Контрольные диктанты 4 класс 2022-2023 учебный год
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Софронова Марина Евгеньевна

Контрольные диктанты + контрольное списывание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontrolnye_diktanty_4_klass.docx37.37 КБ

Предварительный просмотр:

4 КЛАСС

Контрольный диктант  по теме «Повторение»

Клюква

      Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растёт летом, а собирают её поздно осенью. Самая сладкая клюква бывает весной, когда пролежит всю зиму в снегу.

       В начале апреля дети отправились на болото. Сначала дорога была широкая. Потом она превратилась в узкую тропу. Вдоль тропы стояли сухие травы. Можно долго ходить по болоту и не понять, что под ногами клюква. Ягоды прячутся в болотных кочках и не видны. Наклонился взять одну ягодку, а вытянул длинную зелёную ниточку с многими клюквинками.

По М. Пришвину

Слова для справок: растёт, бывает, превратилась.

Грамматическое задание

1.   Выписать по одному слову с орфограммами в корне: парным согласным, безударным гласным, непроизносимым согласным. Подобрать проверочные слова, обозначить орфограммы.

2.   Выполнить звуко-буквенный разбор слова: вариант 1 — ягода, вариант 2 — поздно.

3.   Обозначить грамматическую основу: вариант 1 — в третьем предложении, вариант 2 — в шестом предложении.

 

Контрольный диктант по теме «Предложение»

Трусиха

Ребята играли в войну. Валю с братом Андрюшей в игру не принимали. Валя была трусихой. А Андрюша умел только ползать.

Вдруг ребята услышали крики. Пёс Лохмач сорвался с цепи. Дети бросились врассыпную, только Андрюша остался на улице.

Валя кинулась к брату. Огромный пёс нёсся прямо на девочку. Она заслонила Андрюшу, бросила в собаку игрушку и громко закричала. Наперерез Лохмачу бежал сторож. Он схватил пса за ошейник и увёл. Ребята выходили из своих убежищ. Андрюша уже улыбался, а Валя плакала навзрыд. Она очень испугалась. (84 слова)

По Н. Артюховой

Слова для справок: наперерез, навзрыд, врассыпную. 

Грамматическое задание

1.   Выписать из текста предложения, соответствующие схемам.

Вариант 1                                                   Вариант 2

 ,         и     .                                                            и      .

[ _ ‗ ], а [_ ‗ ].                                            [ _ ‗ ],  [_ ‗ ].

2.   Выписать из предложения словосочетания, графически обозначить главное и зависимое слова.

Вариант 1

Огромный пёс нёсся прямо на девочку.

Вариант 2

Ребята выходили из своих убежищ.

3.   Сделать звуко-буквенный разбор слова: вариант 1 — вдруг, вариант 2 — очень.

Контрольное списывание по теме «Состав слова»

Забота о лесных жителях

         Морозное утро выд...лось тихим.   От м..р..зов тра...ка у берегов завяла.                

         Из ельника выл...тел ря...чик , сел на п...ньке, (под)ставил спинку со...нцу.  На высокой берё...ке пристроилась стайка в...р...бьёв, снегирей, с...ниц.  (По)заботились люди о л...сных ж...телях.  Для оленей и косуль они зап...сли душ...стого сена, а для зайцев  (раз)весили веники.  Для белок ребята пом...стили на деревьях к...рмушки с орехами и желудями.

        Не забыли школьники и о птицах.  Целый день в л...сной ст..ловой раздаёт(?)ся шум, стаи птиц прил...тают сюда.  Только под вечер пустеет лесная ст...ловая.  Пернатые - друз?я человека.  Бер...гите их ребята!

 

Грамматическое задание:

 1.Произвести разбор  по членам 3 предложения , нарисовать схему.

 2.Произвести морфологический разбор слова: лесная

 3.Произвести  разбор слова по составу: морозное,перелёт, выбежала   

4.Выписать из текста 3 слова с безударной гласной и подобрать к ним проверочное                                                     

слово.

Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи»

Осень

       Ранняя осень. Красив и печален русский лес в эти чудесные дни. Гущу золотой листвы прорезают объятые огнём клёны. Медленно летят с берёз лёгкие пятачки листьев. Между деревьями блещут серебром тонкие нитки паутины. Краснеет поздний гриб. Попадаются подберёзовики, подосиновики, рыжики.

        Тишина в лесу. Грустно шелестит под ногами мягкий ковёр листвы. Воздух свежий и прозрачный. Вода в лесных ручьях чистая и холодная. Ещё зелёный стоит дуб, но вершины берёз уже оголились. (70 слов)

                                                                                                                                                                                                                                                                      По И. Соколову-Микитову

Слово для справки: краснеет.

Грамматическое задание

1.  Выписать предложение: вариант 1 — с однородными членами, вариант 2 — сложное.

2.  Разобрать слова по составу: вариант 1 — ранняя, подберёзовикигрустно, вариант 2 — холоднаяподосиновикимедленно.

3.  Сделать звуко-буквенный разбор слова: вариант 1 — поздний, вариант 2 — гриб.

Контрольный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе»

Как мужик убрал камень

  На площади в одном городе лежал огромный камень. Он занимал много места и мешал проезду на лошади. Призвали инженеров и попросили помощи в уборке камня.

  Первый инженер предложил порохом разбить камень на части и вывезти их. Он запросил оплату в восемь тысяч рублей. Другой инженер придумал под камень подвести большой каток и свалить его на пустоши. По стоимости это будет шесть тысяч рублей.

  А один мужик взялся камень за сто рублей убрать. Он выдумал выкопать подле камня яму, свалить его туда и заровнять землёй.

  Мужик так и сделал. Ему дали сто рублей за работу и сто рублей за умную выдумку. (104 слова)

                                                                                                                По Л. Толстому

Слова для справок: его, тысяч, предложил.

Грамматическое задание

1.  Выписать по одному словосочетанию с именами существительными 1, 2, 3-го склонения. Выделить окончания существительных, определить падеж.

2.  Выполнить звуко-буквенный разбор слова: вариант 1 — его, вариант 2 — шесть.

3.  Разобрать имя существительное как часть речи: вариант 1 — (за) выдумку, вариант 2 — инженеров.

Контрольный диктант за первое полугодие

Лес

Лес — это большой город с тысячами жителей. Разными жилищами застроен этот гигант. В глубоких норках, тёплых гнёздах, просторных берлогах, крошечных хибарках поселились лесные обитатели. Жители лесов — звери, птицы, насекомые. Весь день хлопочут они по хозяйству.

С утра до вечера снуют птицы меж стволов деревьев, кустов, веток. Поймают жуков, гусениц — несут своим птенчикам. Не сидят без дела работящие муравьи. Они поедают вредителей леса. Охраняют лес от болезней хищники — лесные санитары.

Леса наши — это кладезь богатств. Берегите деревья, кусты, травы. Не разоряйте птичьих гнёзд. Не разрушайте муравейники. Будьте природе друзьями и рачительными хозяевами. (94 слова)

 

Слова для справок: хибарки, кладезь, рачительные.

Грамматическое задание

1.  Выписать три словосочетания с именами существительными во множественном числе. Определить падеж и склонение имён существительных.

2.  Списать предложения. Имена существительные, данные в скобках, записать в форме родительного падежа множественного числа.

Сок (апельсины) и (мандарины) содержит много (витамины). Бабушка сварила варенье из (вишня) и (абрикосы).

3.   Разобрать имя существительное как часть речи: вариант 1 — вредителей, вариант 2 — гусениц.

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

Зимний день

  Стоит чудесный зимний день. Над нами ясное голубое небо. Всё вокруг покрыто пушистым снежным ковром. Яркий свет слепит глаза. Мы въехали с лес. Деревья стоят словно в сказке. На стволе высокой сосны мы заметили пёстрого дятла. Он ловко долбит шишку. Синички и воробьи дружно подбирают сосновые семена. Рыжая белка быстро мелькнула среди деревьев.

   Под сосной видны следы. Это заяц-беляк пробежал по нетронутому снегу.

   Хорошо в лесу! Легко дышать свежим морозным воздухом. (74 слова)

 

Грамматическое задание

1.  Выписать три словосочетания «прил. + сущ.». Выделить окончания и указать падеж имён прилагательных.

2.  Составить три словосочетания: прил. + сущ. м. р. в Т. п., прил. + сущ. ср. р. в Д. п., прил. + сущ. ж. р. в П. п.

3.  Списать, вставить подходящие по смыслу имена прилагательные.

1)            В ..., …, ... уборе стоит осенний лес.

2)            На ... небе загорелись ... звёзды.

Контрольный диктант по теме «Местоимение»

Лесной голосок

В солнечный день я бродил в берёзовом перелеске. Вдали послышался знакомый лесной голосок. Это куковала кукушка. Я её слышал много раз. Но никогда не видел, какая она из себя.

Увидеть её оказалось совсем непросто. Я иду к ней на голосок, а она — от меня. В прятки со мной играет. Решил наоборот играть: я спрячусь, а ты поищи. Залез в куст орешника и кукукнул один раз. Кукушка замолкла. И вдруг неподалёку послышался её крик. Я молчок: поищи получше. А она уже совсем близко кукует.

Гляжу — через поляну летит птица. Хвост у неё длинный, сама серая, грудка в тёмных пестринках. Может, это ястребёнок? А птица подлетела к соседнему дереву, села на сучок и закуковала. Вот она какая — кукушка! (119 слов)

Грамматическое задание

1.   Выписать из текста местоимения, указать их лицо, число и падеж.

2.   Распределить слова по группам и записать в два столбика.

Для, он, по, её, от, за, вы, нам, у, тебе.

3.   Списать, вставить подходящие по смыслу местоимения.

В субботу ... пошли в парк. Деревья стояли в пёстром наряде. На ... были красные, жёлтые, оранжевые листья. ... встал под деревом. На ... дождём посыпались осенние листья.

Контрольное списывание на тему

«Безударные личные окончания глаголов»

Спиши текст, исправьте 10 ошибок в личных окончаниях глаголов, определите  и обозначьте спряжение этих глаголов.

 

 

       Молва всегда приписываит зимородку таинственные свойства: и счастье может приносить дому, и от молнии уберегаит, и бурю утихомириваит. Зимородка  часто можно заметить сидящим на ветке или на камне у воды с видом мыслителя. Но зимородок не размышляит, он внимательно всматриваится в воду. Его интересуют маленькие рыбешки. Приметив рыбу, зимородок кидаится в воду. Проделываит он это часто, хотя прожорливым его не назовёшь. Просто охотник он неважный. Так что раз сто спикируит, пока насытется. Но когда в гнезде пять — восемь птенцов, охотиться приходется очень активно.

(По Ю. Дмитриеву.)

Контрольный диктант по теме «Глагол»

Совесть

  Нина не приготовила уроки, решила не идти в школу, а украдкой пошла в рощу. Она положила завтрак и книги под куст, а сама побежала за красивой бабочкой.

  На тропинке Нине встретился малыш. В руке он держал букварь с тетрадкой. Девочка решила подшутить над ним и назвала малыша прогульщиком.

 Оказалось, что мальчик убегал от собаки и заблудился. Нина провела его через рощу. Забрать завтрак и книги она постыдилась и оставила их под кустом.

 Прибежала собака. Книги не тронула, а завтрак съела. Нина заплакала. Она не жалела завтрак, её грызла беспощадная совесть. (53 слова)

                                                                                                                     По А. Гайдару

Грамматическое задание

1.   Выписать из текста три глагола, указать их время, лицо, число и род.

2.   Поставить глаголы в неопределённую форму.

Пришла, идёт, посмотрит.

 

Итоговый контрольный диктант

Последние денёчки

Ранним мартовским утром проснулось солнце. Отдёрнуло оно лёгкую кисею облаков и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Около берёзки свежий снежок бросили, холмы молочным туманом укрыли. А в лесочке ледяные сосульки на соснах развесили, Радостно ребятишки бегут по последнему снежку.

Поглядело светило на эти проказы и стало землю пригревать. Лёд и снег сразу потускнели. По лесной ложбинке побежал весёлый говорливый ручеёк. Он бежал и пел свою песенку о весне. (78 слов)

 

Грамматическое задание

1. В последнем предложении выделить основу, выписать словосочетания. Над каждым словом указать части речи.

2. Разобрать слова как части речи.

Укрыли, молочным, (за) ночь.

3. Выполнить звуко-буквенный разбор слова ледяные.


Анализ контрольного    диктанта (контрольного списывания)

по русскому языку  в 4-их классах

Учитель:  Софронова М.Г.,  Зверева А. Н., Борисова Е. А.,  Мелешко Л.С., Е. В. Шпилева

Дата проведения:

Тема:

Цель работы: проверить уровень ЗУН, выявить пробелы в знаниях, наметить пути их    преодоления.                                                            

 Анализ контрольного диктанта:

Класс

По списку

Писали работу

Получили оценки

Успеваемость

Качество ЗУН

5

4

3

2

 4 «А» диктант

%

%

            задания

 4 «Б» диктант

           задания

 4 «В» диктант

          задания    

 4 «Г» диктант

        задания    

 4 «Д» диктант

        задания    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КТП окружающий мир 1 класс 2022-2023 учебный год

КТП для 1 класса по обновлённому  ФГОС...

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ НОО 1 класс , 2022-2023 учебный год

Примерные рабочие программы одобрены решениемфедерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021 г. https://www.youtube.com/watch?v=O8YmtcFEOYM...

Рабочая программа для 1 класса 2022-2023 учебный год

Программа разработана согласна новым ФГОС...