"Неопределенная форма глагола"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Сокурова Лаура Александровна

Конспект урока по русскому языку по учебнику Т. Г. Рамзаевой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx35.67 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока «Неопределённая форма глагола»

Предмет

Русский язык

Класс

4

Тип урока

Урок получения новых знаний.

Цель урока

Задачи урока

Познакомить с особенностями глаголов неопределённой формы.

Обучающие:

  • Познакомить с понятием неопределённая форма глагола;

познакомить с вопросами, на которые отвечают глаголы неопределённой формы; познакомить с суффиксами, которые указывают на неопределённую форму глагола.

Развивающие:

  • Развивать критическое мышление учащихся;

развивать умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы;

развивать умение обобщать полученные данные и делать выводы;

обогащать устную и письменную речь учащихся.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к языку и слову;

воспитывать чувства товарищества и взаимопонимания.

Технологии, методы, приёмы

Метод решения учебных задач

Основные понятия, термины

Начальная форма глагола, инфинитив

Планируемый результат

Предметный

Учебно- языковые умения

Находить глаголы в неопределённой форме;

образовывать начальную форму глагола;

выполнять морфемный разбор глагола в неопределённой форме.

Речевые умения

Умение строить высказывания в научном стиле

Личностный

Осознавать границу знания/незнания, стремиться преодолеть этот разрыв.

Метапредметные

регулятивные

  • Принимать и осознавать учебную задачу;
  • осуществлять

контроль и оценку выполняемых действий;

  • работать

по предложенному плану;

  • совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности и деятельности других;

Познавательные

  • Осуществлять анализ с выделением существенных признаков;
  • делать умозаключения и выводы;
  • формулировать учебную задачу; проводить анализ
  • с выделением существенных признаков; делать

умозаключения и выводы; моделировать открытые свойства;

Коммуникативные

  • Договариваться при совместном решении задач;
  • Понятно, правильно и доказательно строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
  • слушатьипониматьречьдругих; уметь
  • сдостаточнойполнотойиточностьювыражатьсвоимысли;
  • владетьдиалогическойформойречи

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная, в парах,

групповая,

индивидуальная

Т. Г.  Рамзаева Русский язык 4 класс, часть 2

Технология обучения

Этапы урока

Оформление доски

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный

этап

1. Минутка чистописания:

II. Актуализация знаний о глаголе

2.Создание

ситуации

успеха. 

Игра«Учитель-ученик».

 

 

3.Постановка учебной задачи

 Создание проблемной ситуации.

4. Осознание

учебной

задачи, ее

решение

III. Изучение нового материала

5.  Моделирование,

продолжение

поиска

в решении

учебной

задачи

6. Беседа об экологии

7.Физкультминутка

Игра«Кто самый внимательный».

IV. Первичное закрепление

Работа в парах.

V. Закрепление изученного

8.Работа с карточками.

Игра«Добавь словечко».

7. Работа в группах

Синквейн

VI. Итог урока

VII. Рефлексия

VIII. Домашнее задание

Двенадцатое марта

Классная работа

тьтичь

Тема: Неопределённая форма глагола.

(берегу-беречь)

На соревнованиях по боксу Марк должен победить сильных соперников.

Морфологический разбор слова:

победит

Приветствует уч-ся

Послушаем стихотворение М.Ф.Тютчева «Зима недаром злится» и послушаем музыку Чайковского «Времена года. Весна». Надеюсь, что мы сделаем наш урок интересным.

 Открываем тетради, записываем число.

Запишем сочетания букв

Мы встретимся с ними на нашем уроке и узнаем о них больше.

Словарь:город, корабль, картина, богатырь, восток, столица.

Читаем ключевое слово

Глагол  – это...

Глагол обозначает…

Глагол отвечает на вопросы….

В предложении глагол является…

 Как изменяются глаголы?

Какую особенность имеют глаголы прошедшего времени?

-А хотели бы вы, еще больше знать о глаголе?

- Для урока я приготовила пословицы, прочитайте их, объясните. Выберите пословицу, которую вы хотите сделать девизом урока и запишите её  в тетрадь, соблюдая все законы каллиграфии.

Мы будем много знать, если мало будем спать.

 Сделали дело – гуляем смело!

 Учить - ум точить.

Золото добывают из земли, а знания – из книги.

Прочитайте свои девизы. Я вижу, вы серьёзно настроены на урок.

- Выпишите из всех пословиц глаголы. Укажите форму времени

- Что  у вас получилось?

-На какие вопросы отвечают?

- Какая проблема возникла перед нами?

- Что сегодня мы будем исследовать?

- А как бы вы назвали форму глагола, у которого нельзя определить время и число?

-Сформулируйте тему нашего урока.

-Какие цели перед собой поставим?

-Ваши предположения…
-Кто уже догадался, что мы будем исследовать на уроке?

А где мы можем узнать о новой форме глагола?

Проверим себя по учебнику. Прочитайте правило на стр. 69 и отметьте значками:

\/ - известная информация;

+- новая информация;

- - мы ответили неверно;

? – осталось непонятным;

 - По-другому можно назвать неопределённую форму глагола - начальная форма или инфинитив.

-Почему неопределённую форму глагола так назвали?

-На какие вопросы отвечает?

-Особенности неопределённой формы глагола.

- Для этого обратимся к исследовательской карточке, которая у каждого из вас есть.

- Результаты нашего исследования будем записывать в исследовательскую карточку, которая станет для вас памяткой.

Итак, первое открытие. Заполняем первую строку.

- Для дальнейшего исследования я предлагаю вам списать текст. Глаголы, записанные в скобках, поставьте в неопределённую форму.

        Красива и богата Россия. Её надо (берегу). Нужно (охраняла) леса, поля и луга, (защищают) моря, реки и озёра от загрязнения. (Озеленяем) улицы городов и сёл. И тогда наша  родина будет (радую) нас своей красотою.

Рассмотрите внимательно глаголы неопределённой формы.

- Какая у них особенность?

- Можно определить время, число?

Подчеркните эти буквосочетания.  

- Как вы думаете,  какой частью слова они являются?

Я зачитываю слова, среди которых есть разные части речи.
Ходить, ходит, кость, косит, косить, кровать, нести, носят, носить, скатерть, стричь, плести, кости,  грусть, медь, стеречь, лошадь.

– Выяснить, на какие вопросы отвечают глаголы неопределённой формы.

Задайте вопросы к глаголам. Упр. 414

- Запишите глаголы в 2 столбика. От чего это будет зависеть?

-Что мы выяснили?

 - Какие суффиксы имеют?

Запишем это в исследовательскую карточку.

– А все ли мы узнали о глаголах неопределенной формы?

– Послушайте, какойразговор состоялся между 2-мя мальчиками-спортсменами:Юра и Роман
– В этом году на соревнованиях республики я обязательно победю … нет побежу….а может побежду– замялся Роман.
– Эх ты, еще не знаешь, как сказать, а хочешь победить,– засмеялся Юра.
– А как же правильно сказать? Подумайте.  

Попробуйте изменить глагол “победить” по лицам.

Глагол “победить” в 1-м лице не употребляется. Действительно, в русском языке некоторые глаголы в 1-м лице не могут употребляться. Однако ситуация не безвыходная. Можно сказать: одержу победу, стану победителем, смогу победить (глагольное словосочетание)

Составьте предложение устно с этим словом.

 Разобрать по членам предложения

К списку аналогичных глаголов относятся также: убедить, дерзить, лебезить, бороздить, пылесосить, голосить, шелестеть.

-Давайте будем работать на уроках так, чтобы все смогли справиться с заданиями и одержать победу.

На партах карточки трех цветов в

соответствии с уровнем знаний

учащихся.

  1. к глаголам подобрать

противоположные по смыслу

глаголы;

  1. к глаголам подобрать

однокоренные глаголы;

  1. поставить глаголы в

неопределенную форму;

Я читаю строки из стихотворения, вы правильно должны добавить слово. А какое оно должно быть?
В школу чтоб не опоздать
Надо нам пораньше ...

Чтобы чистыми нам быть

Руки и лицо …  

Чтобы на каток пойти
Надо нам коньки ...

Посадила мама
в печь
Пироги с капустой …

- Мы получили много новых знаний, теперь пришло время их закрепить.

 Я предлагаю вам поработать в группах.

Составить к слову «работа».

Какие открытия мы сделали  на уроке?

На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?

Как еще называют глаголы неопределенной формы?

Почему эти глаголы так названы?

Какую особенность имеет инфинитив?

Сегодня на уроке

Я узнал(а)…

Я повторил(а)…

Было трудно…

Меня удивило…

Было интересно…

Теперь я умею…

с.69-правило,  упр.   416

-Благодарю всех за работу на уроке и желаю всем дальнейших успехов!

Приветствуют учителя.

Читает ученик

 Проверка готовности к

уроку.

Слова в кроссворде

ГЛАГОЛ

Ученик  задает вопросы по теме

 «Глагол», остальные отвечают.

По временам и числам

В единственном числе они

изменяются по родам

Выбирают и записывают

пословицу.

Читают  пословицы-девизы.

Выписывают глаголы

будем знать, будем спать, учить, точить,  сделали, гуляем, добывают

Глаголы, у которых нельзя

определить время и число.

Будем исследовать неизвестную

 форму глагола

Мы будем исследовать

неизвестную

 нам форму глагола, узнаем,

чем они отличаются от других

 глаголов.

Читают правило

Отвечают на вопросы

Исследовательская карточка

Неопределённая     форма   глагола

(начальная   форма   глагола,  инфинитив)

1.Почему так называется?

2. Глаголы неопределённой формы отвечают на вопросы:

3.Глаголы неопределённой формы имеют суффиксы:

Анализ текста.

 Объяснение позиции выбора.

тьтичь

Взаимопроверка

Работа с учебником и в

 тетради

 Отвечают на вопросы:

 что делать?

что сделать?)

Заполняют   исследовательскую

карточку

Ученик выбирает

 карточку, выполняет задание.

Глагол в неопределённой форме

встать

помыть

найти

печь.

Что делать? Что сделать?

Инфинитив

Не указывают на время и число

Суффиксы ть, ти


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образование временных форм от неопределенной формы глагола.

конспект урока для 4 кл. авт.Зеленина, в соответствии с ФГОС...

урок русского языка в 3 классе "Образование форм времени от неопределенной формы глагола"

Урок русского языка в 3 классе, образовательная система "Школа 2100"...

Тест по теме "Глагол" ( общее понятие , времена глагола, неопределенная форма глагола)

Тест по теме "Глагол" ( общее понятие , времена глагола, неопределенная форма глагола)...

Технологическая карта урока русского языка Тема: «Формы глагола. Неопределенная форма глагола.».

Цели деятельности учителя: познакомить детей  с изменением глаголов прошедшего времени единственного числа по родам. Планируемые результаты:Предметные: развивать умения самостоятельно формир...