб иногда называют подосиновик, краснюк, красноголовик.

-  Берёзовик. Нередко его называют подберёзовик, колосовик, обабок.

- Маслёнок.

- Рыжик.

- Сыроежка пищевая.

- Шампиньон обыкновенный.

- Мухомор.

- А как вы думаете, чем питаются смурфики?

- Верно, ягодами. Давайте посмотрим их названия.

- Малина, клюква, голубика, черника, брусника.

2). Знакомство с правописанием сочетаний -чк-, -чн-.

- Смурфики разучивали новые стихотворения. И в текстах они встретили очень интересные слова, о правописании которых им хотелось бы с вами поделиться.

Прилетела к нам синичка.
Села прямо под окном.
Эту маленькую птичку
С нетерпением мы ждём.
И чтоб ей полегче стало,
Ведь исчезли червячки,
Для неё кусочки сала
Мы повесим на сучки.

- Обратите внимание, как пишутся слова: синичка, птичку, червячки, кусочки, сучки.

- Папа смурфик хотел бы вам рассказать об этом правиле (буква ч обозначает звук [ч'], он всегда мягкий, поэтому его мягкость не нужно дополнительно обозначать мягким знаком).

3). Игра «Кто больше запомнит слов».

- Смурфики хотели бы поиграть с вами.

Кто быстрее всех читает

И слова запоминает:

Ёлочка и белочка,

Тучка, щучка, стрелочка,

Свечка, печка, строчка,

Булочка и точка –

Ты теперь наверняка

Назовёшь слова с -чк-.

8. Закрепление изученного.

1). Разгадывание загадок.

- Чтобы закрепить новое правило, наши новые синие друзья приготовили для вас загадки. Отгадки нужно записать в тетрадь. Если вы всё разгадаете, то мы сможем отправиться домой.

1. От цветка к цветку порхает

Утомится – отдыхает (бабочка)

2. Смастерили из досок

И надели поясок

И хранит посуда эта

С грядки собранное лето (бочка)

3. Что такое перед нами?

Две оглобли перед вами,

 На глазах по колесу

И сиделка на носу (очки)

4. По полю ходила

Клювиком водила,

След свой оставила

Точечки поставила (ручка)

5.  В избе – изба, 
На избе – труба.
 
Зашумело в избе,
 
Загудело в трубе.
 
Видит пламя народ,
 
 А тушить не идет (печка)

 6. Я прихожу с подарками, блещу огнями яркими, 
 Нарядная, забавная, на Новый год я - главная
 (елочка)

- А теперь проверьте правильность записанных слов.

- Все справились с заданием. Смурфики желают нам счастливого пути!

9. Рефлексия.

- Ребята, с каким новым правилом нас познакомили смурфики?

- Давайте ещё раз повторим это правило (не ставить мягкий знак между -чк-, -чн-, так как буква ч обозначает звук [ч'], а он всегда мягкий).

- А о чём ещё нам поведали наши новые друзья?

- Верны ли были наши предположения, сделанные в начале урока?

- За отличную работу на уроке я бы хотела вам подарить картинки с изображениями смурфиков, которые дома вы сможете раскрасить и ещё раз вспомнить о нашем путешествии.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Согласный звук (ч*). Строчная буква ч. Правописание сочетаний ЧА, ЧУ».

Урок по программе "Школа 2100", интегрированный, с применением деятельностного метода, коллективной и групповой формы работы. ...

Правописание сочетаний чк, чн, щн.2 класс

Обобщить знания о способах обозначения мягкости согласных. Развивать умения правильно писать слова с буквосочетаниями чк, чн, нщ. Учить заменять  сочетание слов одним словом близким по смыслу.Про...

Интегрированный урок по темам"Правописание сочетаний ЖИ-ШИ"и "Звездное небо,заглянем в будущее"

Этот урок проводится для обобщения изученного материала по указанным темам....

Конспект урока русского языка по теме: " Правописание сочетаний ЧК, ЧН"

Урок проведён во 2 классе по программе "Начальная школа 21 века" Тип урока- повторение и закрепление знаний....

Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.

Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...

Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.

Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...

Тема урока: Знакомство с правилом правописания сочетаний -чк-, -чн-

Планируемые результаты:Предметные: научатся различать твёрдые и мягкие согласные звуки, кратко характеризовать звуки русского языка, правильно писать сочетания -чк-. -чн-; получат возможность научитьс...