Развитие коммуникативных УУД на уроках русского языка через игру
консультация по русскому языку

Каюмова Валентина Алексеевна

Развитие коммуникативных УУД на уроках русского языка через игру

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_kommunikativnyh_uud.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка через игру и игровые действия

В настоящее  время главной целью начального образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, планировать пути их реализации, справедливо оценивать свои результаты, то есть – формирование умения учиться. Как всегда было принято,  учитель был обязан дать ученику необходимые знания по предметам. Жизнь меняется быстро и ни учитель, ни родитель, ни сам ученик не в состоянии предугадать какие знания и умения ему понадобятся в будущем. Поэтому и появляется необходимость в умении обучаться и развиваться в течение всей жизни. Мы не уходим от основной системы знаний. Современное образование  изменило основные приоритеты. Новый Образовательный Стандарт предполагает: формирование совокупности универсальных учебных действий. В основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает освоение всех компонентов учебной деятельности, УУД направлены на достижение планируемых результатов. Хотелось бы отметить, что особое внимание в системе развития универсальных учебных действий уделяется становлению коммуникативных универсальных учебных действий, т.к. содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребенка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе. Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Соответственно, начинать формировать коммуникативные учебные действия у младших школьников следует, развивая связную речь детей. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и диалогическими формами нормами родного языка. В систему работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка активно включаю игры. Для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей очень действенным методом является дидактическая игра, которая может выступать как ведущая деятельность. Русский язык является одним из сложных и отнюдь не самых интересных предметов в школе. Поэтому необходимо ещё в начальной школе развить у учащихся интерес к этому предмету, сделать его как можно более радостным и увлекательным. В этом  и могут помочь дидактические игры, их периодическое использование на уроках. Здесь необходимо обратить внимание ещё и на то, что учащиеся совершают переход от игровой деятельности к учебной, в младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей, но и игра в этом возрасте имеет место быть. В игре на уроке у учащихся развиваются психические процессы, а изучаемый материал усваивается и запоминается лучше, чем на обычных уроках.

Применение  дидактических игр способствует не только повышению интереса к учению, но и повышает качество самого обучения, повышает прочность полученных знаний.

В ней дети охотно представляют значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

Анализируя работу в первом классе, я отметила, что игровая деятельность на уроках обучения грамоте позволила отработать много сложных фонетических понятий. В процессе игры было видно, как дети с интересом включаются в работу, начинают думать, перебирать варианты. Общение в классе строится не только на уровне учитель — ученик, но и ученик — ученик. У ребят повысился интерес к познавательной деятельности.

Детям очень нравятся такие задания, как: 
Заменить словосочетания, одним словом:

  • промежуток времени в 60 минут,
  • стоящий на посту,
  • любящий сладкое,
  • очень смешной фильм.

1. «Подбери к схеме слово»

Дети упражняются в подборе слов с определённым звуком и нахождение места этого звука в слове. Упражняются в звукобуквенном анализе слов, учатся давать характеристику звукам, Формируется фонематический слух, внимание, мышление детей.

2. «Какие слова спрятались»

Формируются навыки звукобуквенного анализа и синтеза слов, развивается грамматически правильная речь детей, письменный навык. 

3. «Разбежавшиеся буквы»

Учатся различать гласные и согласные звуки; развивают речь, внимание, фонематический слух;

воспитывается внимательное и доброжелательное отношение к ответам других детей.

4.  «Помоги буквам встать на  свои места»

Упражняются в подборе слов с определенным звуком. В делении слов на слоги

5. «Антонимы» «Синонимы»

  • Подбирают противоположные по смыслу слова (антонимы). Можно спросить какой частью речи они являются?
  • Подбирают близкие по значению слова (синонимы). Какое слово «лишнее»? Почему?
  •  Назови  предметы ласково.  Составленные детьми слова можно записать в тетрадь.

6. «Прочитай по первым буквам» «Прочитай по последним буквам» «Составь слово» 

Дети  упражняются в определении первого и последнего звука в словах. В нахождении места звука в слове (в начале, середине или в конце). В определении количества слогов в словах.

Формируется навык правильного письма.

По наблюдениям за классом можно сказать, что ребята стали более активны на уроках, им нравится принимать участие в решении учебных задач, с помощью игр ученики учатся работать в парах и группах постоянного и сменного состава. Видно, что работа на уроках русского языка доставляет детям удовольствие.

Разумнее всего использовать игры в конце урока, когда работоспособность учащихся падает, внимание начинает рассеиваться, и нужен более эффективный метод, способный мобилизовать умственные способности школьников. Кроме того, игра требует от учащихся значительной степени самостоятельности, поэтому она должна быть подготовлена предшествующими ей упражнениями. Для неѐ должно быть оставлено достаточно времени. Однако возможно проведение некоторых игр и в начале урока, особенно в тех случаях, когда учащиеся к ним готовились дома. Можно использовать игру как своеобразную форму словарного диктанта, орфографической пятиминутки. Игры необходимы для начальной школы, и использовать их надо в системе, на разных этапах урока, включать в них различные виды деятельности школьников, применять игры при изучении сложного, трудного для понимания материала. Необходимо разрабатывать целые комплексы игр по определенным темам, для более систематизированного их использования.

Игра – это незаменимый инструмент в развитии личности младшего школьника, с помощью которого можно повысить интерес к русскому языку и сделать этот предмет более «живым» и увлекательным. Путем  чередования различных упражнений, игровых моментов  мы поднимаем интерес к родному языку, культуре общения, способствуем развитию языкового мышления и коммуникативных умений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных УУД на уроках русского языка в начальной школе

В работе рассматриваются приемы по формированию коммуникативных УУД на уроках русского языка и во внеклассной работе учеников 3-4 классов...

Развитие коммуникативных УУД на уроках русского языка в начальной школе

в работе рассказывается о приемах по формированию коммуникативных УУД на уроках русского языка и во вне урочное время...

Развитие логического мышления на уроках русского языка через систему специально подобранных упражнений.

В данной работе раскрыты:-теоретические основы проблемы развития логического мышления               младших школьников; - сос...

Развитие коммуникативных УУД на уроках русского языка в начальной школе"

в данной статье представлен опыт работы развития коммуникативных ууд по программе "Школа 2100" 4 касс рус.язык...

Сообщение "Развитие речи учащихся на уроках русского языка через словарную работу в начальной школе"

Сообщение "Развитие речи учащихся на уроках русского языка через словарную работу в начальной школе"...

Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ через игру

Каждый ребенок – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, спосо...

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ЧЕРЕЗ АКТИВНУЮ РАБОТУ СО СЛОВОМ.

Как на уроках русского языка воспитывать вкус к речи и к слову, как основной единице речи, чтобы дети ощущали удовольствие от речи, подмечали её «вкусности» и испытывали потребности изъясн...