РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВОЛШЕБНАЯ ШКАТУЛКА» 1-4 КЛАССЫ
рабочая программа по русскому языку
Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления развития личности «Волшебная шкатулка» предназначена для учащихся 1-4 классов (7-11 лет). Программа рассчитана на 4 года и реализуется за 169 часов в год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnaya_shkatulka_1-4klassy_2019-2023.docx | 129.13 КБ |
Предварительный просмотр:
ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДОБРАЯ ШКОЛА НА СОЛЬБЕ»
РАССМОТРЕНО на заседании школьного методического объединения Протокол № 1 от 30.08.2019г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ЧОУ «Добрая школа на Сольбе» _____________________ Е.М. Гажу 30.08.2019г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ВОЛШЕБНАЯ ШКАТУЛКА»
1-4 КЛАССЫ
Составитель: Дьякова Ольга Николаевна
Учитель начальных классов
Категория первая
м. Сольба
I. Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления развития личности «Волшебная шкатулка» предназначена для учащихся 1-4 классов (7-11 лет). Программа рассчитана на 4 года и реализуется за 169 часов в год.
Рабочая программа является авторской и представляет собой интегрированный курс технологии и изобразительного искусства. Основным видом деятельности при реализации программы «Волшебная шкатулка» является художественное творчество. Программа предназначена для раскрытия творческих способностей детей в области декоративно-прикладного искусства и художественного конструирования, ориентирована на активное приобщение детей к декоративно-прикладному творчеству. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Актуальность. Программа объединяет два содержательных направления образования младших школьников: изобразительное искусство и технологию. Значимость изобразительного искусства определяется его нацеленностью на развитие эстетического отношения к действительности, способности видеть прекрасное в искусстве, природе и повседневной жизни. Кроме того, изобразительное творчество позволяет учащимся осваивать начальные навыки изобразительного мастерства, понимать и использовать различные средства создания художественных образов, законы композиции, сочетаемость цветов и форм и т.п. Помимо названного, этот предмет способствует общему развитию ребенка: его духовно-нравственной сферы и общей культуры.
Технологическое образование строится на предметно-практической деятельности, которая в младшем школьном возрасте является необходимой составляющей процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития. По своей сути технологическое образование школьников - интегрированный процесс, поскольку для создания любой модели требуется привлечение знаний и умений, относящихся к самым разным предметным областям. Особенно много общих составляющих с предметом «Изобразительное искусство»: использование средств художественной выразительности для гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе правил декоративно-прикладного искусства и дизайна и т.п.
Направленность. Программа построена на привлечении учащихся к практической творческой деятельности по созданию народной и современной игрушки.
Игрушка – это один из видов декоративно-прикладного искусства, в котором сочетаются различные техники и приемы ручного творчества: художественное конструирование, аппликация, шитье, вышивка, фелтинг, скульптурный текстиль; моделирование из бумаги, пластики, пластилина, папье-маше и др.; плетение из бумаги, лоскутов, пряжи, лент и бисера, квилтинг (пэчворк) или лоскутное шитьё в технике «крейзи».
Игрушка является одним из самых древних видов декоративно-прикладного творчества, она всегда сопутствовала человеку и вызывала искреннюю любовь не только у детей, но и у взрослых. Возможность проектировать и создавать игрушку своими руками неизменно вызывает интерес у младших школьников. Игрушка, выполненная своими руками по собственному эскизу, имеет большое значение в творческом развитии ребенка.
Содержание и методы обучения. Программа “Волшебная шкатулка” содействуют приобретению, закреплению и углублению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках изобразительного искусства и технологии, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: модули программы выстроены по принципу изучения различных техник декоративно-прикладного искусства и практического освоения приемов работы с разными художественными материалами при изготовлении игрушек. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на занятиях, поддерживает интерес к творческой деятельности. Это создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления и индивидуальных художественных способностей. Используются частично-поисковые, исследовательские методы познавательной деятельности. Большую часть времени отводится на практическую творческую работу, при этом широко используются наглядные методы обучения: демонстрация, иллюстрация, схема, показ материала и образцов художественного творчества.
Процесс создания авторской игрушки активно обеспечивает общее развитие личности учащегося: интеллектуальной сферы (решение интеллектуально-творческих задач прикладного характера), эмоционально-эстетических представлений (освоение техник и приемов декоративно-прикладного искусства), духовно-нравственных качеств (приобщение к мировому художественному культурному наследию). Единство этих компонентов создает условия для раскрытия творческого потенциала ребенка средствами декоративно-прикладного искусства.
II. Цель и задачи курса. Цель курса: раскрытие творческого и духовного потенциала обучающихся средствами декоративно-прикладного искусства.
Задачи курса
Обучающие: - обучение основам художественной деятельности в области создания народной и современной игрушки; - обучение приемам и техникам работы в различных техниках декоративно-прикладного искусства и с различными художественными материалами;
Воспитывающие:
- воспитание социально-активную личность;
- воспитание творчески активной и самостоятельной личности с нравственной позицией и нравственным самопознанием.
Развивающие: - формирование интереса к прикладному художественному творчеству;
- развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом труде;
- развитие воображения, творческого мышления, художественных и конструкторских способностей на основе приобретения творческого опыта в области декоративного искусства, народных художественных промыслов и художественного конструирования;
III. Особенности программы «Волшебная шкатулка»
Творческая деятельность обучающихся имеет практическое значение, продукт творческой деятельности имеет социально-значимую направленность: используется в быту, может являться подарком к различным праздникам, использоваться для создания кукольных театральных спектаклей и создания мультипликационных фильмов (интеграция с программой внеурочной деятельности «Магический карандаш»).
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
- Принцип воспитывающего обучения; - Принципы научности, системности и последовательности в обучении; - Принципы активности и сознательности в обучении (роль логических и эмоциональных факторов в творческом процессе детей). - Принципы доступности и прочности в обучении. - Принцип наглядности. - Принцип связи теории с практикой; - Принцип индивидуального подхода к учащимся.
IV. Формы проведения занятий
Форма организации занятий – художественная студия декоративно-прикладного искусства «Волшебная шкатулка)».
Основными формами деятельности учащихся являются:
- практическая творческая деятельность (изобразительная, конструктивная, декоративная);
- беседы с элементами практикума;
- познавательная и исследовательская деятельность;
- просмотр фрагментов видеофильмов (виртуальные экскурсии), DVD дисков и мультимедийных презентаций;
- творческие мастерские;
- коллективное обсуждение произведений декоративно-прикладного искусства и творческих работ учащихся;
- презентации творческих работ, организация выставок;
В рамках реализации программы используются как коллективные формы работы, так и индивидуальные.
Коллективные формы работы включают в себя: работу в парах и по группам; индивидуально-коллективную работу (когда каждый выполняет свою часть работы, которая затем входит в общую работу).
Широко используется метод проектов, где учащиеся учатся планировать свою деятельность по созданию индивидуального или совместного творческого продукта, получают возможность самостоятельно приобретать знания в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей, учатся проводить презентации своих творческих работ и проектов.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.
V. Основные методы и технологии
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Методы: Словесные методы: объяснение, инструктаж; Наглядные методы: метод демонстраций, метод иллюстраций; Практические методы: упражнение, практическая работа;: Частично-поисковые методы; Исследовательские методы; Методы самостоятельной работы; Методы контроля и самоконтроля в обучении.
Технологии: Личностно-ориентированная технология; Технология развивающего обучения; Технология разноуровневого обучения; Развивающее обучение; Технология обучения в сотрудничестве; Коммуникативная технология.
VI. Описание места курса в учебном плане
Программа рассчитана на 4 года. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–4-х классов. Занятия проходят в 1-х, 2-х, 4-х классах 1 раз в неделю, в 3-х классах-2 раза неделю на базе общеобразовательного учреждения, во внеурочное время.
Продолжительность занятия в 1 классе в I полугодии – 35 мин, во II полугодии - 40 мин.
Продолжительность занятия во 2-4 классах 40 минут.
Содержание программы разбито на модули. Это позволяет регулярно подводить итоги внеурочной деятельности, организовывать творческие тематические выставки и презентации творческих проектов.
VI. Планируемые результаты.
Планируемые результаты.
1. приобретение навыка изготовления игрушек из разных видов материалов с использованием различных техник декоративно-прикладного искусства;
2. активное участие в выставках декоративно-прикладного творчества;
3. использование поделок-сувениров в качестве подарков, для оформления класса, кукольных спектаклей, анимационных мультфильмов и роликов.
Личностные результаты:
1 уровень результатов – социально-значимые знания, которые планируется передать учащимся:
- понимание необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- понимания значения предметно-практической деятельности в жизни;
- адекватное понимание причин успешности/неуспешности трудовой, творческой, учебной деятельности;
- понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей;
- понимание чувств окружающих людей;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости.
2 уровень результатов – социально-значимые отношения, которые планируется развивать у учащихся:
- умение выражать положительное отношение к процессу познания;
- умение проявлять понимание и уважение к окружающим;
- уважительное отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- уважительное отношение к чужому труду и результатам труда;
- уважительное отношение к культурным традициям своего народа;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
3 уровень результатов – опыт социально-значимого действия, приобретение которого школьниками планируется организовать:
- готовность и способность обучающихся к самообразованию, саморазвитию и личностному самоопределению;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- устойчивый интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- устойчивый интерес к новым способам познания, познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- желание проявлять самостоятельность при выполнении работ;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- планировать свою деятельность с помощью учителя;
- выполнять целеполагание с помощью учителя;
- отбирать с помощью учителя адекватные средства для достижения цели деятельности;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- контролировать свои действия и действия партнера при выполнении совместной работы;
- следовать установленным правилам в планировании и контроле способа действия;
- в сотрудничестве с учителем и одноклассниками контролировать и оценивать свои действия при выполнении творческой работы;
- вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
- под руководством учителя осуществлять пошаговый контроль по результату;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной и творческой задачи, представленной на наглядно-образном и словесно-логическом уровнях;
- адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в процессе и в конце выполнения работы.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- При помощи учителя анализировать объекты, выделять главное, делать выводы;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
- устанавливать аналогии;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов выполнения задачи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать методы и приёмы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни;
- самостоятельное выделять и формулировать познавательной цели;
- выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;
- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- самостоятельно определять способы решения проблем
творческого и поискового характера.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- формулировать собственное мнение и обосновывать позицию;
- учитывать другие мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников;
- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- оценивать действия партнера и соотносить со своей точкой зрения;
- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;
- работать с информацией, представленной в форме текста, рисунка, схемы, чертежа;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
Обучающийся получит возможность научиться:
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- владеть монологической и диалогической формой речи;
- oсуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи, используя по возможности средстваи инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
- строить рассуждение об объекте, его строении, свойствах и связях;
Предметные результаты: Обучающийся научится:
- высказывать простейшие суждения о предметах декоративно-прикладного искусства;
- создавать под руководством учителя игрушки с использованием различных техник декоративно-прикладного искусства (бумажная и текстильная аппликация, мягкая игрушка, макраме, вышивка, плоское и объемное бисероплетение, плоский и объемный квиллинг, папье-маше, оригами, бумагопластика, моделирование из полимерной глины, торцевание по пластилину, фелтинг, скульптурный текстиль, художественное конструирование и др.);
- работать с разными художественными материалами при создании народной и современной игрушки (различные виды бумаги и картона, текстильные материалы, природные материалы, бисер, полимерная глина, пластилин, вторичное сырье);
- организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы;
- отбирать необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида и сложности работы;
- соблюдать правила безопасности при работе с колющими и режущими инструментами;
- узнавать и называть освоенные и новые материалы, их свойства, происхождение, применение в жизни;
- подбирать материалы по их свойствам в соответствии с поставленной задачей;
- экономно расходовать используемые материалы;
- применять приемы рациональной работы с инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы), колющими (игла);
- изготавливать плоскостные и объемные изделия (игрушки) по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам, выкройкам;
- использовать навыки компоновки и формат листа (горизонтальный, вертикальный) для выполнения эскиза творческой работы в соответствии с задачей;
- под руководством учителя разрабатывать простейшие эскизы, схемы, рисунки, выкройки для реализации собственного художественного замысла;
- анализировать конструкцию изделия (игрушки) по рисунку, чертежу, эскизу, выкройке;
- выстраивать последовательность реализации собственного художественного замысла;
- выделять детали изделия, называть их форму, взаимное расположение, виды и способы соединения деталей;
- эстетично оформлять игрушку;
Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности, повседневной жизни и для самостоятельной творческой деятельности;
- разрабатывать художественный замысел, искать пути его реализации, воплощать его в изделии (игрушке),
- самостоятельно создавать игрушки с использованием различных техник декоративно-прикладного искусства;
- самостоятельно разрабатывать эскизы, чертежи, схемы, выкройки для реализации своего художественного замысла;
- сознательно выбирать художественные материалы и техники декоративно-прикладного искусства для воплощения собственного художественного замысла;
- понимать особенности проектной деятельности;
- организовывать защиту творческой работы.
Учебно-тематический план 1-4 классы
Модули | 1кл. | 2кл. | 3кл. | 4кл. | часы |
Художественное конструирование (работа с бумагой, проволокой, папье-маше, смешанная техника). | 17 | 8 | 23 | 10 | 58 |
Игрушки из бумаги в технике квиллинг. | - | 8 | 9 | - | 17 |
Игрушки из текстильных материалов. | 16 | 8 | 16 | 16 | 56 |
Игрушки из бисера, применение бисера в декоре изделий. | - | 10 | 20 | 8 | 38 |
Всего часов: | 33 | 34 | 68 | 34 | 169 |
1 класс «Волшебная шкатулка»
Тематическое планирование (33 часа)
№ | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения |
1 | Художественное конструирование. Игрушки из бумаги. Придумай кукле прическу. Эскиз | 1 | 1 неделя |
2 | Сделай кукле прическу. Техника безопасности и приемы работы с ножницами. Заготовки для работы. | 1 | 2 неделя |
3 | Сделай кукле прическу. Плетение косичек из полосок бумаги. | 1 | 3 неделя |
4-5 | Кукла-закрутка из бумажных салфеток. | 2 | 4-5 неделя |
6-7 | Игрушки из бумажных салфеток «Конь», «Петушок», «Кукла-пеленашка». | 2 | 6-7 неделя |
8 | Выставка игрушек «Осенний хоровод». | 1 | 8 неделя |
9 | Игрушки из ниток. Игрушка из двух одноцветных помпонов. Эскиз игрушки. | 1 | 9 неделя |
10 | Заготовка колец. Изготовления помпонов. | 1 | 10 неделя |
11 | Игрушка из двух одноцветных помпонов. Изготовления помпонов. | 1 | 11 неделя |
12 | Игрушка из двух одноцветных помпонов. Изготовление дополнительных деталей. | 1 | 12 неделя |
13 | Игрушка из двух одноцветных помпонов. Соединение деталей и декор игрушки. | 1 | 13 неделя |
14 | Игрушка из многоцветных помпонов. Эскиз игрушки. Изготовление помпонов. | 1 | 14 неделя |
15 | Игрушка из многоцветных помпонов. Изготовление помпонов и дополнительных деталей. Соединение деталей. Декор игрушки. | 1 | 15 неделя |
16 | Выставка игрушек. Подводим итоги. | 1 | 16 неделя |
17 | Художественное конструирование. Игрушки из проволоки и ниток. Эскиз игрушки. | 1 | 17 неделя. |
18 | Игрушки из проволоки и ниток. Изготовление каркаса и основы из фольги. | 1 | 18 неделя |
19 | Игрушки из проволоки и ниток. Изготовление головы. | 1 | 19 неделя |
20 | Игрушки из проволоки и ниток. Изготовление тела игрушки. | 1 | 20 неделя |
21-22 | Игрушки из проволоки и ниток. Изготовление лапок игрушки. | 2 | 21-22 неделя |
23-24 | Игрушка из проволоки и ниток. Декор игрушки. Изготовление дополнительных деталей. | 2 | 23-24 неделя |
25 | Выставка игрушек. Подводим итоги. | 1 | 25 неделя |
26 | Игрушки из ниток и текстильных материалов. Игрушка из текстильных шариков. Эскиз. | 1 | 26 неделя |
27 | Мягкая игрушка из текстильных шариков. Приемы и техника безопасности работы с иглами и булавками. Изготовление выкройки. | 1 | 27 неделя |
28 | Мягкая игрушка из текстильных шариков. Разметка на материале. Шов «вперед иголка» или «сметочный». | 1 | 28 неделя |
29 | Мягкая игрушка из текстильных шариков. Изготовление текстильных шариков. | 1 | 29 неделя |
30 | Мягкая игрушка из текстильных шариков. Соединительный шов через край. Соединение деталей. | 1 | 30 неделя |
31 | Мягкая игрушка из текстильных шариков. Выполнение дополнительных деталей. | 1 | 31 неделя. |
32 | Мягкая игрушка из текстильных шариков. Декор изделия. Пришивание пуговиц. | 1 | 32 неделя |
33 | Выставка игрушек. Подводим итоги года. | 33 неделя | |
Итого 33 часа |
1 класс. Содержание занятий.
Модуль: Художественное конструирование (работа с бумагой, проволокой, папье-маше, смешанная техника).
Тема 1. Художественное конструирование. Игрушки из бумаги. Придумай кукле прическу. Эскиз (1ч.) Что такое художественное конструирование. Какие бывают игрушки: по назначению: развивающие игрушки для малышей, спортивные игрушки, образно-сюжетные игрушки - игрушкам, знакомящим детей с окружающей природной средой (куклы, фигурки людей, животных и рыб, предметы домашнего обихода, транспортные игрушки и т. п.), политехнические игрушки (конструкторы, модели машин, химические, электромонтажные наборы, электромеханические и др.), музыкальные, дидактические (обучающие), для художественного творчества; по материалу: деревянные, металлические, текстильные, пластмассовые, резиновые, комбинированные, полиграфические, керамические, (елочные – стеклянные, бумажные, из бисера), из папье-маше. Техники работы с бумагой: аппликация, оригами, квиллинг, полигональное моделирование (паперкрафт), папье-маше, моделирование из объемных геометрических форм, моделирование из мягкой бумаги (салфетки, гофрированная бумага). Материалы и инструменты для изготовления игрушки из мягкой бумаги. Выполнение эскиза прически для куклы.
Тема 2. Придумай кукле прическу. Техника безопасности и приемы работы с ножницами. Заготовка для работы.(1ч.) Плоские и объемные игрушки из мягкой бумаги (салфетки, гофрированная бумага). Виды бумажной продукции для творчества. Бумага и картон. Виды бумаги: Свойства бумаги: прочность, влагостойкость, горючесть, мягкость, гладкость. Приемы работы с бумагой: разрезание, разрывание, сминание, сгибание - разгибание, складывание, скручивание, склеивание. Техника безопасности и приемы работы с ножницами. Разрезание по прямой линии. Вырезание по криволинейной траектории. Приемы работы с сухим клеем типа стикер. Выполнение в технике аппликации заготовки для последующей работы (на вертикальном формате картона А5 силуэтное изображение головы человека с шеей).
Тема 3. Сделай кукле прическу. Плетение косичек из полосок бумаги. (1ч.) Повторение техники безопасности работы с ножницами и приемов работы с клеем типа стикер. Свойства гофрированной (крепированной) бумаги. Приемы работы с гофрированной бумагой: растягивание, складывание, сминание, сгибание, разрезание, скручивание. Рациональные приемы нарезки полосок бумаги. Плетение косичек (из трех нитей) и завязывание узелков и бантиков из полосок гофрированной бумаги. Моделирование прически для куклы из заготовленных косичек и полосок бумаги.
Тема 4-5. Кукла-закрутка из бумажных салфеток. (2ч.) Народная игрушка: кукла-закрутка, кукла-столбушка, кукла-пеленашка. Кукла игровая, обрядовая, оберег. Тряпичная кукла-закрутка и кукла-закрутка из мягкой бумаги. Приемы выполнения куклы-закрутки из бумажных салфеток.
Тема 6 -7. Игрушки из бумажных салфеток «Конь», «Петушок», «Кукла-пеленашка». (2ч.) Народные игрушки «Солнечный Конь» и «Петушок» из лыка и соломы. Приемы выполнения игрушек «Конь» и «Петушок» из бумажных салфеток. Дополнительно: «Кукла пеленашка» - работа по инструкционной карте.
Тема 8 . Выставка игрушек «Осенний хоровод». (1ч.) Выставка игрушек «Осенний хоровод». Повторение терминологии. Представление работ. Подведение итогов.
Модуль: Игрушки из текстильных материалов.
Тема 9 . Игрушки из ниток. Игрушка из двух одноцветных помпонов. Эскиз игрушки. (1ч.) Какие бывают игрушки из ниток и текстильных материалов. Что такое текстильные материалы. Игрушки из ниток и пряжи (игрушки связанные крючком или спицами, игрушки из помпонов, игрушки-закрутки или мотанки, комбинированные). Выбор пряжи для изготовления игрушки (зефирная пряжа, плюшевая пряжа, пряжа с ворсом и др). Способы изготовления помпонов: на кольцах, на прямоугольнике, на руке, на вилке). Изготовление кисточек из ниток и пряжи. Материалы и инструменты для изготовления игрушки из пряжи и ниток. Игрушка из двух одноцветных помпонов. Эскиз игрушки «Снеговик».
Тема 10 . Заготовка колец. Изготовления помпонов. (1ч.) Заготовка колец из картона для выполнения помпонов. Способы разметки (по шаблону, по трафарету, при помощи циркуля). Работа по шаблонам. Правила разметки (по изнаночной стороне, от края материала). Разметка на картоне. Вырезание по криволинейной траектории. Изготовление помпонов. Прием наматывания нити на кольцо.
Тема 11 . Игрушка из двух одноцветных помпонов. Изготовления помпонов. (1ч.)
Повторение приема наматывания нити на кольцо. Способ выполнения помпона: разрезание нитей, связывание нитей, выравнивание формы ножницами.
Тема 12 . Игрушка из двух одноцветных помпонов. Изготовление дополнительных деталей.
( 1ч.)
Изготовление дополнительных деталей из фетра, картона, нитей (нос-морковка, глаза, ротик, шарфик, мешок с подарками, шапочка, лыжи, лопата, метла и др.) Способы изготовления дополнительных деталей. Изготовление дополнительных деталей.
Тема 13 . Игрушка из двух одноцветных помпонов. Соединение деталей и декор игрушки.
( 1ч.)
Соединение деталей в изделие (связывание, приклеивание). Декор изделия. Украшение пуговицами, стразами, лентами.
Тема 14 . Игрушка из многоцветных помпонов. Эскиз игрушки. Изготовление помпонов. ( 1ч.)
Игрушка из двух и более многоцветных помпонов. Эскиз игрушки «Лесные звери». Способы изготовление многоцветных помпонов и приемы наматывания разноцветных нитей на кольцо. Изготовление многоцветных помпонов.
Тема 15 . Игрушка из многоцветных помпонов. Изготовление помпонов и дополнительных деталей. Соединение деталей. Декор игрушки. (1ч.)
Изготовление многоцветных помпонов и дополнительных деталей из фетра (уши, глазки, носик, лапки, хвост). Соединение деталей в изделие (связывание, приклеивание). Декор изделия. Украшение пуговицами, стразами, лентами. Плетение жгутов в технике макраме «цепочка» из одной нити, «косичка» из трех нитей, «витой жгут» из двух нитей.
Тема 16 . Выставка игрушек. Подводим итоги. (1ч.)
Выставка игрушек «Под новый год». Повторение терминологии. Представление работ. Подведение итогов.
Модуль: Художественное конструирование (работа с бумагой, проволокой, папье-маше, смешанная техника).
Тема 17 . Художественное конструирование. Игрушки из проволоки и ниток. Эскиз игрушки. (1ч.)
Повторение «Что такое художественное конструирование». Игрушки из проволоки и ниток - материалы и инструменты (ножницы, нитки пряжа или джутовая нить, проволока, кусачки, фольга, клей ПВА, кисть для клея, одноразовая тарелочка). Что такое каркас. Назначение проволочного каркаса (основа, подвижность деталей). Выполнение эскиза: самой игрушки и проволочного каркаса.
Тема 18 . Игрушки из проволоки и ниток. Изготовление каркаса и основы из фольги. (1ч.)
Приемы работы с проволокой. Приемы выполнения каркаса прямостоящей игрушки. Способ крепления ручек. Способы выполнения основы для головы и тела из фольги.
Тема 19. Игрушки из проволоки и ниток. Изготовление головы. (1ч.) Выполнение головы и ушек игрушки. Приемы наматывания нити на основу головы (послойное наматывание нити с закреплением клеем ПВА). Направления наматывания нити. Закрепление нити. Приемы работы с клеем ПВА. Выполнение ушек игрушки.
Тема 20. Игрушки из проволоки и ниток. Изготовление тела игрушки. (1ч.) Выполнение тела игрушки. Приемы наматывания нити на основу тела игрушки (послойное наматывание нити с закреплением клеем ПВА). Направления наматывания нити. Закрепление нити.
Тема 21-22. Игрушки из проволоки и ниток. Изготовление лапок игрушки. (2ч.)
Выполнение лапок игрушки. Выполнение основы ладошек игрушки из фольги. Выполнение основы ступней игрушки из пластилина и фольги. Приемы наматывания нити на каркас лапок игрушки (послойное наматывание нити с закреплением клеем ПВА). Направления наматывания нити. Закрепление нити.
Тема 23-24. Игрушка из проволоки и ниток. Декор игрушки. Изготовление дополнительных деталей. (2ч.)
Выполнение дополнительных деталей игрушки. Выполнение элементов одежды (штанишки, кофточка, носочки, обувь.) - наматывание цветных нитей на заготовку формы. Декор изделия. Украшение пуговицами, стразами, лентами, тесьмой (клеевое соединение).
Тема 25. Выставка игрушек. Подводим итоги. (1ч.) Выставка игрушек. Повторение терминологии. Представление работ. Подведение итогов.
Модуль: Игрушки из текстильных материалов.
Тема 26 . Игрушки из ниток и текстильных материалов. Игрушка из текстильных шариков. Эскиз. (1ч.) Какие бывают игрушки из текстильных материалов. Игрушки из пряжи, игрушки из ткани и искусственного меха (народная игрушка-закрутка, мягкая игрушка из текстильных шариков-помпонов, плоская игрушка из фетра, мягкая набивная игрушка сложной формы, мягкая набивная игрушка на каркасе.). Материалы и инструменты для изготовления игрушки из текстильных шариков. Виды наполнителя для набивных мягких игрушек (натуральные наполнители, искусственные наполнители). Мягкая игрушка из текстильных шариков-помпонов. Эскиз игрушки из 2-х и более шариков.
Тема 27 . Мягкая игрушка из текстильных шариков. Приемы и техника безопасности работы с иглами и булавками. Изготовление выкройки. (1ч.) Приемы и техника безопасности работы с иглами и булавками. Повторение техники безопасности работы с ножницами. Повторение способов и правил разметки. Изготовление выкройки: разметка на бумаге по шаблону или при помощи циркуля.
Тема 28 . Мягкая игрушка из текстильных шариков. Разметка на материале. Шов «вперед иголка» или «сметочный». (1ч.) Разметка на материале (правила и способы разметки на ткани). Правила работы с ножницами при резке ткани. Виды ручных швов: шов «вперед иголка» или «сметочный». Приемы работы с иглой и булавками. Вдевание нити в иглу. Выполнение узелка. Изготовление текстильных шариков-помпонов.
Тема 29 . Мягкая игрушка из текстильных шариков. Изготовление текстильных шариков. (1ч.) Повторение материала: виды ручных швов: шов «вперед иголка» или «сметочный», приемы работы с иглой и булавками, вдевание нити в иглу, выполнение узелка. Изготовление текстильных шариков-помпонов.
Тема 30 . Мягкая игрушка из текстильных шариков. Соединительный шов через край. Соединение деталей. (1ч.) Виды ручных швов: соединительный шов «через край». Закрепление приемов работы с иглой и булавками. Соединение деталей в изделие.
Тема 31. Мягкая игрушка из текстильных шариков. Выполнение дополнительных деталей. (1ч.) Изготовление дополнительных деталей из фетра и пряжи. Выполнение бумажных шаблонов дополнительных деталей (лапки, ушки, хвост и др.). Разметка на материале. Изготовление дополнительных деталей из фетра, картона. Изготовление из пряжи волос и шерсти.
Тема 32. Мягкая игрушка из текстильных шариков. Декор изделия. Пришивание пуговиц. (1ч.) Украшение пуговицами, стразами, лентами, тесьмой. Пришивание пуговиц. Пришивание лент, тесьмы потайным швом.
Тема 33. Выставка игрушек. Подводим итоги года. (1ч.) Повторение пройденного материала и терминологии. Представление работ. Подведение итогов года.
- Войнатовская Е. куклы-хранители женского счастья: мастер-классы и выкройки от Nkale. – СПб.; Питер, 2016. – 32с.6ил. – (Серия «Своими руками»).
- Галанова Т.В., Кобякова Н.К., Столярова А.М. Мягкие игрушки. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2008. – 80 с.: ил. (Сделай сам любимые игрушки).
- Джейн Дженкинс. Трехмерный квиллинг. Объемные фигурки из бумажных лент. – М.: Издательская группа «Контакт», 2012.
- Друкер Марина. Авторская кукла: моделирование и декорирование. Перевод с английского У. Сапциной. – М.: Контент, 2015.
- Дубровская Н.В. Аппликация из гофрированной бумаги. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. – 64 с.
- Кочеткова Н.В. Мастерим игрушки сами: образовательная программа и конспекты занятий (для детей 7-14 лет)/ авт.-сост. Н.В. Кочеткова. - Волгоград: Учитель. – 141 с.
- Лаврентьева Елена. Чулочная кукла. Новогодние игрушки. – СПб.: Питер, 2016.-64с.; ил.- (Серия «Новогодние подарки и поделки»)..
- Левина М. 365 кукол со всего света. - М.: Айрис Пресс, 2000, -247 с., ил.
- Лындина Ю. Фигурки из бисера.- М.: Культура и традиции, 2004.
- Максимова М. В., Кузьмина М.А. Послушные узелки. – М.: Эксмо, 2005. -96 с. (Серия»Заботы маленькой хозяйки»).
- Нагибина М.И. Чудеса для детей из ненужных вещей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997. -192 с., ил. – (Серия: «Вместе учимся мастерить»).
- Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997. -208 с., ил. –(Серия: «Вместе учимся мастерить»).
- Петрова И.М. Волшебные полоски. Ручной труд для самых маленьких. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»; 2009. – 32с. + вкл. 4 с.
- Проснякова Т.Н., Ларичева Е.И., Кубышева Е.С. Радужный мир: Учебное пособие по внеурочной деятельности для 1 класса в 2 частях. – Самара Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2013. Часть 2. – 104 с.: ил.
- Рэй Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы. – М.: Росмэн, 1996. – 253 с.
- Селенова О.Л. Веселые игрушки для дома. - М.: Мода и рукоделие, 2004, 64 с., илл.
- Соколова Ю.П., Сидорович Ю.А. Мягкая игрушка. - СПб.: Литера, 1998. – 208 с.
- Шквыря Ж.Ю. 3D квиллинг. Игрушки для малышей. – М.: Суфлёр; Ростов н/Дону; Феникс,2013. -64 с.: ил.- (Волшебная мастерская. Мои первые шедевры).
- Юртакова А.Э., Юртакова Л.В. Квиллинг. Полуобъемные композиции. – Донецк: «Издательство СКИФ», 2011, 64 с.: ил.
- Юртакова А.Э., Юртакова Л.В. Квиллинг. Объемные фигурки. – Донецк: «Издательство СКИФ», 2012, 64 с.: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
р Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебная шкатулка" (общекультурное направление)
Формирование интереса к чтению , эстетическое развитие личности ребенка, осмысление им общекультурных традиционных ценностей русского народа . Приобщать школьников к актив...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами" 2 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами" 2 класс включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа кружка "Волшебная шкатулка" ФГОС
Рабочая программа разработана для уч-ся начальной школы....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Волшебный сундучок" для 2 класса
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Волшебный мир книг» 2 класс «Б» II отделение
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Волшебный мир книг»2 класс «Б» II отделение...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Волшебный мир книг» 2 класс «Б» II отделение
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Волшебный мир книг»2 класс «Б» II отделение...
Программа внеурочной деятельности Клуб «Волшебная шкатулка» 1-4 класс
Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность» предназначена для работы с детьми 1-4 классов, обучающихся по УМК «Перспективная начальна...