От значения слова - к правильной букве. (Объяснение значения слова как способ проверки орфограмм корня)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Познакомить с новым способом подбора проверочных однокоренных слов для  слов - предметов: от значения слова – к правильной букве. Развивать у учащихся навыки самоконтроля и самооценки; воспитывать  умение работать в парах.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_po_uchebniku.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

2 «А» класс.

Количество учащихся : 16

Тема.  От значения слова - к правильной букве. (Объяснение значения слова как способ проверки орфограмм корня)

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Оборудование: учебник Соловейчик М.С., Кузьменко Н.Б. «К тайнам нашего языка», 2 класс; тетрадь-задачник №2 к учебнику, мультимедийный проектор, карточки с заданием.

Цель и задача урока: Познакомить с новым способом подбора проверочных однокоренных слов для  слов - предметов: от значения слова – к правильной букве. Развивать у учащихся навыки самоконтроля и самооценки; воспитывать  умение работать в парах.

Этапы работы

Содержание этапа

1.

Организационный момент, включающий:

• постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной)

• определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;

• описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог)

Цель этапа:

 - Психологическая установка на урок.

Прозвенел уже звонок, начинается урок.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Все с улыбочкой вздохнём

И урок мы наш начнём.

Улыбнитесь друг другу.

  • Сообщение темы урока.

- Сегодня мы с вами отправимся в далёкое путешествие, закрыли глаза…

2.

Опрос учащихся по заданному на дом

материалу, включающий:

• определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);

• определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;

• описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;

• описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока;

• определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей;

• описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог;

• описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса;

• описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса.

игровой метод

- Ой, куда это мы попали?

Мы попали в чудо сад и заодно проверим домашнее задание. (На доске нарисовано дерево чудо корнем «сад, вод, бег»)

 -  Новый материал

Запись числа

Откройте тетради и запишите число. Классная работа.

3.

Изучение нового учебного материала.

Данный этап предполагает:

• постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);

• определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;

• изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися;

• описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;

• описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог;

• описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;

• описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала

Словарная работа.

Прочитайте слова, записанные на доске

М . роз, сн . жинка, вет . р, ин . й, сн . говик, сн .жок

- Что у них общего? (все слова предметы)

- На какие 2 группы можно их разделить? (словарные слова и однокоренные)

УСТНЫЕ МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. Индивидуальный опрос

(К доске идет ученик и делит слова на группы)

Назовите словарные слова.

(М . роз, вет . р, ин . й)

- Запишите их в тетрадь  красиво, вставляя пропущенные орфограммы.

- Где можно проверить правильность написания  словарных слов? (в словарике)

Проверка. (слайд №5)

- Объясните написание пропущенных орфограммы.

(Один ученик у доски вставляет гласные и объясняет написание)

Ответ ученика.

В слове «мороз» ударение падает на гласную О, безударная гласная первая О.

- Поднимите сигналы, если допустили ошибки – красный, нет – зелёный

 Прочитайте слова второй группы.

- Докажите, что это однокоренные слова.

Сн . жинка, сн . говик, сн .жок

(Они имеют общее значение, то есть их можно объяснить с помощью одного и того же слова «снег» и есть общая часть – корень «снег - снеж»).

РАБОТА В ТЕТРАДЯХ

- Запишите слова в тетрадь, пропуская орфограмму.

Метод контроля

- Подумайте, какую орфограмму нужно вставить, а для этого давайте вспомним какие способы проверки орфограммы в корне вы знаете? (слайд №6)

Изменить слово по числам.

Изменить слово по «команде» вопросов.

Назвать предмет ласково.

- Давайте попробуем проверить безударную гласную в наших словах, подберем проверочное слово  для данной группы однокоренных слов, используя изученные способы проверки. (слайд №7)

(На доске появляются слова с пропущенной орфограммой)

1.Изменим слова по числам.

- Снежинки, снеговики, снежки

- Есть ли среди этих слов проверочные?

2. Изменим слова по «команде» вопросов.

- Много чего? снежинок, снеговиков, снежков

- Есть ли среди этих слов проверочные?

            3.  Назовём слова ласково.

- Снежиночки, снеговички, снежочки

- Смогли ли мы найти проверочное слово?

Вывод:  ни одно слово не является проверочным, то есть не подходит для проверки. У нас нет полной уверенности в том, что мы правильно сможем написать орфограмму. Как быть?

- Сегодня нам и предстоит «открыть» еще один способ подбора проверочных слов.

Знакомство с новым способом подбора однокоренного проверочного слова – путем объяснения значения проверяемого

Работа с книгой

Откройте учебник на стр. 44, упр. 374

- Прочитайте слова первого столбика.

- Спишите слова в столбик, пропуская орфограммы.

- Попробуйте объяснить, почему их так назвали? Используйте словосочетания «тот, кто…»

Объясняют, записывают проверочные слова и вставляют пропущенные орфограммы. Один ученик у доски.

Образец ответа:

Грязнуля тот, кто грязный. В слове «грязный» четко слышится гласный звук Я, значит и в слове грязнуля, пишем гласный Я

гр.знуля                – тот, кто…. грязный

ч…стюля               – тот, кто… чистый

с…лач                     – тот, кто сильный

сл…бак                  – тот, кто слабый

Удалось ли нам выбрать букву?

Сравни по значению два слова – первое и второе. Как их назовёшь?

(однокоренные)

Докажи.

(У этих слов есть общее значение, то есть можно объяснить при помощи одного и того же слова «грязь», и у них есть общая часть)

(Доказывают написание остальных слов первого столбика)

- Прочитайте слова второго столбика. Попробуйте объяснить, почему их так назвали?

Используйте словосочетания «то, чем…     то, где…     то, в чём…»

(Выходят к доске по одному и объясняют выбор букв)

-кра.ка                          то, чем  красят

-ука.ка                         то, чем  указывают

-к.нюшня                      то, где живут кони

-к.фейник                то, в чем варят кофе

Удалось ли нам выбрать букву?

Посмотрите на слова первого и второго столбика, вспомните, как мы подбирали проверочное слово.

Что мы делали в начале?

Объясняли значение слова, затем выбирали правильную букву.

Кто сможет назвать способ проверки?

(Объяснить значение слова – от значения слова – к правильной букве.) (на доске)

Мы с вами нашли ещё один способ проверки слов-предметов: от значения слова – к правильной букве.

Тема нашего урока.  От значения слова – к правильной букве. (открывается плакат на доске)

Прочитаем в учебнике помощь (стр. 44)

Чтобы… правильно выбрать букву в корне слова…, можно попробовать объяснить значение слова с помощью однокоренного:  грязнуля – тот, кто грязный

- Подумайте, а теперь сможем ли мы подобрать проверочное слово к  словам

«сн . жинка, сн . говик, сн .жок», используя новый  способ подбора слов?

(Их можно объяснить при помощи слова «снег», значит, во всех словах вставляем гласную Е)

- Вставьте  нужные буквы.

Объяснительно – иллюстративный метод

4.

Закрепление учебного материала,

предполагающее:

• постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);

• определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;

• описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог.

• описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала;

• описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал

Физминутка с движениями

Мы писали, рисовали,

А теперь мы дружно встали.

Ручками похлопали.

Ножками потопали,

Чуть покружимся бочком,

Сядем и писать начнем.

Освоение нового способа

- Продолжим учиться выбору букв. Попробуем открытый нами способ проверки на других словах.

а)  Работа в парах.

Задание:

Откройте тетрадь-задачник, стр. 30, № 375 (слайд №10)

Устно объясняй значение каждого слова, узнавай и вставляй нужные буквы.

Объяснение с комментированием первого слова.

(Жара – это когда жарко, жара - жарко – однокоренные слова. В однокоренных словах корни пишутся одинаково. Если в слове жарко четко слышим гласный звук А, так как он под ударением и пишем букву А, то и в слове жара тоже пишем букву А)

- Когда так говорят?

До конца это задание вы будете выполнять в парах. Вы – команда, помогайте друг другу.

Алгоритм ответа (на доске)

Назови слово.

Объясни его значение.

Вспомни секрет корней.

Вставь пропущенную орфограмму.

Проверка.

- Какой способ подбора проверочных слов вам помог правильно определить орфограмму?

(от значения слова – к правильной букве)

Сигналы. Покажите, как вы справились с заданием.

 Обучение исправлению ошибок

5.

Задание на дом, включающее:

• постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);

• определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом;

• определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.

- Самостоятельная работа. Тетрадь – задачник, упр. 376, стр.31(слайд №11)

- Помогите их найти и исправить. Можете пообщаться с соседом, работайте в паре.

Проверка.

Ответ ученика:

Солонка – место, куда кладут соль. В слове «солонка» пишется гласная «О»

- Какой способ подбора проверочных слов помог исправить ошибки?

(от значения слова – к правильной букве)

Здесь 6 ошибок. Кто нашел все ошибки?

(Показывают сигнал красного или зелёного цвета)

Обобщение

Решая орфографические задачи, исправляя ошибки, вы отвечали на вопросы: «Когда так говорят?», «Почему так называли?».

Какой же способ подбора проверочных слов мы сегодня узнали?

(От значения слова – к  правильной букве)

Поделитесь  дома важным открытием.

Вывод: помни, если задумываться над значением слова, то в корнях многих из них не сделаешь ошибки.

Задание повышенного уровня

Ребята, помогите мне справиться с заданием. Я решила написать слово «зап…вали», но не знаю, как правильно его написать.

У вас на партах положены сигналы с буквами «Е», «И», поднимите ту букву, которую вы думаете нужно вставить?

(ответы должны быть разные)

Выясняю, почему вставили такие буквы.

Если думал, что пить лекарство, то «И», если петь песни, то «Е»

Вывод: иногда, чтобы понять смысл слова нужно составить предложение, но об этом мы поговорим на следующем уроке.

Подведение итогов урока

- Наш урок подошел к концу.

- Оцените с помощью одного из выражений уровень ваших знаний по теме урока.

Рефлексия: оценивание уровня знаний

Оцените уровень ваших знаний. Поднимите карточки с цифрой 1, 2, 3, 4.

- Понял, могу помочь другим

 - Понял

 - Понял, но нужна помощь

 - Ничего не понял

  • Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока на тему: «Объяснение значения слова как способа проверки. От значения слова – к правильной букве.» 2 класс Автор: Терентьева А.С.учитель начальных классов МБОУ «СОШ №1 им. Б.Н.Куликова»

Тип урока - урок  общеметодологической направленности.Планируемые образовательные результаты:-  Предметные: Знакомство со способом проверки орфограммы в корне через значение слова.- Мет...

Технологическая карта урока 2 класс "Повторение приёмов и способов проверки орфограмм в корне слова"

Технологическая карта урока-соревнования  по теме: "Повторение приёмов и способов проверки орфограмм в корне слова". УМК  Планета Знаний....

Способы проверки орфограмм слабых позиций тремя способами. Синонимы и омонимы. 2 класс

Открытый урок проводился в рамках районного семинара по тмеме "Формирующее оценивание" Дан подробный самоанализ урока...

Трудности подбора слов для проверки орфограмм корня.

   Трудности подбора слов для проверки орфограмм корня связаны не только с недостаточным речевым развитием младших школьников (отсутствием в их словарном запасе проверочного однокорен...

Проектная задача "Иллюстрированное пособие "Способы проверки орфограмм слабой позиции в корне"

В ходе работы учащиеся должны сделать для себя пособие - помощник, в котором должны отразить название орфограммы, способ проверки, смоделировать способ, подобрать "примеры" слов. Дано описан...