Ход урока "Притяжательные имена прилагательные"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Ершова Елена Павловна

Предварительный просмотр:

Учитель Ершова Елена Павловна

Тема «Формирование морфологического понятия в начальных классах»

Фрагмент урока открытия новых знаний

Тема урока русского языка: «Притяжательные имена прилагательные»

(Программа «Начальная школа XXI века», 3 класс, 2 часть, 145 – 146  стр. уч.)

Ход урока

  1. Мотивационный этап.

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елена Павловна, сегодня я проведу у вас урок русского языка.  

Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте.

-У вас на партах лежат «карты знаний». С их помощью вы будете оценивать свою работу на уроке, а в конце мы сможем посмотреть, насколько удачно вы смогли усвоить новый материал.

«Карта знаний»

1.Узнал (а) на что указывают притяжательные прилагательные.

2.Узнал (а) на какие вопросы отвечают.

3. Я усвоил правило о притяжательном имени прилагательного.

4. Научился (ась) отличать разряд притяжательных прилагательных  от других разрядов имен прилагательных.

5. Провел (а) самопроверку полученных знаний.

-Все ли пункты вам понятны?

  1. Этап постановки учебной задачи.

- Ребята, на доске вы видите слова, одно слово “лишнее”. Назовите это слово и объясните, почему вы так считаете.

(слова: сильная, майского, светлым, дедушкин, шапка, широкий, нагрудный, победный, великая, папин. )

- Какое слово лишнее? (шапка).

-Почему? (Шапка – имя существительное, а все остальные слова – имена прилагательные).

-Верно, ребята, «лишнее» слово – шапка.

- Ребята, а как вы определили, что все остальные слова, это слова – имена прилагательные? 

-Что вы знаете об имени прилагательном? 

-Что оно обозначает?

-На какие вопросы отвечает?

- Какие группы имен прилагательных вы уже знаете? (качественные и относительные).

- Какие прилагательные называют качественными? ( Обозначают изменяемый признак предмета, который может проявляться в большей или меньшей степени, имеет степени сравнения, краткую форму).

- Какие прилагательные называют относительными? (Обозначают признак предмета по отношению к другому предмету, не имеют степени сравнения и краткой формы).

- Молодцы, ребята.

- У вас на столах лежат конверты, откройте их. Ваша задача, распределить словосочетания на известные вам группы прилагательных.

- Давайте проверим, первая группа это качественные прилагательные.( Зелёный горох

стройная гитара, сладкий чай, громкий голос, крепкий сон).

- Как вы определили, что это качественные прилагательные? (Мы подставляли слова более или менее).

- Проверьте, у кого есть другие словосочетания? Какие?

- Хорошо, следующая группа это относительные прилагательные:

- Как вы определили, что это относительные прилагательные? (Мы составляли словосочетания с существительным: кирпичный дом – дом из кирпича).

- Прочитайте, какие словосочетания у вас получились? (каменный дом, гранатовый браслет, рубиновые серьги, горный воздух).

- Все ли словосочетания оказались распределенными? (нет)

- Проверьте, у кого есть другие словосочетания? Какие? (бабушкин дом, медвежья лапа, дедова лодка, лисья добыча, мамины бусы).

- Почему вы никуда не отнесли эти словосочетания? ( Они не подходят по тем признакам, о которых мы знаем)

- Как же нам быть? Мы не можем отнести эти имена прилагательные ни к относительным, ни к качественным. Может быть, это новая группа и у нее свои признаки?

- На какие вопросы отвечают имена прилагательные? (какой? чей?)

- А какие вопросы подходят для наших прилагательных? ( дом (чей?) бабушкин, лапа (чья?) медвежья, лодка (чья?) дедова, добыча (чья?) лисья, бусы (чьи?) мамины).

- На какие вопросы отвечают эти прилагательные? ( на вопросы чей? чья? чьи?).

- На что указывают такие вопросы? (кому принадлежит предмет).

- Может кто-то знает, как называются такие имена прилагательные?

- Они называются притяжательными.

- Ребята, так как вы считаете, какая тема нашего урока? ( Притяжательные имена прилагательные).

-Верно, сегодня мы познакомимся с новым разрядом имени прилагательного – притяжательным.

- Это и  будет целью нашего урока.

-Есть ли у нас план действий, на сегодняшнем уроке?  (Да, он указан в «карте знаний»)

-Что же нам необходимо будет сделать?

План:

1.Узнать, на что указывают притяжательные имена прилагательных.

2.Узнать, на какой вопрос отвечают.

3. Узнать, отличительные признаки.

4. Научиться отличать их от других разрядов имён прилагательных.

5.Провести самопроверку полученных знаний о притяжательных именах прилагательных.

-Верно, ребята!

3. Этап учебного действия.

- Анализ языкового материала в целях выделения существенных признаков понятия.

-Откроем учебники на странице 145,  прочитаем «Давай подумаем».

- Какой вопрос лучше задать к прил. папин, лисья – какой? или чей?( Я думаю, что лучше задавать вопрос чей? Папин; к слову лисья можно задать вопрос чья? Лисья).

- Действительно, вы правы.

-Ребята, откроем свои тетради, не забываем о правильном  положении тетради, берём ручку в руку правильно, записываем число и классная работа.

- Прочитайте упражнение 1 на странице 145.

- Что нужно сделать? (Прочитать текст, выписать качественные и относительные прилагательные и доказать, что они действительно являются качественными и относительными).

- Запишите упражнение, выпишите качественные и относительные прилагательные, не забудьте доказать.

-Ребята, какие прилагательные вы выписали?

- Какое прилагательное не выписали? (Бабушкиного пряника)

- Почему? (Потому что, оно относится к притяжательным именам прилагательных)

- Как вы это поняли? (Задали вопрос, чей? бабушкин пряник)

- Давайте вспомним, как изменяются имена прилагательные (По родам, числам и падежам).

- А может ли изменяться притяжательное прилагательное?

- Просклоняйте прилагательное – бабушкин.

https://sun9-54.userapi.com/impf/6YF3J_H55GOowYyWG-kSrw7dfHjxaSqE63lXyQ/eMG3IXpid5k.jpg?size=1280x1034&quality=96&sign=06a76c9ef4634c11262d4e093ecffd28&type=album

- Ребята, абсолютно верно.

- Запишите в тетрадь притяжательное прилагательное.

- Обобщение существенных признаков, введение термина.

- На что указывают притяжательные прилагательные? ( Притяжательные прилагательные указывают на принадлежность предмета какого – либо лицу или животному).

-На какие вопросы отвечают притяжательные прилагательные? (Притяжательные прилагательные отвечают на вопросы чей? чья? чьё? чьи?).

- Ребята, обратимся к «карте знаний». Какие пункты мы можем отметить? (Пункты 1 и 2).

- Поставьте галочку рядом с этими утверждениями, если вы считаете, что оно относится к вашим успехам, если нет, то поставьте крестик.

«Карта знаний»

1.Узнал (а) на что указывают притяжательные прилагательные.

2.Узнал (а) на какие вопросы отвечают.

3. Я усвоил правило о притяжательном имени прилагательного.

4. Научился (ась) отличать разряд притяжательных прилагательных  от других разрядов имен прилагательных.

5. Провел (а) самопроверку полученных знаний.

-Давайте проверим, совпадает ли наше мнение с тем, что написано в учебнике.

- Овладение определением понятия. Ознакомление или составление памяток, алгоритмов действий для определения изученного грамматического понятия.

- Ребята, переверните страницу, на странице 146 найдите ключик, прочитайте правило про себя.

-Итак, на что указывает притяжательное прилагательное? (указывают на принадлежность предмета какого – либо лицу или животному).

-На какие вопросы отвечают? (отвечают на вопросы чей? чья? чьё? чьи? ).

-А что еще мы узнали о притяжательных прилагательных? (Что он изменяются по родам, числам и падежам.) 

-Совпало ли наше мнение с тем, что написано в учебнике?  (Да.) 

-Объясните примеры, которые даются в правиле.

https://sun9-74.userapi.com/impf/_Db3XLfh-wpyMjxhwE33RQWflgmFsCzHNbIl3A/p_W4PHIouM4.jpg?size=1280x960&quality=96&sign=9b6123d567b25c759a66049ae4753bd1&type=album

-Приведите свои примеры.

-Еще раз прочитайте правило и расскажите друг другу в парах.

-Дайте определение понятия притяжательные имена прилагательные.

-Ребята, обратите внимание на доску, я приготовила для вас памятку о притяжательных прилагательных.

https://mtvrus.ru/wp-content/uploads/2019/07/image-30.pnghttps://mtvrus.ru/wp-content/uploads/2019/07/image-30.png

-Давайте при помощи нее повторим изученное правило.  (Повторяют правило, опираясь на памятку.)

-Молодцы ребята! Посмотрите на «карту знаний», можем ли мы что-то заполнить в ней? (Да.) Какой пункт? (3.) Хорошо, отметьте его галочкой, если вы успешно усвоили правило о глаголе, если считаете, что вам необходимо лучше изучить его, поставьте крестик.

«Карта знаний»

1.Узнал (а) на что указывают притяжательные прилагательные.

2.Узнал (а) на какие вопросы отвечают.

3. Я усвоил правило о притяжательном имени прилагательного.

4. Научился (ась) отличать разряд притяжательных прилагательных  от других разрядов имен прилагательных.

5. Провел (а) самопроверку полученных знаний.

- Конкретизация понятия на новом языковом материале (1 задание на закрепление).

Работа в группах.

- Ребята, у вас на столах лежат карточки со словосочетаниями, вы должны определить разряд имени прилагательного, для этого вам нужно подписать над именем прилагательным букву: «К» - качественное; «О» - относительное; «П» - притяжательное. (Словосочетания: Великая победа, советский воин, Сталинградская битва, Курская дуга, бабушкина медаль, походный котелок, дедушкина шинель, большая армия, храбрый солдат, материнская забота).

- Проверка на слайде.

-Ребята, вы такие молодцы, я очень вами довольна! Скажите, можем ли мы сейчас, что – то отметить в нашей карте знаний? (Да, пункт 4)

- Хорошо, отметьте его галочкой, если вы успешно усвоили правило о глаголе, если считаете, что вам необходимо лучше изучить его, поставьте крестик.

  1. Этап контроля, самоконтроля (тест).

-Ребята, предлагаю вам проверить полученные знания о притяжательном имени прилагательном. У каждого из вас лежат по две карточки, одна красная, а другая зеленая. Я буду говорить утверждения о притяжательном прилагательном, если оно верное, то вы поднимаете зеленую карточку, если нет, то красную.

1. Притяжательные имена прилагательных отвечают на вопросы: Какой? Какая? Какие?    ( Красная карточка).

2. Притяжательные имена прилагательных изменяются по родам, числам и падежам? (Зеленая карточка).

3. Притяжательные прилагательные указывают на принадлежность предмета какому – либо лицу или животному? (Зеленая карточка).

4. Притяжательные имена прилагательных отвечают на вопросы: Чей? Чья? Чьи? Чьё? (Зеленая карточка).

Проверка на интерактивной доске, после каждого вопроса.

-Ребята, какие вы молодцы. Предлагаю обратиться к нашей «Карте знаний».

-Можем ли мы отметить какой-то пункт плана?  (Да.) Под каким он номером? (5) Если вы считаете, что успешно провели самопроверку своих знаний, то поставьте галочку, если вы так не думаете, то поставьте крестик.

«Карта знаний»

1.Узнал (а) на что указывают притяжательные прилагательные.

2.Узнал (а) на какие вопросы отвечают.

3. Я усвоил правило о притяжательном имени прилагательного.

4. Научился (ась) отличать разряд притяжательных прилагательных  от других разрядов имен прилагательных.

5. Провел (а) самопроверку полученных знаний.

5. Этап рефлексии.

 -Какую цель мы ставили перед собой на уроке? Достигли ли мы ее?

-Чему мы научились?

-С каким разрядом имени прилагательного мы с вами сегодня познакомились? Что узнали о притяжательных прилагательных?

- Что вызвало затруднение?

6. Этап самооценки.

-Вернемся к нашей «карте знаний», чтобы посмотреть, насколько удачно вы смогли усвоить новый материал.

  • Если во всех утверждениях у вас стоят галочки, то поставьте на листочках оценку – 5.
  • Если у вас стоят галочки на 4 утверждениях, то поставьте себе оценку – 4.
  • Если же у вас две галочки или одна, ребята не расстраивайтесь, вы все еще сможете усвоить данный материал на следующем уроке.

https://sun9-4.userapi.com/impf/BICXFuFn-A0m8zpEi7PZ5PfKZ0TZ47CNQBnNPQ/mX7hr-Vlr7A.jpg?size=810x1080&quality=96&sign=935f450abfc85b46a098610a9c0758db&type=album

https://sun9-74.userapi.com/impf/_Db3XLfh-wpyMjxhwE33RQWflgmFsCzHNbIl3A/p_W4PHIouM4.jpg?size=1280x960&quality=96&sign=9b6123d567b25c759a66049ae4753bd1&type=album


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок по русскому языку "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей" (3 класс)

открытый урок по русскому языку "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей" для 3 класса по УМК "Школа 2100"...

Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей.

Урок русского языка в 3 классе (программа «Школа 2100») по теме «Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей» рассчитан на пров...

Приложения к уроку "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей"

Приложения содержит презентацию, задание в программе ПервоЛого и задания для учащихся....

Сложные слова - имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей

Урок повторения, обобщения и систематизации материала  по теме: "Сложные слова - имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей"....

Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей

Обобщение и систематизация знаний о сложных словах, использование сложных слов в описании характера, внешнего вида человека....

Открытый урок "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей"

Цель: обобщение знаний обучающихся по теме: “Сложные слова”;Задачи: развивать умение самостоятельно составлять сложные слова, наблюдать над лексическим значением сложных слов, выбирать пр...