определение падежа имен существительных.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Романова Екатерина Владимировна

Класс: 4

Предмет: русский язык

Тип урока: совершенствование ЗУН

Тема: определение падежа имен существительных.

Цели:

  1. Расширить знания детей о склонении имён существительных по падежам, родам и числам, упражнять учащихся в разборе частей речи;
  2. Развивать умения определять падеж имен существительных, распознавать падежные формы имен существительных, имеющих одинаковые предлоги, развивать навыки звукового анализа и синтеза, речь, логическое мышление;
  3. Воспитывать навыки коллективной работы, интерес к языку;

 

Оборудование: мультимедийное оборудование, учебник, тетрадь, карточки светофор.

Методы и приемы: языковой анализ и синтез, грамматико-орфографическое комментирование, рассказ, частично-поисковый метод.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План конспект

Класс: 4

Предмет: русский язык

Тип урока: совершенствование ЗУН

Тема: определение падежа имен существительных.

Цели:

  1. Расширить знания детей о склонении имён существительных по падежам, родам и числам, упражнять учащихся в разборе частей речи;
  2. Развивать умения определять падеж имен существительных, распознавать падежные формы имен существительных, имеющих одинаковые предлоги, развивать навыки звукового анализа и синтеза, речь, логическое мышление;
  3. Воспитывать навыки коллективной работы, интерес к языку;

Оборудование: мультимедийное оборудование, учебник, тетрадь, карточки светофор.

Методы и приемы: языковой анализ и синтез, грамматико-орфографическое комментирование, рассказ, частично-поисковый метод.

Учитель: Романова Екатерина Владимировна

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организация начала урока

Здравствуйте, ребята. Проверим готовы ли вы начать урок. У вас на столах должны лежать: учебник, тетрадь, пенал, дневник.

Приветствуют

Проверяют

Актуализация знаний.

Словарная работа.

Сейчас мы запишем по памяти маленький текст, слушайте внимательно, я читаю 3 раза:

   Медь откликается звоном.

   Дерево-шумом зеленым.

   Корочка хлеба-хрустом.

   Дождик-летом грустным.

   Буря-рёвом и воем,

   Время-башенным боем.

Все записываем.

Проверяем по эталону на экране, у кого нет ошибок- ставят 5, у кого одна или две ошибки- 4, если 3 или 4 то 3

У вас на столе кружочки похожие на светофор:

Зеленая карточка -5

Желтая – 4

Красная- 3

Покажите мне какие у вас оценки .

Молодцы.

Сделайте звуко-буквенный разбор слова- медь, один ученик работает у доски, остальные в тетрадях .

Проверяйте, у кого все правильно-зеленый, у кого одна или 2 ошибки- желтый, у кого 3 или 4 ошибки-красный

Какая орфограмма в этом слове?

 

Слушают

Записывают

Проверяют, оценивают себя

Поднимают

Ученики работают:

МЕДЬ [М'ЭТ’]

Медь — слово из 1 слога

м

[м’]

—согл., зв. непарн. (сонорный), мягк.

е

[э]

—гл., ударн.

д

[т’]

—согл., глух., мягк.

ь

[–]

 


                       4 б., 3 з.

Показывают кружочки

Парные согласные

Самоопределение к деятельности

Разберем слово «звоном», как часть речи.

Какой частью речи является данное слово?

Вспомните, какие постоянные признаки имеют имена существительные?

Как изменяются имена сущ-ые

Так один ученик работает у доски остальные в тетрадях, выполняем работу по примеру на экране.

Расскажите, как вы определяете падеж существительного звоном.

Как вы думаете, о чём мы сегодня с вами будем говорить?

Правильно

Существительным

Одушевленный или неодушевленный, род, собственные или нарицательные

По числам и родам

  1. Звоном -сущ
  2. Н.ф-звон
  3. Нариц
  4. Неодуш
  5. М.р
  6. Ед.ч
  7. Т.п

Рассказывают алгоритм: задаем вопрос чем, определяем к какому падежу относится вопрос…

О падежах

Работа по теме урока

1.Закрепление правила по учебнику

2.Постановка существительных в падежные формы

3.Работа с текстом. Выписывание существительных, определение их падежей

Прочитайте текст рубрики «узелки на память» на с.13. Скажите: все ли признаки имени сущ-ого мы назвали?

Что такое склонение?

Посмотрите на упражнение 20 с.13, прочитаем задание, записывать будем только измененные слова и сверху укажем их падеж.

Кому нужна помощь, поднимаем красный кружочек, я к вам подойду.

Теперь меняемся тетрадями с соседом и проверяем друг друга, внимание на экран правильные ответы, проверяем карандашом и ставим оценку, нет ошибок 5, 1-2 ошибка – 4, 3-4 ошибка -3

Теперь разберем у кого какие были ошибки, называем ошибку и исправляем.

Молодцы.

Теперь посмотрите на упр.21с.14.

Прочитаем задание.

Записываем выделенные существительные с теми словами, от которых они зависят и указываем род,числ,  падеж

Читает 1 ученик

Нет, склонение не назвали.

Изменение имен сущ-ых по

Падежам.

Читают.

Записывают слова и указывают падеж:

Серебром- Т.п

На окне- П.п

В воздухе- П.П

Ковром-Т.п

Снегом-Т.п

У крыльца-П.п

На берегах(П.п,) реки (р.п)

На катке(П.п)

Поднимают

Обмениваются тетрадями и проверяют

Исправляют ошибки

Читают

Записывают

Отправились на теплоходе(П п., м.р., ед.ч.,)по волге(Д.п.,ед.ч., ж.р.), началось от Казани(Р.п.,ед.ч.,ж.р.), с палубы теплохода(Р.п.,ед.ч.,м.р.), у пристани стояло( Р.п., ед.ч., ж.р.), на нашем теплоходе(П.п., ед.ч, м.р.), жили в каюте(П.п., ед.ч.,ж.р.), проводили на палубе( П.п., ед.ч.,ж.р.), в волжских городах.( П.п., мн.ч.,м.р.),

Физкультминутка

Анимационная

Повторяют за персонажами

Закрепление изучаемого материала

Упр.22с.14 .

Прочитайте скороговорку.

Кто может произнести ее быстро?

Попробуйте.

Прочитайте задание к этому тексту .

Прочитайте как выполнили задание Ваня. Найди ошибки. Исправим, 2 ученика работаюту доски остальные в тетрадях

Читают.

Поднимают руку.

Пробуют.

Читают: разобрать выделенные имена сущ-ые как части речи.

Читают.

Находят и исправляют.

1 ошибка- карл- одушевленное, сущ-ое

2 кораллы- мн. ч

Информация о д/з

Открывайте дневники, записывайте д/з

Записывают

Подведение итогов урока

Как определяет падеж сущ-ого?

Как определить род сущ-ого?

Как определить число сущ-ого?

По окончанию, предлогу, по задаваемому к нему вопросу.

Вопросы: мой, моя моё

1 предмет, несколько предметов

Рефлексия

Продолжите предложения на экране:

Сегодня на уроке я:

-узнал, открыл для себя….

-научился….

-могу похвалить себя и своих одноклассников за….

Продолжают предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы определения падежа имен существительных

Рассматривается определение падежа разными способами....

"Определение падежа имени существительного"

Презентация к уроку русского языка в 3 классе по УМК "Начальная школа XXI века"...

3 класс. Разноуровневый тренажёр «Определение падежа имени существительного»

ЦЕЛИ:- проверить знания учащихся по теме «Имя существительное. Падежи»,- подготовиться к письменной проверочной работе.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3190942","attributes":{"alt":"...

Карточки по русскому языку "Определение падежа имен существительных"

Вставить пропущенные окончания и определенить падеж имен существительных...

3-4 кл. (2013 год) Интерактивный тренажер "Определение падежа имен существительных"

Тренажер в виде таблиц для быстрой проверки знаний детей. Подходит для работы в классе и дома.УМК - любой. Оформление лаконичное, что не отвлекает внимание детей.http://pedsovet.su/load/238-1-0-40435...