Разработка урока на тему: «Объяснение значения слова как способа проверки. От значения слова – к правильной букве.» 2 класс Автор: Терентьева А.С.учитель начальных классов МБОУ «СОШ №1 им. Б.Н.Куликова»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Тип урока - урок  общеметодологической направленности.

Планируемые образовательные результаты:

-  Предметные: Знакомство со способом проверки орфограммы в корне через значение слова.

- Метапредметные:

Познавательные УУД

1.                 Формировать умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

2.                 Сформированное умение анализировать, сравнивать, классифицировать.

Коммуникативные УУД

1.                 Сформированное умение слушать и понимать речь других людей.

2.                 Сформированное умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре, группе.

3.                 Сформированное умение давать объективную оценку деятельности других.

Регулятивные УУД

1.                 Сформированное умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, составлять алгоритм действий.

2.Сформированное умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Решение основных задач по формированию универсальных учебных действий происходило:

1.     Через организацию пространства поиска, диалога, творчества;

2.     Через обмен содержанием субъективного опыта между учениками;

3.     Через общение с учениками на принципах сотрудничества;

4.     Через включенность каждого ученика в работу класса.

 

         Урок построен  в соответствии с программными требованиями технологии системно-деятельностного подхода. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologich.karta_.doc668 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Тема урока Объяснение значения слова как способа проверки. От значения слова – к правильной букве.

УМК «Гармония» М.С.Соловейчик. 

Количество часов в неделю – 5, в год – 170.

Учебник  «Русский язык 2 класс». М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко «Ассоциация ХХI век» 2010 г.

Раздел «Как искать проверочные слова для корня» - 16 часов, данный урок – 3-ий в разделе.

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

  1. Знакомство со способом проверки орфограммы в корне через значение слова.
  2. Умения перечислять отличительные признаки однокоренных слов.
  3. Знание способов изменения слов для подбора проверочных.
  4. Знание  терминов: орфограмма, орфографическая задача, решить орфографическую задачу, проверочные и проверяемые слова, главные орфограммы в корне слова, корень слова, однокоренные слова.

Метапредметные:

Познавательные УУД

  1. Сформированное умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.
  2. Сформированное умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа по анализу и иллюстраций).

Коммуникативные УУД

  1. Сформированное умение слушать и понимать речь других людей.
  2. Сформированное умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре, группе.
  3. Сформированное умение давать объективную оценку деятельности других.

Регулятивные УУД

  1. Сформированное умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), составлять алгоритм действий.

2.Сформированное умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Личностные:

  1. Осознание единства и целостности окружающего мира.
  2. Выстраивание собственного целостного мировоззрения.

3.Формирование ответственного отношения к учению.

4.Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.

5.Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, родному языку.

Решаемые учебные проблемы

Объяснение значения слова как способа проверки. От значения слова – к правильной букве.

Основные понятия, изучаемые на уроке

орфограмма, орфографическая задача, решить орфографическую задачу, проверочные и проверяемые слова, однокоренные слова.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

ПК, интерактивная доска, проектор.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этап

урока
методики

Время мин.

Задача этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучащихся

Формируемые УУД

I. Мотивирование к учебной деятельности.

-методы словесной передачи информации и слухового восприятия информации

-методы стимулирования и мотивации

2

Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

Ну-ка, всё проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадь?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «пять»? 

- Я уверена, что сегодня вы узнаете много нового и интересного, заработаете только хорошие оценки и получите положительные эмоции. создание ситуации успеха

- Сегодня вы не просто ученики и класс, а 3 группы учёных языковедов. (по рядам)

- Кто такой языковед нам расскажет…(1 слайд)

- Если мы учёные-языковеды, значит что мы будем исследовать?

создание проблемн. ситуации

- И откроем ещё одну тайну русского языка.

- Желаю вам удачи и новых открытий!

- Откройте тетради и запишите число, классная работа.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку,  присаживаются

доклад ученика

- Узнать сведения о значении этого слова и многих других помогает толковый словарь. О значении слова «языковед» я узнала из «Толкового словаря». Языковед – это учёный, изучающий русский язык.

- Русский язык.

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание познавать новое.

Коммуникативные:

- формирование  умения слушать и слышать.

II. Минутка чистописания

- методы наглядной передачи информации и зрит. восприятия информации

 - Методы стимулирования и мотивации

-Методы самоконтр.

3

Выход на тему урока

- Мы с вами знаем много орфограмм.

 создание проблемн. ситуации

- А какие орфограммы встречаются в словах чаще всего? (1 ряд)

- Назовите самые «ошибкоопасные» гласные буквы. (2 ряд)

- Назовите их в алфавитном порядке. (3 ряд)

(презент. в Power Point)

- Пропишите в воздухе вместе с волшебной ручкой. демонстрация образца выполнения

- Пропишите в тетради до конца строки, чередуя.

- А как же проверить безударную гласную в корне? (1 ряд)

создание проблемн. ситуации

- Какая орфограмма в корне вам ещё знакома?

(2 ряд)

- Как её проверить? (3 ряд)

- Безударные гл., парные согл.

- а, о, и, е, я

- а, е, и, о, я

Прописывают строку, чередуя. Самоконтр. по образцу

-Подобрать однокорен., или изменить слово так, чтобы безуд. стала ударн.

 - Парн. согл.

- Изменить слово так, чтобы парн. согл. стоял перед гласн, сонорн. или «в».

Регулятивные:

- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Познавательные:

- классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку)

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

III. Актуализация и фиксир. затруднения в уч. деят-ти

- Методы стимулирования и мотивации

- Методы контроля и самоконтр.

5

Повторение изуч., необходимого для открытия нового.

- В нашу лабораторию пришло электронное письмо с просьбой о помощи.

(2 слайд)

- Антон написал маме письмо, но с «окошками» не стал его отправлять.

- Почему оставил «окошки»?

- Почему не отправил?  

Дорогая мама!

В лагере хорошо. Вчера в л…су я видел рыжую л…су.

- Чтобы помочь мальчику, нужно решить несколько орфографических задач.

- Что значит решить орф. задачу? (1 ряд)

- Чем похожи слова с «окошками»? (2 ряд)

- Чем отличаются? (3 ряд)

- Давайте проведём первый опыт: опираясь на значение слов, решим орф. задачу.

(2 рис.- лес, лиса)

- Какой рисунок по значению подходит к первому слову?

 - Какую букву вставим? (на планшетах)

- Ко второму слову? (на планшетах)

создание проблемн. ситуации

- Не знал, какую букву писать.

- Стыдно.

дидактическая игра

- Выбрать правильную букву.

- Похожи написанными буквами, звучанием, орфограммой.

- Отличаются значением

побуждение к поиску альтернативных решений

 Выбирают подходящий рис., подбирают проверочные слова, называют букву.

парный контроль

Регулятивные:

 - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

IV. Открытие нового знания.

-методы словесной передачи информации и слухового восприятия информации

- методы передачи информации с помощью практич. деят-ти.

2

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Подведение детей к сам-му выводу 

Построен. проекта выхода из затруднен

- Для дальнейшей работы в нашей лаборатории необходимо определить порядок действий.

- Как же можно подбирать проверочные слова?

(плакат с заголовком и первыми словами каждого пункта)

ОТ ЗНАЧЕНИЯ К ПРАВИЛЬНОЙ БУКВЕ

АЛГОРИТМ:

  1. Подумай над значением.

(1 ряд)

  1. Подбери проверочное слово по значению.

(2 ряд)

  1. Напиши правильно.

(3 ряд)

- Чему же вы будете сегодня учиться?

Опираясь на предыдущую работу и наводящие вопросы, формулируют пункты алгоритма.

Инструктаж, наблюдение, составление плана, прогнозирование будущей деятельности

- Подбирать проверочные слова, опираясь на значение слова.

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

Личностные:

- Осознание единства и целостности окружающего мира.

- Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

V. Физ. пауза

- методы передачи информации с помощью практич. деят-ти.

2

Снятие усталости

Проверка пониман. способа  действия.

-Я буду читать однокоренные слова к словам ЛЕС И ЛИС. Если прозвучит слово с корнем ЛИС, вы садитесь, если слово с корнем ЛЕС, встаете. Лис, лес, лисица, лесной, лиса, лесник, лисий, в лесу.

Выполняют действия, основываясь на выборе корня.

Практич. упр., создание проблемной ситуации, создание ситуации взаимопомощи

Коммуникативные:

- умение работать в паре, слушать, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками

VI. Первичное закрепление нового материала.

- методы передачи информации с помощью практич. деят-ти.

-методы словесной передачи информации и слухового восприятия информации

3

Проговаривание нового знания с опорным сигналом
 

- Для учёных нашей лаборатории ещё одно задание.

 - По тетради стр. 27 упр. 375.

(опорный сигнал – вопрос)

-Методы стимулирования и мотивации

-создание проблемной ситуации

- Опираясь на опорный сигнал – вопрос, подбирают проверочные слова, называют правильную букву. (по 2 слова каждому ряду)

-практические упражнения

-работа с книгой

- заинтересованность в результатах своей работы

Регулятивные:

 - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характ-к;

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Личностные:

- выражать положит. отношение к процессу познания; проявлять желание узнать больше.

VII. Этап разъяснения домашнего задания

- Методы стимулирования и мотивации

3

Обеспечение пониман. уч-ся цели, содержания и способов выполнен дом. задания

 - Упр. 376 – выполните дома

 - Пользуясь сегодняшним открытием, решить орфографические задачи для Джека.

- Чтобы ему было ещё понятнее, можете составить с этими словами предложения.

- Определяют задачи работы дома, способы их решения.

свободный выбор заданий

Регулятивные:

 - выделение и осознание уча-ся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

Познавательные:

- преобразование модели в соответствии с содержанием уч. материала и поставл. уч. целью.

- построение логической цепи рассуждений;

- сам-ое создание алгоритмов деят-ти при решении проблем творческого и поискового характера;

Коммуникативные:

- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- умение слушать и вступать в диалог.

VIII. Включение нового знания в систему знаний.

-методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации

- методы передачи информации с помощью практической деятельности

- Методы стимулирования и мотивации

10

Проверка понимания способа  действия.

Развитие умения распознавать и подбирать однокоренные слова с опорой на значение



1) - А теперь немного поиграем.

- Найдите в классе предметы, отгадав загадки.

ЗАГАДКИ:

Я люблю прямоту,

Я сама прямая.

Сделать ровную черту

Всем я помогаю.

Что-нибудь без меня

Начертить сумей-ка

Угадайте-ка, друзья,

Кто же я?...

- Подберите проверочн. слово по алгоритму и покажите на планшете, какую букву необходимо вставить

Линия – линейка (что чертим по линейке?)

Всё на карте укажу -

Полюс, тундру и Аляску.

Я с учителем дружу.

Угадали? Я - …

Указать – указка (для чего нужна?)

Зимой в часы веселья

 Вишу на яркой ели я,

 Стреляю, точно пушка.

 Зовут меня...

Хлопать – хлопушка (какой звук издаёт?)

2)- Вставить пропущенные буквы, опираясь на значение, помогут нам в этом рис.

- Как могут изменяться слова? (3 слайд)

- Опираясь на значение, измените слова.

 - Назовите друг другу проверочные.

Зап…вать песню  -зап…вать водой

- Опираясь на значение, измените слова. (нет чего?)

- Назовите друг другу проверочные.

Цветочный лу… - полезный лу…

- Опираясь на значение, измените слова? Назовите их друг другу.

Небольшой пру… - ивовый пру…

 - Проверка: на доске заполняют пропуски по одному человеку от ряда.

3) Физ. пауза

-Наблюдение

-практические упражнения

-дидактическая игра

-создание ситуации успеха

-создание проблемной ситуации

-предъявление учебных требований

-взаимоопрос  (ученик опрашивает ученика)

самостоятельная работа

самоконтроль

- По одному человеку от каждого ряда у доски с обозначением орфограмм.

- Задают доп. вопр., оцениваем.

- Пишут в тетради сам-но, подчёркивая вставленные буквы.

- По команде вопроса

-По числам.

На интеракт. доске один уч. каждого ряда перемещает пару рис.

Запевать-запивать.

Луг-лук

Пруд-прут

                   

Регулятивные:

 - умение действовать по плану и планировать свою деят-ть;

- умение контролировать процесс и результаты своей деят-ти, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;

Личностные:

- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

IX.  Самопровер-ка
- методы передачи информации с помощью практической деятельности.

- Методы стимулирования и мотивации

- Методы контроля и самоконтр.

5

- Упр. 378 (по рядам)

- Проверяют первые сделавшие.

(Они же приносят по баллу своей команде и получают оценку)

- Нескольким ученикам карточки уровнем ниже.

Выполняют работу самостоятельно.

Производят предварительную оценку работы одноклассников.

Ученики слабее – облегчённые задания на карточках.

-практические упражнения

- создание проблемной ситуации

- взаимоконтроль

-организация разноуровневой, парной работы на уроке

Регулятивные:

- умение взаимодействовать со сверстниками в уч. деят-ти, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей. Познавательные:

- сам-ое создание способов решения проблем поискового характера.

Коммуникативные:

 - умение работать в статичных и мигрирующих группах, делегировать полномочия, распределять роли, владение монологич. и диалогич. формами речи;

Личностные:

- ориентация в соц. ролях и межличностных отношениях;

- готовность к сотрудничеству и дружбе;

X. Творческая проектная работа.

-Методы стимулирования и мотивации

- методы словесной передачи информации и слухового восприятия информации

-методы передачи информации с помощью практич. деят-ти.

7

Соотнесение поставленных задач с достигну

тым результа

том, фиксация нового знания, постанов

ка дальней

ших целей

- Чтобы провести следующее исследование, поможем нашему другу картографу.

- Кто такой картограф, нам сообщит…

- В географические названия вставить пропущенные буквы.

 - Опираясь на значение, выбрать подходящие детали и приклеить их к фрагменту карты.

На четверых 1 пазл большой карты и набор деталей.

  1. Деревня С…сновка
  2. Река В…ртушинка
  3. Озеро Зм…инка
  4. Село Гр…бное
  5. Река С…миха
  6. Деревня Л…сичкино

- Что помогло вам успешно справиться с этим заданием?

доклад ученика

- Картограф – человек, работающий над составлением карт.

-практические упражнения

- трудовая деятельность

- выполнение творческих заданий

- организация групповой работы

- Объясняют выбор детали и буквы.

- Полученные знания, дружная коллективная работа.

Регулятивные:

 - контроль в форме сличения способа действия и его рез-та с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Познавательные:

- выбор наиболее эффективн. способов решения в зависимости от конкретных условий;

- установление причинно-следствен. связей, построение логич.цепи рассуждений;

Личностные:

- оценивание усваиваемого содержания, исходя из соц. и личностных ценностей;

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в кол-ом обсуждении  проблем, интегрироваться в группу сверстников.

XI.  Заключительный этап и рефлексия.

КОД (контрольно-оценночная деятельность)

Методы контроля и самоконтр.

3

Обеспечение позитивного настроя на получение знаний.

- Закончите предложения:

- Определять значение слова необходимо для того, чтобы … подобрать проверочное.

- Подбирать проверочное слово нужно для того, чтобы… выбрать правильную букву.

- По алгоритму.

- То, что я узнал на уроке мне пригодится… ГДЕ? КОГДА?

 - Подведение итогов по командам, выставление оценок.

Урок наш окончен

И выполнен план.

Спасибо, ребята,

Огромное вам,

За то, что упорно,

Усердно трудились!

И знания ваши

Нам всем пригодились!

- Заканчивают предложения по смыслу.

- Творческая работа: закончи предложение

Регулятивные:

 - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными уч. действиями; - осущ-ть итоговый контроль

Личностные:

- оценивать собств. уч. деят-ть: свои достижения, степень сам-ти, инициативности, причины неудач.

Коммуникативные:

- умение строить продуктивн.взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).

Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...

Урок русского языка во 2 классе Автор: Захарина Нина Леонидовна, учитель начальных классов МОУ «Скоробогатовская средняя школа» Тема урока: «Мягкий знак в начале и середине слова. Деление для переноса слов с мягким знаком в середине»

Урок русского языка по ФГОС. Образовательная система "Школа 2100". Безотметочное обучение. Использование технологии оценивания образовательных достижений...

“Объяснение значения слова, как способ проверки безударных гласных в корне”

Конспект урока по русскому языку УМК "Гармония". Тема: “Объяснение значения слова, как способ проверки безударных гласных в корне&rdquo...

Урок русского языка в 4 классе. Объяснение значения слова, как способ проверки безударных гласных

Умение проверять безударную гласную в корне слова, зная его значение....