Программа внеурочной деятельности факультатива «Легко ли писать без ошибок?»
рабочая программа по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности факультатива «Легко ли писать без ошибок?»»  для учащихся 1-4классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной основной образовательной программы начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования ,  авторской программы «Занимательный русский язык: Задания по развитию познавательных способностей»  Л.В.Мищенкова, – М.:Издательство РОСТ, 2013

Цель курса: расширить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика русского языка не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи курса:

-развивать  интерес к русскому языку как к учебному предмету;

-формировать потребность у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

-развивать мотивацию к изучению русского языка;

- обогащать  словарный запас;

-совершенствовать общее языковое развитие учащихся;

-углубить и расширить знания и представленийя о литературном языке.

-формировать у учащихся разносторонние интересы, культурыу мышления.

-приобщать школьников к самостоятельной исследовательской работе;

-развивать умение  пользоваться  разнообразными словарями;

-учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kurs_vneurochnoy_deyatelnosti.doc364.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ШУШЕНСКАЯ НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

факультатива  «Легко ли писать без ошибок?»

Класс: 1-4

Уровень образования: начальное общее образование

Направление внеурочной деятельности – «Учение с увлечением!»

Срок реализации программы: 4 года

Составитель: Самсонова В.П.

п. Шушенское

2022 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по внеурочной деятельности факультатива «Легко ли писать без ошибок?»»  для учащихся 1-4классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной основной образовательной программы начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Шушенская начальная общеобразовательная школа,  авторской программы «Занимательный русский язык: Задания по развитию познавательных способностей»  Л.В.Мищенкова, – М.:Издательство РОСТ, 2013

Цель курса: расширить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика русского языка не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи курса:

-развивать  интерес к русскому языку как к учебному предмету;

-формировать потребность у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

-развивать мотивацию к изучению русского языка;

- обогащать  словарный запас;

-совершенствовать общее языковое развитие учащихся;

-углубить и расширить знания и представленийя о литературном языке.

-формировать у учащихся разносторонние интересы, культурыу мышления.

-приобщать школьников к самостоятельной исследовательской работе;

-развивать умение  пользоваться  разнообразными словарями;

-учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Общая характеристика курса:

Программа внеурочной деятельности «Легко ли писать без ошибок?» способствует развитию формированию  умений и навыков обучающихся в области филологии

Это курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.

Данная программа  выше базового  уровня, так как дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого характера, введения элементов этимологии и культурологии.

Курс имеет познавательно - коммуникативную направленность. Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания .

Программа курса «Легко ли писать без ошибок?» призвана  научить детей правильно и грамотно писать, обогатив речь учащихся, расширить сведения по русскому языку, обеспечить разностороннее развитие школьников.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса.

В отличие от программы классных занятий программа факультатива строится на основе интереса учащихся к предмету. Занятия  расширяют и углубляют сведения, полученные учениками на уроках, заинтересовывают школьников не только сообщением каких – либо новых сведений, но и тем, что уже известные положения предстают перед ними в совершенно новом аспекте, создают новые ассоциации, устанавливают интересные аналогии, дают почувствовать, что языковой мир очень интересен, увлекателен, разнообразен.
       Факультатив  предполагает опору на знания, приобретенные детьми на уроках русского языка. На занятиях в интересной, увлекательной форме рассматриваются вопросы, связанные с грамматикой.
       Однако занимательность нельзя отождествлять с развлекательностью: занимательный – это значит «интересный, связанный с процессом познания нового».
       Материал подобран таким образом, что каждое занятие призвано обогащать детей новыми знаниями. Часы занятий кружка – это часы увлекательного и напряженного умственного труда, обогащающие учащихся интересными и разнообразными знаниями по языку
.

Актуальность

Строгие рамки урока и насыщенность программы по русскому языку не всегда позволяют ответить на многие интересующие вопросы детей. В этом случае приходят на помощь дополнительные   занятия. Предлагаемая программа занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы научить детей правильно и грамотно писать, обогатив речь учащихся, дать начальные сведения по русскому языку, обеспечить разностороннее развитие школьников.

Новизна программы

Организация занятий основывается на следующих принципах:

  • занимательность;
  • научность;
  • сознательность и активность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • связь теории с практикой;
  • индивидуальный подход к учащимся.-

Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.

Основные формы:

  • игры на языковом материале;
  • вопросы занимательной грамматики;
  • инсценировки языковых ситуаций;
  • краткие увлекательные рассказы о жизни языка;
  • практическая работа с различными рода словарями

Описание места учебного  предмета в учебном плане

         Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 1 раза в неделю .

         Общее количество часов – 34 часа в год.(33ч в 1 классе)
Основные методы и технологии

  • технология разноуровневого обучения;
  • развивающее обучение;
  • технология обучения в сотрудничестве;
  • проектное обучение;
  • коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Личностные результаты

Учащийся научится:

- развивать учебно-познавательный интерес к предмету;

- развивать умение адекватно воспринимать причину своего успеха/неуспеха;

Учащийся  получит возможность научиться:

-формировать основы социально ценных личностных качеств: трудолюбие, любознательность, уважение к культурному наследию страны и края.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия:

Учащийся научится:

- учитывать установленные правила в планировании;

- решать проблемы творческого характера;

- адекватно воспринимать оценку;

Учащийся  получит возможность научиться:

-умению давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;

-умению понимать причины своего успеха/неуспеха и находить способы выхода из этой

ситуации.

Познавательные универсальные учебные действия:

Учащийся научится:

- добывать новые знания;

- перерабатывать информацию;

-умение строить суждения в простой форме;

Учащийся  получит возможность научиться:

умению анализировать, синтезировать, классифицировать, обобщать;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Учащийся научится:

-умению доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи;

-умению оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

-умению договариваться;

Учащийся  получит возможность научиться:

-умению работать в паре, группе, коллективе;

-умению адекватно использовать речевые средства;

-умению отстаивать при необходимости свою точку зрения.

Предметные результаты

1 Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2 Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3 Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающие существенные связи, отношение и функции.

4 Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.

5 Овладение первоначальными представлениями о нормах русского  и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

6 Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

7 Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретенные знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Раздел

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Фонетика

10

6

3

2

21ч

Лексика

8

6

6

5

25ч

Словообразование.

-

4

8

5

17ч

Орфография

15

18

17

16

66ч

Морфология

6

33ч

34ч

34ч

34ч

135ч

1 класс

1-2. Организационное занятие. В мире безмолвия и неведомых звуков.  Звуки .
Речевой слух. Умение различать звук и букву.  Важность звуковой произносительной стороны в создании  выразительности, эмоциональности речи. Игровые упражнения и решение  занимательных задач.

3-4.   Фонема. Поется-не поется?
Рассказ «Как рождаются звуки». Гласные.. Игра «Звуки вокруг». О воображении. Стихотворение Б.Заходер «Моя Вообразилия».

5-6. Тайны фонемы.
Согласные и гласные . Игротека.

7-8Можно ли писать без букв?
Экскурс в историю. Узелковое, пиктографическое, идеографическое письмо, иероглифы, клинопись. Занимательная игра «Шифровальщики».

9-10.   Экскурсия в прошлое. Буквы потерянные и редкие.
Различные виды письма. Буквенное письмо. Создание славянской азбуки. Сообщения об отдельных буквах.

11. Словесные раскопки.
Развитие и обогащение языка – процесс непрерывный. «Раскопки» слов, их происхождение, история слов. Наука этимология. Игра «Почему мы так называемся».

12. Увлекательное около нас.
Рассказ об истории названий географических названий: городов, рек, озер, улиц и площадей. Развитие речевых умений. Беседа о главных функциях языка. Вводится понятие «система номинации». Работа с этимологическими и историческими словарями.

13-14. Можно ли сломать язык.
Словари. Энциклопедические и лингвистические словари. Знакомство и практическая работа с разными видами словарей. Тематическое занятие, посвященное В.И. Далю «Собирал человек слова».

15-16. Об одном и том же - разными словами. О словах разных, одинаковых, но разных.
Разговор о словарном запасе человека. Оттенки синонимов смысловые, эмоциональные. Важность правильности отбора слов в возможности создать яркие образные картины. Практическая работа со словарем синонимов.

17. «Тезки наоборот».
Продолжение разговора о словарном запасе человека. Многообразие антонимов. Решение занимательных лингвистических заданий. Работа с пословицами и поговорками.  Работа со «Словарем  антонимов русского языка».

18. В царстве смыслов много дорог.
Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Работа с толковыми словарями.  Игра «Прямое и переносное значение слов».

19-20. Не в бровь, а в глаз.
Выразительность русского языка. Пословицы и поговорки – подлинная сокровищница народной мудрости. Лингвистические конкурсы.

21-23 Орфография в загадках.

Правила правописания гласных после шипящих.

24-25 Главная заглавная

Правила правописания заглавной буквы.

26-27. Тайна имени.
Знакомство с наукой «ономастика», с  традиционными кличками животных на Руси.

28-29 Смягчаю-разделяю.

Правила разделительного и смягчающего мягкого знака.

30-31 Строчки и слова.

Правило переноса слов.

32 Пишем без ошибок

Умение найти ошибки в выполненном задании..

33 Обобщающее занятие.

Игротека.

2.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

Тема

Дата

Коррект

Планируемые результаты обучения

УУД

Предметные знания

  1. 1

В мире безмолвия и неведомых звуков.  

Личностные результаты

Учащийся научится:

- развивать учебно-познавательный интерес к предмету;

- развивать умение адекватно воспринимать причину своего успеха/неуспеха;

Учащийся  получит возможность научиться:

-формировать трудолюбие, любознательность.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия:

Учащийся научится:

- адекватно воспринимать оценку;

Учащийся  получит возможность научиться:

-умению понимать причины своего успеха/

Познавательные универсальные учебные действия:

Учащийся научится:

-умение строить суждения в простой форме;

Учащийся  получит возможность научиться:

умению анализировать,классифицировать, обобщать;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Учащийся научится:

-умению доносить свою позицию до других,

-умению договариваться;

Учащийся  получит возможность научиться:

-умению работать в паре, группе, коллективе;

-умению адекватно использовать речевые средства;

Умение различать звук и букву.  

Различать гласные и согласные ,.

  1. 2

Звуки.

Фонема.

Поется-не поется.

Тайны фонемы.

Согласные и гласные..

 Можно ли писать без букв?

Знать разные виды письма: узелковое, пиктографическое, идеографическое, иероглифы, клинопись.

Иметь представление о создании славянской азбуки

Иероглифы, клинопись.

Буквы потерянные и редкие.

Создание славянской азбуки.

Словесные раскопки.

Знать, как определить происхождение слов с помощью словаря.

Увлекательное около нас.

Знать,как появились географические  названия городов, рек, озер, улиц. 

Можно ли сломать язык.

Знать , как работать со словарем.

Энциклопедические и лингвистические словари

Об одном и том же - разными словами.

Уметь определять  и подбирать синонимы и антонимы  , работать со словарем синонимов и антонимов.

О словах разных, одинаковых, но разных.

 «Тезки наоборот».

В царстве смыслов много дорог.

Иметь представление о многозначности слова

Уметь работать с толковыми словарями.  

Не в бровь, а в глаз.

Уметь определять значение пословиц и поговорок.

Пословицы и поговорки.

Орфография в загадках.

Знать и применять правила правописания гласных после шипящих.

Правила правописания чу-щу, ча-ща.

Правила жи-ши

Главная заглавная.

Знать и применять правила правописания заглавной буквы.

Правописание имен собственных.

Тайна имени.

Клички животных.

Смягчаю-разделяю.

Знать роль разделительного и смягчающего Ь.

Разделительный  и смягчающий мягкий знак.

Строчки и слова.

Знать и уметь применять правило переноса слов.

Правило переноса слов.

Пишем без ошибок.

Умение найти ошибки в выполненном задании.

Обобщающее занятие.

Уметь применить полученные знания.

Основные требования к уровню подготовки учащихся 1 класса

Планируемые результаты освоения программы в 1-ом классе.

Ученик научится:

  • различать, сравнивать звуки русского языка (гласные ударные/безударные, согласные твердые/мягкие, согласные звонкие/глухие);
  • проводить звуковой анализ слов;
  • знать произведения фольклора;
  • подбирать  антонимы. синонимы к словам:
  • знать исторические моменты  развития письма;
  • участвовать в словотворчестве
  • применять правила написания Ь, заглавной буквы, гласных после шипящих, переноса слова.
  • - развивать учебно-познавательный интерес к предмету;
  • - развивать умение адекватно воспринимать причину своего успеха/неуспеха;
  • - решать проблемы творческого характера;
  • -умению договариваться;

Ученик получит возможность научиться:

  • разгадывать головоломки, ребусы, кроссворды
  • различать многозначность в словах
  • работать со словарями
  • выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;
  • участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • умению анализировать, , классифицировать, обобщать;

2 класс.

1.Звуки и слова.

Связаны ли между собой звуки и смысл?

2.Такие разные гласные и согласные.

Особенности артикуляции гласных и согласных звуков.

3.Азбука, прошедшая сквозь века

Солунские братья.

4.-5 Как появились буквы современного русского алфавита.

Кириллица, название букв древней азбуки.Сравнение кириллицы и современного алфавита.

6. Ударные и безударные.

Слова-омонимы.

7-8 Хитрые гласные

Правописание проверяемых безударных гласных

9-10 Слова из словарика

Правописание непроверяемых безударных гласных

11. Древнерусские имена.
Знакомство с историей образования древнерусских имен. Работа с этимологическим словарем.

12. Отчество и фамилия. 
Беседа об истории появления  отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой «антропонимика». Объяснение происхождений фамилий на примере стихотворения С. Михалкова.

13. Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова.
Устаревшие слова – архаизмы и историзмы (рассказ учителя). В «музее» древних слов.

14. . Полёт в будущее. Неологизмы.
Рассказ учителя о неологизмах. Игра «Угадай-ка». Узелки на память. Головоломка «Будущее». 

15-16. Фразеологические обороты.
Богатство русского языка фразеологизмами, их роль. Работа со словарем фразеологических оборотов. Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов  в речи.

17. Крылатые слова.
Басни Крылова – богатейший источник крылатых слов. Тематическое занятие, посвященное творчеству И.А. Крылова. Презентация басен.

18. «Откуда катится каракатица?»  О словарях, которые рассказывают об истории слов.
Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи  этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими  словарями. Определение первоисточников слова.

19. Как делаются слова.

История происхождения слов.

20.Семья слов.

Понятие о родственных словах.

21. Все ли слова родственники?

Понятие о родственных словах.

22.Словотворчество.

Образуем новые слова.

23-24Разделяй и властвуй.

Правописание Ъ

25-26 Найди сходство и отличие.

Разделительный Ъ и Ь.

27-28 Глухо-звонко.

Правописание парных согласных.

29-30 Строчная-прописная.

Правописание заглавной буквы.

31-32 Гласные и шипящие.

Правила правописания гласных после шипящих.

33.Пишем без ошибок

Умение найти ошибки в выполненном задании. Игротека.

34.Итоговое занятие.

Олимпиада.

2.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

Тема

Дата

Коррект

Планируемые результаты обучения

УУД

Предметные знания

Звуки и слова.

Личностные результаты

Учащийся научится:

- развивать учебно-познавательный интерес к предмету;

- развивать умение адекватно воспринимать причину своего успеха/неуспеха;

Учащийся  получит возможность научиться:

-формировать основы социально ценных личностных качеств: трудолюбие, любознательность, уважение к культурному наследию страны и края.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия:

Учащийся научится:

- адекватно воспринимать оценку;

Учащийся  получит возможность научиться:

-умению давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;

-умению понимать причины своего успеха/неуспеха и находить способы выхода из этой

ситуации.

Познавательные универсальные учебные действия:

Учащийся научится:

- перерабатывать информацию;

-умение строить суждения в простой форме;

Учащийся  получит возможность научиться:

умению анализировать, синтезировать, классифицировать, обобщать;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Учащийся научится:

-умению доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи;

-умению оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

-умению договариваться;

Учащийся  получит возможность научиться:

-умению работать в паре, группе, коллективе;

-умению адекватно использовать речевые средства;

-умению отстаивать при необходимости свою точку зрения.

Знать связаны ли между собой звуки и смысл?

Такие разные гласные и согласные

Знать особенности артикуляции гласных и согласных звуков.

Азбука, прошедшая сквозь века

Знать историю возникновения азбуки.

Как появились буквы современного русского алфавита.

Кириллица.

Ударные и безударные.

Уметь ставить ударение в словах, различать слова-омонимы.

Хитрые гласные

Уметь применять правило проверки безударных гласных.

Проверяем гласные.

Слова из словарика.

Знать словарные слова.

Непроверяемые гласные.

Древнерусские имена.

Знать  историею образования древнерусских имен. Уметь работать с этимологическим словарем.

Отчество и фамилия. 

Знать  историю появления  отчеств и фамилий в русском языке.

Устаревшие слова.

Знать понятие «устаревшие слова», уметь объяснять их значение.

Полёт в будущее. Неологизмы

Знать понятие «неологизмы», уметь объяснять их значение.

Фразеологические обороты.

Знать понятие «фразеологизм», уметь объяснять их значение.

Работа с фразеологизмами.

Крылатые слова.

Знать понятие «крылатые слова», уметь объяснять их значение.

«Откуда катится каракатица?»  

Иметь представление о словарях, которые рассказывают об истории происхождения слов.

Как делаются слова.

Семья слов.

Иметь понятие о родственных словах.

Все ли слова родственники?

Словотворчество.

Уметь образовывать новые слова.

Разделяй и властвуй.

Уметь применять правило правописания Ъ.

Правописание Ъ.

Найди сходство и отличие.

Знать сходство и отличие разделительного Ь иЪ. Уметь применять правило правописания Ъ.

Правописание разделительного Ь иЪ.

Глухо-звонко.

Знать и применять правило правописания парных согласных.

Правописание парных согласных.

Строчная-прописная.

Знать и применять правило правописания заглавной буквы.

Правописание заглавной буквы.

Гласные и шипящие.

Знать и применять правило правописания гласных после шипящих.

Правила правописания гласных после шипящих.

Пишем без ошибок.

Умение найти ошибки в выполненном задании.

Итоговое занятие.

Уметь применить полученные знания.

Основные требования к уровню подготовки учащихся 2 класса

Планируемые результаты освоения программы во 2-ом классе.

Ученик научится:

  • различать, сравнивать звуки русского языка (гласные ударные/безударные, согласные твердые/мягкие, согласные звонкие/глухие);
  • участвовать в словотворчестве
  • различать устаревшие слова и  неологизмы
  • знать понятия «фразеологизм», «крылатые слова»;
  • иметь понятие о родственных словах
  • применять правила написания проверяемых и непроверяемых безударных гласных Ь, Ъ, заглавной буквы, гласных после шипящих, парных согласных.
  • - развивать учебно-познавательный интерес к предмету;
  • - развивать умение адекватно воспринимать причину своего успеха/неуспеха;
  • - решать проблемы творческого характера;
  • -умению договариваться;

 

Ученик получит возможность научиться:

  • различать слова-омонимы;
  • знать исторические факты возникновения алфавита, древнерусских имен и фамилий;
  • объяснять значение некоторых фразеологизмов.
  • уметь работать с этимологическим словарем, словарем фразеологизмов.
  • -умению адекватно использовать речевые средства;
  • -умению отстаивать при необходимости свою точку зрения
  • -умению давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;

3 класс.

1.Дружим с грамматикой.   

Слово в грамматике.

2.Лабиринты грамматики.

Как «работают» слова.

3.Досадное недоразумение.

Фонетические правила.

4.Капитан и капуста.
Знакомство с историей происхождения и образования слов 
капитан и капуста, говядина и ковбой, портные и мошенники. Работа со словаремСравнение значения слов.

5-6 . Паронимы, или «ошибкоопасные»  слова. 
Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. Знакомство со словарной статьей   «Словаря   паронимов» , с видами словарей паронимов. Способы образования паронимов. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи.

7. Поговорки и пословицы.

Выразительность русского языка. Пословицы и поговорки – подлинная сокровищница народной мудрости. Лингвистические конкурсы.

8-9 . «Тезки».
Продолжение разговора о словарном запасе человека. Многообразие синонимов. Решение занимательных лингвистических заданий. Работа с пословицами и поговорками.  Работа со «Словарем  синонимов русского языка».

10-11. Корень-главный в слове.

Определение однокоренных слов. Выделение общей части слова. Единообразное написание корня.

12-13. Про корень и окончание.

Определение  формы слова. Форма слова и однокоренные слова.

14-17. Про суффикс и приставку.

Образование однокоренных слов разными способами.

18-19. Твердый знак не отдыхает: приставку с корнем разделяет.

Правописание Ъ.

20-21.Похожи, но такие разные.

 Учимся различать предлог и приставку

22-23. Приставки с о и а.

Правописание приставок с буквами о и а.

24-25. Приставки с буквами з и с.

Правописание приставок с буквами з и с.

26-27. «Ключик-замочек»

Правописание суффиксов -ик , -ек

28-29. Суффиксы

Правописание суффиксов –ость, -лив, -чив.

30-31.Орфограммы корня.

Правописание парных согласных в корне слова.

32-33. Ударные и безударные.

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.

34. Итоговое занятие.

Олимпиада.

2.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

Тема

Дата

Коррект

Планируемые результаты обучения

УУД

Предметные знания

Дружим с грамматикой.  

Личностные результаты

Учащийся научится:

- развивать учебно-познавательный интерес к предмету;

- развивать умение адекватно воспринимать причину своего успеха/неуспеха;

Учащийся  получит возможность научиться:

-формировать основы социально ценных личностных качеств: трудолюбие, любознательность, уважение к культурному наследию страны и края.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия:

Учащийся научится:

- учитывать установленные правила в планировании;

- решать проблемы творческого характера;

- адекватно воспринимать оценку;

Учащийся  получит возможность научиться:

-умению давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;

-умению понимать причины своего успеха/неуспеха и находить способы выхода из этой

ситуации.

Познавательные универсальные учебные действия:

Учащийся научится:

- добывать новые знания;

- перерабатывать информацию;

-умение строить суждения в простой форме;

Учащийся  получит возможность научиться:

умению анализировать, синтезировать, классифицировать, обобщать;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Учащийся научится:

-умению доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи;

-умению оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

-умению договариваться;

Учащийся  получит возможность научиться:

-умению работать в паре, группе, коллективе;

-умению адекватно использовать речевые средства;

-умению отстаивать при необходимости свою точку зрения.

Знать , что изучает грамматика.

Лабиринты грамматики.

Досадное недоразумение.

Фонетические правила.

Капитан и капуста.

Знать  историю происхождения и образования слов капитан и капуста, говядина и ковбой, портные и мошенники. 

Знакомство с паронимами.

Знать понятие «паронимы»,  виды паронимов и способы их образования. Иметь представление о словаре паронимов. Уметь правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи.

Паронимы, или «ошибкоопасные»  слова

Поговорки и пословицы

Знать пословицы и поговорки русского языка. Уметь выполнять конкурсные задания.

«Тезки».

Расширение словарного запаса. Уметь решать занимательные лингвистические задания. Уметь      работать со «Словарем  синонимов русского языка».

Синонимы.

Корень-главный в слове.

Знать определение однокоренных слов. Уметь выделять общую часть слова.

Корень слова.

Про корень и окончание.

Знать определение  формы слова. Знать различие формы слова и однокоренных слов.

Форма слова и однокоренные слова.

Про суффикс и приставку.

Знать разные способы образования слов. Уметь образовывать слова разными способами.

Словообразование слов.

Суффиксальный способ.

Приставочный способ.

Твердый знак не отдыхает: приставку с корнем разделяет.

Знать и уметь применять правило правописания Ъ.

Правописание Ъ.

Похожи, но такие разные.

Знать правила правописания предлога и приставки, их роль.

Предлог и приставка.

Приставки.

Знать и уметь применять правило правописания приставок с буквами о, а

Приставки с о и а.

Приставки с буквой з.

Знать и уметь применять правило правописания приставок с буквами з и с.

Приставки с буквой с.

«Ключик-замочек»

Знать и уметь применять правило правописания суффиксов -ик , -ек–ость, -лив, -чив.

Правописание суффиксов -ик , -ек

Суффикс –ость.

Суффиксы  -лив, -чив.

Орфограммы корня.

Знать и уметь применять правило правописания парных согласных,

проверяемых безударных гласных в корне слова.

Правописание парных согласных в корне слова.

Ударные и безударные.

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.

Итоговое занятие.

Уметь применить полученные знания.

Основные требования к уровню подготовки учащихся 3класса

Планируемые результаты освоения программы в 3-ом классе.

Ученик научится:

  • работать с произведениями фольклора
  • подбирать синонимы и антонимы к словам
  • знать понятие «однокоренные слова»
  • уметь различать однокоренные слова и форму слова
  • разбирать слова по составу, образовывать однокоренные слова
  • применять правила написания  предлога и приставки, проверяемых и непроверяемых безударных гласных , Ъ, , парных согласных.
  • - развивать учебно-познавательный интерес к предмету;
  • - развивать умение адекватно воспринимать причину своего успеха/неуспеха;
  • - добывать новые знания;
  • - перерабатывать информацию;
  • -умение строить суждения в простой форме

Ученик получит возможность научиться:

  • знать историю происхождения и образования некоторых слов;
  • знать понятие «паронимы».
  • уметь работать  со словарем паронимов, синонимов
  • правописанию приставок с буквами о и а, з-с.
  • правописанию суффиксов -ик , -ек,–ость, -лив, -чив.
  • - решать проблемы творческого характера;
  • -умению работать в паре, группе, коллективе;
  • -умению адекватно использовать речевые средства;
  • -умению отстаивать при необходимости свою точку зрения.

4 класс

1-2.В стране одиноких согласных.

Согласные парные и непарные. Транскрипция.

3-4. Замок и замОк.

Омографы.

5-6. ПолОскать или полАскать?

Омонимы. Виды омонимов. Причины порождения неправильного понимания омонимов, использование их для составления шуток. Игра «Найди нужное слово».

7. В руках умелых слово творит чудеса.
Русский язык – один из богатейших языков в мире. Решение занимательных лингвистических заданий.

8-10.  Строительная работа морфем.
«Строительные блоки» для морфем: приставки, корни, суффиксы, окончания, основы. Словообразование. Игра «Образуй слова».

11-12. Анализируем слова.

Морфемный и словообразовательный анализ слова, работа со словообразовательными моделями.

13- Игротека по теме : «Состав слова»

14.-15  Как у существительных род появился.

Род имен существительных

16-17.  Дружим с Ь.

Правописание Ь у существительных женского рода с шипящим на конце.

18-19.Изменяем или нет?

 Правописание неизменяемых существительных.

20-23.Окончания и падежи.

Правописание падежных окончаний существительных.

24-25. Имя прилагательное – часть страны Речь.

Род и число прилагательных

26-28 Окончания, род  и падежи.

Правописание падежных окончаний прилагательных мужского, женского и среднего рода.

29-30. Глагол – часть страны Речь.

Время глагола.

31-32. Это уже было.

 Правописание глаголов прошедшего времени.

33. Глаголы-исключения.

Правописание глаголов-исключений.

34. Итоговое занятие.

Олимпиада.

2.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

Тема

Дата

Коррект

Планируемые результаты обучения

УУД

Предметные знания

В стране одиноких согласных.

Личностные результаты

Учащийся научится:

- развивать учебно-познавательный интерес к предмету;

- развивать умение адекватно воспринимать причину своего успеха/неуспеха;

Учащийся  получит возможность научиться:

-формировать основы социально ценных личностных качеств: трудолюбие, любознательность, уважение к культурному наследию страны и края.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия:

Учащийся научится:

- учитывать установленные правила в планировании;

- решать проблемы творческого характера;

- адекватно воспринимать оценку;

Учащийся  получит возможность научиться:

-умению давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;

-умению понимать причины своего успеха/неуспеха и находить способы выхода из этой

ситуации.

Познавательные универсальные учебные действия:

Учащийся научится:

- добывать новые знания;

- перерабатывать информацию;

-умение строить суждения в простой форме;

Учащийся  получит возможность научиться:

умению анализировать, синтезировать, классифицировать, обобщать;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Учащийся научится:

-умению доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи;

-умению оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

-умению договариваться;

Учащийся  получит возможность научиться:

-умению работать в паре, группе, коллективе;

-умению адекватно использовать речевые средства;

-умению отстаивать при необходимости свою точку зрения.

Уметь характеризовать звуки, делать транскрипцию.

Транскрипция.

Замок и замОк.

Знать понятие «омографы», уметь их различать.

Омографы.

ПолОскать или полАскать?

Омонимы. Виды омонимов. Причины порождения неправильного понимания омонимов, использование их для составления шуток. Игра «Найди нужное слово».

Омонимы

В руках умелых слово творит чудеса.

Уметь решать занимательные лингвистические задания.

Строительная работа морфем.

Знать способы образования слов, уметь образовывать слова разными способами.

Словообразование.

Образуем новые слова.

Анализируем слова.

Морфемный и словообразовательный анализ слова, работа со словообразовательными моделями.

Морфемный и словообразовательный анализ слова

Игротека по теме : «Состав слова»

  Как у существительных род появился.

Уметь определять род существительных.

Род имен существительных

Дружим с Ь.

Правописание Ь у существительных женского рода с шипящим на конце.

Правописание Ь у существительных женского рода с шипящим на конце.

Изменяем или нет?

Правописание неизменяемых существительных.

Правописание неизменяемых существительных.

Окончания и падежи.

Знать и уметь применять правило правописания падежных окончаний существительных.

Правописание падежных окончаний существительных 1 склонения.

Правописание падежных окончаний существительных 2 склонения.

Правописание падежных окончаний существительных 3склонения.

Имя прилагательное – часть страны Речь.

Уметь определять род и число прилагательных.

Род и число прилагательных

Правописание падежных окончаний прилагательных мужского рода.

Знать и уметь применять правило правописания падежных окончаний прилагательных.

Правописание падежных окончаний прилагательных женского рода.

Правописание падежных окончаний прилагательных среднего рода.

 Глагол – часть страны Речь.

Уметь определять время глагола.

Время глагола.

Это уже было.

Уметь применять правило правописания глаголов прошедшего времени.

Правописание глаголов прошедшего времени.

Глаголы-исключения.

Правописание глаголов-исключений.

Итоговое занятие.

Уметь применить полученные знания.

Основные требования к уровню подготовки учащихся 4класса

Планируемые результаты освоения программы в 4-ом классе.

Ученик научится:

  • делать транскрипцию и фонетический разбор слов
  • решать занимательные лингвистические задания
  • образовывать слова разными способами
  • определять род  и число существительных и прилагательных
  • применять правила написания  Ь у существительных женского рода с шипящим на конце, правописания падежных окончаний существительных и прилагательных.
  • определять время глагола
  • развивать учебно-познавательный интерес к предмету;
  • - развивать умение адекватно воспринимать причину своего успеха/неуспеха;
  • - учитывать установленные правила в планировании;
  • - решать проблемы творческого характера;
  • - адекватно воспринимать оценку;
  • - добывать новые знания;
  • - перерабатывать информацию;
  • -умение строить суждения в простой форме;
  • -умению доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи;
  • -умению оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
  • -умению договариваться;

.

Ученик получит возможность научиться:

  • знать понятие «омографы, омонимы».
  • уметь различать «неизменяемые» существительные
  • писать грамотно  окончания глаголов-исключений
  • -формировать основы социально ценных личностных качеств: трудолюбие, любознательность, уважение к культурному наследию страны и края.
  • -умению давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;
  • -умению понимать причины своего успеха/неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
  • умению анализировать, синтезировать, классифицировать, обобщать;

-умению работать в паре, группе, коллективе;

-умению адекватно использовать речевые средства;

  • умению отстаивать при необходимости свою точку зрения

 

3.КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ

класс

Тема

Кол-во часов

Сроки проведения

Корректир.

1 класс

Обобщающее занятие.(олимпиада)

1

2класс

Итоговое  занятие.(олимпиада)

1

3класс

Итоговое  занятие.(олимпиада)

1

4 класс

Итоговое  занятие.(олимпиада)

1

        4ч        

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса

  1. «Занимательный русский язык»: Задания по развитию познавательных способностей/ Л.В.Мищенкова. – М.:Издательство РОСТ, 2013
  2. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. — М., 1989.
  3. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход. Учебное пособие, 2007.
  4. Оконь В. «Основы проблемного обучения. — М.: «Академия», 2004.
  5. Сидоренков В.А. Углубленное изучение русского языка. Книга для учителя. — М.: Просвещение. 1996

 Мультимедийное обеспечение:

        компьютер

        проектор

         принтер

        ЭОР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Программа внеурочной деятельности "Учись писать правильно"

Программа внеурочной деятельности для учащихся 3-4 классов....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по предмету «Учимся писать сочинение и изложение»

Программа внеурочной деятельности «Учимся писать изложение и сочинение» для учащихся 1-4 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного ст...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я учусь правильно говорить, читать и писать" для обучающихся 1 класса с ОВЗ (вариант 5.1) Коррекционно-развивающее направление

Рабочая программа внеурочной деятельности для первоклассников с тяжелыми нарушениями речи, прошедшими коррекционное обучение в детском саду. На изучение материала отводится 1 час в неделю....