Значение и польза скороговорок для детей
статья по русскому языку

Быстрова Алла Николаевна

Всем нам еще с детства знакомы скороговорки – короткие фразы либо рифмованные строки, состоящие из слов, которые сложно с ходу правильно выговорить. Именно такие фразы оказываются очень полезными для детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._znachenie_i_polza_skorogovorok_dlya_detey.docx35.69 КБ

Предварительный просмотр:

Значение и польза скороговорок для детей.

Всем нам еще с детства знакомы скороговорки – короткие фразы либо рифмованные строки, состоящие из слов, которые сложно с ходу правильно выговорить. Именно такие фразы оказываются очень полезными для детей. Истории,веселый попугай,песочница

Польза скороговорок:

  • развитие речевого аппарата – он совершенствуется, становится более подвижным; речь будет внятной, четкой и выразительной, слова будут звучать правильно. Дети, которые практикуют скороговорки, вырастают и становятся успешными личностями;
  • обучение медленному произношению – способствует формированию понятной речи, без «съедания» окончаний у слов;
  • осмысление речи – произношение скороговорок учит осмыслению слов, взвешиванию каждого из них, ощущению связи между словосочетаниями, вникание в нюансы смысла и интонации;
  • развитие умения слушать, что пригодится ребенку в школьные годы.

Словом, вклад, который скороговорки вносят в развитие ребенка, переоценить сложно. При этом неважно, в каком возрасте заговорил ребенок – его речь можно корректировать. Причем на каждый проблемный звук есть свои скороговорки. Это только на первый взгляд кажется, что скороговорка – это забавная фраза и ничего более, а на самом деле это нечто большее, чем случайный набор труднопроизносимых слов. Каждая такая скороговорка помогает тренировать определенные навыки у ребенка.

Скороговорки, которые сегодня используются в качестве рабочего материала, изначально служили развлечением – это разновидность народного фольклора. Когда-то давно люди, собираясь вместе, развлекали себя танцами, песнями и прочими забавами, в числе которых было и произношение сложных фраз.

Учиться правильно произносить слова, развивать фонематический слух можно с удовольствием. Скороговорки дают возможность активно и свободно артикулировать, способствуют развитию речевого дыхания, интонации, создают базу к формированию письменной речи. Скороговорки с ритмичным и лаконичным содержанием доступны для детского восприятия. В текстах скороговорок часто используются имена людей: Даёт Катеринке картинки Каринка. Картинки в корзинку кладёт Катеринка; большая часть скороговорок рассказывает о животных, птицах или насекомых: Мама-мышка для мышат притащила лягушат; веселые по содержанию скороговорки способны создать у ребенка определенное настроение и пробудить желание ее выучить: Юлька-Юленька-юла, Юлька юркая была, усидеть на месте Юлька ни минуты не могла.

Таким образом, скороговорка расширяет кругозор ребенка, развивает у него образное мышление, вызывает положительные эмоции.

Правила обучения в игровой форме:

1. Сначала медленно прочитайте скороговорку ребенку. Не спешите произносить ее в первый раз быстро – пусть она напротив звучит медленно и четко, пусть слова разбиваются на слоги. На этом этапе нужно правильно выучить скороговорку. Все звуки должны произноситься правильно, любую оплошность ребенка тут же исправляйте. Пусть этот процесс будет не столь быстрым – вам важно добиться нужного результата, чтобы идти дальше. Ребенок должен знать текст и правильно его произнести.

2. Побеседуйте о её содержании, интонации.

3. Помогите найти слова с похожим звучанием. Можно поработать с текстом, выделяя цветным карандашом одинаковые буквы, подчеркнуть похожие слова.

4. Медленно, несколько раз вместе с ребенком проговорите скороговорку. Короткие скороговорки постарайтесь произносить на одном дыхании.

5. Дальше звука, просто шевеля губами. Так задействуется артикуляционный аппарат.

6. После этого звук прибавляется до шепота. Тихо говорить или шипеть нельзя. Ребенок должен прошептать вам всю скороговорку целиком. Теперь можно произнести ее вслух в медленном темпе – следите, чтобы не допустить ошибок. Произносите фразу или стишок с разной интонацией и настроением, меняйте голоса – устройте мини-театр.

7. Если ребенок уже запомнил скороговорку, попросите его произнести её сначала шепотом, потом громче, постепенно ускоряя темп.

8. Предложите посоревноваться в безошибочном произнесении. Нужно сделать это не только быстро, но и не допустив ошибок. Пусть ребенок повторит фразу или стишок трижды..  

9. Поскольку текст скороговорки предполагает определенный ритм, можно подключить двигательные упражнения (простукивания, взмахи рукой, шаги).

Игровая форма занятий поможет детям не только принять и полюбить такое замечательное речевое упражнение, как скороговорка, но и научиться правильному и четкому произнесению звуков и слов русского языка. Знание большого количества скороговорок расширит представление обучающихся о русском языке, его истории, культуре и национальных традициях.Хочу такой сайт

Источники:

  1. Куликовская, Т. А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции / Т.А. Куликовская. — М.: ГНОМ и Д, 2010. — 48с.
  2. Лаптева, Е.В. 1000 русских скороговорок для развития речи / Е.В. Лаптева – М.: АСТ, 2018. – 224с.: ил.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение звукоусиливающей аппаратуры в интеграции детей с недостатками слуха в макросоциум

Использование звукоусиливающей аппаратуры в школе для глухих детей....

" Методы и приёмы раскрытия значения слов в процессе обучения детей с ОВЗ по слуху"

методы и приёмы раскрытия значения слов в процессе обучения детей...

Выступление на ШМО " Значение режима дня в воспитании детей с ОВЗ".

Режим дня- это чёткий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование различных видов деятельности....

Статья по технологии "Польза оригами для детей"

Что же такое оригами? Для чего оно нужно детям? Какую пользу приносит оригами? Как работать с детьми в технике оригами? На эти и другие вопросы можно найти ответы в данной статье....

Значение развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с ОВЗ для успешного процесса обучения.

Значение развития мелкой моторики  у детей младшего школьного возраста с ОВЗ для успешного процесса обучения....

Значение творчества для личностного становления детей

Значение творчества для личностного становления детей...

Польза "Оригами" для детей начальной школы.

Техника "Оригами",  на уроках технологии в начальной школе. Ее польза для развития детей....