Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе
статья по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)

Гоппе Наталья Сергеевна

Данный материал содержит примеры заданий, которые позволят обучающимся запомнить и грамотно писать словарные слова, изучаемые в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slovarnaya_rabota_na_urokah_russkogo_yazyka.doc128 КБ

Предварительный просмотр:

Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе

На уроках русского языка в начальной школе очень важна словарная работа, т.к. чтобы ребёнок овладевал русским языком практически, для этого ему необходимо знать определённое количество слов, т.е. обогащать свой словарный запас. Уже в 1 классе, на каждом уроке, в результате бесед, диалогов, рассказов обучающиеся знакомятся с новыми словами, усваивают их, повторяют и закрепляют слова, усвоенные ими ранее.

Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка является необходимым условием освоения учащимися родного языка: его орфоэпии, орфографии, грамматики, правильного словоупотребления, и, наконец, связной речи вообще.

        В целях повышения речевой культуры видное место должны занимать упражнения, направленные на расширение активного словаря детей, а также на выработку у них умения выбирать из своего словарного запаса для выражения мысли те слова, которые наиболее соответствуют содержанию высказывания и делают его правильным, точным и выразительным.

Словарная работа преследует различные цели и имеет разное содержание.

1. Она может быть направлена на ознакомление учащихся с лексическим значением новых для них слов (словосочетаний), значение которых дети понимают неправильно или неточно.

2. Она может преследовать цели грамматические: усвоение некоторых грамматических форм, образование которых вызывает у детей затруднения (например, родительный падеж существительных множественного числа: носков, но чулок; волос, голов, апельсинов, килограммов).

3.Словарные упражнения могут проводиться с целью обучения детей орфоэпическому произношению слов и, прежде всего, соблюдению нормативного ударения (щавель, позвонит, красивее, километр и др.).

4. Для усвоения правописания слов с непроверяемыми орфограммами необходимо проводить словарно-орфографическую работу.

Эффективность словарной работы зависит от того, проводится ли она планомерно и систематически на протяжении всех лет обучения или носит случайный характер, и насколько целесообразно она построена. Направляя внимание детей на сознательное и прочное усвоение затруднительных, но жизненно необходимых им слов, включённых в тексты учебной и художественной книги, можно легко связать различные виды словарной работы с содержанием занятий. Работа со словом должна являться обязательным компонентом в структуре урока по любому предмету, а не только по русскому языку.

Раскроем подробнее работу по первому и четвертому направлениям.

        Развитие активного словаря учащихся предполагает выяснение лексического значения слова. Непонимание смысла слов и неумение употреблять их в речи самым отрицательным образом сказывается на успешности обучения детей и на их речевом развитии. Великому русскому педагогу К.Д.Ушинскому принадлежат слова: “Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета”.

(Кроме отдельных слов, требуют разъяснения смысла и многие фразеологические обороты: белая ворона, ни свет ни заря, столбовая дорога и т. д.)

Методикой разработано немало приёмов объяснения детям значения непонятных слов.

Иногда лексическое значение слов подсказывается контекстом, и в этих случаях дети могут понять смысл слова самостоятельно, без специальных разъяснений.

Для слов с предметным значением лучше предложить наглядное объяснение, показав или сам предмет, или его изображение на рисунке, на слайде, в учебном фильме.

Когда наглядное объяснение не представляется возможным, можно раскрыть содержание слова путём краткого словесного толкования.

Возможно применение следующих способов определений:

а) путём подбора к нему синонимов (изумрудный – ярко-зелёный);

б) путём перечислений предметов (признаков, действий), общую группу которых называют

данным словом (насекомые - это бабочки, жуки, муравьи);

в) описательным способом (адресат – тот, кому отправляют письмо, телеграмму);

г) путём родовидового определения (амбар – здание, постройка для хранения зерна).

Слово не может быть усвоено вне сочетания его с другими словами, без употребления его в речи, и главное – это учить детей правильному и точному употреблению слова.

Словарно – орфографические занятия нельзя сводить только к заучиванию правописания слов с непроверяемыми орфограммами и бесконечной тренировке их написания. Словарно – орфографические упражнения будут эффективными и обеспечат прочное усвоение детьми правописания слов только в том случае, если применять разнообразные приёмы изучения и закрепления их и систематически проверять умение учащихся безошибочно писать изученные ими слова с непроверяемыми орфограммами.

Хорошо давать задания, которые направлены в комплексе и на усвоение орфографии, и на орфоэпическое произношение, и на правильное построение грамматических категорий, и на активизацию детского словаря, и на развитие связной речи. Мы используем следующие задания:

1) различные виды работы с орфографическим словарем (см.далее);

2) подбор к изучаемому слову однокоренных слов, а также образование от слов с непроверяемым написанием новых слов при помощи приставок и суффиксов; это не только помогает избежать ошибок при написании, но и значительно расширяет лексикон ребенка;

3) разбор слова по составу, что приводит к осознанию учащимися морфологической структуры слова. В процессе этой работы они осмысливают значение каждой морфемы в слове. Так, выделение в слове корня позволяет детям глубже понять основное значение слова, так как найти в слове корень – это значит найти главный внутренний смысл слова, это примерно то же, что зажечь внутри фонаря огонёк;

4) подбор к изучаемому слову синонимов и антонимов, которые помогают нам передать свою мысль выразительно, ярко, красиво;

5) “проникновение в тайну” слова. Часто этимология слова помогает ученику понять, почему именно так мы пишем слово. Кроме того, узнавание происхождения слова очень увлекательно для детей младшего школьного возраста;

6) различные виды работы с фразеологическими выражениями, загадками и отрывками из стихотворений; разгадывание кроссвордов;

7) составление с изучаемым словом словосочетаний и предложений, а с группой слов мини-рассказы.

При обучении детей правописанию мы обязательно используем орфографический словарь, причем не только маленький, находящийся, как правило, в конце учебника, но и специальное издание для школьников (под ред. Грушникова и др.), и самодельный словарик с собственными иллюстрациями. Чтобы рационально и эффективно использовать словарь, ученику необходимо знать принципы его построения, лексический состав и структуру.

Из упражнений, связанных с использованием словаря, применяем следующие:

а) Устные упражнения в отыскивании в словарике слов, названных учителем, в нахождении

в них “опасного” при письме места.

б) Выписывание из словаря слов по определённым смысловым, грамматическим и

прочим признакам (по теме “животные”, “вежливые слова” и др.; наречия: быстро, вдруг; имена прилагательные: красивый, уважаемый; одушевленные имена существительные: ребята, заяц; имена существительные 1-го склонения: ягода, собака; слова с безударной гласной “а”: барабан, картофель; слова из трех слогов: малина, урожай, слова с ударением на первом слоге: русский, скоро и т. д. Приветствуются и собственные классификации детей).

в) Списывание слов с пропущенными буквами с заданием проверить написание по словарю. Пропуск трудных букв мобилизует внимание учащихся, а обращение к орфографическому словарю способствует закреплению правильного зрительного образа слова.

г) Упражнения в составлении словосочетаний и предложений со словами из словаря.

Постоянное обращение к словарю способствует созданию ценного навыка быстро схватывать и запоминать правильное написание слов. У нас словарь является постоянным спутником ученика в его повседневной работе на уроках.

В своей практике я в начале каждого урока использую словарные диктанты, которые занимают 2 – 3 минуты, но они позволяют держать в памяти обучающихся трудные слова; проверять, как обучающиеся усвоили их и работать индивидуально над допущенными ошибками. На уроках стараюсь использовать разнообразные приёмы, методы и способы, которые позволят обучающимся запоминать и грамотно писать словарные слова.

Приведу примеры таких упражнений:

1. Вставить пропущенные орфограммы и записать слова в алфавитном порядке:

П…нал, р…кета, п…суда, т…пор, ур…жай.

2. Игра «Угадай слово». Учитель показывает карточку, на которой напечатан первый слог слова. Обучающиеся должны вспомнить и записать словарные слова, начинающиеся на этот слог.

-Ка- (Капуста, карандаш)

-Мо- (Молоко, мороз, молоток)

-Го- (Горизонт, горох, город)

3. Игра «Собери слово»

На доске напечатаны слоги. Прочитать слоги, из слогов каждой строки составить и записать словарные слова:

та – па – ло (Лопата)

даш – ран – ка (Карандаш)

ти – кар – на (Картина)

4. Выписать из словаря слова на тему «Овощи» (Горох, капуста, картофель, морковь, огурец, помидор), «Животные» (Заяц, медведь, корова), «Птицы» (Воробей, сорока, ворона, петух) и др.

5. При изучении словарных слов использую загадки.

«Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, пчёлы и медведи» (Малина)

«На грядке длинный и зелёный,

А в кадке жёлтый и солёный» (Огурец)

«Как на нашей грядке

Выросли загадки

Сочные да крупные,

Вот такие круглые.

Летом зеленеют

К осени краснеют» (Помидоры)

6. Заменить предложение одним словарным словом:

А) Комната для занятий в школе. (Класс)

Б) Асфальтированная скоростная дорога. (Шоссе)

В) Название государства, в котором мы живём. (Россия)

Г) Название языка, на котором мы говорим. (Русский)

Д) Человек, совершающий поездку в каком – либо виде транспорта. (Пассажир)

Е) Дорога, с высаженными по обеим её сторонам деревьями. (Аллея)

7. Найти в каждой строке «лишнее» слово:

А) Трамвай, самолёт, урожай, трактор.

Б) Картофель, морковь, капуста, солома, огурец.

8. Картинный диктант.

Дан предмет. Обучающиеся называют этот предмет, записывают слово, называют орфограмму, которую необходимо запомнить, подчёркивают её, ставят знак ударения.

9. Составление кроссвордов к словарным словам.

Для выполнения этого вида работы требуется много времени. Поэтому его можно использовать в качестве домашней работы, во внеклассной работе.

10. Составление предложений со словарным словом.

Обучающиеся устно составляют предложение с заданным словарным словом. Все предложения выслушиваются, а лучшее предложение (по мнению обучающихся) записывается в тетрадь под диктовку с комментированием орфограмм.

Учитель должен помнить, что систематическая работа на уроках вызывает у обучающихся интерес к словарной работе, помогает обогащать словарный запас, вырабатывает орфографическую грамотность, развивает речь, внимание, формирует уважение и любовь к русскому языку в целом.

11. Письмо с комментированием. Вызванный ученик по слогам проговаривает слово, а все пишут, например: со-ро-ка, во- ро-на, ко-ро-ва.

12. “Замени одним словом”:

  • крупный населённый пункт, в котором есть фабрики, заводы. (город)
  • населённый пункт в сельской местности.(деревня)
  • помещение для торговли.(магазин)
  • подземная железная дорога.(метро)
  • день торжества, установленный в честь или в память кого-либо.(праздник)и т.д. (см “Словарные слова” 1-2 кл.с.67–71, 3 кл.с.119-125, 4 кл.с.121-129)

13. При изучении темы “Имя существительное” даю ученикам упражнения по словарю, например:

  • выписать в два столбика имена существительные, отвечающие на вопросы кто? и что?
  • выписать имена существительные мужского рода, женского, среднего;
  • выписать по пять слов 1, 2, 3-го склонения;
  • даю предлоги к словарным словам (в, на, из, за, к), ученики ставят в нужном падеже слово и пишут правильное окончание.

14. Вызываю четырёх учеников к доске. Даю им задания. Первому записать пять словарных слов – названия птиц, второму -названия овощей, третьему –ягоды, четвёртому –посуду.

15. Записать как можно больше слов с гласной О чисто, красиво, грамотно и уложиться в отведённое время.

16. Записать по три-пять слов с ударением на первом слоге, на втором слоге.

17. На доске записываю в три столбика слова с пропущенной безударной гласной, не проверяемой ударением. От каждого ряда вызываю по одному ученику, они вставляют нужную букву.

18.Игра в “цепочку”. Даю задание учащимся написать цепочку из восьми слов с безударными гласными в корне.

Городдеревня,… .(последняя буква первого слова становится первой буквой следующего слова).

19. До начала урока записываю на доске около десятка слов с пропущенной безударной гласной, непроверяемой ударением. Ученики списывают слова с доски и вставляют пропущенные буквы.

20. “Под каждой буквой столбик слов”. Записываю на доске несколько букв и предлагаю учащимся под каждой буквой написать 3-4 словарных слова, начинающихся с этой буквы. Получается такая запись:

к

м

с

капуста

малина

собака

карандаш

медведь

сорока

картина

магазин

сахар

коллектив

метро

сапоги

21. “Допиши пропущенные буквы”.

(потом, топор, горох)

22. “Расшифруй слова”.

СОКПЕ

ПОДОРМИ

АЦИНЕШП

ОБЕДПА

ПРЕСНЫЙКРА

песок

помидор

пшеница

победа

прекрасный

– Какое слово лишнее? ( “Прекрасный”. Это прилагательное.)

– Запишите слова в тетрадь, проверьте по словарику .

23. “Путаница”.

СШАТЬЛЫ, ЛОЗВЕЙСО, АМОЛОС, ЛИЦАСТО.

– Расшифруйте слова (слышать, соловей, солома, столица).

– Найдите лишнее слово. Объясните значение этих слов. Запишите слова в тетрадь.

24. “Восстанови слова”.

– Восстановите слова(север, теперь, тарелка). Запиши в тетрадь.

Т.П.РЬ .ЕВЕР .АР.ЛКА

25. Игра “Гласные потерялись”.

26. На уроке закрепления знаний слов с двойными согласными провожу игру “Замени одним словом”.

– Комната для занятий в школе.

– Один из выходных дней.

– Место для купания и плавания.

– Дорожка, по обеим сторонам которой посажены деревья.

– Место на вокзале, куда приходят поезда.

– Спортивная игра на льду или траве.

– Единица массы.

(класс, суббота, бассейн, аллея, перрон, хоккей, тонна).

27. “Продиктуй товарищу”.

Ученик диктует словарные слова своему товарищу по парте, а затем проверяет их написание. Слова для этого задания ученики берут в конце тетради-учебника “Словарные слова” (авторы О.В.Узорова, Е.А.Нефедова, см 1-2кл. стр.71, 3кл. стр.126, 4кл. стр.129-130)

Продиктуй товарищу

Словарный диктант 1

Аптека, бассейн, вокзал, валенки, урожай, телефон, солдат, костёр, лестница, комбайнёр.

Словарный диктант 2

Аллея, трактор, молоток, квартира, жёлтый, библиотека, животное, растение, инженер, народ.

Словарный диктант 3

Футбол, сахар, огород, космос, кастрюля, автобус, берёза, горох, картина, метель.

Словарный диктант 4

Отец, пассажир, капуста, ботинки, земляника, космонавт, овёс, пшеница, рисунок, солома.

Словарный диктант 5

Картофель, магазин, ракета, песок, тарелка, сирень, улица, хоккей, трамвай, соловей.

Словарный диктант 6

Шоссе, топор, осина, праздник, помидор, орех, календарь, огурец, багаж, адрес.

Исправь ошибку

  1. вогзал, васкрисене, впиреди, вчира, Гирой, Горох, гарячий, Гатоф, до сведание, жолтый.
  2. Жевотное, завтро, завтрок, запат, сдесь, здраствуи, Коллектиф, Касманафт, космас, кастер.
  3. Квортира, лагирь, Лесница, могозин, молина, медлено, вогон, валинки, вдрук, визде, вмести, транвай, ужен.
  4. Келограм, вокрук, авес, агорот, агурец, аднажды, одеса, apex, асина, атец, поссожыр, трактр, улеца, уражай.
  5. Камисия, писок, пабеда, памедор, патом, празник, прикрастныи, пшиница, рокета, раскас, росстаяние.
  6. Чуство, росстение, ришать, Ресунок, сахор, сверсник, севир, сиводня, серень, салдат, зимлиника.
  7. Камбайнёр, инженер, интиресный, колиндарь, Кортофиль, кортина, кострюля, месиц, митель, малаток, моркофь.
  8. Копуста, назат, налева, нарот, абед, овтобус, адрис, олея, оппетит, оптека, богаш, босейн, беблеатека.
  9. Бирёза, бирёста, батинки, камбайн, салавей, салома, сталица, субота, торелка, тилифон, тапор, фудбол, хакей, шессе.

Все приведённые приёмы работы со словарными словами способствуют развитию у учащихся любознательности. Повышают интерес к слову, воспитывают у них любовь к русскому языку. Мой опыт показывает, что планомерное применение названных приёмов даёт повысить эффективность обучения непроверяемым написаниям.

        Словарные диктанты проводятся в качестве текущих в рабочих тетрадях, а в качестве проверочных – в контрольных. Списки слов даны в программе, а также в конце учебника.

Количество слов для словарного диктанта

1 класс – 7-8 слов

2 класс – 10-12 слов

3 класс – 12-15 слов

4 класс – до 20 слов

Оценки за словарный диктант (при количестве слов 15-20)

«5» - нет ошибок

«4» - 1-2 ошибки

«3» - 3-4 ошибки

«2» - 5-7 ошибок

«1» - более 7 ошибок

Словарный диктант – это вид слухового или зрительного диктанта, в котором диктуются слова, а не предложения или текст.

Словарный диктант может быть:

 предупредительным,

объяснительным,

проверочным (контрольным).

Преимуществом его является то, что он позволяет в короткое время записать большое количество слов, концентрировать внимание учащихся на нужных орфограммах, обога- щать и активизировать словарь учащихся. На словарный диктант обычно уходит от 5 до 10 минут учебного времени. В словарные диктанты, как правило, включают не только трудные в орфографическом отношении слова, предназначенные для обязательного заучивания в каждом классе, но и те слова, в которых школьники допускают ошибки при написании изложений, сочинений или при выполнении других домашних и классных письменных упражнений.

В методике преподавания русского языка в школе выделяют довольно разнообразные виды словарных диктантов:

1) словарно-орфографический диктант,

2) словарный тематический диктант,

3) терминологический словарный диктант,

4) словарный диктант с комплексным заданием,

5) словарный диктант с грамматическим заданием,

6) словарный диктант с самопроверкой,

7) словарный диктант с взаимопроверкой,

8) словарный диктант с сопоставлением,

9) словарный диктант с элементами игры,

10) выборочный словарный диктант,

11) словарный диктант с использованием сигнальных карточек,

12) словарный диктант с усложнением дидактического материала,

13) словарный диктант с опорой на этимологический анализ слов,

14) словарный самодиктант с использованием однокоренных слов,

15) словарный диктант по картине,

16) словарный диктант с продолжением,

17) словарный диктант с обобщением,

18) диктанты, включающие словарные слова, основанные на ассоциациях,

19) словарный диктант по образцу тестовых заданий.

И некоторые другие виды.

Контрольный словарный диктант оценивается в соответствии с принятыми «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

Оценки за словарный диктант (при количестве слов 15-20)

«5» - нет ошибок

«4» - 1-2 ошибки

«3» - 3-4 ошибки

«2» - 5-7 ошибок

«1» - более 7 ошибок

Рассмотрим отдельные виды словарных диктантов.

1. Словарно-орфографический диктант – вид упражнения, которое очень часто применяется на уроках русского языка с начальной школы и по 11 класс. Этот диктант выполняет и обучающие, и контролирующие функции, он позволяет учителю очень быстро (в течение 3-6 минут) получить представление о том, как усвоен материал. Словарно- орфографический диктант проводится и по материалу изученной орфографической темы, и на основе «трудных», словарных слов.

2. Терминологический словарный диктант. Тематические словарные диктанты обычно подразделяют на терминологические диктанты и словарные диктанты на заданную тему. Терминологические словарные диктанты могут состоять из уже изученных лингвистических (литературоведческих, математических и т.п.) терминов. Так, например, во втором полугодии 5 класса можно предложить такой диктант: Синтаксис, пунктуация, морфология, морфемика, фонетика, антонимы, синонимы, диалектизмы, профессионализмы, транскрипция, интонация, омонимы, орфография, орфоэпия, фразеологизмы, этимология, олицетворение, эпитет, метафора.

3. Помимо терминологических диктантов, на уроках русского языка пишут и так называемые тематические диктанты, включающие слова на определенную тему. Например, музыка.

4. Повышает орфографическую грамотность самостоятельный подбор школьниками однокоренных слов к словам с трудными орфограммами. Для этого можно рекомендовать словарный самодиктант с привлечением однокоренных слов. К диктуемому учителем словарному слову подберите как можно больше (но не менее 5) однокоренных слов, записав их через черточку. Например: Очаровательный – (чары, очаровывать, очаровать, очарование, чародей, чародейка, чаровница, разочаровать, разочарование.

5. Словарные диктанты с опорой на этимологический анализ могут быть разные. Например: 1) запишите под диктовку слова, имеющие в своем составе исконно-русскую приставку со- со значением совместимости: соратник, союз, союзник, союзнический, сосед, соседский, соседствовать, соревнование, соревновательный, сотрудничать, сотрудник, сотоварищ, со- ученик, соавтор, согражданин, соучастник

6. Специально составленные диктанты, включающие словарные слова, основанные на ассоциациях и потому помогающие хорошо запомнить правописание иностранных слов. Например, с удвоенными согласными: 1) С аккумулятором надо обращаться аккуратно. 2) Я не могу тебе аккомпанировать на гитаре, потому что знаю всего три аккорда, – лучше пусть твой брат играет на аккордеоне.

7. Словарный диктант с элементами игры может проводиться по-разному: Диктант как прием обучения орфографии, пунктуации, развития речи учащихся.  

1) Вызванный к доске ученик под диктовку учителя пишет не одно слово, а ряд уже отработанных ранее словарных слов и пишет до тех пор, пока не ошибется в каком-либо слове. Словарные слова ученику диктует как учитель, так и учащиеся. Вторым к доске вызывается ученик, предложивший такое «трудное» слово, в котором первый пишущий допустил ошибку.

2) К доске вызывается два ученика. Они вместе с классом пишут словарные слова, которые диктует учитель. По окончании работы каждый из них проверяет работу «соперника», исправляет ошибки и оценивает.

3) Шуточный (игровой) диктант, включающий словарные слова, с заданием: Попробуй написать без ошибок! Дрожжи не могут дрожать, Вожжи не могут визжать, А те, кто умеет жужжать, Совсем не хотят дребезжать. Текст этого шуточного диктанта можно использовать и для проведения выборочного словарного диктанта.

8. Словарный диктант по картине. При подготовке предстоящей работы по развитию речи возможно практиковать словарный диктант по картине, цель которого – обогатить словарный запас учащихся и повторить правописание «трудных» слов.

Слова с непроверяемыми написаниями в школьной практике обычно называют "трудными": написание их действительно трудно, а чаще всего невозможно подвести под известные ученикам правила. Определенные трудности вызывает проведение словарной работы и у учителей - дети продолжают делать ошибки в словах из "Словаря", и в этом справедливо видится одно из проявлений общей беды нашей системы обучения - падение орфографической грамотности.

Активизация словаря - одно из важнейших направлений словарной работы на уроках .Решение этой практической задачи должно осуществляться на каждом уроке русского языка и чтения. Работа со словом важна и многообразна. Как важно научить ребят наблюдать думать, читать, передавать мысли слова!

Практика работы показывает и подтверждает эффективность хорошо продуманной системы словарной работы, суть которой в том, чтобы слово школьникам было правильно воспринято в текшее, понято со всеми его оттенками и особенностями, вошло бы в активный словарь и было употреблено самостоятельно в нужной ситуации.

Опыт работы над словарными словами подсказывает, что шаблон и стихийность здесь недопустимы. Нужна последовательная, гибкая, постоянная работа над словами, которая планируется на каждый урок и на перспективу. С такой позиции я строю работу над "трудными" словами на протяжении всех лет обучения.

При введении нового слова с непроверяемым написанием работы провожу обычно в такой последовательности;

I. Предъявление слова:

а) чтение загадки , отгадывание её учащимися (см.загадки в приложении), ученики доказывает, что разгадка правильная;

б) рассматривание предмета или его изображения (например,дети
рассматривали на предметной картинке изображения инструментов,
называют их ( молоток,топор,лопата), определяет значение
инструментов, объясняет отличительные признаки );

в) описание признаков предмета или предъявления слова-синонима:

- у нею на головке синее пятнышко,грудка жёлтая,хвостик черный, спинка зеленоватая, а щёчки белые. Песенка у неё звонкая, а иногда она громко кричит "си-си-си", словно всем говорит своё имя (синица);

- чаще всего около человека живут. Зимой где крошки подбирает, где зернышками полакомится. Воруют друг у друга, крича «чик-чирик! чик-чирик! Вор-вор-вор!" (воробей)

-Крылья зеленовато-синие,голова и хвост черные, как у вороны, а бока белые. Хвост длинный,прямой,будто стрела, приподнят к верху (сорока).

- Прочитайте слово на карточках -(везде, теперь).

Подберите к ним слова близкие но значению.(синонимы) -везде- повсюду, теперь - сейчас, (однажды-как-то раз,когда-то ранним) и др.

На данном этапе стараются уделять большое внимание упражнениям лексического характера, т.к. они способствуют осознают значение трудных слов и правильности их использования в речевой практике. С этой целью использую упражнения вида:

  1. Прочитайте и объясните значение слова в каждом предложении: в каком предложении говорится о сирени, как о кустарнике, а в каком - о сирени, как цветке этого растения.

1. Сирень посадили у нас под окном. Весной красивым становится дом.

(М.Рудерман)

2. Как мой садик свеж и зелен! Распустилась в нём сирень.

(А.Плещеев)  

П. Прочитайте и объясните значение каждого из однокоренных

слов:

1. Вот и лето подоспело - и земляника покраснела.

(М.Ивенеен)

2. Земляника «земляничка - красненькая невеличка,
беленький цветочек и тройной листочек.

(В.МаЙков).

-

3. Но ежели вы жили возле земляничника, значит, земляничное варенье вам привычное.

(М.ЯСнов) (2-3 и. 1-3)

(Этот вид упражнения заканчивается наблюдением над единообразным наливанием корня в однокоренных словах).

III . Запишите только те однокоренные слова (осина,осинник,осиновый, осинка, подосиновик), которые соответствуют следующим значениям:

1) молодая осинка 2) осиновый лее, 3) гриб«который чаще всего встречается в осиновом лесу (2 кл., 1-3),

IV. Прочитайте и объясните различил в значении каждой пары слов.Составьте предложение с любым словом; морковь,- морковка, желтый-желтоватый, ветер-ветрище, корова - коровенка,сверкать-свернуть).

V. Объясните, кого так называет: библиотекарь,тракторист,комбайнер, шофер, телефонист.

VI. Выпишите предложения подходящие по смыслу слова из "словаря".

1. Сапоги .ботинки,- это обувь, а - это одежда .

(платье, пальто).

2. Заяц,.. - это звери, а...,....- это птицы.

( медведь,ворона,воробей). (I кл., 1-3)

Знакомя детей с лексическим значением слова , на некоторых уроках я рассказываю о том, что в составе русского современного языка есть разные по происхождению группы слов : исконно

русские слова и заимствованные (шофер,метро,шоссе,автомобиль). Сообщаю детям о том, что с развитием общества развивается и наш язык; одни слова устраивает,выходят из употребления,на смену им появляется новые ,

Задание тина "Знаешь ли ты?"

I. Знаете ли вы происхождение слова библиотеки?

Это слово пришло в русский язык из греческого языка,сложено оно из двух древнегреческих частей: библион- книга, тэке -хранилище книг.

II. Знаете ли вы что слово завтра образовалось путем слияния предлога за существительного утро в форме родительного падежа и единственного числа! Раньше говорили: заутро.т.е. на следующий день. Постепенно слово заутро претерпевало изменения: ударение переходило на первый слог , а гласный звук (у) изменился на согласные (в). Теперь в нашей речи употребляется только слова завтра.

Изучение слов с непроверяемыми написаниями даёт возможность познакомить детей с фразеологизмами, устойчивыми сочетаниями слов. К числу допустимых для восприятия младшими школьниками фразеологизмов, которые нежно предложить для наблюдения при изучении трудных слов, могут быть такие: прокатить с ветерком; заячья душа; море по колено; язык заплетается;яблоку негде упасть и др.

Вот примеры упражнений, которые можно предложить ученикам для наблюдения над фразеологизмами.

1. Прочитайте и объясните значение выделенных выражений

Не ссорьтесь! В дым разругаетесь,

Помните о том,

Что может быть беда;

Потом - сгорите со стыда;

(А.Шабаев)

2. Прочитайте,объясните, когда так говорят.

В нашей речи есть выражения: исчезнуть с горизонта, появиться на горизонте. Что они обозначает? Выражение исчезнуть с горизонта употребляется тогда, когда говорят о человеке, который уже давно не появлялся в кругу его знакомых, близких.(Этот человек совсем исчез с моего горизонта, и я не знаю , где он).

3. Составьте предложение или небольшой текст,где можно употребить любое из данных выражений: медведь на ухо наступил, бежать во все лопатки, море по колено.

  1. Подготовьтесь объяснить смысл пословицы.

За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь. В каких случаях жизни так говорят?При ознакомлении детей со словарными словами осуществляю большую работу над выработкой навыков правильного употребления в речи неизменяемых имен существительных (пальто,метро.шоссе,кофе и ну.), имен существительных в форме родительного падежа множественного числа, словосочетаний некоторых имен существительных (картофель, помидор) с другими словами.

Кроме того,знакомство с "волшебными словами" (здравствуйте, спасибо, до свидания,пожалуйста) позволяет формировать навыки речевого этикета у детей, т.к. делает детей вежливыми, доброжелательными , культурными.

  1. При ознакомлении с новым словарным словом на уроках русского языка я нередко использую этимологический анализ слова. Традиционно слова о непроверяемыми написаниями усваиваются младшими школьниками путем механического запоминания их графического облика. Это объясняется прежде всего тем, что правописание таких слов основано на историческом принципе орфографии, в соответствии с которым морфемы родственных слов пишутся единообразно, но проверить их посредством современного литературного произношения нельзя , и потому их написание рекомендуется запомнить . Считаю, что такая методика , ориентируя учащихся на формальное заучивание этих слов, не обеспечивает достаточно быстрого и прочного их запоминания, о чем свидетельствуют устойчивые ошибки, допускаемые младшими школьниками как в заучиваемых словах, так и в словах родственных изученным: "пагода" , "каньки", платок,но "плоточек? Берёза, но "бирёзовый" и т.п. Повышение эффективности усвоения слов с традиционными написаниями связано, несомненно, с изменением характера их запоминания : запоминание графического облика слов должно быть осмысленным, а не механическим.Осмысленность запоминания может быть достигнута только на основе понимания учеником значения изучаемого слова, сущности и характера содержавшейся в нем трудности, установления связи данного* олова с ранее изученными словами, сообщения (учителем), использования (учащимися специальных приемов запоминания, активного включения "трудных" слов в речевую практику ребенка. Одним из средств , обеспечивавших осмысленность и тем самым повышающих правильность и прочность запоминания непроверяемых написаний, является этимологический анализ в упрощенном и сокращенном варианте - этимологическая справка, т.к. этимологическая справка содержит информации о происхождении слова , его первоначальном значении, помогает "прояснить" исторический состав слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе»

Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка...

НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

СодержаниеВведениеГлава I. Исторические и психолого-педагогические основытемы « Словарная работа на уроках русскогоязыка в начальных классах ».1. История развития ведущего вопроса темы.2. Психолого-пе...

Доклад "Использование мультимедийных пособий в словарной работе на уроках русского языка в начальной школе"

Доклад "Использование мультимедйных пособий в словарной работе на уроках русского языка в начальной школе"...

Курсовая работа Тема: «Организация словарной работы на уроках русского языка в начальной школе»

В этоей работе я постаралась как можно полнее осветить вопрос о работе со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе.Работая над этой темой, я пришла к выводу, что словарная работа ...

Статья "Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе с учетом внедрения ФГОС."

В статье изложен опыт работы со словарными словами в начальной школе....

Методы и приемы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе

Доклад на районном Мо учителей начальных классов (из опыта работы)...

Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе

Работа со словарными словами в начальной школе                                           ...