Методическая разработка по русскому языку на тему: "Местоимение". 3 класс.
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Александрова Мария Леонидовна

Методическая разработка по русскому языку на тему "Местоимение". 3 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mestoimenie.docx28.24 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 207 с углубленным изучением английского языка Центрального района Санкт-Петербурга

Учитель: Александрова Мария Леонидовна

                

Методическая разработка

урока по русскому языку

на тему: «Местоимение»

3 класс.

Санкт-Петербург

2021 г.


Общая часть

Предмет

Русский язык

Класс

3

Тема урока

Местоимение

Дидактическая цель

Создание условий для знакомства с новой частью речи – местоимением.

Планируемые образовательные результаты

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

Л 1.

Освоить роль ученика;

формировать интерес

(мотивации) к учению.

МПознавательные

МП 1. Определять значение пословиц

МП2. Ориентироваться в учебнике

МП3. Самостоятельно выполнять задания

МРегулятивные

МР1. Определять тему и цель урока

МР 2. Организовывать рабочее место

МКоммуникативные

МК 1.Уметь внимательно слушать и анализировать речь одноклассника.

МК 2. Уметь устно формулировать собственное мнение, осуществлять рефлексию.

П 1. Знать, что такое местоимение

П 2. Знать, роль местоимения в речи

П 3. Уметь составлять предложения с местоимением

П4. Уметь заменять существительное - местоимением

П5. Уметь находить местоимения в тексте

П6. Уметь находить местоимения – существительные и местоимения – прилагательные.

Решаемые учебные

проблемы

(учебная задача)

Для чего в речи мы употребляем местоимения?

Основные понятия,  изучаемые на уроке

Существительное, прилагательное, глагол, местоимение

Образовательные технологии, используемые на уроке

(в т.ч. рефлексивные технологии)

Здоровьесберегающие  технологии, рефлексивная технология «Закончи фразу»

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Презентация

Образовательные ресурсы:

Для  учителя

  1. Литература

  1. Интернет-ресурсы

Для ученика

Учебник УМК «Школа XXI века», методические пособия

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗ-ТЫ

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Урок – русский язык. Настройтесь на урок, проверьте свою готовность. На парте должен лежать учебник, тетрадь, пенал.

Л1, МР2

  1. Актуализация знаний.

Минутка чистописания.

Откройте тетради, отступите 2 строчки вниз, на 3 запишите число, классная работа.

Пропишите в тетради строчку.

Откройте словарь на стр.178.

Подберите вкусное существительное на букву Ш(шоколад) , подберите прилагательное на букву Г(горячий) , найдите существительное на букву Д (девочка)

А как называется Учреждение, в котором собираются и хранятся книги, журналы и газеты для общественного пользования?

Правильно, библиотека. Найдите это слово в словаре. Продиктуйте его по слогам.

А что можно делать с водой? Назовите глагол.

Пить.

Получившиеся слова: шоколад, горячий, девочка, библиотека, пить.

Составьте предложение из этих слов.

Девочка пьёт горячий шоколад в библиотеке.

Придумайте продолжение к этому предложению.

Девочка пьёт горячий шоколад в библиотеке. Девочка наслаждается чтением книг. А чем можно заменить слово «девочка», чтобы не повторяться? Какой частью речи?

Правильно, ОНА.

Ребята, слово «она» будет являться местоимением!

Чистописание

Работа с орфографическим словарём.

Составляют из слов предложение

Отвечают на вопросы учителя

Л1, МП1

МК2

  1. Определение темы урока. Постановка учебной задачи.

Как вы думаете, какая тема урока сегодня?

Тема урока: местоимение

Чему мы научимся на уроке?

Цель урока: познакомиться с новой частью речи – местоимением.

Местоимение

Познакомиться с местоимением.

МР1

МК1

  1. Открытие нового знания.

План урока:

1. Узнать, что такое местоимение

2. Узнать, чем местоимение отличается от других частей речи.

3.Узнать, какие бывают местоимения

4. Закрепить полученные знания.

Посмотрите на упражнение под номером 1.

Вам необходимо в парах выписать из текста слова, которые указывают на того, о ком говорится в предложении.

Запишите в тетради.

Упражнение№1.

Я, ты, он, мы, мы, они.

Какие слова выписали? Прочитайте.

Кто может сформулировать, что такое местоимение?

Местоимения – это слова, которые указывают на предмет или признак, но не называют его. Например: я, ты, мы, вы, он, она, они, кто, этот, все и другие.

А как вы думаете, чем местоимение отличается от других частей речи?

Вспомните, например, что такое существительное.

Существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы: кто? что?

А имя прилагательное?

 Имя Прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой?какая? какие?какое?

Ребята, местоимение в отличии от остальных не обозначает предметы, признаки, оно лишь указывает на них.

Какие пункты плана мы выполнили?

Мы узнали, что такое местоимение и чем оно отличается от других частей речи.

Какой пункт плана следующий?

Узнать, какие бывают местоимения.

Посмотрите на упражнение под номером 2.

Вам необходимо прочитать предложения, найти местоимение и определить, на какой предмет или признак указывает местоимения.

Выполним устно.

Он - ученик (указывает на предмет)

Они - липы (указывает на предмет)

Такого - проливного (указывает на признак)

У неё - у кошки (указывает на предмет)

Такие - рыжие и пушистые (указывает на предмет)

Прочитайте правило ниже.

Какие бывают местоимения?

Если местоимения отвечают на вопрос: кто или что? Это Местоимения – существительные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.

Если местоимения отвечают на вопросы: какой? Какая? Какое? Какие? Чей? Чья? Чьё? – это местоимения – прилагательные (тот, эта, этот, такой, твой, мой, наш, ваш, его, её, их, свой, сам, самый, весь, всякий, каждый и так далее)

Сейчас письменно выполним упражнение под номером 3.

Вам необходимо прочитать предложения, найти и выписать местоимения- существительные, местоимения – прилагательные, в скобках записать к ним вопросы.

Выполним 1 предложение вместе.

Прочитаем: Немного подумав, он решил задачу.

Какое местоимение нашли? ОН.

Местоимение ОН на какой вопрос отвечает? (Кто?)

Значит это какое местоимение?

Правильно, местоимение – существительное.

Запишем так:

Немного подумав(кто?) он решил задачу.

(Кто?) Мы (какой?) всей семьёй в (каком?) этом году отдыхали на море.

(Кто?) Они решили помочь (каким?) своим друзьям.

(Кто?) Вы примете участие в спортивных соревнованиях?

(Кто?) Я очень люблю сказки. А (кто?) вы?

Проверим.

Молодцы.

Задание на карточках.

1.Списать. Заменить выделенные существительные местоимениями. Подчеркнуть местоимение мужского рода одной чертой, женского - двумя чертами, среднего - волнистой линией.

Игорь идёт на каток. Игорь хорошо катается на коньках. Нина участвует в лыжной гонке. Нина любит лыжный спорт. На небе появилось облако. Облако закрыло солнце.

Списать. Вставить местоимения вместо данных в скобках существительных. Подчеркнуть местоимения.

Я пойду к товарищу. Мы пойдем с (товарищем) на каток. Петя Иванов внимательно готовит уроки. Потому у (Пети) отличные отметки. Меня позвала мама. Мы с (мамой) пойдем в парк. Я купил хороший альбом. Буду записывать в (альбоме) стихи.

Составляют план урока

Делают упражнение под номером 1.

Формулируют, что такое местоимение

Вспоминают, что такое существительное, прилагательное.

Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют упражнение№2

Читают правило

Выполняют упражнение под номером 3.

Записывают в тетрадь

Выполняют задание на карточках.

МК1

П1,П2

П5

П6

МК1

П4

П4,П3

П1,П2

П5

МК1

П6

 П3

П4

МК1

П1,П2

П5

МК1

П4

П3

П1,П2

П5

МК1

П6

МК1

МП2

МР2

МП3

П6, П5

П6,П2

  1. Итог урока.

Ребята, какая была тема сегодняшнего урока?

Чему мы научились сегодня?

Что местоимение? Чем отличается от других частей речи? Какие бывают местоимения? Для чего в речи мы употребляем местоимения?

Местоимение

Отвечают на вопросы учителя

МК1,МК2,МР1

  1. Рефлексия.

Сегодня на уроке я научился….

На уроке мне было трудно…

На уроке мне понравилось…

Заканчивают фразы

Л1

МК1,МК2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Местоимение" (4 класс)

Презентация разработана  к уроку обобщеня знаний по темем "Местоимение" для учащихся 4 класса. Презентация может быть использована учителем на протяжении всего урока, предусматривает проверку зна...

Презентация к уроку русского языка по теме "Местоимение" (4 класс)

Данная презентация была подготовлена к уроку русского языка (4 класс "Школа России")....

урок по русскому языку на тему "местоимение" 4 класс

Разработан урок на материале о памятниках Москвы с презентацией...

Презентация у уроку русского языка по теме "Местоимение"2 класс Школа России ФГОС

Данный материал содержит словарную работу, подготовительные упражнения к ведению понятия "местоимение", упражнение к запреплению первичного знания и физминутку....

Проверочная работа по русскому языку по теме "Местоимение" 3 класс УМК "Школа России".

Проверочная работа по русскому языку по теме "Местоимение" 3 класс УМК "Школа России"....

Конспект урока русского языка по теме Местоимение 4 класс

Конспект урока русского языка по теме Местоимение 4 класс. По программе Школа России...

Разработка урока русского языка по теме "Местоимение", 2 класс, УМК "Школа России"

Разработка урока русского языка по теме "Местоимение", 2 класс, УМК "Школа России"...