Дифференцированный подход в обучении умственно отсталых школьников
учебно-методический материал по русскому языку

Рузавина Наталья Ивановна

Дифференцированный подход в обучении умственно отсталых школьников

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗНОУРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ

Учащиеся коррекционных школ – это дети необычные. Они внешне не отличаются от своих сверстников, но отличаются рядом особенностей, таких как пониженная работоспособность, неустойчивость внимания, импульсивность, слабость речевой регуляции и т.п. Но проявляются эти особенности у разных детей по-разному. Практически у всех таких детей имеются проблемы восприятия. Об этом говорит ограниченность, фрагментарность знаний об окружающем мире. Целостный образ формируется замедленно. Ребенок не все замечает, не видит многое при демонстрации педагогом наглядных пособий.

У всех детей с ОВЗ наблюдаются недостатки памяти, касается это всех видов запоминания. Прежде всего, страдает прочность запоминания, касающаяся как наглядного, так и словесного материала.

Отставание обнаруживается у учащихся и в развитии мыслительной деятельности. Выражено это в деформации операций анализа-синтеза, в неумении выделять существенные признаки и делать обобщения. Учащиеся плохо читают, не могут вникнуть в смысл прочитанного текста. Серьезные проблемы возникают при изучении многих предметов. Содержание учебного материала (даже по программе специального коррекционного обучения), темп обучения, как правило, оказываются непосильными для многих учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Все эти проблемы, да и многие другие, приводят к тому, что такие дети не могут самостоятельно познавать и усваивать новую информацию, что отрицательно сказывается на общем интеллектуальном развитии, мешает учащимся преодолению пробелов в знаниях и специфических недостатков познавательной деятельности. Кроме того, следует отметить низкий уровень развития навыков самоконтроля — как в процессе деятельности, так и по ее окончании.

Но вместе с тем, учащиеся с ограниченными возможностями здоровья в состоянии справиться с описанными выше затруднениями и освоить программу специальной коррекционной школы, если учитель своевременно оказывает им специфическую помощь и поддержку. Главным в организации занятий является учет индивидуальных возможностей детей.

В специальной (коррекционной) школе уделяется большое внимание обучению русскому языку. От того, как ученики овладеют навыками чтения и письма, связной устной и письменной речью, во многом зависит успешность всего образовательного процесса, обеспечение социальной адаптации выпускников.

Считается, что успешность процесса учения зависит от многих факторов, среди которых не последнюю роль играет обучение соответственно способностям и возможностям ребенка, т.е. дифференцированное обучение.

Не все ученики в одинаковой степени овладевают необходимыми навыками письма. У некоторых учеников с большим трудом формируется техника письма, что вызывается моторной недостаточностью или нарушениями зрительного восприятия и пространственного представления. В этом случае для усвоения навыка письма учащимся также необходим дифференцированный подход, который будет осуществляться в виде различных видов упражнений.

Дифференцированный и индивидуальный подходы помогают и при реализации другой важной задачи обучения русскому языку – выработке у детей навыков грамотного письма.

Требование учитывать индивидуальные способности ребенка в процессе обучения - очень давняя традиция. Необходимость в этом очевидна, ведь учащиеся в значительной мере отличаются друг от друга.

Одной из задач дифференциации является создание и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей; содействие различными средствами выполнению учебных программ каждым учащимся, предупреждение неуспеваемости учащихся, развитие познавательных интересов и личностных качеств.

Разноуровневое обучение подразумевает учет личных способностей и возможностей учащихся, которые гарантирует усвоение базисного ядра школьной программы.

Трудность занятий должна возрастать постепенно по мере возрастания возможности детей.

Задания не должны быть растянуты во времени, ученик должен видеть результаты работы. Важна и значимость заданий, поэтому не помешает дополнительная стимуляция учащихся (похвала, словесное стимулирование.)

Поэтому при построении своих уроков я учитываю:

-  индивидуальные особенности ребенка (темперамент, характер, способности);

- развитие психических процессов (мышления, воображения, памяти, внимания, воли, чувств, эмоций);

-  опыт, включающий знания, умения, привычки.

Класс условно делю на группы по возможностям детей усваивать материал, однородностью возникающих трудностей и причинами, лежащими в основе этих трудностей. Количество групп может быть различно, обычно 2-3.

На уроках русского языка для организации дифференцированного подхода  применяю   дифференциацию учащихся, предложенную Воронковой В.В.  Согласно  педагогической  дифференциации учащихся коррекционной школы   по возможностям обучения на уроках  русского языка учащиеся относятся  к  I, II, III  группам.

Для деления на группы использую результаты диагностики, проводимой школьным психологом. Но чаще сама провожу диагностику. Её характер определяется выбранным критерием дифференциации. Так, для диагностики обученности я использую работы проверочного характера. Также анализирую результаты самостоятельного выполнения детьми различных заданий, устные ответы у доски, работу в тетрадях. Наиболее полную картину дают разноуровневые проверочные работы.

Распределение учащихся по группам проходит, когда уже лучше узнаю детей, определю уровень интереса и мотивации к изучению предмета, уровень развития общеучебных умений и навыков. На основании проверочных работ и на основании наблюдений за детьми, детей делю на группы. Эти группы могут изменяться, учащиеся вполне могут перейти из одной группы в другую.

Способы дифференциации предполагают дифференциацию содержания учебных заданий:

- по уровню творчества;  

- по уровню трудности;

- по объёму;

- использование разных способов организации деятельности детей, при этом содержание заданий является единым, а работа дифференцируется;

- по степени самостоятельности;

- по степени и характеру помощи учащимся;

- по характеру учебных действий;

- по образовательным  целям;

- по  времени  выполнения  задания;

- по подходам к  обучению;

- по видам  учебной  деятельности;

- по оценке  деятельности.

Обычно использую различные способы дифференциации в сочетании друг с другом.

Возможно применение игровых приемов, с помощью которых задаётся уровень сложности задания.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПОСОБОВ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ

Нужна ли на уроке дифференцированная работа, я определяю, учитывая тип урока, его цели и содержание.

На уроках закрепления и повторения ранее изученного материала дифференциацию использую гораздо чаще, чем на уроках ознакомления с новым материалом.

Выбор способа дифференциации определяю характером заданий, уровнем сформированности у детей навыков и умений.

РЕАЛИЗАЦИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ УРОКА

Форма предъявления дифференцированных заданий бывает различной: индивидуальные карточки, записи заданий на доске в двух-трёх вариантах, устные указания.

Например, ученики индивидуально выполняют разноуровневые задания, а затем фронтально проводится проверка наиболее трудных заданий, предложенных первой группе. Таким образом, все учащиеся знают, как выполняется задание, и проверка обогащает знания детей второй и третьей групп.

Дифференциация  выражается также в  использовании разных вариантов однотипных заданий, применении заданий разной степени сложности, оказании различной помощи уч-ся при выполнении одного и того же задания, различных количествах повторений для выполнения одного и того же задания, использование карточек для самостоятельной работы, применении  разных видов ключей, опор.

Грамматические упражнения на уроке даются учащимся дифференцированно, исходя из того, к какой группе они относятся.

Например, на тему «Изменение существительных по падежам».

1 группа

2 группа

3 группа

Впишите существительные по смыслу, ставя в нужном падеже:
Ухаживали (за кем?) .... Кормили (кого?) ... . Полюбили (кого?)... . Понравилось (кому?)....

Впишите существительные в нужном падеже:
Ухаживали (за кем?) ...(лосенок). Кормили (чем?)... (молоко). Полюбили (кого?)... (лосенок). Понравилось (кому?) ...(лосенок).

Допишите окончания существительных:
Ухаживали (за кем?) за лосенк... . Кормили (чем?) молок... . Полюбили (кого?) лосенк... . Понравилось (кому?) лосенк... .

При выполнении письменной работы учащихся по изложению текста.

1  группа

 2 группа

3 группа

Самостоятельно. Учитель оказывает помощь по мере необходимости.

Можно пользоваться словами и составленными предложениями.

Вставить нужные слова в основу рассказа:
Однажды ребята нашли (кого?) ... и принесли его (куда?)... . Ребята назвали его... . Дети (что делали?)... за лосенк... . Красавчик полюбил (кого?)... . Дети тоже полюбили (кого?)... и не хотели с ним ... .

 Наиболее ярко выражен разноуровневый подход при выполнении домашней работы, на этапе закрепления изученного материала, и во время контроля за усвоенностью учебной программы.

Домашнее задание с использованием дифференцированного подхода  позволяет каждому ученику  выполнить задание и стимулирует работу по закреплению знаний.  Доступность домашнего задания укрепляет веру ребёнка в свои силы, ставит его в ситуацию успеха, поддерживает познавательный интерес и способствует овладению навыком столь необходимого для успешного обучения в дальнейшем. Разноуровневое домашнее задание, предполагающее выполнение в виде небольшой письменной, устной работы в полном соответствии с чёткой установкой учителя, независимо от сложности, оценивается самой высокой отметкой. Такое задание способствует выработке самоконтроля, ответственности, трудолюбия и других личностных качеств, которые в свою очередь, влияют на формирование познавательных качеств учащихся, в том числе на совершенствование навыков.

Дифференцированный подход необходим при проведении контрольной работы.  Учащимся I группы диктую полностью весь диктант, учащимся II группы - диктант дается на карточке для списывания с пропущенными буквами, III группе дается полный текст на карточке для списывания. Грамматические задания также дифференцируются по степени сложности. Если учащиеся I группы могут выполнить самостоятельно 2 задания, то ученикам III группы дается самое простое задание по теме, оказывается индивидуальная помощь.

Из опыта своей работы я вывела несколько вариантов работ:

Задания в нескольких вариантах, по количеству групп: облегчённый, средний и повышенный (на выбор учащемуся);

Задание общее для всего класса, но с системой дополнительных заданий разной трудности;

Индивидуальные задания;

Задания, разные для разных групп, по выбору учителя.

Задания в двух равноценных вариантах, с дополнительными заданиями возрастающей сложности.

Например –

Объяснение домашнего задания.

Ребята из второй группы получают дозированное несложное задание, дети из первой группы нагружены интенсивнее.

Пример упражнений:

Для II группы: Найди лишнее существительное ночь, дочь, мышь, кирпич.

Для I группы: Найди лишнее существительное конь, рожь, мышь, тишь.

Нужно найти существительное второго склонения, в задании для более слабых учащихся его отыскать легче.

Ну и, конечно же, хотелось бы сказать об игровых технологиях в процессе дифференцированного обучения. Учебная игра дает положительный результат лишь при условии ее серьезной подготовки, когда активны и ученики, и я сама. Игровым может быть как весь урок, так и его фрагменты. Например, использование на уроке загадок, игр.

Начало урока может быть неожиданным, сразу включающим ученика в активную умственную деятельность. Так, например, при изучении темы «Большая буква в именах, фамилиях, отчествах» урок можно начать с игры «Отгадай»: Саша хотел подписать свою тетрадь и написал фамилию «иванов», имя вывел «саша» и задумался. Отгадайте, почему задумался Саша?

Дифференцированный (разноуровневый) подход предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках такой атмосферы, которая расковывает детей, и в которой они чувствуют себя «как дома» и в которой качество образования повышается.

Диагностический контроль за результатами, в соответствии с которыми могут изменяться состав группы и характер дифференцированных заданий.

При использовании дифференциации важна обратная связь. На основе диагностического контроля проводится учет выполнения работы учащимися (фиксация ошибок, затруднений), определяется динамика развития.

В соответствии с этим изменяются состав групп и характер дифференцированных заданий.

Распределение по группам не является раз и навсегда заданным. По мере усвоения материала задания для учеников, относящихся к одной группе, усложняются, тем самым они от урока к уроку достигают всё более высокого уровня овладения знаниями, продвигаются вперед.

Дифференцированный подход имеет большое значение при оценке успеваемости, так как школьники с интеллектуальной недостаточностью в силу неоднородности дефекта имеют разные учебные возможности. Оценка их успеваемости не может основываться на общих оценочных нормах, она должна учитывать степень продвижения ученика, стимулировать процесс его учения и выполнять воспитательную функцию.

Дифференцированное обучение русскому языку, ориентированное на развитие мышления и речи учащихся, создаёт возможности для совершенствования общепредметных умений и навыков, повышает интерес к учёбе, воспитывает положительное к ней отношение.

Организованное на дифференцированной основе уровневое обучение русскому языку даёт возможность повысить эффективность каждого отдельно взятого урока. Происходит активное развитие мышления учеников, их речи. Учащиеся приобретают ряд умений и навыков, развить которые без специальной работы сложно: умение самостоятельно использовать полученные знания на практике; навык монологической и диалогической правильной учебной речи (как письменной, так и устной); умение самостоятельно находить необходимую информацию.

Данный подход к организации учебного процесса развивает в учащихся навыки самоконтроля, повышает степень их самостоятельности, ответственности, творческой активности.

Дифференцированный  подход к учащимся позволяет  каждому школьнику работать в  своем оптимальном темпе, дает возможность  справляться с заданиями, вселяет  уверенность в собственных силах, способствует повышению интереса  к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения. Но все  это требует знания возможностей учащихся, регулирования учебной нагрузки, предупреждения перегрузок и, конечно, культуры труда учителя и учащихся. 

Уровневая организация процесса обучения позволяет успешно решать задачу повышения качества знаний учащихся по русскому языку, а также формировать и укреплять общепредметные умения и навыки, повышать активность и интерес к обучению в школе.

Вывод: дифференцированный подход в обучении – это создание разнообразных условий обучения с целью учета особенностей учащихся. Он является комплексом методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в однородных группах. Учащиеся коррекционной школы представляют собой довольно разнородную группу. В их обучении наблюдаются различного рода трудности разной степени. Соответственно, для обучения таких детей реализация дифференцированного подхода является необходимой как в общем образовательном процессе, так и конкретно при обучении их русскому языку.

Необходимо хорошо понимать, что разноуровневая форма обучения не может дать положительного результата сама по себе, а требует огромной работы над содержанием и методикой преподавания.

Литература:

1. Воронкова В.В. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектологических ф-тов педагогических институтов. М.: Школа-Пресс, 1994.

2. Мозговой В. М. Основы олигофренопедагогики: учебное пособие для студентов сред. Учеб. Заведений/ В. М. Мозговой, И. М. Яковлева, А. А.  Ерёмина. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему:"Дифференцированный подход в обучении младших школьников"

Дифференцированный подход в работе с младшими школьниками...

Доклад на тему:"Дифференцированный подход в обучении младших школьников"

Дифференцированный подход в работе с младшими школьниками...

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА...

Психолого-педагогические основы использования индивидуально-дифференцированного подхода в обучении младших школьников

Актуальность дифференцированного обучения обусловлена тем, что в начальной школе ребенок только начинает усваивать требования и ритм учебной деятельности. В то же время у всех детей разный уровень гот...

Обучение умственно отсталых школьников связной письменной речи

Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является использование на уроках дидактических игр и занимательного материала....

Обучение умственно отсталых школьников связной письменной речи

Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является использование на уроках дидактических игр и занимательного материала....

Критерии оценки предметных результатов обучения умственно отсталых школьников (по 1 варианту АООП)

Предлагается система оценивания предметных результатов обучающихся с УО по различным учебным областям начальной школы...