Технологическая карта урока русского языка по теме: "Дательный падеж" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Панина Ирина Викторовна

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме: "Дательный падеж имён существительных" , УМК  "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_3_klass_datelnyy_padezh.docx30.48 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель: Панина Ирина Викторовна

Тема раздела: Падеж имён существительных

Класс: 3 «В»

№ п/п

Параметр

Описание

Учебный предмет, класс, УМК

Русский язык, 3 класс. УМК  «Школа России»

Тема  урока

Дательный падеж

Цель (цели)  занятия/урока

Познакомить с особенностями дательного падежа.

Тип урока

Открытие новых знаний

Задачи

формировать у учащихся представление  о дательном падеже;

 развивать  умение определять падеж по вопросу и предлогу.

Ожидаемый учебный результат

Предметные результаты

Универсальные учебные действия (Личностные и метапредметные результаты)

  • создать условия для знакомства детей со способом определения дательного падежа имен существительных;
  • организовать практическую деятельность, в ходе которой дети могут научиться распознавать имена существительные в дательном падеже;
  •  развивать орфографическую зоркость.

Личностные: проявлять интерес к изучению темы, осознание своей успешности на уроке,

развитие доброжелательности, доверия и внимательности к окружающим.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

оценивать себя, границы своего знания и  незнания;  вырабатывать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, адекватно воспринимать предложения учителя.

Познавательные: умение ставить цели к уроку; формируется умение читать,  осмысливать прочитанное; анализировать и  классифицировать найденную информацию; строить речевые высказывания и использовать изученные правила безопасности  в конкретных жизненных ситуациях.

Коммуникативные: работать в группе, слушать собеседника и вести диалог; 

находить наиболее оптимальный алгоритм действий; 

договариваться о распределении ролей в совместной деятельности;

проявлять активность во взаимодействии  в игре для решения коммуникативных и познавательных задач.

Оборудование и материалы

Для педагога

Для учащихся

Русский язык. 3 кл. 2-ая ч. /В.П. КанакинаВ.П., В.Г. Горецкий - М.: Просвещение, 2021.

Презентация «Дательный падеж»

Русский язык. 3 кл. 2-ая ч. /В.П. КанакинаВ.П., В.Г. Горецкий - М.: Про-свещение, 2021.

   Карточки с заданиями.

Основные этапы и виды деятельности

Этап урока

Цель - результат

Содержание

(страницы учебных пособий, номера учебных заданий, медиаресурсы)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Оценка и контроль

Мотивация

 

Самоопределение к деятельности

Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу.

- Прозвенел уже звонок.

Начинаем наш урок.

Девиз: «Солнце в ладони, Солнце в груди.

Ждёт нас удача

Всегда впереди!»

 Читают девиз урока.

Следить за правильностью ответов,

Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания.

 

Создание условий для определения темы: наблюдение.

Презентация

Организует повторение изученного.

На доске словосочетания:

падает  с неба, тает около осины, пришла после зимы, капает с крыши, рады весне.

-О каком времени года идёт речь? Определите падеж имён существительных. Составьте предложения.

Запишите в тетрадь.

Какое имя существительное  «лишнее»?

Учащиеся работают со словосочетаниями, определяют падеж имён существительных. Составляют предложения.

Дети дают ответ.

Взаимная проверка выполненного задания и сообщение результатов проверки.

Дети дают ответ: рады весне. Все существительные стоят в родительном падеже, а «весне» в дательном.

Учитель наблюдает за рассуждениями учащихся, просматривает работы некоторых учащихся.

Взаимопроверка.

Формулирование темы урока, постановка цели

Сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счёт включения новых определений, терминов, описаний

 - Ребята, посмотрите внимательно на доску, прочитайте эти слова и подумайте, что их объединяет?

(Слова: по небу, к весне, по земле, по горке, к солнцу, к маме)

- А докажите, что все эти слова стоят в дательном падеже.

- Верно, а что вам помогло определить падеж?

- Почему к некоторым словам задавали вопрос кому?, а к некоторым чему?

- С какими предлогами употребляются имена существительные в дательном падеже?

- Сколько всего предлогов в дательном  падеже?

- Хорошо, значит с существительными в каком падеже мы сегодня будем работать?

- Так как будет звучать тема нашего урока?

- А какую цель мы с вами поставим на данный урок?

- Скажите, что вы уже знаете о дательном падеже?

- Всё верно. Но мы с вами продолжим знакомится с дательным падежом.

Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Высказывают предположения.

Высказывают гипотезы.

Формулируют тему урока.

Ставят учебную задачу.

Самопроверка по образцу

Открытие нового (знания, способа действия) 

 

 Работа по учебнику.

Учебник, с.46-47

Даёт задание ученикам: выполнить задание с.46 упр.82

- По каким признакам вы определяли падеж имён существительных?

Давайте составим схему по правилу с.47

- А теперь идём дальше. Найдите упр. 83. Прочтите задание.

- Что вам надо сделать?

- Верно, прочесть и назвать басни. Но перед этим посмотрите, у вас под предложениями написана фамилия авторам – Крылов Иван Андреевич. Посмотрите на слайд, вот так он выглядит.

- Как вы думаете почему его называют баснописцем?

- Кто знает, из какой басни первое предложение? (слайд с названием басни и иллюстрацией)

- Басня всегда чему-то учит, чему учит эта басня?

- А второе предложение из какой басни?

- Верно, третье предложение из какой басни?

- А чему учит эта басня?

- И осталось последнее предложение, из какой оно басни?

- Молодцы! А теперь найдите в предложениях имена существительные в дательном падеже и поставьте к ним вопрос от выделенного слова.

- Кто нашел?

- Верно, кто ещё нашел?

- Правильно, следующие?

- А кто нашел в последнем?

- Хорошо, молодцы. Теперь надо списать данные предложения, вставляя пропущенные буквы, устно подбирайте к ним проверочные слова. (Самостоятельное списывание)

Проверка

- Проверяем, кто объяснит первое предложение?

- Как узнать, что пишется суффикс ек: при изменение слова буква гласного выпадает: есть (что?) кусочек

нет (чего?) кусочка

Слайд

- Выпадает буква гласного, значит пишем суффикс – ек.

- Хорошо, а теперь найди в этом предложении имена существительные в дательном падеже и докажи.

- Подпишите, укажите падеж над этим существительным, выделите окончания.

- Кто объяснит пропущенные орфограммы во втором предложении?

- А теперь в этом предложении найди имена существительные в дательном падеже и докажи.

- Подпишите, укажите падеж над этим существительным, выделите окончания.

- Верно, теперь объясните пропущенные орфограммы в третьем предложении.

- В этом предложении кто найдет имена существительные в дательном падеже?

- Подпишите, укажите падеж над этим существительным, выделите окончания.

- И кто объяснит пропущенные орфограммы в последнем предложении?

- И в этом предложении давайте найдём имена существительные в дательном падеже. Кто нашёл?

- Подпишите, укажите падеж над этим существительным, выделите окончания.

Вывод:

- По каким признакам мы определяем дательный падеж имён существительных?

- Верно. Ребята, посмотрите над словом «подходит» стоит цифра 2. Что это значит, что надо сделать?

- Кто пойдёт к доске и выполнит разбор слова по составу?

- А все остальные производят разбор слова в рабочей тетради.

- Верно, молодец. Выполняя данное задание,  мы с вами закрепляли полученные знания по новой теме урока. И многие уже легко находят имена существительные в дательном падеже.

Выполняют упражнение. Один ученик у доски.

- Падеж имён существительных мы определяли по вопросам, предлогам и окончаниям.

Делают выводы. Заполняют схему.

Читают, определяют задание.

Ответы детей.(Его называют баснописцем потому, что он писал басни.)

- Ворона и лисица.

- Слон и Моська

Ответы детей.

- Стрекоза и Муравей

- Вороне – имя сущ. в дательном падеже. Вопрос можно задать от глагола «послал». Послал (кому?) вороне.

- К дереву – имя сущ, в дательном падеже. Вопрос можно задать от глагола «подходит». Подходит (куда?) К дереву.

- По улицам – имя сущ., в Д. п. Вопрос задаётся от слова водили. Водили (по чему?) по улице.

- К Муравью – имя сущ,. Д. п. Вопрос задаём от глагола ползёт. Ползёт (к кому?) к муравью.

- «Вороне» в корне: непроверяемый безударный гласный звук. Словарное слово.

- кусочек – в суффиксе. Непроверяемый безударный.

 Задаем вопрос от выделенного глагола «послал» к имени существительному: послал (кому?)  вороне, значит имя существительное – вороне стоит в дательном падеже, так как к имени существительному задаём вопрос дательного падежа и окончания видим тоже дательного падежа.

- «(к) дереву» -в корне слова.

- проверить можно словом «дерево». Мы слышим букву «е».

- Задаем вопрос от выделенного глагола «подходит» к имени существительному: подходит (к чему?)  к дереву, значит имя существительное – (к) дереву стоит в дательном падеже, так как к имени существительному задаём вопрос дательного падежа и окончания видим тоже дательного падежа.

- «(по) улицам» - орфограмма  пропущена в корне слова. Пропущена буква «и». Улица - это словарное слово, надо запомнить.

-  В слове «водили» орфограмма пропущена в корне слова. Чтобы проверить безударную гласную в корне надо подобрать слово, в котором ударение будет падать на гласную «о» - водит.

- Задаем вопрос от выделенного глагола «водили» к имени существительному: водили (по чему?)  по улицам, значит имя существительное – (по) улицам стоит в дательном падеже, так как к имени существительному задаём вопрос дательного падежа и окончания видим тоже дательного падежа.

- В слове «Муравью» - пропущен «ь» разделительный знак в корне слова.

- в слове «ползёт» пропущена буква «о». Орфограмма пропущена в  корне слова. Проверим словом – ползать.

- Задаем вопрос от выделенного глагола «ползёт» к имени существительному: ползёт (к кому?)  к Муравью, значит имя существительное – (к) Муравью стоит в дательном падеже, так как к имени существительному задаём вопрос дательного падежа и окончания видим тоже дательного падежа.

- Дательный падеж имён существительных мы определяли по вопросу, предлогу, окончанию.

- Цифра 2 означает, что данное слово надо разобрать по составу.

- В слове «подходит» -  ит – окончание, подход – основа слова, ход – корень, под -  приставка,

Следит за высказываниями детей, помогает сделать правильные выводы.

Проверка, оценка учителем

Физкультминутка

Физкультминутка

Проводит физминутку.

Я пришел к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,

Как вчера, пришел я снова,

Что душа все так же счастью

И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду

На меня весельем веет,

Что не знаю сам, что? буду

Петь, – но только песня зреет. ( А.Фет)

Выполняют упражнения, показывает один учащийся.  

Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным

Работа по учебнику в парах. Учиться применять правила

Учебник, с. 47

Организует работу в парах, используя задание с.47, упр.84

- Встретились ли вам имена существительные в дательном падеже?

- В каком еще падеже встретились имена существительные?

Работая в парах, дети записывают

Выполняют задание учителя, проверяют работы своих одноклассников.

Наблюдает за работой в парах. Взаимопроверка.

При проверке оценивает работу учащихся.

Подведение итогов.

 Итоговая рефлексия учебной деятельности. Задание на дом.

Итоговая рефлексия учебной деятельности. Выяснить, как поняли тему урока. Оценить свою работу на уроке и своих товарищей.

- Что узнали об именах существительных в дательном падеже?

- Чему научились?

Надеюсь вы  следовали нашему девизу: «Ждёт нас удача  всегда впереди!» Вы сделали вывод?

Оценим  свою работу. Рефлексия «Смайлик»

Задание на дом. 

С. 47, упр.85. Правило выучить.

Отвечают на вопросы кому? чему?, употребляются с предлогами к, по.)

Научились находить имена существительные в дательном падеже, определять падеж имен существительных.

Дети дают ответ.

Выбирают смайлик.

Оценивают свою работу на уроке.

Оценивает работу учащихся на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка (УМК «Школа России», 3 класс) Тема: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Воспитывать любовь к природе и всему живому, совершенствовать умения распознавать имена существительные, отличать существительные одушевлённые  от неодушевлённых...

Технологическая карта урока русского языка (УМК «Школа России», 3 класс) Тема: Обучающее изложение

Развивать умение передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными орфограммами...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Глагол". 3 класс

Цели: 1)актуализировать знания о глаголе как части речи;            2)расширить представление учащихся о значении глагола...

Конспект и презентация к уроку русского языка по теме "Дательный падеж" 4 класс

Конспект и презентация к уроку русского языка по теме "Дательный падеж" 4 классОбразовательная программа  "Школа 2100"Урок направлен на развитие умений устанавливать признаки дательного падежа и ...

Технологическая карта урока русского языка по ФГОС в 4 классе (УМК «Планета знаний» Тема урока: Безударные падежные окончания имен существительных во множественном числе.)

Данный урок был проведен в 4 классе по УМК"Планета знаний"по ФГОС. Цель урока:формировать умения правописания падежных окончаний имён   существительных  множественного числа в...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Дательный падеж", 3 класс

Урок подготовил:   учитель начальных классов Малышенко Инна Николаевна   - 3 класс МБОУ «Гимназия №5»  г. Норильск, Красноярский крайУМК: Перспектива Предмет: Русс...