“Объяснение значения слова, как способ проверки безударных гласных в корне”
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Конспект урока по русскому языку УМК "Гармония". Тема: “Объяснение значения слова, как способ проверки безударных гласных в корне”

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 05._obyanenie_znacheniya_slova_4_kl.docx22.17 КБ
Файл 04._znachenie_slova_4_kl.pptx389.08 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: “Объяснение значения слова,

как способ проверки безударных гласных в корне”

Цель: Развивать навыки грамотного письма, основанные на значении слова.

Задачи:

- тренировать учеников в выполнении освоенных способов действия: нахождение «опасных мест» - орфограмм, их классификации;

- организовать работу уч-ся в малых группах по методу сотрудничества;

- повышать уровень самоконтроля и взаимоконтроля;

- развивать критическое отношение уч-ся к своим высказываниям и мнению товарищей, формировать адекватную самооценку;

- воспитывать у уч-ся интерес к русскому языку.

Ход работы

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний.

- Предлагаю начать урок с известного высказывания (на доске)

«Слово живет тогда, когда ты открываешь его тайну» И сегодня на уроке мы с вами откроем еще одну тайну правописания слова. (На доске)

3. Проблемная ситуация

На доске записаны слова:

сл__зал, пос__дел, б__чок, пол_скать

- Какую орфограмму содержат данные слова? (безударный гласный в корне)

- Как проверить букву безударного гласного в корне слова (повторяется алгоритм стр.166 – читаем слово, ставим ударение, выделяем безударную гласную, ищем корень, проверяем (изменяем слово или находим однокоренное слово).)

- Запишем данные слова, решив орфографическую задачу.

(У доски ученик работает на обратной стороне, остальные самостоятельно)

Проверка. (Отвечающий называет слова, доказывая выбор букв, у кого другие слова поднимают руку, доказывают, учитель прикрепляет карточку: слизал – слезал…)

- Почему мы получили разные слова? Что меняется у слова с изменением гласной? (его лексическое значение)

- От чего зависел выбор проверочного слова? (от значения слова, от того о чем мы думали)

- О чем мы будем говорить на уроке? (о значении слова)

- А для чего? (чтобы правильно писать слова с безударным гласным в корне)

Откройте учебник на стр. 100, прочитайте тему урока.

- Сформулируйте задачи урока (правильно строить высказывания; формулировать мысли; решать орфографические задачи – писать грамотно, научиться проверять безударный гласный в корне слова зная значение слова)

- Да ребята, в течение урока мы будем учиться правильно писать слова с буквой безударного гласного в корне слова, объясняя его значение.

4. Первичное усвоение знаний и способов действий

ИНТ.Д. 570

- Антон при изучении данной темы, записал следующие слова, посмотрите упр. 570.

Работаем цепочкой по одному выходя к доске

- Проверьте, все ли слова записаны правильно (цепочкой по одному)

- Исправляем ошибки, записывая сначала проверочное слово, а потом проверяемое. Выделяем корень. Букву безударного гласного подчеркиваем.

- В какой части слова были допущены ошибки (в корне)

- Назовите слова, называющие человека по его занятию (садовник, бегун, плясун, повар, шахматист)

- А теперь назовите слова, содержащие характеристику человека (храбрец, смельчак).

- Какой способ проверки помог решить орфографическую задачу? (объяснение значения, подбор однокоренных слов)

- Давайте посмотрим, что думает автор (сообщение на стр. 101 упр. 574)

- Попробуем подтвердить данный вывод (у доски и в тетрадях)

светлячок – свет, очищать – чисто, чистый, чистит

зачастить – часто, смотреть – смотр

продавец – дать, продать, продажа – первоначально проверочное слово продажа, т.е. плата за то, что дано кому-либо. Как появилось то или иное слово можно узнать в этимологическом словаре. А с историей возникновения слов мы будем знакомиться на след.уроке, и кому интересно может узнать происхождение данных слов и нам на завтра рассказать.

ИНТ 1 сл

- Вспомним начало урока: “Слово живет тогда, …..”

- Так какую тайну слова мы узнали? (безударную гласную в корне можно проверить его лексическим значением)

Физкультминутка

5. Закрепление

Индивидуальная работа, раздаются листочки.

1. Прочитай слова. Подбери и запиши проверочное слово. Выдели корень.

Уд_вительно - _______________

М_нять - ________________

Л_пить - ________________

Расч_щать - ________________

Л_нивый - __________________

Скр_пучий - __________________

М_стерить - _____________________

2. Прочитай слова. Выбери проверочное слово и запиши его.

Уд_вительно - _______________ (диво, дева)

М_нять - ________________ (мина, замена)

Л_пить - ________________ (липко, лепка)

Расч_щать - _________________ (честь, чисто)

Л_нивый - _________________ (лень, линька)

Скр_пучий - _______________ (скрип, скрепка)

М_стерить - _______________ (мост, мастер)

- Что помогло сделать правильный выбор? (Значение слова)

- Кто справился с этим заданием?

- У кого возникли трудности?

ИНТ.Д.

Игра «Хотите посмеяться?»

Мальчик полоскал собаку. (полошит - ласка)

Мама отварила дверь. (варит - затвор)

Все спустились с горы, а Витя еще слизал. (лижет - слез)

Если засмеялись – Что вызвало смех?

Не засмеялись – Почему данные предложения попали в эту игру?

Мальчик полоскал собаку – какое значение у слова полоскал?

Каким словом проверим? Т.д.

5. Подведение итогов

- От чего зависит правильный выбор буквы безударного гласного в корне слова? (От значения слова)

- За урок мы выяснили, что …. (Для правильного выбора буквы безударного гласного в корне достаточно объяснить значение слова)

- Выразите свое отношение к уроку с помощью прилагательных. (Если затрудняются дать записанные слова на доске: скучный, веселый, интересный, познавательный, легкий, трудный, занимательный, неинтересный….)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

“ СЛОВО ЖИВЕТ ТОГДА, КОГДА ТЫ ОТКРЫВАЕШЬ ЕГО ТАЙНУ ”

Слайд 2

СЛ __ ЗАЛ ПОС __ ДЕЛ Б __ ЧОК ПОЛ __СКАТЬ

Слайд 4

Упр. 570

Слайд 6

“ ХОТИТЕ ПОСМЕЯТЬСЯ?! ” Мальчик полоскал собаку. Мама отварила дверь. Все спустились с горы, а Витя еще слизал .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Два способа проверки безударных гласных в корне слова.

программа "Школа России"предмет: русский языккласс: 2...

Разработка урока на тему: «Объяснение значения слова как способа проверки. От значения слова – к правильной букве.» 2 класс Автор: Терентьева А.С.учитель начальных классов МБОУ «СОШ №1 им. Б.Н.Куликова»

Тип урока - урок  общеметодологической направленности.Планируемые образовательные результаты:-  Предметные: Знакомство со способом проверки орфограммы в корне через значение слова.- Мет...

Правописание безударных гласных в корне. Способы проверки безударного гласного в корне.

Правописание безударных гласных в корне.Способы проверки безударного гласного в корне....

От значения слова - к правильной букве. (Объяснение значения слова как способ проверки орфограмм корня)

Познакомить с новым способом подбора проверочных однокоренных слов для  слов - предметов: от значения слова – к правильной букве. Развивать у учащихся навыки самоконтроля и самооценки; восп...