План-конспект урока по русскому языку "Обозначение парных звонких и глухих согласных звуков на конце слов."
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Русяйкина Виктория Михайловна

 

План-конспект урока
Класс: 1
Тема: обозначение парных звонких и глухих согласных звуков на конце слов.
Цель: формирование представлений об обозначении парных звонких и глухих согласных звуков на конце слов.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
УМК: Школа россии

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока

Ф.И.О. Русяйкина Виктория Михайловна

Класс: 1 «В»

Тема: обозначение парных звонких и глухих согласных звуков на конце слов.

Цель: формирование представлений об обозначении парных звонких и глухих согласных звуков на конце слов.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Ход урока

  1. Мотивация и самоопределение к деятельности

Сегодня к нам на урок пришли гости – повернитесь поздоровайтесь.

Сначала сядет тот, чьё имя начинается с гласных звуков.

А теперь – чьё имя начинается с согласного звука.

Сегодня на уроке я предлагаю вам стать Альпинистами и подняться на вершину горы. Вызнаете, что такое альпинизм?
Альпинизм – это вид спорта и активного отдыха, целью которого является восхождение на вершины гор.

А как вы думаете, опасно ли заниматься альпинизмом? Молодцы, я с вами согласна.

Но чтобы подняться на гору или достичь какого результата, нужна хорошая подготовка. Что же будет являться подготовкой на нашем уроке? Что нам помогает выполнять задания? Конечно же наши знания.

Открываем тетради записываем число, классная работа.

  1. Актуализация знаний и фиксирование в затруднении

Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке?

Как говорится «Повторение … мать ученья» Что мы изучали?

Дети: О глухих и звонких согласных звуках

Что мы о них узнали?

Что мы слышим, когда произносим звонкие согласные? Глухие согласные?

Дети: Они бывают парные и непарные

Поиграем в игру – я называю вам согласный звук, а вы должны назвать его пару по глухости-звонкости. Только не кричим, а поднимаем руку.

Посмотрите на доску. Вам нужно составить пары слов и объяснить по какому признаку вы их соединили. (жили, шили, вата, фата, гости, кости, зуб – суп)

По какому признаку вы объединили слова в пары?

Дети:  В парах слов есть пара звонких и глухих согласных звуков.

Где они стоят?

Дети: Они стоят в начале слова.

Что же еще вы заметили?

Дети: Одна пара зуб- суп не совсем похожа на остальные. В ней также есть пара согласных звуков, но они стоят на конце слова.

Молодцы! Вы все правильно заметили. И именно эти слова я предлагаю вам запомнить. Они помогут нам познакомиться с темой урока.

Послушайте слова: зуб- суп, ёрш-ёж, мёд-рот

Как произносятся согласные звуки на конце слов в этих парах? (Одинаково.)

Можно ли на слух определить, какой буквой надо обозначить парный согласный в конце слова?

 У нас возникло затруднение. Значим мы еще не умеем определять, как может обозначаться парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова.

  1. Выявление места и причины затруднения, постановка цели и темы урока

Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока?

Тема нашего урока «Обозначение буквой парного по глухости — звонкости согласного звука на конце слова».

Поставим перед собой цель, используя наши слова помощники. Что мы хотим сделать на этом уроке? Что узнать?

Цель: узнать, как обозначить буквой парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова

  1. Построение проекта выхода из затруднения

Ну и чтобы достичь какой-то цели, нам нужно проложить маршрут. В этом нам поможет план работы на уроке.

Я подготовила для вас этапы плана, но не успела расположить их в правильной последовательности. Кто мне поможет проложить маршрут?

Познакомиться с правилом написанием парных звонких и глухих согласных в конце слова.

Научиться подбирать проверочные слова.

Применить полученные знания на практике.

Отлично! Маршрут мы проложили, можно начинать свое движение в верх к знаниям!

 

  1. Реализация построенного проекта

И в начале нашего пути мы опять встречаемся со словами зуб- суп, ёрш-ёж, мёд-рот.

Но теперь они хотя бы появились перед нами, до этого мы их только слышали.

— Как же может обозначаться парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова? (Разными буквами.)

— Что нужно делать, чтобы правильно написать слово с парным согласным на конце? (Проверять.)

— Поднимаясь вверх мы оказались на развилке. На лево пойдешь – легкий путь найдешь, на право пойдешь на сложном пути окажешься.

— Какой же путь выберем мы? Первый, где будет подсказка или второй, где придется немного подумать?

Поднимите руки, кто хочет пойти простым путем? А теперь кто хочет пойти сложным.
За … путь голосов больше. Мы же команда, значит и идем все вместе.

Сложный путь

Опираясь на ваши знания, попробуйте сформулировать правило.
Как проверить, какой буквой обозначить парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова?

Легкий путь

Упр. 9

 - Найдите пары слов и прочитайте. Сравните.

 - Когда написание расходится с произношением? (На конце слова.)

 - В каких словах нужно проверять написание? (Гриб, глаз, рог, чиж, сад, лев)

- А какие слова будут проверочными? (Грибы, глаза, рога, чижи, сады, львы.)

 - Какой вывод можно сделать? (Чтобы проверить написание слова с парным звонким или глухим согласным на конце слова, надо изменить слов, чтобы парный звук слышался отчетливо)

Проверим, правильно ли мы сформулировали правило. Открываем учебник на стр. 97

Правило! Чтобы проверить, какой буквой обозначить парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова, надо изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный звук. Флаг – флаги

Или изменить число. Было слово в единственном числе, станет в множественном.

Физминутка Капитан Краб «Разминка»

  1. Первичное закрепление

Если был выбран сложный путь, то …

Учитель: Обратите внимание на упражнению 9.

- Найдите пары слов и прочитайте. Сравните.

- Когда написание расходится с произношением? (На конце слова.) 

- В каких словах нужно проверять написание? (Гриб, глаз, рог, чиж, сад, лев)

- А какие слова будут проверочными? (Грибы, глаза, рога, чижи, сады, львы.)

- Какой вывод можно сделать? (Чтобы проверить написание слова с парным звонким или глухим согласным на конце слова, надо изменить слов, чтобы парный звук слышался отчетливо)

Вот мы еще раз повторили с Вами правило.

   

Продолжение сложного или если был выбран легкий путь:

- Откройте учебник на стр. 97 Упр. 9.Прочитайте последнее задание в упражнении. Обратите внимание на образец. Что нам нужно сделать? Выпишите любые три пары слов. К доске пойдет … В каждом слове подчеркните тот согласный звук, который мы проверяли.
Проверьте себя, используя эталон с доски.

Учитель: Как проверить парный согласный на конце слова?

Дети: Изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный.

Мы свами достигли первой точки маршрута - Познакомиться с правилом написанием парных звонких и глухих согласных в конце слова.

Выполнили стоящую перед нами задачу? Познакомились с правилом … ?

Оцените свою деятельность во время работы на данном этапе. На полях в тетради поставьте «+» - если вы справились, «?» - если остались вопросы, «-» - если ничего не поняли.

Двигаемся дальше. Какой следующий пункт у нас впереди?

Научиться подбирать проверочные слова.

- Что же такое проверочное слово?

- А какое слово еще может быть? (Проверяемое)

Проверим свои предположения. Откройте учебник стр. 98 «Правило от мудрой совы»

  1. Самостоятельная работа

Вам нужно выполнить упражнение 10 в учебнике на стр. 98

Прочитайте задание про себя. Читаем вслух. Что нам нужно сделать?

   - Прочитайте слова.

   - Разделите слова на две группы.

   - Назовите проверочные слова.

   - Назовите проверяемые слова.

   - Написание каких букв надо проверить в этих словах?

Работая в парах, выполните последние задание в этом упражнении. Но сначала нужно вспомнить правила такой работы.

Еще остались вопросы? Приступаем!

Проведем взаимопроверку. Обменяйтесь тетрадями с ребятами с соседних парт. Зелеными карандашами поставьте плюсики над каждой правильно подобранной парой. Выставите баллы. Максимум можно было набрать 6/6 баллов.

Вот мы свами достигли второй точки маршрута -.Научиться подбирать проверочные слова.

Выполнили стоящую перед нами задачу? Научились подбирать проверочные слова?

Оцените свою деятельность во время работы на данном этапе. На полях в тетради поставьте «+» - если вы справились, «?» - если остались вопросы, «-» - если ничего не поняли.

Двигаемся дальше. Какой следующий пункт у нас впереди?

Применить полученные знания на практике.

  1. Включение в систему знаний

Знания получены, осталось применить их на практике. У вас на столе лежат листочки с заданием.

Бабушка Валя попросила своего внука первоклассника Никиту записать важное сообщение и отправить его по почте. Вот что у него получилось.

Таня, у меня из окна открывается вид на просторный лук. А сразу за ним синий прут. Мне так нравится жить за городом!

1. Исправь ошибки, которые допустил мальчик.

2. Подбери проверочное слово к найденным тобой словам*

- А как можно оценить поступок Никиты? Он же мог отказаться и тогда сообщение написал бы кто-то другой, без таких ошибок.

Посмотрите, мы с вами достигли третьей точки маршрута -.Применить полученные знания на практике.

Выполнили стоящую перед нами задачу? Применили знания на практике?

Оцените свою деятельность во время работы на данном этапе. На полях в тетради поставьте «+» - если вы справились, «?» - если остались вопросы, «-» - если ничего не поняли.

Молодцы! Мы оказались с вами на вершине горы!

  1. Рефлексия

Давайте подведем итог урока.

Как проверить парный звонкий и глухой согласный на конце слова?

Дети: Надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный.

Про наше правило есть стихотворение.

                                Если слышишь парный звук,

                                Будь внимателен, мой друг.

                                Звук согласный проверяй,

                                Рядом гласный подставляй.

Какие слова называются проверяемыми?

Дети: Это такие слова, в которых проверяется написание буквы, обозначающей парный по звонкости и глухости согласный звук на конце слова.

Какие слова называются проверочными?

Дети:  Это такие слова, в которых проверяемая буква находится перед гласным звуком.

- Как звучала тема нашего урока?
- Какая цель была поставлена перед нами?

- Мы достигли поставленной цели?

- Выполнили все этапы плана?

- А для чего Вам могут пригодиться в жизни полученные знания?

Оцените свою деятельность на уроке на полях при помощи смайлика.

Оцените себя, продолжите фразу…

Бабушка Валя попросила своего внука первоклассника Никиту записать важное сообщение и отправить его по почте. Вот что у него получилось.

Таня, у меня из окна открывается вид на просторный лук. А сразу за ним синий прут. Мне так нравится жить за городом!

1. Исправь ошибки, которые допустил мальчик.

2.* Подбери проверочное слово к найденным тобой словам

Бабушка Валя попросила своего внука первоклассника Никиту записать важное сообщение и отправить его по почте. Вот что у него получилось.

Таня, у меня из окна открывается вид на просторный лук. А сразу за ним синий прут. Мне так нравится жить за городом!

1. Исправь ошибки, которые допустил мальчик.

2.* Подбери проверочное слово к найденным тобой словам

Бабушка Валя попросила своего внука первоклассника Никиту записать важное сообщение и отправить его по почте. Вот что у него получилось.

Таня, у меня из окна открывается вид на просторный лук. А сразу за ним синий прут. Мне так нравится жить за городом!

1. Исправь ошибки, которые допустил мальчик.

2.* Подбери проверочное слово к найденным тобой словам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2-м классе по теме "Парные звонкие и глухие согласные звуки на конце и в корне слова"

Урок проводится в виде представления в цирке. На уроке используются картинки с изображением цирковых артистов. От лица артистов даются задания учащимся. Ребята с удовольствием разгадали кроссворд. При...

Презентация "Парные звонкие и глухие согласные звуки на конце слова"

Презентация к уроку по русскому языку для 3 класса с тувинским языком обучения...

Урок русского языка 1 класс на тему: Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова

Цель: создать условия для успешной деятельности на уроке: развивать умения различать согласные звуки в слове по звонкости-глухости; знакомство с правилом проверки парного согласного на конце сло...

Конспект урок по русскому языку «Парные звонкие и глухие согласные звуки».

Конспект урока по русскому языку «Парные звонкие и глухие согласные звуки».Урок в 1 классе....

Конспект урока " Парные звонкие и глухие согласные звуки на конце слова" 2 класс

Урок по русскому языку во 2 классе по теме: «Парные звонкие и глухие согласные звуки» разработан в соответствии с содержанием программы «Школа России», с использованием учебник...