конспект логопедического занятия "Правописание слов с разделительным мягким знаком".
план-конспект занятия по логопедии (4 класс) на тему

Конспект логопедического занятия, проведённого в подгруппе учащихся  4 класса, имеющими логопедическое заключение: смешанная форма дисграфии (дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза и элементами дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_-_razdelitelnyy_.docx22.09 КБ

Предварительный просмотр:

     Логопедическая тема:  Правописание слов с разделительным мягким знаком.

   

     Цель:  восполнение пробелов в области языкового анализа и синтеза.

     Задачи:

          I. Неречевые задачи:

  • развивать слуховое и зрительное внимание и память;
  • развивать мышление (операции анализа,  обобщения).

          II. Речевые задачи:

  •  формировать навыки фонематического и звуко-буквенного анализа;
  • уточнять и сравнивать звучание и  написание слов-паронимов с разделительным Ь;
  • учить образовывать множественное число имён существительных;
  • формировать навыки позиционного и количественного анализа букв в слове;
  • формировать навыки языкового анализа и синтеза на уровне предложения.

Оборудование:

  • раздаточный материал: счётные палочки;
  • раздаточный материал: карточки с буквами – К, О, Л, Я, Ь;
  • раздаточный материал: конверты с цифрами от 1 до 10;
  • раздаточный материал: кроссворды:

В

Ь

Ю

Г

А

У

Л

Ь

И

С

Е

М

Ь

Я

О

Б

Е

З

Ь

Я

Н

А

В

А

Р

Е

Н

Ь

Е

№ п/п

Задачи этапа

Деятельность логопеда

Деятельность учащихся

Оборудова-ние

I.

II.

III.

 

 

IV.


V.


VI.


VII.


VIII.

IX.

X.

Орг. момент.

 Работа со схе-мой предложе-ния.  Разв. язы-кового анализа на уровне предложения.

Сравнение слов-парони-мов.Разв. слух.

внимания, ки-нестетических ощущений.

 

 

 

Фонетическая зарядка. Разв. фонемат. слуха, слухо-произноси-тельных диф-ференцировок.

 

Чтение слогов.

Разв. зрительн. внимания.

Дид. игра «Один-много».

Образ. мн. ч. сущ-х; приме-нение знаний о разд. Ь на письме.

 

Работа с загад-ками. Развитие слух. внимания и логического мышления.

Разв. звуко-буквенного анализа, разв. позицион. и колич. анализа букв в слове; применение знаний о разд. Ь на письме.

Упр. «Имена». Разв. зрит. внимания, разв. слухо-произноси-тельных диф-ференцировок.

Работа с крос-свордом. Закрепл. напи-сания слов с раздел. Ь; ра-бота над звуко-буквенной структурой слова; разв. ло-гического мышления.

Итог урока.

  Приветствие. Проверка готовности к занятию.

 - Послушайте предложение:

Коля забивает колья.

- Сколько слов в предложении?

- Выложите схему предложения.

- Как показать, что это предложение?

- Зарисуйте эту схему в тетрадь.

- Теперь нам нужно подписать само предложение под схемой. Но в этом предложении есть маленькая хитрость.

- Назовите первое слово?

-Что это?

- Сколько слогов? Назовите второй слог?

- Какой согласный звук слышим? Он твёрдый или мягкий?

Логопед выкладывает буквы:

К

О

Л

Я

- Буквы в слоге ЛЯ дружат и поют песенку.

- Запишите это слово под схемой.

- Запишем и второе слово: забивает.

- Послушайте третье слово: колья. Что это?

- Если убрать первый слог КО, что останется?

- Послушайте и произнесите сами эти части слов:

ЛЯ – ЛЬЯ.

- Есть ли отличие в звучании?

- Значит, и на письме нужно как-то обозначить это отличие.

- В слоге ЛЯ буквы дружат и поют песенку. В слоге ЛЬЯ буквы Л и Я поссорились и раздвинулись.

Логопед раздвигает карточки с буквами:

К

О

Л

Я

- Они как будто ругаются  и песенка у них не получается.

- А чтобы буквы не подрались, между ними встал Ь.

К

О

Л

Ь

Я

- Он разделяет согласную Л и гласную Я, и поэтому называется разделительным.

- Разделительный Ь показывает, что согласная не сливается с гласной. Он пишется после согласных и перед гласными второго ряда.

- Послушайте ещё раз это слово: колья.

- Буквы поют песенку или ругаются?

- Что нужно поставить между буквами?

 

- Теперь потренируем язычки, чтобы уметь различать слова с разделительным Ь и без него.

мя-мья   лю-лью   лё-льё

те-тье     дю-дью   вю-вью

ли-льи    ня-нья    зя-зья

 

- Читаем слоги по цепочке.

- Получается песенка или буквы ругаются?

те, тье, мья, мя, ня, лью, вью, лю, ля, лья.

- Что показывает разделительный Ь?

- Запишите слова в столбик: лист, брат, стул, звено, ком.

- Измените первое слово так, чтобы оно означало много предметов.

- Произнесите чётко, какие буквы в этом слове поссорились? Получается песенка, или они ругаются?

- Что нужно писать между этими буквами?

- Запишите получившееся слово рядом, через тире.

(Аналогичный разбор остальных слов.)

- Какая буква есть во всех словах второго столбика?

- Что он показывает?

- Отгадайте загадку:

1. Вместо хвостика – крючок,

    Вместо носа – пятачок.

    Пятачок дырявый,

    А крючок вертлявый.

- Как догадались?

- Какие буквы поссорились в этом слове?

- Какой знак вставим?

- Возьмите конверты и выложите цифры от 1 до 10 в ряд.

- Выдвиньте из ряда столько цифр, сколько букв в этом слове.

- Выдвиньте цифру, показывающую, каким по счёту стоит в слове Ь.

- Запишите отгадку в тетрадь, подчеркните Ь.

2. Говорят, они воришки,

    Эти серые малышки.

    И шумливы, и драчливы,

    Всё щебечут: - Чьи вы? Чьи вы?

(Аналогичный разбор.)

3. Зверь смешной в огромной клетке

    С ветки прыгает на ветку,

    Ест бананы, сладости

     К общей детской радости.

4. Зимой молчат, весной журчат,

    Жителей лесных водой напоят.

- На доске записаны имена людей.

На доске:

Прасковья Вяткина   Дарья Рябова

Марья Рязанова        Илья Ляпунов

Наталья Лямина      Софья Фялова

- Читайте первую пару слов.

- Запишите её.

- Подчеркните последний слог имени и первый слог фамилии.  Прочитайте их.

- Буквы дружат или поссорились?

- Какой знак показывает, что соглас-ная не сливается с гласной?

- Проверим вашу сообразительность. Разгадайте кроссворд.

Вопросы:

1. Снежная буря.

2. Домики для пчёл.

3. Мать, отец, дети.

4. Озорное животное.

5. Ягоды, сваренные в сахаре.

- Запишите это слово в клетки. В клетку вписывается одна буква.

- Какие буквы поссорились?

- Какой знак показывает, что согласная не сливается с гласной?

- Что мы сегодня делали?

- Какие задания понравились?

- Что узнали о букве Ь?

Приветствие.

 

- 3 слова.

___  ___  ___

- Пишем с заглавной буквы, точка на конце.

⎪__  __  __ .

- Коля.

- Имя маль-чика.

- 2 слога, ЛЯ.

-  Звук [л,], мягкий.

(Запись в те-традях.)

-Заострённые длинные пал-ки, из них де-лают ограду или забор.

- Слог ЛЬЯ.

- Есть.

- Ругаются.

-Раздели-тельный Ь.

(Дети повто-ряют за лого-педом слого-вые ряды.)

(Дети читают по цепочке слоги.)

- Что соглас. не сливается с гласной.

(Запись слов)

- Лист-листья

- Раздел. Ь.

(Запись.)

- Раздел. Ь.

- Что соглас. не сливается с гласной.

 

- Свинья.

- Н, Я.

- Раздел. Ь.

- 6 букв.

- 5-м.

(Запись.)

- Воробьи.

- Обезьяна.

- Ручьи.

- Прасковья Вяткина.  

(Запись.)

- ВЬЯ – ВЯ.

- Раздел. Ь.

- Вьюга.

- Ульи.

- Семья.

- Обезьяна.

- Варенье.

- Раздел. Ь.

иллюстр.

У детей – счётные па-лочки.

 

На доске – слоги.

иллюстр.

У детей – конверты с цифрами.

 

иллюстр.

иллюстр.

иллюстр.

На доске – текст упр.

У детей – карточки с кроссвор-дом.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разделительный мягкий знак. Правописание слов с разделительным мягким знаком.

Повторить с детьми правило употребления разделительного ь; развивать умение правильно употреблять в словах разделительный ь; развивать умение определять способы обозначения мягкости согласных на письм...

Урок русского языка по теме: «Правописание слов с разделительным мягким знаком. Две роли мягкого знака в словах. » во 2 классе. УМК "Перспектива"

Тип урока:  урок повторения. Цели урока:Предметные:Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова;Закреплять умение  употреблять раз...

Методическая разработка - конспект логопедического занятия с применением ЭОР (презентация) по теме «Развитие фонематического анализа на материале слогов и слов с разделительным мягким знаком»

Подробный конспект логопедического занятия с применением ЭОР по теме «Развитие фонематического анализа на материале слогов и слов с разделительным мягким знаком» для учащихся 2 классов общеобразовател...

Конспект урока "Правописание слов с разделительным мягким знаком" УМК "Школа России"

Цели урока: способствовать совершенствованию навыков правописания слов с разделительным мягким знаком и с мягким знаком, обозначающим мягкость предшествующего согласного; познакомить с алгоритмом напи...

русский язык 3 класс Тема урока: " Разделительный мягкий знак (ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь).

Цели: совершенствовать умение писать слова с разделительным ь знаком и другими изученными орфограммами.Задачи:1. Сформулировать правило написания разделительного мягкого знака в словах.2. Развивать ум...

Разделительный мягкий знак.(ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком(ь). проверяемая и непроверяемая орфограмма в слове. 3 класс

Разделительный мягкий знак.(ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком(ь). проверяемая и непроверяемая орфограмма в слове. 3 класс...