Занятие для 1 класса "Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком"
план-конспект урока по логопедии (1 класс)

Копыл Елена Константиновна

                   

На уроке обучающиеся отработают умение различать на слух и зрительно слова с мягким согласным звуком на конце и в середине слова. Также в урок включена коррекционная работа  над образованием от существительных с -ль на конце слова прилагательных  с -ль в середине слова. На уроке учащиеся будут работать над развитием внимания, умения работать по алгоритму, совершенствовать навык анализа и синтеза предложений.

            Урок состоит из  7 этапов:  организационный момент, актуализация знаний, самоопределение к деятельности, изучение нового материала,  закрепление изученного материала, осмысление, рефлекия. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_1_klass.docx19.81 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока
ОБОЗНАЧЕНИЕ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ МЯГКИМ ЗНАКОМ.

Цели деятельности учителя

Развивать умение различать на слух и зрительно слова с мягким согласным звуком на конце и в середине слова перед другим согласным; развивать умение обозначать мягкость согласного на конце слова мягким знаком; закреплять умение устанавливать последовательность предложений в тексте; подбирать к тексту заголовок; обогащать лексику детей словами – названиями качеств и свойств человека

Коррекционные задачи

Образование от существительных с -ль на конце слова прилагательных с –ль в середине слова.

Развивать внимание, умение работать по алгоритму.

Совершенствовать  навык анализа и синтеза предложений.

Тип урока

Решение частных задач

Планируемые
образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):

научатся: соотносить количество звуков и букв в словах с мягким знаком; объяснять причины расхождения количества звуков и букв в этих словах; подбирать примеры слов с мягким знаком; обозначать мягкость согласного звука мягким знаком в конце слова и в середине слова перед согласным;

получат возможность научиться: осознавать (на основе текста) нравственные нормы; понимать важность таких качеств человека, как взаимовыручка, взаимопомощь; оценивать результаты своего труда.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность):

познавательные – оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами;

коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться учебником;

регулятивные – овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление ее выполнять.

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный, групповая, фронтальная, индивидуальная

Образовательные ресурсы

 Учебник, индивидуальные карточки,  рабочая тетрадь на печатной основе.

                                                                          Организация структуры урока.

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность

учителя

Деятельность обучающихся

Формы

взаимодействия

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

I. Организационный момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала

Проверяет готовность обучающихся к уроку, озвучивает тему и цель урока, создает эмоциональный настрой на изучение нового материала

Слушают и обсуждают тему урока

Фронтальная

Устный опрос

II. Актуализация знаний

Отгадай загадки.

Разделить слова, для переноса. Повторить как переносятся слова с мягким знаком.

Приложение 1

Загадывает загадки. Контролирует выполнение.

Выполняют задания, отвечают на вопросы

Фронтальная,

Индивидуальная.

Устный ответ.

111.Самоопределение к деятельности.

На доске записаны слова. Вставить мягкий знак, записать слова.

Сформулировать тему занятия.

Приложение2

Читает задание, объясняет, контролирует выполнение.

Выполняют задания, отвечают на вопросы

Фронтальная,

индивидуальная

Устный ответ.

IV. Изучение

нового материала

Коррекционная часть урока:

Образование от существительных с -ль на конце слова прилагательных с –ль в середине слова

Приложение 3

Коррекц.задача: Развивать внимание, умение работать по алгоритму.

Читает задание, объясняет, контролирует выполнение.

Выполняют упражнение, отвечают на вопросы

.

Индивидуальная,

фронтальная

Устный ответ.

Проверка карточек.

Физкультминутка

Приложение 4

Проводит физкультминутку.

Выполняют упражнения.

Фронтальная.

V.Закрепление изученного материала.

Р/р. Выполнить

упр. 10, с. 91

Коррекционная задача:

Совершенствовать  навык анализа и синтеза предложений.

Формулирует задание, обеспечивает мотивацию его выполнения, осуществляет индивидуальный контроль

Выполняют упражнение

Фронтальная,

Устные ответы.

Проверка тетрадей

VI. Осмысление и закрепление

Выполнить задание 6, с. 47 в рабочей тетради

Формулирует задание, создает эмоциональный контроль, обеспечивает мотивацию выполнения

Выполняют задание в рабочей тетради

Фронтальная, индивидуальная.

Проверка тетрадей.

VLL. Итоги урока. Рефлексия

Обобщить полученные на уроке сведения

Проводит беседу по вопросам:

– Что нам показывает мягкий знак? Где нам могут пригодиться знания о мягком языке

Отвечают на вопросы

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Фронтальная

Оценивание обучающихся

за работу на уроке

Приложение 1.

Загадки 

Вот наряд для дочек — Беленький цветочек, Здесь карман, воротничок. Юбка — солнцем, поясок. Глажу я сама наряд. — Ай да дочка! — говорят, — Быстро одевается, В гости собирается. Ответ: Платье

Электронная машина, Знает все о целом мире, Все ответы на вопросы очень быстро может дать. Помогает всегда людям, Называется *. Ответ. Компьютер. 

Внутри он - холодный-холодный, его открывает голодный. Посмотри-ка, что за дом: даже летом стужа в нём! Ответ. Холодильник

 Ног нет, а хожу, Рта нет, а скажу, Когда спать, Когда вставать, Когда работу начинать…Ответ. Будильник.

Разделите слова для переноса.

Как переносятся слова с мягким знаком?

Приложение 2.

На доске записаны слова: пыл___, ел___, пол__ка, вет___ка.

В какие слова можно поставить мягкий знак, чтобы получилось новое слово?

Запишите слова, которые получились.

Предположите, о чём сегодня пойдет речь на уроке (О словах с мягким знаком)

Приложение 3

Коррекционная часть урока:

Образование от существительных с -ль на конце слова прилагательных с –ль в середине слова.

На карточках записаны слова, отвечающие на вопрос ЧТО?, изменить слова так, чтобы отвечали на вопрос КАКОЙ?

Определить функцию мягкого знака в каждом слове.

Что?

Какой?

уголь

угольный

мебель

мебельный

картофель

картофельный

автомобиль

автомобильный

пыль

пыльный

боль

больной

Приложение 4

Физкультурная минутка.

Прыгай ножка по дорожке.                 Руки вверх, глубокий вдох.

Прыгай и другая.                Руки опустили.

Все девчонки и мальчишки                 А теперь ещё разок

В классе отдыхают.         Прыжки на месте.        Это повторили.         Поднять руки.

Побежали все трусцой,                 Отдохнули? Хорошо!

Дружный бег на месте.         Бег на месте.        А теперь за дело.

А теперь наклон большой,                 

Поклонились вместе.         Наклоны.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект логопедического занятия "Правописание слов с разделительным мягким знаком".

Конспект логопедического занятия, проведённого в подгруппе учащихся  4 класса, имеющими логопедическое заключение: смешанная форма дисграфии (дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синт...

Урок русского языка по теме "Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука. Перенос слов с мягким знаком". УМК "Перспектива", 2 класс

В разработке представлен урок русского языка во 2 классе по теме " Мягкий знак - показатель мягкости согласног звука. перенос слов с мягким знаком. Цель урока; продолжит работу с буквой "ь" как показа...

конспект урока по ФГОС Тема :"Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука.Перенос слов с мягким знаком"

Технологическая карта урока построена в соответствии с программным материалом УМК " Школа России" 2 класс. Конспект урока содержит цели, задачи по ФГОС.В конспекте прослеживаются все этапы урока сог...

Карточки по теме: "Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком. Перенос слов с мягким знаком.»

Карточки по теме: "Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком. Перенос слов с мягким знаком.»...

Презентация к уроку русского языка в 1 классе (УМК " Школа России") на тему "«Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком. Перенос слов с мягким знаком».

Презентация,на мой взгляд, может быть использована на уроке в качестве структуриющего и иллюстрационного компонента. Белый фон позволяет сконцентрировать внимание учеников, а анимационная составляющая...

Методическая разработка урока русского языка в 1 классе на тему: "ОБОЗНАЧЕНИЕ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ МЯГКИМ ЗНАКОМ. ПЕРЕНОС СЛОВ С МЯГКИМ ЗНАКОМ. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ТЕКСТА С НАРУШЕННЫМ ПОРЯДКОМ ПРЕДЛОЖЕНИЙ"

    Методическая разработка урока русского языка в 1 классе посвящена теме «Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком?» к УМК «Школа России» и включа...