Конспект учителя начальных классов по русскому языку для 3 класса на тему "Типы текстов".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Богданова Евгения Александровна

план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме "Типы текстов".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Текст. Типы текстов. 3 класс (русский язык).

Цели: систематизировать знания о признаках текста и его функции; учить определять тип текста; познакомить с дифференциацией текстов по их назначению, наблюдение за текстами разных типов.

Ход урока

I. Организационный момент

Психологическая установка на урок:

Урок начинается со слов учителя: “Улыбнёмся друг другу, дети. Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на парты”. Под тихую мелодичную музыку дети тихо повторяют за учителем:

- Я в школе на уроке,

- Сейчас я начну учиться.

- Я радуюсь этому.

- Внимание моё растёт.

- Я как разведчик, всё замечу.

- Память моя крепка.

- Голова мыслит ясно.

- Я хочу учиться.

- Я очень хочу учиться.

- Я готов к работе.

- Я работаю!

Начнём наш урок русского языка.

II. Актуализация знаний

1.- Восстановите перепутанную логическую цепочку слов и завершите ее:

(на доске запись: звук →слово→словосочетание→предложение→…) (текст)
- Как вы думаете, какая единица языка должна быть завершающей? Почему вы так думаете? (В этой цепочке завершающим словом будет текст, потому что эта самая большая единица языка).Молодцы!
2.- Итак, скажите, пожалуйста, что мы с вами будет изучать сегодня на уроке и какие цели мы должны перед собой поставить?

(Тема урока: текст, его признаки, типы текстов. Цель: уточнить и закрепить знания о тексте, вспомнить его основные признаки, определять тип текста по его содержанию).

3. – Что вы знаете о тексте? (прием «Корзина знаний).
Варианты ответов:

Текст - это несколько предложений, расположенных в определенном порядке и связанных по смыслу.

Текст состоит из нескольких предложений.

В тексте предложения связаны по смыслу.

У текста есть название, или можно дать название.

Все предложения в тексте объединены одной темой. (Тема текста – это то, о чем или о ком говорится в тексте) В тексте можно определить главную мысль. ( Если ответить на вопрос: что этим текстом хотел сказать автор?)

Текст состоит из 3 частей: начало, основная часть, концовка. К тексту можно составить план.

-Молодцы!

III. Самоопределение к деятельности

1.Устно расположите строчки стихотворения так, чтобы получился связный рассказ.

Под счастливою звездою

Детство наше золотое!

Мы живём в краю родном.

Всё светлей ты с каждым днём.

(З.Александрова)

Сформулируйте тему урока.

IV. Работа по теме урока

1. Повторение признаков текста (Работа в парах.)

Что такое текст? Найдите наиболее точный ответ и обоснуйте.

Это много предложений.

Это предложение, записанное в тетрадь.

Это два или несколько предложений, объединённых по смыслу.

Прочитайте на с. 12 сведения о тексте, которые вы уже знаете. Упр. 11 (с. 12).

Прочитайте.

Что вы можете сказать? Это текст? Докажите. (Предложения связаны по смыслу общей темой.)

О чём говорится в тексте?

Определите главную мысль текста.

Какое название подойдёт к этому тексту?

Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка.)

Назовите имена прилагательные. Какие слова называются именами прилагательными?

Упр. 12 (с. 12-13).

Прочитайте текст. О чём в нём говорится?

Определите главную мысль текста.

Сколько частей в этом тексте? (Три.)

Почему текст разделён на части?

Прочитайте первую часть. Придумайте к ней заголовок.

Прочитайте вторую часть. Придумайте к ней заголовок.

Прочитайте третью часть. Придумайте к ней заголовок.

Как одна часть текста отделяется от другой? (Каждая часть пишется с красной строки?)

Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка.)

Назовите глаголы. Какие слова называются глаголами?

V. Физкультминутка.

физминутка для начальной и средней школы - поиск Яндекса по видео (yandex.ru) 

VI. Продолжение работы по теме урока
Наблюдение над разными речевыми задачами текстов; учить различать тексты: повествование, рассуждение, описание.

Учащиеся учатся наблюдать, рассуждать, выделять главное, делать выводы.

Работа в парах.

Учащиеся получают листки с заданиями, на которых написаны три разных текста.

Выполняют задания.

1.Прочитайте текст.

2.Что общего в этих рассказах?

3.Чем отличаются?

- Прочитайте еще раз первый текст.

1.Мне купили новый большой мяч. Мы с папой встали рано утром и пошли в универмаг за мячом. В универмаге мы сразу нашли нужный отдел. Продавщица дала посмотреть сначала один мяч, потом другой. Мы выбрали самый большой и красивый.

-Что мы из него узнали?

Этот рассказ даёт ответ на вопрос: «Что произошло?» Это текст повествование.

(схема на доске)

- Прочитайте второй текст. О чем он?

2.Купили мне большой мяч. Купили потому, что старый лопнул, когда мы с ребятами играли в футбол. Вот и пришлось купить новый.

-Чем этот текст отличается от первого?

В этом тексте дается ответ на вопрос: «Почему?». Это текст рассуждение.

(схема на доске)

- Прочитайте третий текст. Что вы можете о нем сказать?

3.Купили мне новый большой мяч. Он сине-красный с жёлтой полоской посредине. Красивый мяч.

В нем много имён прилагательных, описывается новый мяч, даётся ответ на вопрос: «Какой?». Это текст описание.

- Рассмотрите схему на с. 13. Назовите типы текстов.
- Kакой текст называется текстом-повествованием?

- Какие вопросы можно поставить к тексту-повествованию?

- Какой текст называется текстом-описанием?

Какие вопросы можно поставить к тексту-описанию?

Какой текст называется текстом-рассуждением?

Какие вопросы можно поставить к тексту-рассуждению?
2. Работа с текстом

Устно расположите строчки стихотворения в таком порядке, чтобы получился связный рассказ.

Мимо города большого:

Он бежит себе в волнах

Пушки с пристани палят,

Ветер по морю гуляет

Кораблю пристать велят.

Мимо острова крутого,

И кораблик подгоняет;

Кораблю пристать велят.

Из какого произведения эти строки? (Из «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».)

Кто автор этого произведения? (А.С. Пушкин.)

VII. Закрепление. Подведение итогов урока.

Прочитайте. Определите тип каждого текста.

Сластёна

Наша Мурка — странная сластёна. Она любит лизать сладкий мёд.

Лежит раз Мурка на крылечке. Чует медовый запах. Он привёл кошку к улью. Мурка стала на задние лапы и сунула мордочку в леток.

Вдруг раздался резкий кошачий визг. Пчела ужалила лакомку.

По А. Дорохову

Янтарь

Многие сказки объясняют рождение янтаря. Одна рассказывает о прекрасной богине моря. Она и простой рыбак полюбили друг друга. Разъярился верховный бог. Разрушил он чудесный подводный дворец красавицы.

Теперь морские волны выносят на берег обломки янтаря.

А вот научное объяснение. Из стволов деревьев вытекала и твердела смола. Кусочки смолы пролежали в земле миллионы лет и превратились в прекрасный камень. Часто в янтаре видны пленники. Это стебельки трав, бабочки, жучки.

По В. Сейраняну

Что вы знаете о тексте?

Как отличить текст от набора предложений?
Какие типы текстов вы знаете ?

VIII. Домашнее задание.Рефлексия.
Домашнее задание

Составить и записать текст-описание животного.
У каждого ребёнка лежит на парте анкета, нужно подчеркнуть выбранный один вариант ответа.

Анкета самоанализа

на уроке я работал

активно / пассивно

Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

Урок мне показался

коротким / длинным

За урок я

не устал / устал

Мое настроение

стало лучше / стало хуже

Материал урока мне был

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

Домашнее задание

интересен / скучен

легким / трудным

интересно / не интересно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя начальных классов по русскому языку.. 1 класс. УМК "Школа России"

Рабочая программаГосударственного бюджетного образовательного учреждения г. Москвы средней общеобразовательной школы № 879 учителя начальных классов( предмет)Игнатовой Анжелы Алексеевны( ФИО учи...

Тема текста. Конспект урока с презентацией по русскому языку. 2 класс.

Урок с презентацией по  русскому языку во 2 классе по теме "Тема текста". Образовательная система "Гармония"....

Внеклассное занятие по русскому языку, 3 класс, "Знатоки русского языка"

Внеклассное занятие по русскому языку "Знатоки русского языка" позволяет повторить изученное в 1 и 2 классах.В занятия включенны следующие темы: «Разбор слова по составу», «Антонимы», «Синон...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2 класс. "Знатоки русского языка"

Цель: повышение уровня языкового развития учащихся.Задачи:-способствовать прочному и сознательному усвоению знаний по русскому языку;- развивать коммуникативные умения учащихся;- воспитыва...

КВН по русскому языку 2 класс ««Знатоки русского языка»

Прививать интерес к русскому языку, коммуникативность, умение работать в группе....

Конспект урока русского языка 3 класс по программе "Школа России" Тема: "Восстановление деформированного текста"

Урок развития речи способствует совершенствованию умения находить признаки текста, определять вид текста, составлять текст из предложений....

Внеклассное мероприятие по русскому языку – 2 класс «Знатоки русского языка», 2019 год

Цель данного мероприятия через занимательные упражнения содействовать поднятию интереса учащихся к русскому языку. ......