Русский язык, з класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Петрашкевич Ирина Валерьевна

Технолигоческая карта урока по русскомц языку 3 класс, "Школа России", тема :"Составление текста по сюжетным картинкам"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostavlenie_teksta_po_syuzhetnym_risunkam.docx245.53 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 22. 04. 2021

Школа: ОЦ №5

Класс: 3-1

ФИО студента: Андрюшина А. Д.

ФИО учителя: Петрашкевич И. В.

ФИО руководителя практики: Солопова Т. В.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема: «Составление текста по сюжетным рисункам»

Цели деятельности учителя: формирование умения составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок, развитие объёма слухо-речевой памяти, внимания, лексического анализа слов.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знать разнообразные языковые средства,
  • Уметь определять и раскрывать тему текста,
  • Уметь составлять связное высказывание,
  • Уметь использовать разнообразные языковые средства.

Личностные:

  • Осознавать свои трудности и стремится к их преодолению;
  • Проводить самооценку своей деятельности;
  • Устанавливать связь между целью учебной деятельностью и её мотивом.

Тип урока: «Открытие» нового знания

Оборудование: УМК Школа России – учебник В.П.Канакина, В.Г.Горецкий 3 кл., 2 часть,    презентация,  раздаточный материал

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Самоопределение к деятельности

1 мин.

- Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку? Тогда вперед!

Тихо сядут девочки и ещё тише сядут мальчики.

Приветствуют учителя.

Настраиваются на урок.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Л: самоопределение.

Актуализация знаний

Наглядный:

наблюдения учащихся

Словесный:

рассказ

3 мин.

- Ребята, обратите внимание. Что здесь не так?

- Все картинки перемешал, давайте составим картинки в правильном порядке. - Я вам рассказываю рассказ, а вы мне говорите последовательность картинок.

Стас и собака Сойка гуляли по аллее парка.

Сойка увидела яркий цветок и побежала его нюхать.

Собака носом коснулась цветка и он закачался. Из цветка вылетела маленькая пчёлка. Она собирала сладкий нектар. Пчелка разозлилась и укусила собаку за нос.

У собаки распух нос, из глаз потекли слезы. Сойка опустила хвост.

Стас забеспокоился. Он достал из сумки пластырь и заклеил им собаке нос.

Боль успокоилась. Собака лизнула Стаса в щёку и завиляла хвостом. Друзья поспешили домой.

- Молодцы!

https://pp.userapi.com/c850128/v850128353/fcef8/fM4F2Ry-EUo.jpg

Составляют в правильном порядке картинки.

П: структурирование знаний.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

К: взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме; слушать собеседника; строить понятные для собеседника высказывания. Р:контролируют правильность ответов уч-ся; дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания.

Постановка учебной задачи

Наглядный:

Иллюстрация

Словесный:

учебный диалог

5 мин.

- Посмотрите на доску ещё раз.

https://pp.userapi.com/c850628/v850628268/e182f/d-0rbzQPGNY.jpg

- Вы видите картинки. Как вы думаете, какое задание мы будем сегодня выполнять?

- Совершенно верно, мы будем описывать картинки

- Предположите, какую тему мы с вами сегодня будем изучать?

- Совершенно верно, тема нашего урока: «Составление рассказа по серии сюжетных картин»

- Чему вы научитесь?

- А какие цели мы поставим перед собой на этот урок?

- Верно. Нашей целью будет: научиться составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок.

- Сначала давайте определим план  работы.

- Для чего нужен нам план работы?

- Прочитайте памятку на слайде

- Памятка

1. Рассмотрю картинки. Выделю события, которые буду описывать. Озаглавлю текст.

2. Определю части, озаглавлю.

3. Продумаю содержание каждой части.

4. Подберу слова, чтобы описание было точным и ярким.

5. Обращаю внимание на структуру и оформление предложений.

6. Напишу рассказ, проверю.

- Рассмотрите картинки. О чём же будет наш рассказ?

- Верно. Какой общей темой можно их объединить?

 - Давайте подберём заголовок. Что в нём должно быть отражено?

- Как можно озаглавить рассказ?

- Хорошо

- А какие заголовки отражают тему?

- Совершенно верно. Назовём наш рассказ «Зонтик»

- Ребята, а какого типа будет наш текст: повествование или описание?

- А почему?

Составлять по картинкам рассказ

- Тема нашего урока: «Составление рассказа по серии сюжетных картин»

- Мы научимся составлять рассказ по картинкам

- Цель урока - научиться составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок.

Слушают учителя

- План работы отражает нашу работу

Читают памятку на слайде

- Наш рассказ будет о девочке, у которой улетел зонтик

- На всех картинках изображён зонтик

- В заголовке должна быть отражена тема и основная мысль

Варианты детей: «Гроза», «Зонтик», «Злые вороны»

- Название «Зонтик»

- Наш  текст будет типа повествование, потому что у него будет сюжет и мы будем составлять рассказ по картинкам, а не описывать их

Р: целеполагание.

Р:планирование.

«Открытие» детьми  нового знания

Наглядный:

иллюстрация

Наглядный:

Наблюдения учащихся.

 8мин.

Составление плана.

Что поможет нам представить весь текст полностью и вспомнить все главные моменты при его описании?

- Совершенно верно

- Скажите, что подсказывают нам картинки, какую роль они могут выполнять?

- Рассмотрите первую картинку. Скажите, что на ней происходит?

- Как озаглавим эту часть?

- Ребята, а как мы напишем слово гроза? Докажите

 

На доске появляется заголовок части

 - Рассмотрите второй рисунок. Как дальше развивались события?

- Как напишем слово «порыв»? Докажите

 - Скажите, что почувствовала девочка?

 - Теперь озаглавим эту часть, чтобы выделить главное.

На доске появляется заголовок части 

- Что случилось дальше?

- Как напишем слово «ворона»? Почему?

- Хорошо

 Озаглавьте эту часть.

На доске появляется заголовок части 

- И что же изображено на четвёртой картинке?

- Как мы озаглавим эту часть?

- Как напишем слово «гнездо»? Почему?

- Молодцы, ребята!

Составляют план вместе с учителем

- План рассказа

- Роль плана могут выполнять картинки – серии картинок

- Девочка гуляла и налетела гроза. Она укрылась от дождя под зонтом

- Озаглавим «Внезапная гроза»

- Напишем грОза, проверочное слово грОзы

- Сильный порыв ветра вырвал зонтик из рук девочки

- Напишу пОрыВ, приставка по и пров.слово порыВы

- Девочка была огорчена, она пыталась поймать свой зонтик

- Озаглавим «Сильный ветер»

- Зонтик отнесло к деревьям, где его подхватила ворона.

- Напишем «вОрОна», проверочные слова «вОроны» и «ворОны».

- Озаглавим «Ворона и зонт»

- Птицы положили зонтик на ветки дерева и устроили в нём гнездо. Спустя некоторое время новое жилище наполнилось пищащими птенцами.

- Озаглавим «Новое гнездо»

- Напишем гнЕздо, проверочное слово гнЁзда.

П: поиск и выделение необходимой информации.

П: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

К: взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме; слушать собеседника; строить понятные для собеседника высказывания. Р:контролируют правильность ответов уч-ся; дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания.

Динамическая пауза

1 мин.

Влево, вправо повернитесь, на соседа оглянитесь.

Чтобы стать ещё шустрее, мы слегка покрутим шеей.

Раз и два, раз и два, закружилась голова.

Приседания у нас, приседает целый класс.

Напоследок, всем известно, как всегда, - ходьба на месте.

От разминки польза есть? Что ж, пора за парты сесть.

Выполнять упражнения

Р: эмоциональный настрой.

Первичное закрепление

Практический:

учебно-производственный труд

словесный:

разъяснения

5 мин.

- Для чего нам нужен план?

 - Посмотрите на доску, что у нас получилось?

                                       План

1. Внезапная гроза

2. Сильный ветер

3. Ворона и зонт

4. Новое гнездо

- Сколько у нас получилось частей по плану?

 - Как отделить одну часть от другой?

- Молодцы.

- Нам нужен план для того, чтобы вспомнить главные моменты сочинения, чтобы события излагать по порядку.

Прочитывают план

- У нас получилось четыре части

- Писать с красной строки

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. К: аргументировать своё мнение.

Р: прогнозирование.

Р: коррекция.

Р:контролируют правильность ответов уч-ся; дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический-выполнение задания

7 мин.

- Ребята, а кто попробует сейчас повторить нам рассказ полностью?

- А все остальные внимательно слушают и запоминают, чтобы потом было проще написать рассказ.

Запись текста.    

- Напишите, пожалуйста,  название нашего с вами рассказа.

- А теперь готовимся к записи. Ещё раз рассматриваем картинки и приступаем к работе.

 - Проверьте грамотность написанного текста.

Повторяют рассказ

Слушают учителя

«Зонтик»

      Девочка гуляла во дворе.  Началась  гроза.  Девочка укрылась от дождя под зонтом.

      Вдруг сильный порыв ветра вырвал зонтик у неё из рук. Зонтик отнесло к деревьям.

      Там его подхватила ворона. Птицы положили зонтик на ветки дерева и устроили в нём гнездо.

      Через некоторое время новое жилище наполнилось птенцами.

П: структурирование знаний

П: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Включение в систему знаний

Словесный:рассказ

2 мин.

- Закончили работу. Сейчас мне бы очень хотелось, чтобы некоторые зачитали свои рассказы.

- Кто желает? (2-3 человека заслушиваются).

После прослушивания сочинения следует анализ по плану: первый анализ осуществляется совместно с детьми, затем лишь учитывается анализ детей. 

- Давайте проанализируем с вами рассказ вашего товарища по критериям:

- Соответствие плану.

- Грамотность речи.

- Наличие фактических ошибок.

Вы все большие молодцы!

Заканчивают работу

Слушают учителя

Зачитывают получившиеся рассказы

Анализируют ответы одноклассников

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями  коммуникации.

К: аргументировать своё мнение.

П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Рефлексия деятельности

Словесный-беседа

2 мин.

- А теперь подведём итоги.

- Над какой темой мы с вами сегодня работали?

- Какую цель мы ставили на урок?

- Достигли ли мы поставленных целей?

-  Было ли сложно? Почему?

- Получился ли рассказ «Зонтик»?

- Что помогло вам составить рассказ?

–  Ребята, перед вами фразы, которые вам необходимо дополнить.

  • Сегодня я узнал…
  • Было трудно…
  • Я понял, что…
  • Я научился…
  • Я смог…
  • Было интересно узнать, что…

– Какое настроение у вас в конце урока?

– Я рада, что в классе сегодня царила рабочая атмосфера, вы были активны и усидчивы.

- Мы работали над темой: «Составление рассказа по серии сюжетных картин»

- Цель урока - научиться составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок.

- Да, получился

- Картинки помогли нам составить рассказ

Дополняют фразы

Слушают учителя

Отвечают на вопрос

П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Р: оценка-выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить; оценка результатов работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.

Тема: «Текст и его признаки».     Цель:·  Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...

Урок русского языка с использованием ИКТ в образовательном процессе младших классов. Тема "Доброта" русский язык 4 класс

Цель урока- вовлечение каждого ученика в активный познавательный поцесс. На уроке применяется мультимедийный проектор, компьютер, материалы презентации детского проекта. Комбинированный, интегрированн...

Календарно-тематическое планирование "Русский язык. 1 класс". Рамзаева Т.Г. Русский язык. 1 класс.

Календарно-тематическое планирование "Русский язык. 1 класс". Рамзаева Т.Г. Русский язык. 1 класс....

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

Тест по русскому языку 2 класс. Контрольные тесты по русскому языку и математике 4 класс Планета Знаний. Презентация "Знакомство с многоугольниками 1 класс Планета знаний.

2 класс. Безударные гласные гласные в корне.Деформированная фраза.Морфемный разбор слов. 4 класс - 1 полугодие Планета Знаний.1 класс "Знакомство с многоугольниками"...