"Как научить ребёнка подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной и парной согласной на начальном этапе образования"
статья по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)

Кисточкина Елена Михайловна

Одно из самых сложных заданий для детей является подбор проверочных слов. Эта статья адресована всем, кто хочет помочь ребёнку научиться подбирать проверочные слова. Мы рассмотрим проверяемые слова с безударными гласными и парными согласными, а также 4 способа подбора проверочных слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_2022_proverochnye_slova.doc20 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему:

"Как научить ребёнка подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной и парной согласной"

        Многие педагоги и родители сталкивались с проблемой обучения подбору проверочных слов. Часто из-за недостаточного развития речи и словарного запаса детям трудно освоить эту практику. У первоклассников, например, ещё отсутствует само понятие однокоренное слово, поэтому на начальном этапе обучающимся сложно узнавать в видоизменённых словах корни. Эта статья посвящена педагогам и родителям для облегчения обучения детей подбору проверочных слов на начальном этапе.

        На первом году обучения, после добукварного периода,  вводится такое понятие, как безударная гласная и парная согласная. Также обучающимся предлагают познакомиться с понятиями «Проверочное слово» и «Проверяемое слово» (по программе Школа России). Морфемы, по Школе России, начинают изучать со 2 класса. Но как помочь ученику подобрать проверочное слово, если они ещё не знакомы с морфемами и затрудняются разглядеть в словах общую часть (корень)?

        Обучающимся предлагают развивать навык на простых словах. Чаще всего это имена существительные.

Разберем пример со словами с безударной гласной. Нам нужно подобрать проверочное слово к слову моря́ (мн. ч.). Обращаем внимание на безударную гласную в слове. На данном этапе можно заострить внимание детей на числе, в котором дано проверяемое слово. Предложить обучающимся изменить форму слова так, чтобы из мн. ч. слово преобразовалось в ед. ч. Тогда у нас получится слово мо́ре. Далее рассматриваем куда «переехало» ударение. Анализируем и записываем верное написание слова.

Теперь проделаем ту же операцию, но со словом с парной согласной. Например, слово гриб. Обратить внимание учеников, что последний звук в этом слове слышится как [п]. Но как же узнать что же нам писать? И снова на помощь нам приходит число. Обращаем внимание детей на то, что слово гриб в ед. ч. Тогда, чтобы проверить, нам нужно изменить форму слова таким образом, чтобы оно преобразовалось во мн. ч. Получается грибы. Теперь мы отчётливо слышим звук [б], а значит смело напишем букву б.

Из выше изложенного можно сделать вывод о том, что одним из способов подбора проверочных слов является изменение числа у слова. При этом нужно помнить, что само понятие единственного и множественного числа не вводится на первом году обучения. Достаточно применять «Один-много».

Переходим к следующему способу. Иногда можно встретить такие слова, которые не проверить, изменяя число. Эти слова можно встретить нечасто. Например, слово дрова́. Обращаем внимание на то, что в первом слоге мы слышим [а]. Попробовав изменить число, мы поняли, что этот способ с этим словом не работает. Тогда можно предложить подставить к слову дрова слово «нет». Мы получим (нет) дро́в. В данной комбинации мы уже чётко слышим гласную, которую необходимо написать.

Стоит уделить внимание следующим двум способам. С данными способами можно познакомиться на первом году обучения, но широко применять их дети смогут лишь к концу второго класса.

Третий способ заключается в том, чтобы из проверяемого слова получилось слово в уменьшительно-ласкательной форме. Например, слово зуб, слышим [п]. Можно преобразовать в слово зу́бик или зубо́к. Таким образом мы чётко расслышали какую букву писать в конце слова.

Для использования четвёртого способа необходимы знания из области морфологии и морфемики. Суть заключается в изменении части речи, выделив при этом общую часть (корень) и значение проверяемого и проверочного слова. Например, слово бежа́ть. Написание этого слова можно проверить изменив его часть речи: бежа́ть – бег. При этом нужно выделить общую часть и определить лексическое значение. В слове бежать корень -беж-. Значение – вид передвижения, поспешно уходить, убегать. В слове бег корень -бег-. Значение схожее с проверяемым словом, а значит это слово можно использовать для проверки.

Важно не допустить ошибки в подборе проверочных слов. Если корень такой же, но значение разное, то такое слово брать в качестве проверочного нельзя. Например, слово води́ть (в детской игре) и слово во́ды (как вода́, ре́ки). И там и там корень –вод-, но лексическое значение разное. А значит использовать слово во́ды нельзя. Меняем часть речи, получаем во́да (человек водящий в игре). Данное слово имеет и один корень, и схожее значение.

Таким образом мы видим, что можно выделить четыре способа для помощи в подборе проверочных слов:

1. Преобразовать слова в единственное  и множественное число;

2. Подставить слово «нет»;

3. Преобразовать слова в уменьшительно – ласкательную форму;

4. Изменить часть речи, выделяя общую часть в однокоренных словах.

Это совсем не предполагает строгое использование только этих способов в конкретных случаях. Напротив, обучающимся необходимо предлагать использовать разные способы, отслеживая при этом перемещение ударения и правописания слов.  Также интересно понаблюдать, что некоторые слова можно проверить несколькими способами, а некоторые только одним. Необходимо учить не зацикливаться на одном способе.

Пользуясь этой «подсказкой», можно легко научить ребёнка подбирать проверочные слова. Когда дети опираются на определённый алгоритм, им намного легче применять знания и практиковать полученный навык.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова.

Как образуются слова? Откуда пришли к нам в язык те или иные слова и выражения, какое имеют лексическое значение?...

Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова

Презентация по теме: "Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова"...

Тема: Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова. Обобщение правил о правописании корня Урок повторение изученных орфограмм в корне слова 2 класс

Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова. Обобщение правил о правописании корняУрок повторение изученных орфограмм в корне слова 2 класс Цель:·...

Проверочная работа по теме: "Безударный гласный и парный согласный в корне слова"

Ф. И. _____________________________________________________________________ 1.      Допиши высказывание:     Чтобы проверить парный согласный в корне ...

Проверочная работа по теме «Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова»

Русский язык. 2 класс. УМК "Школа России". Цели: проверить навыки правописания гласных после шипящих, безударных гласных, звонких и глухих согласных, разделительного мягкого знака, большой б...

Проверочная работа по теме «Правописание безударных гласных и парных звонких и глухих согласных в корне слова» 2 класс

Проверочная работа  по теме «Правописание безударных гласных и парных звонких и глухих согласных в корне слова» 2 классЗамени подчёркнутый звонкий согласный парным глухим. Запиши слов...

Проверочная работа по русскому языку во 2 классе "Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова"

В проверочной работе представлены с учетом характера ошибок, которые могут допустить обучающиеся и с указанием, какие познавательные и регулятивные действия обучающихся будут оцениваться и как будет о...