Приставка как часть слова
план-конспект урока по русскому языку

Геворгян Ангелина Сергеевна
План - конспект урока русского языка: "Приставка как часть слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pristavka_kak_chast_slova.docx33.83 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Приставка как часть слова»                                                                                                  

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.

Цель урока: Создать условия для усвоения учащимися представлений о приставке как части слова, умении применять её правильно на практике.

Задачи урока:                                                                                                                    

Личностные: содействовать выявлению понятия «приставки», умению правильно их применять на практике.

Познавательные: содействовать формированию знаний учащихся о приставке как части слова, организовать наблюдение за лексическим значением приставок, научить выделять ее из состава слова, употреблять в словах.
Регулятивные: содействовать формированию умения оценивать свою работу и работу одноклассников на основе заданных критериев.              

Коммуникативные: содействовать формированию умения выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач ( диалог, устные монологические высказывания) с учетом разных видов речи и ситуаций общения.                                                                                  

                                                           Ход урока                

Этапы урока

               Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.

Организационно-мотивационный

Здравствуйте ребята, меня зовут Ангелина Сергеевна,  сегодня урок русского языка  проведу у вас я.                                                         Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок.
Все ль на месте, все ль в порядке?
Книги, ручка и тетрадки?

Пожалуйста, присаживайтесь.

Ребята, давайте сделаем рекламу урока.

Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?                                                              Ребята, я надеюсь, что сегодня все будут активными и после урока у всех будет отличное настроение.

Приветствуют учителя-студента. Проверяют готовность к уроку.

Отвечают на вопрос учителя: Познавательным, интересным, творческим…

II. Чистописание

- Наш урок я бы хотела начать с загадки.

Отгадайте:

То я в клетку, то в линейку,

Написать на мне сумей-ка,

Можешь и нарисовать.

Что такое я…(тетрадь)

- Откройте тетради, запишите дату сегодняшнего урока, классная работа, выделите орфограммы.                                                    

Для минутки чистописания я вам предлагаю буквосочетание – оро -

- Что мы знаем про это буквосочетание? В каких  словах  оно встречается? (в словарных).

Учащиеся отгадывают загадку предложенную учителем, записывают число в тетрадях, выполняют работу чистописания.

III. Словарная работа

- Какие словарные  слова с этим буквосочетанием вы можете назвать?

- Давайте запишем слова, которые обозначают названия животных и птиц?

(сорока, ворона, воробей, корова) 

- Проверьте правильность написания этих слов; у кого все слова написаны, верно, тот на полях своей тетради ставит знак «+», у кого неверно 1 слово тот ставит «+ и –».

Выполняют в рабочих тетрадях словарную работу, производят самооценку.

IV.  Актуализация знаний

- В какой части слова находится буквосочетание - оро-?

(в корне).

- Что такое корень?

- А какие части слова слов вы знаете? (суффикс, окончание)

- Что такое суффикс, окончание?

- Может ли слово быть без суффикса, окончания, а корня?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя - прием диалогового общения.

V.

Работа по развитию речи

- Ребята я приготовила для вас предложение, но оно разлетелись на части, помогите мне их восстановить.                                                                

– Запишите предложение, которое у вас получилось.. Выделите изученные орфограммы ( 1-н учащийся работает со словами у доски).

http://festival.1september.ru/articles/573270/img4.gif

– Найдите и подчеркните главные члены предложения.

Учащиеся выполняют проблемное задание.

VI. Первичное усвоение знаний

– Выпишите глагол (летят)                                                     – Определите корень- (лет)                                                                   – Образуйте однокоренные глаголы от данного с корнем -лет– и –лёт-

– Ребята давайте проведем наблюдение, как образуются слова.

Картинки где птицы ( прилетают, улетают и др).

Используйте данные части.

– Что нужно сделать, чтобы новое слово получилось? (приставить часть, присоединить)

при – , у – , на – , от – , под – , пере – , с –

(Соединяют на доске, пишут в тетради.)

– Обратить внимание, приставляемая часть пишется слитно со словом.

– Объясните смысл слова (сразу после записи)

прилетят – появятся
улетят – исчезнут
налетят – соберутся вместе
отлетят – отсоединятся ото всех
подлетят – приблизятся
перелетят – переместятся с одной ветки на другую
слетят – переместятся, пропадут

– Как образовывали новые слова? (приставляли части, присоединяли)

– Эта часть слова называется приставкой и выделяется знаком ¬

– Определите её место в схеме состава слова.

(перед корнем – на магнитной доске)

– Выделите приставки в словах.

img5.gif (3311 bytes)

Обобщение: – Какая часть слова называется приставкой?

– Для чего служит приставка?

– Как пишется со словом?

Прочитать правило на с. 145.

– Обратите внимание, приставки разные, но пишутся всегда слитно.

Работают над предложенным заданием, записывают слова в тетрадь -объясняют их смысл, формулируют правило приставки.

VII. Физкультминутка

- Мы с вами немного устали, давайте встанем из-за парт и проведем физкультминутку.

Все движения разминки повторяем без запинки! 
Эй! Попрыгали на месте. 
Эх! Руками машем вместе. 
Эхе - хе! Прогнули спинки, 
Посмотрели на ботинки. 
Эге – ге! Нагнулись ниже 
Наклонились к полу ближе. 
Повертись на месте ловко. 
В этом нам нужна сноровка. 
Что, понравилось, дружок? 
Скоро будет вновь урок! 

Выполнение учащимися физических упражнений.

                                               

VIII. Первичное закрепление знаний

– Определим алгоритм нахождения приставки.                                                                              – Можно ли сразу назвать приставку?

                        Нарисовать                                                        – Какую часть слова нужно сначала найти?

Придумайте родственные, однокоренные слова. Выделите корень.                                                                                 – Можем ли мы теперь назвать приставку? Выделите.                                                                                                      – Образуйте новые слова с корнем –рис– , но с другими приставками.

Работайте в парах. (срисовать, дорисовать, зарисовать, …)

Обобщение: – Какая последовательность действий должна быть,   чтобы правильно определить приставку?

(Подобрать однокоренные слова, выделить корень, приставку)

http://festival.1september.ru/articles/573270/img1.gif  расставьте по порядку.

– Прочитаем алгоритм по учебнику с. 145.

Учащиеся выполняют работу в парах.

IX. Самостоятельная работа

- Ребята, я надеюсь, что все вы поняли, что означает приставка в слове и какую роль она играет при написании слов.

- Для того чтобы вы закрепили свои знания, я предлагаю вам открыть учебники на стр. 143 и выполнить упр.1.

Проверяем как выполнили задание, оцениваем свою работу.

Учащиеся читают задание и выполняют его самостоятельно.

X. Итог урока

 - Что нового вы сегодня узнали на уроке?

 - Мы достигли цели урока –научились определять что такое приставка и для чего она нужна? 

- Ребята, давайте подведем итог нашего урока, поднимите карандаш зеленого цвета те, у кого все получилось на уроке, вы хорошо поняли тему. И желтый карандаш те, у кого возникали затруднения и ему понадобиться помощь по этой теме. Спасибо за урок, до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку в 3 классе по теме: Приставка - Значимая часть слова"

Конспект открытого урока русского языка в 3 классе по теме : "Приставка -  значимая часть слова".  Урок закрепления знаний....

Приставка как часть слова.

конспект урока по русскому языку во 2 классе...

Приставка - значимая часть слова

Презентация к уроку русского языка во 2 классе УМК " Гармония"...

Урок русского языка во 2 классе "Приставка как часть слова"

Данный урок первый в теме "Приставка как часть слова", представлен с презентацией....

приставка как часть слова

Научить детей находить приставку среди других частей речи;Учащиеся должны научиться формулировать учебную задачу урока; отвечать на поствленные вопросы...

Урок русского языка по теме: "Приставка как часть слова"

Урок проведён во 2 классе в системе "Школа - ХХI века". Цель урока: обобщить знания детей о частях слова и познакомить с новой частью слова - приставкой. К уроку составлена призентация....

Урок русского языка по теме: "Приставка как часть слова"с презентацией на интерактивной приставке "Mimio Studio", 2 класс, программа "Начальная школа XXI века"

Цель урока: Сформировать новые знания и умения по теме: Приставка как часть слова.Задачи:- образовательные:1. Сформировать понятие приставки, как части слова, которая стоит перед корнем и служит...