Система обучения грамоте
материал по русскому языку (1 класс)

Младший школьный возраст - это период в жизни ребёнка шести до 10 лет, когда он проходит обучение в начальных классах. В начальных классах дети приступают к познанию начала наук. Главная задача младшего школьника заключается в успешном обучении в школе. Чтение включает в себя две стороны: одну, которая находит своё выражение в движение глаз и в рече-звуко-двигательных процессах, и другую, выражающуюся в движении мыслей, чувств, намерений читающего, вызванных содержанием прочитанного. В процессе обучения чтению звуковая и визуальные формы слова связываются его смысловые содержанием в идеальный образ. Тренировки на звукослияние и звукосочетание приводит к тому, что ребёнок усваивает формальные законы построения слов русского языка и обучается легко и бегло читать вслух, абсолютно не понимая смысла читаемого текста. К концу обучения грамоте первоклассники должны не только приобрести базу и фонетические знания и умения, необходимые для владения элементарным чтением и письмом, но и сделать шаги в лингвистическом развитии, приобрести первоначальное представление о языке и речи. Проблема обучения чтению - одна из важнейших проблем педагогического  процесса и она всегда привлекала к себе внимание психологов и педагогов. Вопросами неуспеваемости младших  школьников и проблемой развития читательской деятельности учащихся занимались многие отечественные авторы: П.П. Блонский, Д.Б. Эльконин, Н.А. Менчинская, Л. С. Славина, С.М. Тромбах, Т.Г. Егоров, Г.Н. Кудина, Г.А. Цукерман. Эти проблемы также рассматривались многими зарубежными исследователями М. Коулом , Дж. Мортоном и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_obucheniya_gramote_-_kopiya.docx48.17 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

Младший школьный возраст - это период в жизни ребёнка шести до 10 лет, когда он проходит обучение в начальных классах. В начальных классах дети приступают к познанию начала наук. Главная задача младшего школьника заключается в успешном обучении в школе. Чтение включает в себя две стороны: одну, которая находит своё выражение в движение глаз и в рече-звуко-двигательных процессах, и другую, выражающуюся в движении мыслей, чувств, намерений читающего, вызванных содержанием прочитанного. В процессе обучения чтению звуковая и визуальные формы слова связываются его смысловые содержанием в идеальный образ. Тренировки на звукослияние и звукосочетание приводит к тому, что ребёнок усваивает формальные законы построения слов русского языка и обучается легко и бегло читать вслух, абсолютно не понимая смысла читаемого текста. К концу обучения грамоте первоклассники должны не только приобрести базу и фонетические знания и умения, необходимые для владения элементарным чтением и письмом, но и сделать шаги в лингвистическом развитии, приобрести первоначальное представление о языке и речи. Проблема обучения чтению - одна из важнейших проблем педагогического  процесса и она всегда привлекала к себе внимание психологов и педагогов. Вопросами неуспеваемости младших  школьников и проблемой развития читательской деятельности учащихся занимались многие отечественные авторы: П.П. Блонский, Д.Б. Эльконин, Н.А. Менчинская, Л. С. Славина, С.М. Тромбах, Т.Г. Егоров, Г.Н. Кудина, Г.А. Цукерман. Эти проблемы также рассматривались многими зарубежными исследователями М. Коулом , Дж. Мортоном и др.

Актуальность работы обусловлена тем, что период обучения грамоте- важная составная часть всей системы изучения русского языка в общеобразовательной школе. От того насколько содержательно, эффективно и интересно пройдет для малышей обучение на данном этапе, зависит успешность всего последующего освоения русского языка. "Обучение грамоте" - первый учебный предмет, с которым знакомиться ребёнок, пришедший в школу. Это значит, что именно на "Обучение грамоте" в первую очередь ложиться реализация положений системно-деятельностного подхода, лежащего в основе республиканского государственного образовательного стандарта начального общего образования: учет индивидуальных, возрастных и психологических особенностей обучающихся, роль и знания видов. При обучении грамоте начинается работа по формированию у детей общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной ориентировки, а также развитию мелких мышц рук. обучение осуществляется в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, организации дидактических игр.

Цель работы. Изучить методику обучения грамоте младших школьников в условиях школьного учреждения.

Задачи исследования:

1.Провести анализ литературы по проблеме исследования;

2.Изучить научные основы обучения грамоте;

3.Рассмотреть приемы анализа и синтеза;

4.Изучить периоды обучения грамоте детей младшего школьного возраста;

5.Изучить организацию работы на уроках обучения грамоте;

5

1.Обучение грамоте как составная часть русского языка.

1.1.Период обучения грамоте.

Обучение грамоте – особая ступень овладения первоначальными умениями письма и чтения (стартовая площадка в овладении ребёнком всей школьной премудрости: «Сперва аз да буки, а там и науки»).

Задачи периода обучения грамоте:

  1. сформировать элементарный навык чтения и письма;
  2. развитие фонематического слуха

Обучение грамоте является составной частью обучения русскому языку. В процессе обучения грамоте развиваются речевые навыки учащихся, они приобщаются к чтению литературы, начинают формироваться основные языковые понятия, простейшие орфографические и грамматические умения, то есть методика обучения грамоте тесно связана с другими разделами методики: грамматика, орфография, орфоэпия, и др. С приходом в школу в речевом развитии ребёнка происходят существенные изменения.[1]

1. Возрастает волевой фактор: ребенок говорит не потому, что его побуждают окружающие обстоятельства, так называемая ситуация, а потому, что требует учитель, сам учебный процесс.

Создавая на уроке непринуждённую обстановку беседы, учитель смягчает резкость перехода, но речь в учебном процессе теряет в основном ситуативность и переходит в сферу волевую.

2. Появляется письменная речь.

3. Большое место начинает занимать монологическая речь.

4. В школе речь становится объектом изучения.[2]

На каждый урок отводится две страницы "Азбуки" (или разворот), которые содержат материалы разных видов:

  • Текстовый материал: столбики слов, предложения, тексты для чтения.
  • Иллюстративный материал: предметные картинки, сюжетные картинки
  • Внетекстовые элементы (схемы слов и предложений, слоговые таблицы, лента букв). Назначение ленты букв - систематизация изученных звуков и букв.
  • Занимательный материал: ребусы, "рассыпанные" слова, "цепочки" слов, скороговорки и т.д. Главное назначение игрового материала - воспитывать у детей интерес к родному языку, способствовать развитию их речи и мышления.

Содержание делится на два блока:

1 блок – основные языковые понятия( речь (устная, письменная), предложение, слово, слог, ударение, звук, гласный-согласный, гласный –ударный, безударный, согласный твёрдый-мягкий, звонкий-глухой)

2 блок – все буквы и звуки русского языка, учимся плавному слоговому чтению, списыванию с печатного и рукописного текстов, письму под диктовку

Обучение грамоте делится на 2-3 этапа:

1 этап – добуквенный (добукварная подготовка)

Продолжительность от 2-3 уроков до 2 месяцев.

С чем знакомимся? (языковые понятия)

Предложение – это несколько слов, связанных между собой по смыслу и выражающих законченную мысль – схема предложения – её оформление (мысль началась, мысль закончилась), с помощью мыслей выражаем чувства, знаки препинания в конце предложения(?,!, ., …)

Слог - делим слово на слоги разными способами (хлопки, подбородок, скандирование – ребёнок сам выбирает удобный способ)

Ударение – способы постановки ударения: позови слово; ставить ударение на разные слоги, потом выбрать правильный вариант, слово можно спросить: это мАма? Показать разные способы постановки ударения.

Звуки – речевые и неречевые (из этих звуков можно собрать слово?) – собрать слово можно только из тех, что произносит человек.

Гласные – поются, воздух проходит свободно, не встречают преграду – произносим сначала тихо, потом громко, чем громче, тем шире раскрывается рот (гласные – ротораскрыватели), историческая справка – глас, голос

Согласные – не всегда поются, звук встречает преграду, спотыкается, ротосмыкатели, твердые, мягкие и т.д.

Виды деятельности учащихся в подготовительный период:

Фонетическая работа:

  • выделение предложений из речевого потока;
  • выделение отдельных слов в предложении;
  • скандирование слов, выделение слогов;
  • сравнение по размеру предмета и слова;
  • выделение ударного слога;
  • подбор слов к слоговой или звуковой схеме;
  • упражнения в звукоподражании;
  • выделение первого (последнего) звука в слове;
  • подбор слов на определенный звук (с учетом твердости-мягкости);
  • выделение каждого звука в слове;
  • определение на слух количества звуков в слове;
  • выделение в слове гласных (согласных) звуков;
  • объединение в пары слов с одинаковым гласным звуком (жук-ключ, сыр-дым)

2 этап – буквенный

Начинается с первой буквы, не в алфавитном порядке.

На данном этапе проводятся уроки двух типов:

  • введение нового звука,
  • урок закрепления.

Структура урока введения новых звуков и букв

1-й этап: Звуковой (слого-звуковой) анализ слов.

Задачи: научить анализировать звучащее слово, вычленять и характеризовать звуки, т.е. развивать фонематический слух у детей.

2-й этап: Знакомство с новой буквой.

Задачи: овладение детьми представлением о знаковой природе букв, усвоение норм графики, овладение зрительным образом печатных букв.

3-й этап: Чтение слогов-слияний (СГ) с новой буквой.

Задачи: научить слитному прочтению СГ с ориентацией на букву гласного; формировать способ обозначения твердости и мягкости согласных с помощью букв гласных.

4-й этап: Чтение слов с новой буквой.

Задачи: формирование первоначального механизма чтения; понимание лексического значения слов; грамматико-орфографическая пропедевтика.

5-й этап: Чтение букварного текста.

Задачи: формирование механизма чтения и приемов понимания прочитанного; овладение общим способом работы с любым текстом; организация продуктивного многочтения.

Трудности первоклассников:

Звукослияние – смотрим на вторую букву, она командует, как будем произносить первую.

Регрессии – это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного (тормозят скорость чтения).

Антиципация – предвосхищение, смысловая догадка (на первых этапах – ошибки при чтении).

3 этап - послебукварный

Детям предлагаются для чтения отрывки из известных произведений. Уроки заключительной части готовят детей к урокам литературного чтения и по структуре и содержанию аналогичны им: подготовка к восприятию текста, знакомство с текстом, анализ прочитанного. Здесь важно работать над такими качествами навыка чтения как правильность и сознательность. Выразительность и беглость уходят на второй план.

Обучение письму – это, прежде всего, выработка графического навыка. Особенности графического навыка состоят в том, что данный навык, с одной стороны, является двигательным (механическим), а с другой – сознательным.

Сознательный характер письма состоит в следующем:

а) в правильном соотнесении звука и буквы; б) соблюдении ряда графических и орфографических правил; в) в использовании письменного навыка для передачи своих собственных мыслей и чувств.

Основная цель – формирование графически правильного, четкого и достаточно скорого письма.

Достижение этой цели зависит от решения следующих задач:

  • ознакомление с правилами посадки и владения инструментами;
  • ориентировка на странице прописей и тетради;
  • ознакомление с начертаниями букв, их воспроизведение;
  • письмо слогов, слов и предложений с соблюдением наклона и одинаковой высоты, пропорций букв;
  • обучение безотрывному (по возможности), ритмичному и скорому письму;
  • предупреждение искажения при написании букв;
  • исправление индивидуальных недостатков почерка у отдельных учеников.

Методы обучения письму:

Копировальный метод – обведение букв, напечатанных в специальных тетрадях точками, бледными чернилами или написанных учителем карандашом; письмо через кальку или полиэтиленовую пленку.

Линейный метод – использование точных и всегда одинаковых расстояний между элементами букв, точные пропорции высоты и ширины буквы и ее частей. Пропорции буквы ребенок осваивает в ходе анализа формы буквы, далее закрепляет их в процессе письма.

Генетический метод – буквы изучаются в порядке от графически простой по форме к графически более сложной.

Ритмический (тактический) метод – письмо под счет, в одинаковом для всех учащихся темпе, ритме.

Метод Карстера заключается в прописывании специальных росчерков, что способствует развитию движений руки: пальцев, кисти, предплечья. При этом также формируется умение пользоваться направлением, пространством листа, и развивается свобода и легкость движения руки.[3] 

Таким образом, в практике обучения наилучшие результаты достигаются путем разумного сочетания названных методов на определенных этапах обучения письму

11

1.2. Современное обучение грамоте и её совершенствование.

Хорошо известно, что сегодня в первый класс приходят дети с разным уровнем дошкольной подготовки. Так, одни умеют читать, а другие не знают букв, у одних в той или иной степени развит фонетический слух, а у других – нет. Поэтому второе условие продуктивного обучения грамоте – учёт различий в дошкольной подготовке первоклассников. При этом важно не затормозить движение вперёд ни одной из категорий учащихся. Обучение должно быть одновременно доступным каждому и стимулирующим у всех познавательный интерес.

Без соблюдения названных условий трудно рассчитывать, что на первом этапе школьной жизни ребёнка удастся его обучение, развитие и воспитание слить в единый органичный процесс. Достижение же такого слияния – одна из задач современной школы. На решение указанной задачи и нацелена данная программа. Раскроем содержание, которое вкладывается в ней в каждое из названных направлений учебной работы.

Обучение предполагает первоначальное знакомство детей с необходимыми лингвистическими понятиями и формирование на их основе осознанных, а потому контролируемых различных умений. Центральное место среди этих умений занимают те, которые обеспечивают четыре вида речевой деятельности: чтение, письмо, говорение, слушание.

Под развитием понимается, во-первых, становление у школьников лингвистического мышления – способности осознавать речь, предложение, слово, звук как предмет наблюдения и изучения, выполнять с различными средствами языка операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения; во-вторых, совершенствование у детей природной  языковой интуиции, склонности к догадке; в-третьих, зарождение у них умения учиться, а для этого – ориентироваться в букваре и прописях и полноценно работать с ними.

Воспитание связывается, прежде всего, с привитием интереса к учению, в частности к урокам чтения и письма, с формированием у учащихся желания научиться хорошо читать, писать, говорить и слушать, чтобы использовать все умения в практике общения с людьми, при самостоятельном (по собственной инициативе) обращении к книгам.

Специфика уроков обучения грамоте состоит в том, что с них фактически начинаются сразу два курса: литературного чтения и русского языка. Эффективность освоения каждого из этих курсов во многом будет зависеть от содержания и способов подготовки учеников в период обучения грамоте, поскольку на этом этапе должны быть не только сформированы элементарное чтение и письмо, но и заложены основы необходимых в дальнейшем знаний и умений – читательских, речевых, фонетико-графических, орфографических и др.[4]

Данная программа обеспечивает:

  • появление у первоклассников некоторых знаний о речи, её назначении, главных качествах, видах, правилах общения и опыт применения этих знаний в речевой практике;
  • формирование представлений об основных единицах языка (о предложении, слове, слоге, звуке), освоение способов их вычленения, а также наблюдение за использованием этих единиц в речи;
  • фонетические знания (о звуках гласных и согласных, о гласных ударных и безударных, о согласных твёрдых и мягких, парных по твёрдости-мягкости и непарных, о согласных глухих и звонких, парных по глухости-звонкости и непарных) и на их основе развитие умения выполнять частичный и полный звуковой анализ слова;
  • формирование механизма плавного слогового чтения и постепенный переход к осознанному чтению целыми словами;
  • первоначальное введение в мир детских книг и мотивацию самостоятельного обращения к ним;
  • становление каллиграфических умений;
  • знакомство со способами обозначения звуков буквами и освоение основных правил графики обозначения твёрдости-мягкости согласных и звука [й’ ];
  • знание признаков «опасных при письме мест» и становление орфографической зоркости – умения по освоенным признакам обнаруживать (на слух прогнозировать) орфограммы (термин не употребляется);
  • знакомство с несколькими традиционно изучаемыми в этот период орфографическими правилами: оформления границ предложений и слов, написания большой буквы, ударных сочетаний жи 2–ши 2 и др., переноса слов. Ведущий метод обучения грамоте (как чтению, так и письму) – звуковой аналитико-синтетический, введённый в отечественную методику ещё К. Д. Ушинским.

Основные особенности данной программы.

  1. Направленность на комплексное решение задач обучения, развития и воспитания детей с учётом разного уровня их дошкольной подготовки.
  2. Усиление внимания, по сравнению с традиционным подходом, во-первых, к мотивации обучения чтению и письму, а во-вторых, к тем направлениям работы, которые готовят учеников к курсу русского языка: формированию ряда речевых, фонетико-графических и орфографических умений; среди последних особое место занимает умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью.
  3. Увеличение, по сравнению с традиционным, объёма речевой и фонетической работы, а также подготовки к овладению написанием букв в добуквенный период обучения грамоте.
  4. Целенаправленное знакомство с фонетико-графической системой языка.
  5. Последовательное формирование речевых, фонетико-графических и орфографических.
    В период обучения грамоте ребенок начинает осваивать новые ситуации, отношения, виды деятельности, требующие от него выбора соответствующих новым обстоятельствам языковых средств. По этой причине задачи обучения грамоте не ограничиваются обучением детей чтению и письму, они ориентированы и на успешную адаптацию каждого ребенка к новым условиям его жизнедеятельности.[5]
    Комплект рассчитан на работу с читающими и нечитающими детьми.
    Обучение чтению строится на принятом в русской методике 
    аналитико-синтетическом звуко-буквенном методе. Чтобы обеспечить продуктивное формирование навыков чтения, задания "Азбуки" составлены с учетом нейропсихологических и физиологических возрастных особенностей первоклассников: недостаточности развития внутренней речи, внутреннего плана действий, малого опыта активной работы речевых центров левого полушария и центра, связанного с перекодированием. Поэтому на первом, самом трудном этапе введено опосредованное чтение при считывании смысла рисунков, пиктограмм, схем слов и предложений, при перекодировании разнообразных шифров, при разгадывании ребусов, загадок, кроссвордов и пр.  (1) (такими заданиями изобилует и первая тетрадь по чтению).

Это дает возможность детям постепенно войти в мир чтения. Существенно ускоряют навык качественного чтения включение игровых заданий по опережающему изучению букв; смысловой анализ текстов, смысловой и грамматический анализ слов и предложений, что обеспечивает естественное многократное возвращение ребенка к прочитанному. Впервые дети перечитывают не по приказу: "Прочитай пять раз, чтобы от зубов отскакивало", а по естественным мотивам: выполняя разнообразные задания, отвечая на вопросы по содержанию предложения или текста. То же относится и к письму. Механическая работа - многократное переписывание элементов букв, букв, слов - является необходимым средством для выполнения интересных для ребенка заданий.

Тетради по чтению "Я читаю" разработаны в полном соответствии с содержанием "Азбуки".Тетради по чтению «Я читаю» выпускаются в комплекте с «Азбукой».[6] Они помогают первоклассникам расширить опыт чтения, активизировать словарь, получить знания об окружающем мире и литературе, а также развить психофизиологические функции, необходимые для чтения.[7] 

Назначение тетрадей по письму (прописи): научить детей правильной графике, технологии письма под диктовку, списыванию, развить у детей способность к самоконтролю. Основной метод обучения письму: анализ, сравнение схожих и противоположных случаев написания и перенос полученного опыта в новые условия. Прописи позволяют овладеть основами графического письма в идеальном для каждого ребенка режиме и открывают возможность для успешного обучения русскому языку. Написание букв развивает мелкую моторику, способствует лучшему запоминанию алфавита и повышает грамотность.[8]

Предметные картинки используются для подбора слова, в процессе звукового анализа которого выделяется новый звук, а также для проведения лексических и логических упражнений.

Сюжетные картинки содействуют прояснению смысла прочитанного, позволяют организовать работу по составлению предложений и связных рассказов. Для упражнений в связном рассказывании на отдельных страницах специально помещены серии рисунков.

Для отработки техники чтения предлагается разнообразный текстовой материал: столбики слов, предложения и тексты для чтения. Кроме текстового материала и иллюстраций учебные книги содержат внетекстовые элементы(схемы слов и предложений, слоговые таблицы и лента букв), которые способствуют выработке техники чтения, а также развитию речи и мышления.

В учебниках широко представлен разнообразный занимательный материал: «цепочки» слов, «рассыпанные» слова, ребусы, скороговорки, пословицы, загадки и т.д. Главное назначение игрового материала – воспитывать у детей любовь и интерес к родному языку, способствовать развитию их речи и мышления.

Одним из центральных принципов программы обучения грамоте является достаточно долгий этап звукового анализа, предшествующий этапу введения букв и обеспечивающий исходную лингвистическую ориентацию детей в языке. Этот общий позиционный принцип русского языка и определяет в последующем порядок изучения букв в букварный период.

16

1.3.Современная система обучения грамоте и её реализация в действующих УМК.

Многие педагоги и психологи работали над проблемой подготовки детей к обучению грамоте. Большой вклад внес К.Д. Ушинский, предложивший новый метод обучения – от звука к букве, т.е. разработал аналитико-синтетический метод. Этот метод обеспечивал сознательное обучение чтению, а не механическое заучивание.[9] Последователи К.Д. Ушинского конкретизировали его метод, устраняя некоторые недостатки.

В основе современных технологий лежит метод Д.Б. Эльконина он, как и Ушинский К.Д., считал, что в основе подготовки к обучению грамоте должна быть работа со звуками человеческой речи. Эльконин подошел к созданию методики не только с точки зрения практического результата, а с точки зрения перспективы всего последующего развития ребенка. В основу метода была положена теория поэтапного формирования умственной деятельности предложенной Гальпеиным (умственные действия должны начинаться с этапа материального).

Была найдена материализованная исходная форма звукового анализа слова. Ребенок получал карточку с изображением предмета, под карточкой – схема звукового состава (по числу звуков). Кроме карточек ребенок получал фишки. С помощью взрослого на основе проговаривания ребенок постепенно выделял звуки, обозначая их фишками. Сначала детям давались одноцветные фишки, затем после понятия согласных и гласных звуков – фишками красного и синего цветов.. При формировании представлений о твердых и мягких согласных показывалась их разница и включались фишки зеленого цвета. В последующем схема убиралась, оставалась только картинка и фишки, шел звуковой анализ слова вслух, далее в уме (без карточки). За 12 занятий дети осваивали умение анализировать звуковой состав слова без карточки и без схемы. Затем фишки заменялись буквами.

Д.Б. Эльконин считал необходимостью формирование у детей умения по установлению последовательности звуков в слове, где выделяются все звуки и даются их качественные характеристики. Т.е. метод Эльконина более глубоко вводит детей в звуковую действительность языка.

Таким образом, методика Д.Б. Эльконина отличается от обычной системы обучения тем, что:

  1. Дети, обучающиеся по методу Эльконина, не только овладевают навыком чтения, но и вводятся в звуковую действительность языка, что облегчает последующее усвоение грамматики и орфографию У детей воспитывается особая чувствительность к звучанию и написанию слов и поэтому дети избавлены от ошибок первоклассников (пропуск букв, перестановка букв);
  2. На всех этапах обучения у детей формируются умственные действия;
  3. Обучения по методике Эльконина позволяет всем учащимся с равным успехом переходить с одной ступени на другую, не застревая на этапе слогового чтения. Т.е. по системе Эльконина дети быстрее постигают принцип слияния букв.
  4. У детей формируется интерес к языку и его законам.

Курс "Обучение грамоте"по системе Занкова является интегрированным и дает детям первичные сведения о языке как целостной системе, проявляющейся в речевой деятельности и литературе. Эти сведения являются базовыми для освоения программ "Русский язык" и "Литературное чтение".[10]Высокое общее развитие школьника, которое Л. В. Зан- ков понимает как появление новообразований в психике ребенка, не заданных напрямую обучением, а возникающих в результате внутренних, глубинных интеграционных процессов. Общее развитие есть появление таких новообразований во всех сферах психики: ума, воли, чувств школьника, когда каждое новообразование становится плодом взаимодействия всех этих сфер и продвигает развитие индивидуальности ребенка в целом.[11]
Содержание комплекта по обучению грамоте представляет широкую картину мира. Дети получают первые сведения об истории развития человека и языка, родной страны, о народах мира, о природе, о жизни города и деревни. Они встречаются с героями из сказок, мультфильмов, учат скороговорки, считалки, потешки, загадки, стихи и пр. С первых дней учебы погружаются в удивительный по своему разнообразию и богатству мир человеческих отношений, искусства, знаний.
В период обучения грамоте ребенок начинает осваивать новые ситуации, отношения, виды деятельности, требующие от него выбора соответствующих новым обстоятельствам языковых средств. По этой причине задачи обучения грамоте не ограничиваются обучением детей чтению и письму, они ориентированы и на успешную адаптацию каждого ребенка к новым условиям его жизнедеятельности.
Комплект рассчитан на работу с читающими и нечитающими детьми.

Это дает возможность детям постепенно войти в мир чтения. Существенно ускоряют навык качественного чтения включение игровых заданий по опережающему изучению букв; смысловой анализ текстов, смысловой и грамматический анализ слов и предложений, что обеспечивает естественное многократное возвращение ребенка к прочитанному. При учете особенностей (недостаточности) развития фонематического слуха современных шестилеток в "Азбуке" предложен принципиально новый порядок изучения букв - группами в соответствии с их фонетическими особенностями. Движение идет от наиболее слышимых и менее проблемных звуков к менее слышимым и более проблемным (2). Кроме того, строго выдерживается постепенность в слоговом усложнении слов. Особое место принадлежит в этой работе рубрике "Театр" (3). Посредством разыгрывания пантомим с постепенным включением спонтанных детских высказываний школьники выйдут на осознанное владение средствами устного общения, научатся владеть своим голосом, жестами, мимикой, что прямо связано с пониманием и выразительностью чтения. "Театр" позволяет вспомнить наиболее распространенные сказки, их сюжеты, раскрыть через инсценирование особенности героев. Участие в "Театре" дает важный социальный опыт, помогает установить доброжелательные отношения в классе. Обучение письму является составной частью обучения грамоте. Уроки письма проводятся на материале прописей, где представлены образцы написания букв, их соединений, отдельных слов и предложений, а также содержатся упражнения, направленные на развитие речи и мышления учащихся. В разработках уроков письма нередко дается материал в несколько большем объеме, чем нужно для урока. Это позволяет учителю отобрать необходимый материал с учетом возможностей своего класса. Материал для обучения чтению и письму нужно подбирать таким образом, чтобы он отвечал общей теме урока (странице учебника), но распределялся в соответствии с возможностями каждого ученика. В урок необходимо включать перспективный материал, который доступен сильным учащимся, но содержит элементы, трудные для слабоподготовленных детей.[12]

Демонстрационные таблицы бывают следующих видов:

1) картинный алфавит, помогающий детям запомнить букву;

2) предметные картинки со схемами слов для аналитико-синтетических упражнений;

3) сюжетные картинки для составления предложений и связных рассказов;

4) таблица письменных и печатных букв, используемых на уроках письма.

Слоговые таблицы могут составляться по двум принципам:

а) на основе гласного: ма, на, ра, ка, ба;

б) на основе согласного: на, ну, ни, ны, но и т.д.

Слоговые таблицы используются для чтения слогов и слов ( путем последовательного прочтения 2-3 слогов).

Разрезная азбука состоит из наборного полотна и кассы с кармашками. Она используется как демонстрационное пособие и как раздаточный материал, имеющийся у каждого ученика.

Передвижная азбука представляет собой двойную планку с окошечками (3-5 отверстий) Между планками пропускаются ленты с буквами, порядок которых зависит от цели синтетического упражнения в составлении слогов и слов их изученных букв.

При обучении грамоте используется разного рода раздаточный материал для упражнений в анализе звуковой структуры слов и для составления слогов и слов из букв. Цель его применения – помочь детям в аналитико-синтетической работе. Также не стоит забывать про нормативный толковый словарь общеупотребительной лексики, созданный советским лингвистом С. И. Ожеговым.[13] Словарь помогает правильно писать и произносить слова, расширяет кругозор, приобщают к культуре.[14]

Содержание курса обучения грамоте по программе «Начальная школа XXI века» включает следующие содержательные линии: предложение и слово, звуковой анализ; чтение, письмо, развитие речи.

Цель курса обучения грамоте состоит в том, чтобы заложить основы формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.

Достижение цели и реализация основных линий курса осуществляются в рамках сквозных тем «Слово», «Предложение», «Текст».

Знакомясь с предложением, дети усваивают признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу); учатся произносить и читать предложения с разной интонацией; правильно орфографически и пунктуационно оформлять предложения на письме (писать первое слово с прописной буквы, делать пробелы между словами, ставить в конце предложения точку, восклицательный, вопросительный знак или многоточие); конструировать предложения из слов, рисовать схему предложения.

Основная цель уроков литературного чтения в начальных классах — помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.

Данная программа обеспечивает

• появление у первоклассников некоторых знаний о речи, её назначении, главных качествах, видах, правилах общения и опыт применения этих знаний в речевой практике; формирование представлений об основных единицах языка (о предложении, слове, слоге, звуке), освоение способов их вычленения, а также наблюдение за использованием этих единиц в речи;

  • фонетические знания (о звуках гласных и согласных, о гласных ударных и безударных, о согласных твёрдых и мягких, парных по твёрдости-мягкости и непарных, о согласных глухих и звонких, парных по глухости-звонкости и непарных) и на их основе развитие умения выполнять частичный и полный звуковой анализ слова;
  • формирование механизма плавного слогового чтения и постепенный переход к осознанному чтению целыми словами;
  • первоначальное введение в мир детских книг и мотивацию самостоятельного обращения к ним;
  • становление каллиграфических умений;
  • знакомство со способами обозначения звуков буквами и освоение основных правил графики: обозначения твёрдости-мягкости согласных и звука [й’];
  • знание признаков «опасных при письме мест» и становление орфографической зоркости – умения по освоенным признакам обнаруживать (на слух прогнозировать) орфограммы (термин не употребляется).

25

Заключение

Грамота – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.

Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи.

От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.

Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть из которых приходится на школу.

Взрослым необходимо понимать, что чтение и письмо – сложные навыки, требующие определенного уровня развития ребенка (психологического, физиологического и лингвистического). Речевое и языковое развитие каждого ребенка должно плавно протекать в рамках его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей. Кроме того, когда ребенок начинает читать, взрослые, как правило, перестают читать ему вслух на том основании, что он уже умеет это делать сам. А ребенок самостоятельно еще только осилил одну-две детские книжки и те прочитал в течение длительного времени. Таким образом, чтение малыша неоправданно сокращается именно в то время, когда он по своему умственному и личностному развитию становится способным к осмысленному, эмоциональному восприятию относительно больших и сложных детских книг. вхождения в грамоту ребенок нарабатывает опыт манипулирования, экспериментирования, свободных действий с буквами и словами. Он постигает принцип устройства побуквенной записи. Не правила правописания, а принцип устройства – то есть саму идею отражения звуков речи особыми значками – буквами. Он учится зашифровке и расшифровке, переводу устного слова в буквенную запись и обратно. Постепенно его «письмо» делается все более приближенным к норме – многие гласные уже не выпускаются, согласные сохраняют правильный порядок. Возникает база для развития нормативного, грамотного письма. Это только база, а не само грамотное письмо! Письмо – сложный навык и в полном объеме недоступен дошкольнику. Анализ методик по подготовке к обучению письму показал, что данной проблеме уделяется недостаточное внимание. Рекомендации даются лишь по отдельным направлениям работы (например, развития мелкой моторики при проведении пальчиковых игр, на занятиях по ручному труду, в упражнениях по штриховке) и частично без участия возрастных особенностей дошкольников.

Подготовка к обучению письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнения и заданий. Это должна быть не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность ребенка под руководством и при помощи взрослого.

Работу по подготовке дошкольников к обучению письму следует осуществлять по четырем основным направлениям:

  • развитие руки;
  • подготовка к технике письма;
  • аналитико-синтетическая деятельность;
  • формирование элементарных графических умений.

Каждое направление имеет свои задачи и учебное содержание.[15] 

Первый учебный предмет, с которым знакомится ребёнок, пришедший в школу- «Обучение грамоте». Интерес и эффективность данного предмета зависит от того насколько содержателен он будет. Основной и главной задачей каждого младшего школьника заключается в успешном обучении в школе. Обучение грамоте позволяет приобрести базу и фонетические знания и умения, которые необходимы для владения чтением и письмом.

Список использованных источников и литературы

  1. Журнал Начальная школа. «Речемыслительная деятельность как способ реализации системно-деятельностного подхода в период обучения грамоте» – 2016. - № 4. С.20.
  2. Лекция: Развитие речи учащихся в период обучения грамоте.-[Электронный ресурс].URL: https://poisk-ru.ru/s7114t7.html. с.6
  3. Статья «Методика обучения грамоте».-[Электронный ресурс].URL: https://multiurok.ru/files/mietodika-obuchieniia-ghramotie-v-pomoshch-studientu-ili-nachinaiushchiemu-uchitieliu.html. с.22
  4. Федина Л. В. Психолого-педагогическое сопровождение начального образования : учеб. пособие для академического бакалавриата / Л. В. Федина : Тюменский государственный университет – М. : Издательство Ю, 2019. – 2-е изд. – 13 с.
  5. Статья  «Инновационные технологии обучения грамоте».-[Электронный ресурс].URL: https://zelencovaelena.ucoz.ru/publ/innovacionnye_tekhnologii_obuchenija_gramote/1-1-0-5. с.14
  6. Обухова, Л. А. Как хорошо уметь читать! 1 класс. Книга для чтения в период обучения грамоте / Л.А. Обухова, О.Е. Жиренко, Т.М. Лукина. - М.: ВАКО, 2015. - 112 c.
  7.   Я читаю, Тетрадь по чтению к Азбуке.-[Электронный ресурс].URL: https://obuchalka.org/2015120987644/ya-chitau-tetradi-po-chteniu-k-azbuke-tetrad-3-nechaeva-n-v-belorusec-k-s-2008.html. с.16                                                    
  8. Прописи для дошкольников.-[Электронный ресурс].URL: https://e-bookshelf.info/10-obuchenije/392-propisi-dlya-doshkolnikov. с.7
  9. Педагогика. Избранные работы / К. Д. Ушинский. — 2-е изд., стер. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 125 с. — Серия : Антология мысли.
  10.  Статья «Избранные педагогические труды».-[Электронный ресурс].URL:https://dic.academic.ru/book.nsf/58241211/Избранные+педагогические+труды с.18
  11.  Статья: «Система развивающего обучения Л.В.Занкова.» -[электронный                                                                                                                                                                                      ресурс].URL:https://studme.org/131939/pedagogika/sistema_razvivayuschego_obucheniya_zankova с.11
  12.  Лекция: Обучение чтению и письму.-[Электронный ресурс].URL: https://pandia.ru/text/81/127/60776.php с.31
  13.  Ожегов.С.И. (1900-64) - российский языковед, лексиколог, лексикограф, исследователь норм русского литературного языка, доктор филологических наук. "Словарь русского языка" (1949, 22-е издание, 1990; с 1992 - "Толковый словарь русского языка", совместно с Н. Ю. Шведовой). с.56
  14.  Свободная Энциклопедия: Словарь Ожегова.-[Электронный ресурс].URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Словарь_Ожегова с.12
  15.  Лекция: Обучение грамоте как основа подготовки детей.-[Электронный ресурс].URL: https://infourok.ru/obuchenie-k-gramote-kak-osnova-podgotovki-detey-4002827.html  с.24-27


[1] [с.20,1]

[2] [с.6,2]

[3] [с.22,3]

[4] [с.13,4]

[5] [с.14,5]

[6] [с.112,6]

[7]  [с.16,7]

[8]  [с.7,8]

[9] [с.125,9]

[10] [с.18,10]

[11] [с.11,11]

[12] [с.31,12]

[13] [с.56,13]

[14] [с.12,14]

[15] [с.24-27,15]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение грамоте "Буквы Ж, ж и звук <ж>" Система Занкова, 1 класс.

Разработка урока обучения грамоте http://www.k-yroky.ru/load/70-1-0-5451...

Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"

Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...

Проект урока обучения грамоте в развивающей системе обучения

В конспекте представлен материал по одной из сложнейших тем основного периода обучения грамоте "Йотированные гласные Е,Ё,Ю,Я" по развивающей системе обучения.Цель: изучить йотированные гласные буквы е...

Развитие личности младших школьников в системе личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании через дидактические игры и упражнения по обучению грамоте и чтению.

В последние годы все большее распространение получают игровые методы обучения, которые способствуют совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Необходимость их использования в началь­ной ш...

Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс в системе развивающего обучения Л.В.Занкова

Рабочая программа ориентирована на учебник Азбука Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец , 2011год.Планируемые результаты (универсальные учебные действия)Личностные универсальные учебные действия У обучающегося...

Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова учитель начальных классов Кичигина Тамара Федоровна

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....

Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса по системе развивающего обучения Л.В. Занкова

Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса по системе развивающего обучения Л.В. Занкова содержит пояснительную записку, развёрнутое календарно-тематическое планирование в соответствии с требо...