Методическая разработка конспекта урока русского языка Изменение личных местоимений 1 и 2 лица
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Петрова Виктория Викторовна

Методическая разработка конспекта урока русского языка "Изменение личных местоимений 1 и 2 лица"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izmenenie_lichnyh_mestoimeniy_1_i_2_litsa.docx122.88 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

по теме

«Изменение личных местоимений

1-го и 2-го лица по падежам»

проведенного 16.03.2022 в 4 «А» классе

учителем Петровой В.В.

Тема урока: «Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам»

 Тип урока: изучение нового материала

Цель: создать условия для формирования умения склонять личные местоимения 1 и 2 склонения по падежам.

Задачи:  учить распознавать местоимения в  тексте, подбирать самостоятельно и писать; совершенствовать навык различия падежей имен существительных при склонении личных местоимений; классифицировать склонения личных местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа; определять, каким членом предложения является личное местоимение в тексте.

Формируемые УУД:

Предметные результаты: 

-закрепляют знания о системе падежей русского языка, отрабатывают алгоритм определения падежа личных местоимений 1и 2 лица  в предложении, находят различия между склоняемыми местоимениями, отрабатывают навык написания предлогов с местоимениями, учитывают их при записи; отрабатываю навык определения, каким членом предложения является личное местоимение 1-го и 2- го лица в тексте.

Метапредметные результаты:

Познавательные:

-ориентировать в своей системе знаний, уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, проводить сравнение, группировку, обобщать по заданным критериям, уметь делать выводы в результате совместной работы в паре.

Коммуникативные:

- уметь слушать и понимать речь других, строить речевые высказывания в устной и письменной форме, формулировать собственное мнение, уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в паре).

Регулятивные: 

-делать выводы в результате совместной деятельности класса; развивать навыки грамотного письма;  развивать мышление и память; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Личностные качества: 

-формировать мотивацию и желание к обучению и познавательной деятельности, понимают причины успеха/неуспеха в учебной деятельности, оценивать жизненные ситуации.        

Ход урока

  1. Организационный момент

Цель: создание положительного и эмоционального настроя на уроке.

-  Чтобы настроение было положительным на протяжении всего дня, я предлагаю улыбнуться солнышку и друг другу.

2.  Минутка чистописания

 Цель: совершенствовать навык каллиграфического письма

- Сегодняшний урок мы начнем с небольшой разминки и поэтому проведем минутку чистописания.

-Открываем рабочие тетради, отступаем 2 строчки вниз от предыдущей работы, на третьей строке, посередине записываем сегодняшнее число: «16 марта», ниже «Классная работа».

1)Повторим написание буквы «о» с различными соединениями.

2)Запишите слова с буквой «о» с верхним соединением.

 он она  оно  они  он она  оно они

  1. Повторение изученных частей речи.

 Цель: совершенствовать навык знания изученных частей речи.

- А сейчас мы проверим ваши знания   изученных частей речи.

- Назовите и перечислите части речи.

она, в,   на, ты,   а,  под,   он,  

я,  они,  и,  но,  перед,  оно 

 

- Распределите их на группы, назовите группы.

4. Определение темы и цели урока

Цель: в совместной деятельности при создании проблемной ситуации определить тему и цель урока.

-  Создание проблемной ситуации

В стране родного языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём
И сами до всего дойдём.

-Для того, чтобы определить, о чем пойдет речь на уроке. Определим, о какой части речи мы будем говорить.

«Расшифровка»

- Узнайте и напишите строчную букву по её номеру в алфавите, пользуйтесь памяткой.

(запись 2 учениками букв на доске)

14, 6, 19, 20, 16, 10, 14, 6, 15, 10, 6

М  е   с    т     о   и     м   е  н    и   е

- Что вы знаете об этой части речи? Что такое местоимение?

- Какова роль местоимений в речи? (Личные местоимения указывают на предмет, но не называют его)

- Как они называются? (личные). Почему они так называются? (бывают 1,2,3 лица)

Какие местоимения относятся к личным? ( я, мы, ты, вы, он, она, оно, они)

- Расскажите, какие местоимения относятся к ед. числу  1,2,3 лица, а какие к мн.числу 1,2,3 лица?

http://cdn01.ru/files/users/images/77/28/77281dd5604b6cf99b6389058c662b7f.png

-Какие личные местоимения, и в каком числе изменяются по родам?

Местоимений в русском языке немного, всего – 69, но они встречаются в нашей речи часто и по частоте употребления занимают 3-е почетное место после глаголов и имен существительных. Почему? Думаю, что исследовав данную тему, мы узнаем ответ

Урок у нас необычный. Предлагаю вам стать исследователями. Постарайтесь стать настоящими знатоками местоименных наук.

Для проведения исследования мы будем использовать методы наблюдения, опыта, сравнения, прогнозирования.

Какие источники информации для получения сведений о местоимениях будем использовать? (книги, тексты).

Попробуем определить тему исследования, для этого выполните задание устно.

5. Изучение нового материала

-Ну, а теперь начнем работу по теме, начнем исследовать поставленную нами проблему.


Вывод: личное местоимение, стоящее в И.П , являются в предложении подлежащим. Но местоимение может быть и второстепенным членом предложения, если стоит в одном из косвенных падежей.

- Скажите, изменяются ли личные местоимения по падежам? На какие вопросы они отвечают? Выведите правило. Для этого, сформулируйте это правило в паре.

Правило: Личные местоимения изменяются по падежам и отвечают на те же вопросы, что и имена существительные в каждом из падежей.

6. Физкультминутка (гимнастика для глаз)

7.Алгоритм определения падежа местоимения.

8. Закрепление изученного

 - Выполните задание в парах

Прочитайте и спишите текст, заменяя вопросы местоимением «ты» в нужном падеже.

Самый  светлый,  самый  дорогой  (кому?)  человек  —  мама.  Мама  учит  (кого?)  добру,  объясняет  всё,  что  (кому?)  непонятно. Когда  (кто?)  болен,  она  ночами  сидит  возле  (кого?).  Везде  и  всегда  (с кем?)  мама.

- Так как на уроке, вы исследователи, попробуйте самостоятельно выполнить задание

 Прочитайте. Замените существительные местоимениями 1-го лица множественного числа с предлогами. Запишите полученные словосочетания, определите падеж местоимений. Индивидуальные карточки

9. Подведение итогов урока.

Какой вывод, вы можете сделать?

Вывод: Чтобы узнать лицо и число личных местоимений, которые употреблены в косвенных падежах, надо поставить местоимение в начальную форму.

Что же является начальной формой местоимения?

Начальная форма местоимения - это форма именительного падежа

8. Итог урока.  Рефлексия

9.  Задание на дом                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».

Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...

Методическая разработка к уроку русского языка "Изменение имён прилагательных по родам".

В методической разработке показана минутка чистописания, работа со словарными словами, рефлексия....

Конспект урока русского языка «Склонение личных местоимений 3-го лица» (УМК «Перспектива», 4 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений у учащихся об изменении личных местоимений 3-го лица по падежам.Планируемые результатыПредметные: Знать: грамматические признаки личных местоимени...

Технологическая карта урока русского языка «Изменение личных местоимений по падежам. Правописание местоимений» ( УМК «Школа России», 4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование понятия об изменении личных местоимений по падежам; умения определять падеж личных местоимений.Задачи урокаДидактические:1)...

Технологическая карта урока русского языка «Изменение личных местоимений по родам» ( УМК" Школа России", 3 класс)

Тема урока «Изменение личных местоимений по родам»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умений изменять местоимения по родам; развитие орфографической зор...

Презентация к уроку русского языка "Изменение личных местоимений 1 и 2 лица"

Презентация к уроку русского языка "Изменение личных местоимений 1 и 2 лица"...