Воспитательный потенциал на уроках русского языка
статья по русскому языку (4 класс)

Татьяна Анатольевна Пономарева

Выступление на районной конференции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_imts_4_kl_2022.docx26.03 КБ

Предварительный просмотр:

РАЙОННЫЙ СЕМИНАР

«ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ  РУССКОГО ЯЗЫКА  В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ», апрель 2022г.

Здравствуйте, уважаемые коллеги!  Тема моего выступления: «ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ слова на  УРОКАх РУССКОГО ЯЗЫКА  В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ». Меня зовут Пономарева Татьяна Анатольевна, я учитель начальных классов.

В МО учителей начальных классов в нашем лицее мы подробно изучали вопросы воспитательного потенциала уроков в начальной школе.

Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника.

К. Д. Ушинский писал в статье «О первоначальном преподавании русского языка»: «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нем своей духовной стороной только через посредство той же среды – отечественного языка».

Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

Урок по ФГОС обладает возможностями влиять на становление очень многих качеств личности учащихся. Воспитывающий аспект урока должен предусматривать использование содержания учебного материала, методов обучения, форм организации познавательной деятельности в их взаимодействии для осуществления формирования и развития нравственных, трудовых, эстетических, экологических и других качеств личности школьника.  Урок должен быть направлен на воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям, высокого качества гражданского долга.

Современные образовательные технологии предполагают организацию на уроках активной деятельности учащихся на разных уровнях познавательной самостоятельности. Именно в этом заключается важнейшее условие реализации воспитательного потенциала современного урока.

Одной из важнейших задач уроков русского языка является воспитание любви к родному языку, к природе, к Родине.

Учебные тексты позволяют учителю развивать чувство патриотизма, уважительное отношение к великому национальному достоянию российского народа – русскому языку, уважение  культурного наследия России, любовь к родной природе. Отрывки поэтических произведений позволяют насладиться красотой, богатством слов русского языка и гордиться тем, что эти строки созданы поэтами и писателями, жившими и живущими на Русской земле, в России. Есть достаточное количество заданий, которые воспитывают у учащихся чувства доброжелательности, взаимопонимания и взаимопомощи, личной ответственности за свои поступки.

Готовясь к урокам русского языка, я продумываю пути наилучшего раскрытия темы, нахожу формы максимального использования воспитательных возможностей. Часто применяю пословицы, поговорки, высказывания известных писателей, отрывки из стихотворений, предложения, слова, связанные общей темой, иллюстрации.

Материал, используемый для работы над словом разнообразен: толкование слов, загадки, поговорки, пословицы, фразеологизмы, предложения и тексты. Большими воспитательными возможностями обладают рассказы и  мини - сочинения учащихся, где они используют изученные слова. Все это полезно для развития речи и для формирования личности.

Особенностью современных учеников является то, что дети не понимают пословицы и поговорки, точнее, не понимают их глубокого философского смысла, а воспринимают их буквально. «Без труда не вытащишь рыбку из пруда» дети объясняют: «Если хочешь поймать рыбу, надо потрудиться». Поэтому работа в этом направлении является очень актуальной.

Каждая форма работы на уроке предполагает развитие определенной качеств обучающихся. На уроке часто использую групповую работу. Каждая группа получает свое задание, при этом я создаю условия для формирования необходимых учебных качеств: усидчивости, дисциплинированности, умения работать дружно. Это способствует сплочению коллектива учащихся, т.к. они объединены общей задачей. Ребята работают все вместе, выслушивают мнение каждого,  формируется самооценка и взаимооценка. Пример задания в группе: Игра Игра « Почтальон»

Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.

Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.

Дети определяют, куда их пригласили.

огород

парк

море

школа

столовая

зоопарк

гря-ки

доро-ки

пло-цы

кни-ки

хле-цы

кле-ка

кали-ка

бере-ки

фла-ки

обло-ки

пиро-ки

марты-ка

реди-ка

ду-ки

ло-ки

тетра-ка

сли-ки

тра-ка

морко-ка

ли-ки

остро-ки

промока-ка

голу-цы

реше-ка

Задания:

  1. Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.
  2. Составить предложения, используя данные слова.

Или

Детям очень нравятся такие задания, как:

  • Заменить словосочетания одним словом:
  • - промежуток времени в 60 минут,
  • - военнослужащий, стоящий на посту,
  • - ребенок, любящий сладкое,
  • - очень смешной фильм.
  • Распредели слова на две группы.
  • Найди родственные слова. Выдели корень.
  • Закончи предложения:

У Ромы и Жоры есть …………. 
Однажды они пошли …………. 
Вдруг из кустов…………….. 
Потом ребята долго вспоминали как……..

  • Составь рассказ по опорным словам:
  • зима, снежок, морозец, деревья, холод, снегири.
  • Игра “Кто больше?” 
  • Цель. Закрепление понятия о глаголе, умения образовывать глаголы с помощью приставок.
  • Содержание. Играют 3 команды по 5-6 человек. Капитаны получают конверты, в которые вложены карточки с глаголом. Задача команд: за 3 минуты образовать как можно больше новых глаголов при помощи приставок. Каждый игрок может образовать несколько глаголов, все предложенные глаголы записывает один из игроков на одном общем листе бумаги. По сигналу учителя команды начинают и заканчивают работу, после чего капитаны читают образованные глаголы. Побеждает команда, которая правильно образовала наибольшее число глаголов.
  • Материал для игры:
  • 1/ ходить, 2/ лить, 3/ писать.
  • Игра “Какое время?” 
  • Цель. Закрепление понятия о времени глагола, умения определять время глагола.
  • Содержание. Соревнуются 3 ученика. На доске записаны 3 загадки. Каждый из играющих должен отгадать загадку и определить время глаголов в ней. Класс оценивает работу игроков.
  •  Летит без крыльев и поёт, 
    Прохожих задирает.
    Одним проходу не даёт,
    Других он подгоняет.
  • Длинной шеей поверчу -
    Груз тяжёлый подхвачу,
    Где прикажут – положу:
    Человеку послужу.
  • Принялась она за дело,
    Завизжала и запела.
    Ела, ела дуб, дуб,
    Поломала зуб, зуб.

На своих уроках стараюсь поддержать каждого ученика. На первое место выходят поощрения в виде похвалы. Важно вовремя заметить малейшее продвижение ученика вперед и за это поощрить. Младшие школьники любят, чтобы их хвалили. На уроке нередко складываются такие ситуации, когда вдруг происходит «прорыв» у слабого ребенка. Этот момент важно не пропустить и отметить. И тогда у него происходит прилив энергии. Активность, вызванная стремлением к похвале, переходит в неподдельный интерес к самой работе. Как правило, в ситуации успеха чаще оказываются сильные ученики, а слабые остаются в тени. Ситуацию успеха для таких школьников я создаю искусственно.

Большими воспитательными возможностями обладают уроки развития речи на которых мы пишем обучающие сочинения, изложения, сказки, рассказы. В учебнике представлена «картинная галерея» - репродукции картин, которые вызывают эстетическое наслаждение и способствуют развитию прекрасного в душе ребенка.

Одна из важнейших воспитательных задач на уроках русского языка – воспитание любви к родному языку, к Родине. На прошлой неделе мы с ребятами работали над проектами: «Они защищали Родину», «Россия – Родина моя», "Как не гордиться мне тобой, о Родина моя". Проектная деятельность предусматривает организацию самостоятельных детских исследований. В данном случае дети на уроке знакомились с высказываниями о России, о героях Великой Отечественной войны. Затем подбирали стихи по теме и готовили их выразительное чтение. В заключении писали о том, что думают о своей Родине.

Насколько полезным было это задание я хочу показать, прочитав одно из сочинений, написанное ученицей 4 класса.

(Читаю сочинение)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала младших школьников на уроках русского языка

Включение регионального компонента в содержание уроков русского языка в начальных классах, развитие творчества учащихся на уроках....

Использование потенциала младших школьников на уроках русского языка в рамках реализации требований ФГОС.

Использование потенциала младших школьников на уроках русского языка в рамках реализации требований ФГОС. ...

Использование потенциала младших школьников на уроках русского языка в рамках реализации требований ФГОС.

Использование потенциала младших школьников на уроках русского языка в рамках реализации требований ФГОС. ...

Воспитательный потенциал современного урока

Данная статья о воспитании нравственных качеств младшего школьника в условиях современного урока. На примере уроков математики и литературного чтения....

Доклад "Реализация воспитательного потенциала на уроках в начальной школе"

 Процесс воспитания в начальной школе осуществляется на всех учебных предметах.  Воспитывающий аспект урока должен быть направлен на формирование правильного отношения к общечеловечес...

«Воспитательный потенциал уроков русского языка»

Наиболее эффективные пути реализации воспитательного потенциала уроков русского языка....